Культурный код на уроках истории (технологическая карта с приложениями)

Технологическая карта урока истории на тему "Бунташный век" содержит описание деятельности учителя и деятельности обучающихся (указаны осуществляемые действия и формируемые умения). Это урок открытия нового. Предлагаются дополнительные материалы (приложение 1-2) для наблюдения, сопоставления и анализа из разных исторических источников. Можно использовать презентацию к данному уроку.Учебник для 7 класса, авторы: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI-XVIII веков.
Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

10

Технологическая карта урока истории

Автор

Белоусова Татьяна Олеговна

Предмет

история

Класс

7

Автор УМК

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI-XVIII веков.

Тема урока

Бунташный век

Тип урока

урок изучения нового материала



Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Осуществляемые действия(1,2,3,…n)

Формируемые умения(*)

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия(1,2,3,…n)

Формируемые умения(*)

Примечания






Задания

Коммуникация как

взаимодействие

(учет позиции

собеседника по

деятельности

Осуществляемые действия(1,2,3,…n)

Формируемые умения(*)

Коммуникация как

сотрудничество

(согласование

усилий по достижению

общей цели - ориентация

на партнера

Осуществляемые действия(1,2,3,…n)

Формируемые умения(*)

Коммуникация как

интериоризация

(стили и способы

построения речевой

коммуникации)

Осуществляемые действия(1,2,3,…n)

Формируемые умения(*)




Организационный этап

Контроль готовности обучающихся к началу урока


*способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

Мотивация учебной

деятельности учащихся

Демонстрация образа-интриги урока (отрывок из романа В.Бахревского "Тишайший")

Координация выполнения заданий учащимися

1.Чтение и осмысление текста.

2.Заполнение ассоциативного кластера

3.Работа с содержанием ассоциативного кластера. Конкретизация элементов образа - интриги

4.Выдвижение гипотезы о содержании и проблемном поле новой темы. Запись новой темы в тетрадь.

*Смысловое чтение

*Перцептивный анализ

*Перцептивный синтез

* Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

3.Обсуждение в паре возможных вариантов выполнения задания №3.

*планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

3.Выработка общего варианта выполнения задания №3.

* управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера

4.Общее обсуждение темы и проблемного поля. (фронтальная работа)

*умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

*целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно,

*планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий

1.Познакомьтесь с фрагментом романа Бахревского В. "Тишайший".

2.Заполните ассоциативный кластер, сформулировав ощущения, образы, которые появились у вас после знакомства с отрывком.

3.На основе содержания кластера назовите ассоциативный ряд имен прилагательных,

характеризующих образ-интригу.

4.С помощью названных прилагательных попробуйте сформулировать тему, проблему урока.


Актуализация знаний.

Координация выполнения заданий учащимися

5.Составление схемы морфологического преобразования.

*осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

2.Работа со словарной статьей.

*сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;


5.Обсуждение классом содержания элементов схемы морфологического преобразования

5. контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него

5.Морфологическое преобразование:

  • объедините прилагательные в смысловые группы;

  • попробуйте заменить прилагательные одной группы таким существительным, лексическое значение которого отражало бы сформулированные вами признаки образа-интриги;

  • соотнесите существительные с ранее изученными историческими понятиями;

  • попробуйте сформулировать основное понятие новой темы;

  • найдите его значение в словаре учебника

Первичное усвоение новых знаний.

Организует работу групп, консультирует на различных этапах выполнения задания.

6-7.Заполняют таблицу по результатам самостоятельного информационного поиска, осваивая содержательные модули новой темы. Формулируют ряд суждений, отражающих аспекты проблемного поля изучаемого вопроса.

* поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска

*структурирование знаний по новой теме.

Обсуждение в паре возможных вариантов выполнения задания №6-7

Выработка общего варианта выполнения задания № 6-7

*умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

6-7.Разработка и осуществление алгоритма групповой работы:

  • распределение обязанностей;

  • совместный контроль деятельности.

