Технологическая карта занятия по теме Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Тема урока

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Предмет

История

Класс

5

Базовый учебник

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира: Учебник для 5 класса: - М. «Просвещение», 2014

Педагогическая цель

Сформировать у учащихся представление о законах царя Хаммурапи, первых законах в истории Древнего мира;

создать условия для развития умений работать с документом, извлекать из него необходимую информацию

Задачи урока

Обучающие:

  1. Сформировать представление о законотворческой деятельности царя Хаммурапи, о роли законов в Вавилонском царстве.

  2. Показать особенности законов - их социальную направленность.

  3. На примере действия законов отработать понятия "государство", "закон".

Развивающие:

  1. Формировать способность выявлять причины и последствия создания свода законов в древнем государстве.

  2. Развивать умения применять знания в новой учебной ситуации.

  3. Отрабатывать навыки самостоятельной работы.

  4. Совершенствовать навыки исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление и др.

  5. Развивать коммуникативные и творческие способности

Воспитательные:

  • способствовать формированию понимания культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира.


Тип урока

Комбинированный

Методы обучения

Иллюстративно-словесный, практический

Формы работы

Фронтальная (активное слушание, фронтальный опрос)

Групповая

Предметные результаты

Способность применять понятийный аппарат исторического знания (государство, закон) и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность

Личностные результаты

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность

Метапредметные результаты

Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении; владение умением работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы)

Основное содержание темы, понятия и термины

Государство, законы

Образовательные ресурсы

Учебник.

Дидактический материал к уроку и для выполнения домашнего задания



Организационная структура урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии



I Организационный момент (1 минута)

Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Приветствует учащихся

Проверяет готовность к уроку, отмечает отсутствующих в классе

Приветствуют учителя

Организуют свое рабочее место

Личностные:

проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности

II Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Древнее Двуречье» (6 минут)

Показать актуальность изучаемого материала, активизировать мыслительную деятельность учащихся

Организация взаимопроверки

- Ребята, какие вы знаете жесты руками? Что они обозначают?

- Сейчас я покажу очень древний жест и вы должны предположить, что он может обозначать?

Для того, чтобы отгадать эту загадку, необходимо в течение всего урока пользоваться одним жестом - поднятая рука для ответа. И сейчас давайте ответим на вопросы, используя этот жест.

Фронтальный опрос:

- Ребята, скажите, пожалуйста, какую тему мы изучаем? (Древнее Двуречье)

- Что вы узнали о Древнем Двуречье?

Ответы детей:


  • географическое положение; природные условия;

- показать на карте.

Сопутствующие вопросы:

- Где расположено Двуречье и почему оно так называется?

- Чем занимались люди в Двуречье, какое у них было основное занятие?

- как называется особый вид письма в Двуречье?

- А кто мне скажет, были ли в этой стране государства? Если были, то когда они возникли?

- Почему вы говорите, что они являются государствами, а не городом или страной?

( государства имеют свои признаки: название, территорию, своего правителя, свое войско)

Проверочная работа: выписать на листочках в два столбика божества Египта и Двуречья

- Амон-Ра, Эа, Син, Осирис, Бастет, Иштар, Сет, Самаш.

Давайте подведем итоги: вставить пропущенные слова в предложениях:

Страна под названием Междуречье или… лежит между двумя реками … и …
В Древнем Междуречье было особое письмо - …, писали на….
Земля Двуречье было очень…, что давало возможность ее жителям заниматься…. Жители Двуречья верили в множество…, то есть здесь было развито…

В Древнем Вавилоне с … по … год до н.э. правил царь Хаммурапи, который создал первые …

- Смогли ли вы полностью выполнить задание?

Какое предложение осталось незаполненным?

- В Древнем Вавилоне с … по … год до н.э. правил царь Хаммурапи, который создал первые …

- Почему не смогли его заполнить?

- Мы не знаем, когда правил царь Хаммурапи и что он создал.