6. Заполните таблицу «Бунташный век». (Работа организуется по группам:

  • группа А: работает с текстом учебника С.67-68, формулируя общие причины народных движений в России XVII века. На стадии презентации результатов члены группы должны будут проанализировать влияние общих причин на события любого из бунтов;

  • группа Б: работает с текстом источника Приложение1., составляя сравнительную характеристику Соляного и Медного бунтов в Москве;

  • группа С: работает с текстом источника Приложение2.,готовя описание восстания Степана Разина.

7. Группы презентуют результат своей работы.

(Во время выступления одной из групп остальные заполняют соответствующие ответу графы таблицы).

Первичная проверка понимания

Координация выполнения заданий учащимися.

Корректировка вариантов ответов

8.Составляют логическую последовательность собственных умозаключений на тему «Бунташный век при Тишайшем царе», анализируя проблемные аспекты темы.

8.Усваивают культуру публичного выступления.

8.Участвуют в экспертизе ответов одноклассников.

8. На основе сформулированных суждений предложите логическую последовательность собственных умозаключений на тему «Бунташный век при Тишайшем царе»

Первичное закрепление

Корректировка вариантов ответов

9.Структурируют содержания изученной темы, составляя алгоритм.

*рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

9. коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

9. Составьте примерный алгоритм изучения данной темы.

Информация о домашнем задании

Пояснение домашнего задания.


Фиксируют д/з в дневник


  • ▲Составить словарь темы «Бунташный век», выучить соответствующие определения понятий.

  • ▲Выполнить задания в рабочей тетради №4, №5, с.24.

  • ♦*Попробуйте составить описание бунта в Москве в 1648 году от лица очевидца (боярина, горожанина, стрельца)

  • ♦*Подготовьте сообщение о волнениях 1648г в Курске

  • ! учебник с.67-74 пересказ

▲ обязательное письменное задание,

♦*устное на выбор,

! обязательное задание для всех

Рефлексия ( подведение итогов урока)

Анализ полученных данных, подведение итогов.

10. Заполняют рефлексивную мишень.



оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения

10. Заполните рефлексивную мишень

Приложение 1

7156-го (1648 г.) июня в 2 день (...) государь царь и великий князь Алексей Михайлович Всея Руси был в те поры у праздника у живоначальные Троицы в Сергееве монастыре и с царицею…И на праздник Стретения чудотворныя иконы Владимирские было смятение в мире, били челом всею землею государю на земсково судью на Левонтья Степанова сына Плещеева[1], что от нево в миру стала великая налога и во всяких разбойных и татиных делах по ево Левонтьеву наученью от воровских людей напрасные оговоры. И государь царь того дни всей земле ево Левонтья не выдал.

И того ж дни возмутились миром на ево Левонтьевых заступников, на боярина и государева царева дятку на Бориса Иванова сына Морозова[2], да на окольничево на Петра Тихонова сына Траханиотова[3], да на думново дьяка на Назарья Иванова сына Чистово[4] и иных многих единомыслеников их, и домы их миром розбили и розграбили. И самово думново дьяка Назарья Чистого у нево в дому до смерти прибили.

И июня в 3 день, видя государь царь такое в миру великое смятение, велел ево земсково судью Левонтья Плещеева всей земле выдать головою, и его Левонтья миром на Пожаре[5] прибили ослопьем[6]. И учели миром просити и заступников ево единомыслеников Бориса Морозова и Петра Траханиотова. И государь царь высылал на Лобное место с образом чюдотворныя иконы Владимирския патриарха Иосифа Московскаго и Всея Русии, и с ним митрополит Серапион Сарский и Подонский, и архиепископ Серапион Суджальский, и архимандриты, и игумены, и весь чин священный. Да с ними ж государь посылал своего царскаго сигклиту[7] бояр своих: своего государева дядю болярина Никиту Ивановича Романова, да болярина князя Дмитрия Мамстрюковича Черкасково, да болярина князя Михаила Петровича Пронсково, и с ними много дворян, чтоб миром утолилися. А заступников Левонтьевых Бориса Морозова и Петра Траханиотова указал де государь с Москвы разослать, где де вам миряном годно, и впредь де им Борису Морозову и Петру Траханиотову до смерти на Москве не бывать и не владеть и на городех у государевых дел ни в каких приказех не бывать. И на том государь царь к Спасову образу прикладывался, и миром и всею землею положили на ево государьскую волю.