Выдвигают варианты ответов, аргументируют свои позиции






Выполняют самостоятельную работу по инструкции

Демонстрируют знания по теме

Познавательные:

закрепление и углубление знаний полученных на предыдущих уроках

Коммуникативные: умение отвечать на вопросы и слушать ответы товарищей

Регулятивные:

умение принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

умение оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку других

Слайды № 1-2

Показ карты Древнего Двуречья









Слайд № 3



Слайд № 4

III Формулировка темы урока, постановка учебной задачи (5 минут)

Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.

Этап актуализации субъектного опыта

- сегодня на уроке мы это выясним. Записываем тему урока

Учитель: Города Двуречья долго воевали между собой - кому из них быть главным. Победил в этой борьбе город Вавилон, под властью которого объединилось почти всё Двуречье.

- Где образовалось Вавилонское царство?

- Там нет ни гор, там нет лесов.

Кругом почти один песок.

Есть две реки и города

Скажи, как называется страна?

(Двуречье или Междуречье)

- Давайте изобразим рисунок-схему месторасположения Вавилонского царства.

Располагался Вавилон в очень удобном месте - в самом центре Двуречья, там, где близко сходились Тигр и Евфрат. (

Слайд с картой Двуречья).

Что ввозили и вывозили купцы По рекам купцы доставляли товары. По степям, горным тропам и пустыням издалека в Вавилон шли торговые караваны. Сюда привозили строительный лес и металлы, а вывозили зерно и шерсть. Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммурапи.

Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы


Формулируют тему урока


Отвечают на поставленные вопросы, находят ответы в энциклопедическом материале с помощью сети Интернет, энциклопедий

Предметные:

умение строить высказывания

Личностные:

устойчивый познавательный интерес и становление смысл образующей функции познавательного мотива

Регулятивные:

умение находить ответы на вопросы в энциклопедическом материале




IV Физкультурная минутка (2 минуты)

Снятие утомления и активизация познавательной деятельности учащихся на последующих этапах урока

Проведение физкультминутки

Выполняют упражнения

Личностные:

проявление эмоционального отношения к физкультминутке

Физкультминутка

(слайд отражает ссылку на физкультминутку, для этого необходимо навести курсор на иллюстрацию спортсмена)

V Усвоение новых знаний и способов действий (18 минут)

Способствовать развитию способности учащихся работать индивидуально и в парах, умение исследовать учебный текст, а также его анализировать.

Способствовать формированию навыков поисковой деятельности, навыков владения смысловым чтением - самостоятельно вычитывать информацию.

Способствовать формированию умения проводить поиск необходимой информации и преобразовывать ее графическим способом

- Начнем с того, что узнаем годы его правления и отметим их на линии времени

Работа с учебником

Ученик отмечает на линии времени даты

  1. Сколько лет назад началось правление царя Хаммурапи?

1792+2013=3805 г. назад начал править царь Хаммурапи.

  1. Сколько лет правил царь Хаммурапи?

1792-1750=42 г. - царь Хаммурапи правил в Вавилоне.

Учитель: итак мы выяснили, что царь Хаммурапи правил с 1792 по 1750 г до н.э.. Что же он создал?

Найдем ответ на этот вопрос в учебнике.

- Законы.

Что такое законы?

- Правила, по которым должны жить люди. За нарушение законов наступает суровое наказание

- можно жить без законов? Почему?

- Как были созданы законы Хаммурапи? Почему они имеют такое большое значение, ведь наверняка законы были и в Египте и в других станах. Но именно законы Хаммурапи имеют большое значение.

- Это первые писаные законы, дошедшие до нас. Царь Хаммурапи составил первые в древности законы, и они были высечены на высокой каменной плите, которая сохранилась до наших дней и сейчас хранится в музее.

Ребята, а как же спустя много лет ученые смогли узнать о законах Хаммурапи?