И того ж дни те прежреченные Борис Морозов и Петр Траханиотов научением дьявольским разослали людей своих по всей Москве, велели всю Москву выжечь. И они люди их большую половину Московского государства выжгли: от реки Неглинны Белой город до Чертольские стены каменново Белово города, и Житной ряд и Мучной и Солодяной, и от тово в миру стал всякой хлеб дорог, а позади Белова города от Тверских ворот по Москву реку да до Землянова города. И многих людей из зажигалыциков переимали и к государю царю для их изменничья обличенья приводили, а иных до смерти побивали.

И июня в 4 день миром и всею землею опять за их великую измену и за пожег возмутились и учели их изменников Бориса Морозова и Петра Траханиотова у государя царя просить головою. А государь царь тое ночи июня против 4 числа послал Петра Траханиотова в ссылку, на Устюг Железной[8] воеводою. И видя государь царь во всей земле великое смятение, а их изменничью в мир великую досаду, послал от своего царьского лица окольничево своего князь Семена Романовича Пожарсково[9], а с ним 50 человек московских стрельцов, велев тово Петра Траханиотова на дороге сугнать и привесть к себе государю к Москве. И окольничей князь Семен Романович Пожарской сугнал ево Петра на дороге у Троицы в Сергееве монастыре и привез ево к Москве связана июня в 5 день. И государь царь велел ево Петра Траханиотова за ту их измену и за московской пожег перед миром казнить на Пожаре. А тово Бориса Морозова государь царь у миру упросил, что ево сослать с Москвы в Кирилов монастырь на Белоозеро, а за то ево не казнить, что он государя царя дятка, вскормил ево государя. А впредь ему Борису на Москве не бывать и всем роду ево Морозовым нигде в приказех у государевых дел, ни на воеводствах не бывать и владеть ничем не велел. На том миром и всею землею государю царю челом ударили и в том во всем договорилися. А стрельцов и всяких служивых людей государь царь пожаловал, велел им свое государево жалованье давать денежное и хлебное вдвое. А которые погорели, и тем государь жаловал на дворовое строенье по своему государеву разсмотреныо. А дятку своево Бориса Морозова июня в 12 день сослал в Кирилов монастырь под начал.

Составитель - Пелевин Ю.А.; текст - Городские восстания в Московском государстве XVII в.

Сборник документов. - М.; Л., 1935. С. 73-75; изобр. - oldmoscow.prestige.ru/17/17.htm

historydoc.edu.ru/catalog.asp?ob_no=15446&cat_ob_no

Описание "медного бунта" Патриком Гордоном

Июля 5 [Ошибка П. Гордона Медный бунт был 25 июля 1662 года]. Рано утром, когда я обучал полк на поле у Новоспасского монастыря, к нам явился полковник Крофорд, сообщил, что в городе великое смятение, и дал приказ выступать к Таган­ским воротам. Я осведомился, где император [царь], и узнав, что он в Ко­ломенском, советовал идти туда, на что полковник никак не согла­шался и послал одного русского лейтенанта разведать, в чем дело. Затем он сам поскакал к мосту, где проходили мятежники, и подверг­ся бы нападению, если бы не был спасен выборными солдатами [два московских выборных полка, сформированных в 1656 - 58 гг.], кои его знают.

Мятежники толпою вышли из Серпуховских ворот. Их было около 4 или 5 тысяч, без оружия, лишь у некоторых имелись дубины и палки. Они притязали на возмещение [убытков] за медные деньги, соль и многое другое. С сею целью в разных местах горо­да были расклеены листы, а один стряпчий перед Земским двором читал лист, содержащий их жалобы, имена не­которых особ, коих они мнили виновными в злоупотреблениях, и призыв ко всем идти к царю и добиваться возмещения, а также го­лов дурных советников.

Когда чернь собралась, иные пошли грабить дом гостя или старосты по имени Василий Шорин, но большинство отправились в Ко­ломенское, где, пока Его Величество пребывал в церкви, они домогались у бояр и придворных обращения к царю. Наконец, когда царь вышел из церкви и сел на коня, они весьма грубо и с громкими вопля­ми настаивали, чтобы он загладил их обиды. Царь и кое-кто из бояр порицали их за то, что пришли в таком беспорядке и количестве, и объявили, что обиды будут заглажены, а посему немедленно будет созван совет - им должно лишь немного потерпеть. Тем временем при первом их появлении был послан приказ двум стрелецким полковникам идти со своими полками как можно скорее в Ко­ломенское, а прочим было велено подавить оставшихся в Москве.

В сильном нетерпении я убеждал полковника идти в Коломен­ское, но он все не желал выступать без приказа. У нас в полку было около 1200 человек, в том числе 800 мордвин и черемисских татар, кои, верно, не стали бы сочувствовать или примыкать к мятежникам и бунтовщикам; остальные - пестрая смесь из русских - не стоили большого доверия. Правда, за малым исключением все они оставались под знаменем, а офицеры хорошо за ними надзирали. Я раздал порох и пули, каждому по три заряда - все, что имел.

Наконец я добился от полковника разрешения самому ехать в Коломенское за приказом, что и сделал весьма спешно. Однако бунтов­щики так обложили дворцовые аллеи, что я никак не мог подобраться и с большим трудом избежал плена. По пути назад на лугу стоял пол­ковник Аггей Ал[ексеевич] Шепелев со своим полком, который сильно поредел, ибо многие из его солдат участвовали в бунте. Я спро­сил, какие им получены приказания; он ответил - стоять на месте. Чуть поодаль я повстречал Артемона Сергее[еевича] Матвее­ва, а затем Семена Фед[оровича] Полтева на марше с их довольно поредевшими полками. Оба сказали, что им велено идти в Коломен­ское, но не могли подать совет, что делать мне.

Князь Юрий Ивано[вич] Ромодановский, один из главных наперс­ников и фаворитов Его Величества, был послан в Слободу, или Предместье Иноземцев, дабы привести их всех в Коломенское. В Слободе поднялся большой переполох. У одного купца брали оружие, раздавали желающим, и все выступали, кто на лошадях, кто пешком.

Добравшись до полка, который полковник отвел от ворот и по­строил возле монастыря, я убедил его идти вперед. Мы дошли до Кожуховского моста, где получили приказ остановиться, охранять мост и захватывать беглецов. К этому времени два стрелецких полка яви­лись и были пропущены через задние ворота дворца, Они соединились со всадниками из придворных и, произведя нападение через большие ворота, без особого риска и труда рассеяли [мятежников], одних загнали в реку, других перебили и множество взяли в плен. Многие к тому же спаслись.

Солдаты нашего полка поймали 13 отставших, кои вместе с прочими, взятыми позже, были назавтра отправлены в Коломенское. Из сих бунтовщиков множество на другой день было повешено в раз­ных местах, а около 2000 с женами и детьми впоследствии сослано в дальние края.

Все иноземные офицеры получили за сие дело небольшие пожалованья или награды, а мой полковник - весьма значительный дар, наряду со стрелецкими полковниками, кои вместе со своими офицерами были щедро награждены. Если бы полковник последовал моему совету, мы явились бы в срок для охраны Его Величества и вполне могли разгромить бунтовщиков. Мой полковник потом часто сокрушался, что упустил столь хорошую возможность ко своему и нашему отличию.

Примерно тогда же возмутились башкирские татары и стали тре­вожить русские гарнизоны в Уфе, Осе и другие. Земля эта лежит по пути в Сибирь, на юг от реки Камы; реки Уфа, Сон и прочие, что омывают их землю, впадают в Каму. Повод к сему бунту дали при­теснения и вымогательства губернаторов. [Башкиры] - хорошие на­ездники, вооруженные луками, стрелами и копьями. Они язычники. Земля их неплодородна, полна лесов и изобильна рыбой и дичью. Всего их менее 10 000 семей…

Мой полковник получил приказ выступить с полком против сих дикарей. Узнав об этом, я заявил ему, что согласно моему договору уже прослужил почти год майором; я не намерен и не стану отправляться так далеко от двора (свыше 1000 верст) в оном чине, ибо мы, возможно, проведем [там] несколько лет. Поразмыслив об этом, и сам [не] желая настолько удаляться от двора, к тому же про­тив неблагородного врага, полковник принял меры, дабы избавиться от сего поручения. С региментом туда отправился подполковник, произведенный в полковники, меня же произвели в под­полковники на его место.