примерно 100 лет назад французские археологи при раскопках в Вавилоне нашли большой столб из твердого черного камня (рисунок в учебнике). Со всех сторон он был покрыт ровными рядами клинописи. В верхней части камня находилось такое изображение: на троне восседает бородатый бог Солнца- Шамаш.

- Перед Шамашем стоит царь Хаммурапи. Бог Солнца Шамаш вручает Хаммурапи жезл- знак власти над людьми. Шамаш - небесный судья, он вершит суд в небесах, а Хаммурапи - земной бог, он вершит суд на земле. Вся остальная поверхность столба с двух сторон покрыта клинописным текстом. И когда ученые расшифровали его, они увидели свод законов царя Хаммурапи.

- А какими были эти законы? Суровыми или мягкими?

Справедливыми или несправедливыми?

Кого же судили и за что наказывали по законам Хаммурапи? Кого они защищали? Рассмотрим несколько сюжетов.

Сюжет первый.

Представьте себе, что у городских ворот прямо под открытым не­бом, в тени пальм заседает суд. Хмурые стражники опираются на боевые топорики. Вокруг стоят обвинители и обвиняемые, толпятся зеваки. Идет разбор жалоб. Жрец с бритой головой привел тощего бедняка.

-Это ты похитил одежду богини Иштар-грозно вопрошает судья.

-О, господин, - еле слышно лепечет несчастный. - Злые демоны помутили мой рассудок. Бедняку лучше умереть, чем жить. Расскажу обо всем без утайки:

Ночью шел я мимо храма богини Иштар и вспоминал. Когда в моем доме был хлеб, то не было соли. Когда была соль, то не было хлеба. Всю жизнь меня терзал голод… «О, смилуйся надо мной, добрая богиня Иштар», - взмолился я и вошел в храм. Внутри было пусто и тихо. Рядом со статуей богини горели светильники. Казалось, сама Иштар источала свет. Мне почу­дилось, что богиня ласково кивнула головой, словно подала знак: Я подошел поближе и стал снимать со статуи дорогое покрывало. А в голове мелькнула мысль: у богини множество одежд, а я наг и умираю от голода!

На рыночной площади я отдал драгоценную ткань за мешок слад­ких фиников. Тут раздался крик: «Вор!.. Ты заплатишь за святотатство!».

Судья выслушал обвиняемого и вынес приговор.

Эта грустная история записана более 3,5 тыс. лет назад на глиня­ной табличке. Правда, конца история не имеет и мы не знаем о дальнейшей участи обвиняемого...

Задание: Попробуйте, пользуясь выдержкой из законов Хамму­рапи на стр. 68 (внизу) учебника, предположить, какому наказанию под­вергся злосчастный бедняк?

Учащиеся (читают «Если человек украл имущество храма, он должен быть казнен».

-Познакомьтесь со следующим законом:

«Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнен».

Сюжет второй. Представьте себе, что некий купец с севера привез в Вавилон строительный лес. Выгодно его продал и собирается в обратный путь. Перед отплытием идет он по улице и видит: около кабачка стоит молодой раб.

  • Что ты тут делаешь?

  • Мой господин зашел внутрь выпить холодного пива, а мне при­казал дожидаться его в тени пальм.

  • Ты смышленый и послушный раб, - продолжает купец, - но твой господин, как вижу, дурно обращается с тобой. Ай-ай-ай, какой баг­ровый шрам на твоей спине! Неужели от удара?

Купец наклоняется к рабу и шепчет ему в уши:

-Выгодное дельце предлагаю: мне надо отплывать, да болезнь
свалила рулевого. Хочешь заменить его? На севере я дам тебе свободу.
Раб соглашается. Купец уводит беглого с собой, оба садятся на корабль и
отплывают.

Вопрос: Какое же наказание ждет купца, согласно закону Хам­мурапи, если его поймают?

-Почему же за кражу осла и раба наказывают одинаково?