Патрик Гордон. Дневник. Пер. Д.Г. Федосова. М., Наука, 2002, стр. 119 -121

hrono.ru/dokum/1600dok/1662bunt.php






Приложение 2


Грамота от Степана Тимофеевича от Разина

Пишет вам Степан Тимофеевичь всей черни. Хто хочет Богу да государю послужити, да и великому войску, да и Степану Тимофеевичу, и я выслал казаков, и вам заодно бы изменников вывадить и мирских кравапивцов вывадить. И мои казаки како промысь станут чинить и вам бы итить к ним в совет, и кабальныя и апалныя шли бы в полк к моим казакам.

ПИСЬМО СТЕПАНА РАЗИНА К РУССКИМ, ТАТАРАМ, ЧУВАШАМ И МОРДВЕ ЦИВИЛЬСКОГО УЕЗДА

От донских и от яицких атаманов молотцов, от Степана Тимофеевича и ото всего великого войска Донского и Яицкого наметь Цывильского уезду розных сел и деревень черней руским людем и татаром и чюваше и мордве. Стоять бы вам черне, руские люди и татаровя и чювяша, за дом пресвятые Богородицы и за всех святых, и за великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича <…>, и за благоверных царевичев, и за веру православных християн. А как не Цывильска к вам, к черне, руские люди и татарови и чюваша и мордва, высылыцики в Цывильской уезд по селом и по деревням будут и станут загонеть в осад стоять в Цывильску, и вам бы, черне, в осад в Цывильск не ходить, потому что над вами учинет обманом, всех в осаде вас прерубет. А тех бы вам цивильских высильщиков ловить и привозить в войско в Синбирск. А которые цывиленя дворяня и дети боярские и мурзы и татаровя, похотев заодно тоже стоять за дом пресвятые Богородицы и за всех святых и за великого государя и за благоверных царевичев, и за веру православных крестиян, и вам бы, чернь, тех дворян и детей боярских и мурз и татар ничем не тронуть и домов их не разореть. А с войсковой памяти вам, чернь, списывать отдавать списки по селам церковным причетником дьячком в слово в слово. И списывая, отдавать их по розным волостем и по селам и по деревням сотцким и старостам и десяцким, чтоб они, уездные люди, все в сию высковою наметь знали. К сей памяти высковую печать атаман Степан Тимофеевич приложил. А с сею высковою памятью послан наш высковой казак Ахпердя мурза Киддибяков, и вам бы, чернь, ево во всем слушать и спору не держать. А буде ево слушать ни в чем не станете, и вам бы на себя не пенять.

ПРЕЛЕСТНАЯ ГРАМОТА СТЕПАНА РАЗИНА

От Великого войска Донского и от Олексея Григорьевича в город Харьков полкъовнику Грицьку и всем мещаном челобитье. В нынешнем во 179-ом году октября в 15 день по указу великого государя и по грамоте его, великого государя, вышли мы, великое войско Донское, з Дону Донцом ему, великому, государю, на службу, потому что у нево, великого государя, царевичев не стала и от них, изменников бояр, и мы, великое войско Донское, стали за дом Пресвятыя Богородицы и за ево, великого государя и за всю чернь. И вам бы, атаманом молотцом, Грицко полковник, со всеми городовыми людьми и мещанами, стать с нами, великим войском Донским, заедина за дом Пресвятыя Богородицы и за ево, великого государя, и за всю чернь потому, чтобы нам всем от них, изменников бояр, в конец не погибнуть. [На обороте]: К сей грамоте великого войска Донского атаман Алексей Григорьевичь печать приложил. Отдать ся грамота в Харкове полковнику и всем городовым людей.

history.ru/content/view/1307/87/



© 2010-2022