(Раб - чужеземец не считался человеком, Он был лишь жи­вой вещью; его называли «не поднимающий глаз»).

Так законы Хаммурапи строго охраняли право собственности (вспомните понятие «собственность»).

Несколько иным было положение рабов-должников:

«Если человек имеет долг, его жена, сын или дочь должны быть в рабстве 3 года, на четвертый год должно отпустить их на работу».

- почему по законам Хаммурапи должника брали в рабство только на три года.

- так царь защищал не только своих подданных от обращения в рабство, но и свое государство. Почему?

Ведь рабы не платили налоги в казну, а только свободные люди. Если бы все общинники со временем стали рабами, то казна на дополучала большого количества денег. Значит не на что будет содержать армию, не чем платить зарплату писцам и т. д. .

Выходит третий ученик: этот человек взял у меня вола на время пашни, забил его кнутом до смерти и не хочет платить.

Другой ученик: Господин судья, мы соседи. Мой вол сдох от болезни, мне нужно было пахать землю, у меня большая семья, нужно кормить. Я взял у соседа вола, заплатил ему деньги. А сосед дал мне строптивого, непослушного вола. Он не хотел работать, вот мне и пришлось его несколько раз огреть плетью, а он сдох. Я не виноват.

(§ 245) Если человек нанял вола и убил его нерадивостью или побоями, то он должен возместить

вола за вола хозяину вола

- можно считать это наказание справедливым? …

-Учитель: прочтите статью №107

  1. Почему за кражу животного и раба наказывали одинаково?

- рабов считали животными и вещами. Ответы учащихся

Отвечают на поставленные вопросы




Проводят поиск необходимой информации в учебнике

Зачитывают полученный текст

Обобщают знания о жизни, быте, занятиях, службе египетского вельможи




Проводят поиск необходимой информации в учебнике

Выполняют задание «Найди лишнее утверждение»




Проводят поиск необходимой информации в учебнике для решения проблемного вопроса

Познавательные:

умение читать осмысленно;

умение определять основную и второстепенную информацию;

умение отбирать и разносить нужную информацию

Коммуникативные:

умение работать в паре со сверстником;

использование средств устного общения для решения коммуникативных задач

Регулятивные:

умение формулировать свои мысли;

умение сравнивать собственное видение проблем с другими взглядами и позициями









VI Подведение итогов. Рефлексия (4 минуты)

Включение нового знания в систему знаний;

Организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новое знание

Создание ситуации успеха

-Итак, вспомним, о ком мы с вами сегодня говорили?

Учитель: какое впечатление у вас сложилось о законах Хаммурапи? Какие они:

- справедливые

- не справедливые

- очень жестокие

Ответы детей:…

Учитель: но Хаммурапи не видел в своих законах несправедливости и жестокости. Почему? Ведь такой порядок установили боги.

-Что вы запомнили о жизни и деятельности Хаммурапи?

-Хорошо!

-А сейчас каждый из вас оставит Синквейн


Целостное осмысление, обобщение полученной информации

Составляют Синквейн, затем его зачитывают перед классом

Регулятивные:

уметь осуществлять познавательную рефлексию

уметь обобщать и делать выводы

Коммуникативные:

уметь полно и точно выражать свою мысль

Слайд №16

Слайд отображает подсказку для создания Синквейна

VII Информация о домашнем задании (3 минуты)

Сообщение учащимся дифференцированного домашнего задания, определение и разъяснение критериев успешности его выполнения

-

Воспринимают задание, уточняют

Выбирают домашнее задание

Регулятивные:

уметь принимать цель, содержание и способы выполнения домашнего задания

Слайд №17

Слайд отображает домашнее задание

(Приложение №2)

VIII Выставление отметок (1 минута)

Мотивация к дальнейшему обучению

Выставление отметок учащимся с учетом результатов графического диктанта

Личностные:

проявление эмоционального отношения к отметке




















© 2010-2022