- Преподавателю
- История
- Технологическая карта занятия по теме Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
Технологическая карта занятия по теме Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Томашевская И.В. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока
Тема урока
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
Предмет
История
Класс
5
Базовый учебник
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира: Учебник для 5 класса: - М. «Просвещение», 2014
Педагогическая цель
Сформировать у учащихся представление о законах царя Хаммурапи, первых законах в истории Древнего мира;
создать условия для развития умений работать с документом, извлекать из него необходимую информацию
Задачи урока
Обучающие:
-
Сформировать представление о законотворческой деятельности царя Хаммурапи, о роли законов в Вавилонском царстве.
-
Показать особенности законов - их социальную направленность.
-
На примере действия законов отработать понятия "государство", "закон".
Развивающие:
-
Формировать способность выявлять причины и последствия создания свода законов в древнем государстве.
-
Развивать умения применять знания в новой учебной ситуации.
-
Отрабатывать навыки самостоятельной работы.
-
Совершенствовать навыки исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление и др.
-
Развивать коммуникативные и творческие способности
Воспитательные:
-
способствовать формированию понимания культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира.
Тип урока
Комбинированный
Методы обучения
Иллюстративно-словесный, практический
Формы работы
Фронтальная (активное слушание, фронтальный опрос)
Групповая
Предметные результаты
Способность применять понятийный аппарат исторического знания (государство, закон) и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность
Личностные результаты
Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность
Метапредметные результаты
Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении; владение умением работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы)
Основное содержание темы, понятия и термины
Государство, законы
Образовательные ресурсы
Учебник.
Дидактический материал к уроку и для выполнения домашнего задания
Организационная структура урока
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Комментарии
I Организационный момент (1 минута)
Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне
Приветствует учащихся
Проверяет готовность к уроку, отмечает отсутствующих в классе
Приветствуют учителя
Организуют свое рабочее место
Личностные:
проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности
II Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Древнее Двуречье» (6 минут)
Показать актуальность изучаемого материала, активизировать мыслительную деятельность учащихся
Организация взаимопроверки
- Ребята, какие вы знаете жесты руками? Что они обозначают?
- Сейчас я покажу очень древний жест и вы должны предположить, что он может обозначать?
Для того, чтобы отгадать эту загадку, необходимо в течение всего урока пользоваться одним жестом - поднятая рука для ответа. И сейчас давайте ответим на вопросы, используя этот жест.
Фронтальный опрос:
- Ребята, скажите, пожалуйста, какую тему мы изучаем? (Древнее Двуречье)
- Что вы узнали о Древнем Двуречье?
Ответы детей:
-
географическое положение; природные условия;
- показать на карте.
Сопутствующие вопросы:
- Где расположено Двуречье и почему оно так называется?
- Чем занимались люди в Двуречье, какое у них было основное занятие?
- как называется особый вид письма в Двуречье?
- А кто мне скажет, были ли в этой стране государства? Если были, то когда они возникли?
- Почему вы говорите, что они являются государствами, а не городом или страной?
( государства имеют свои признаки: название, территорию, своего правителя, свое войско)
Проверочная работа: выписать на листочках в два столбика божества Египта и Двуречья
- Амон-Ра, Эа, Син, Осирис, Бастет, Иштар, Сет, Самаш.
Давайте подведем итоги: вставить пропущенные слова в предложениях:
Страна под названием Междуречье или… лежит между двумя реками … и …
В Древнем Междуречье было особое письмо - …, писали на….
Земля Двуречье было очень…, что давало возможность ее жителям заниматься…. Жители Двуречья верили в множество…, то есть здесь было развито…
В Древнем Вавилоне с … по … год до н.э. правил царь Хаммурапи, который создал первые …
- Смогли ли вы полностью выполнить задание?
Какое предложение осталось незаполненным?
- В Древнем Вавилоне с … по … год до н.э. правил царь Хаммурапи, который создал первые …
- Почему не смогли его заполнить?
- Мы не знаем, когда правил царь Хаммурапи и что он создал.
Выдвигают варианты ответов, аргументируют свои позиции
Выполняют самостоятельную работу по инструкции
Демонстрируют знания по теме
Познавательные:
закрепление и углубление знаний полученных на предыдущих уроках
Коммуникативные: умение отвечать на вопросы и слушать ответы товарищей
Регулятивные:
умение принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
умение оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку других
Слайды № 1-2
Показ карты Древнего Двуречья
Слайд № 3
Слайд № 4
III Формулировка темы урока, постановка учебной задачи (5 минут)
Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.
Этап актуализации субъектного опыта
- сегодня на уроке мы это выясним. Записываем тему урока
Учитель: Города Двуречья долго воевали между собой - кому из них быть главным. Победил в этой борьбе город Вавилон, под властью которого объединилось почти всё Двуречье.
- Где образовалось Вавилонское царство?
- Там нет ни гор, там нет лесов.
Кругом почти один песок.
Есть две реки и города
Скажи, как называется страна?
(Двуречье или Междуречье)
- Давайте изобразим рисунок-схему месторасположения Вавилонского царства.
Располагался Вавилон в очень удобном месте - в самом центре Двуречья, там, где близко сходились Тигр и Евфрат. (
Слайд с картой Двуречья).
Что ввозили и вывозили купцы По рекам купцы доставляли товары. По степям, горным тропам и пустыням издалека в Вавилон шли торговые караваны. Сюда привозили строительный лес и металлы, а вывозили зерно и шерсть. Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммурапи.
Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы
Формулируют тему урока
Отвечают на поставленные вопросы, находят ответы в энциклопедическом материале с помощью сети Интернет, энциклопедий
Предметные:
умение строить высказывания
Личностные:
устойчивый познавательный интерес и становление смысл образующей функции познавательного мотива
Регулятивные:
умение находить ответы на вопросы в энциклопедическом материале
IV Физкультурная минутка (2 минуты)
Снятие утомления и активизация познавательной деятельности учащихся на последующих этапах урока
Проведение физкультминутки
Выполняют упражнения
Личностные:
проявление эмоционального отношения к физкультминутке
Физкультминутка
(слайд отражает ссылку на физкультминутку, для этого необходимо навести курсор на иллюстрацию спортсмена)
V Усвоение новых знаний и способов действий (18 минут)
Способствовать развитию способности учащихся работать индивидуально и в парах, умение исследовать учебный текст, а также его анализировать.
Способствовать формированию навыков поисковой деятельности, навыков владения смысловым чтением - самостоятельно вычитывать информацию.
Способствовать формированию умения проводить поиск необходимой информации и преобразовывать ее графическим способом
- Начнем с того, что узнаем годы его правления и отметим их на линии времени
Работа с учебником
Ученик отмечает на линии времени даты
-
Сколько лет назад началось правление царя Хаммурапи?
1792+2013=3805 г. назад начал править царь Хаммурапи.
-
Сколько лет правил царь Хаммурапи?
1792-1750=42 г. - царь Хаммурапи правил в Вавилоне.
Учитель: итак мы выяснили, что царь Хаммурапи правил с 1792 по 1750 г до н.э.. Что же он создал?
Найдем ответ на этот вопрос в учебнике.
- Законы.
Что такое законы?
- Правила, по которым должны жить люди. За нарушение законов наступает суровое наказание
- можно жить без законов? Почему?
- Как были созданы законы Хаммурапи? Почему они имеют такое большое значение, ведь наверняка законы были и в Египте и в других станах. Но именно законы Хаммурапи имеют большое значение.
- Это первые писаные законы, дошедшие до нас. Царь Хаммурапи составил первые в древности законы, и они были высечены на высокой каменной плите, которая сохранилась до наших дней и сейчас хранится в музее.
Ребята, а как же спустя много лет ученые смогли узнать о законах Хаммурапи?
примерно 100 лет назад французские археологи при раскопках в Вавилоне нашли большой столб из твердого черного камня (рисунок в учебнике). Со всех сторон он был покрыт ровными рядами клинописи. В верхней части камня находилось такое изображение: на троне восседает бородатый бог Солнца- Шамаш.
- Перед Шамашем стоит царь Хаммурапи. Бог Солнца Шамаш вручает Хаммурапи жезл- знак власти над людьми. Шамаш - небесный судья, он вершит суд в небесах, а Хаммурапи - земной бог, он вершит суд на земле. Вся остальная поверхность столба с двух сторон покрыта клинописным текстом. И когда ученые расшифровали его, они увидели свод законов царя Хаммурапи.
- А какими были эти законы? Суровыми или мягкими?
Справедливыми или несправедливыми?
Кого же судили и за что наказывали по законам Хаммурапи? Кого они защищали? Рассмотрим несколько сюжетов.
Сюжет первый.
Представьте себе, что у городских ворот прямо под открытым небом, в тени пальм заседает суд. Хмурые стражники опираются на боевые топорики. Вокруг стоят обвинители и обвиняемые, толпятся зеваки. Идет разбор жалоб. Жрец с бритой головой привел тощего бедняка.
-Это ты похитил одежду богини Иштар-грозно вопрошает судья.
-О, господин, - еле слышно лепечет несчастный. - Злые демоны помутили мой рассудок. Бедняку лучше умереть, чем жить. Расскажу обо всем без утайки:
Ночью шел я мимо храма богини Иштар и вспоминал. Когда в моем доме был хлеб, то не было соли. Когда была соль, то не было хлеба. Всю жизнь меня терзал голод… «О, смилуйся надо мной, добрая богиня Иштар», - взмолился я и вошел в храм. Внутри было пусто и тихо. Рядом со статуей богини горели светильники. Казалось, сама Иштар источала свет. Мне почудилось, что богиня ласково кивнула головой, словно подала знак: Я подошел поближе и стал снимать со статуи дорогое покрывало. А в голове мелькнула мысль: у богини множество одежд, а я наг и умираю от голода!
На рыночной площади я отдал драгоценную ткань за мешок сладких фиников. Тут раздался крик: «Вор!.. Ты заплатишь за святотатство!».
Судья выслушал обвиняемого и вынес приговор.
Эта грустная история записана более 3,5 тыс. лет назад на глиняной табличке. Правда, конца история не имеет и мы не знаем о дальнейшей участи обвиняемого...
Задание: Попробуйте, пользуясь выдержкой из законов Хаммурапи на стр. 68 (внизу) учебника, предположить, какому наказанию подвергся злосчастный бедняк?
Учащиеся (читают «Если человек украл имущество храма, он должен быть казнен».
-Познакомьтесь со следующим законом:
«Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнен».
Сюжет второй. Представьте себе, что некий купец с севера привез в Вавилон строительный лес. Выгодно его продал и собирается в обратный путь. Перед отплытием идет он по улице и видит: около кабачка стоит молодой раб.
-
Что ты тут делаешь?
-
Мой господин зашел внутрь выпить холодного пива, а мне приказал дожидаться его в тени пальм.
-
Ты смышленый и послушный раб, - продолжает купец, - но твой господин, как вижу, дурно обращается с тобой. Ай-ай-ай, какой багровый шрам на твоей спине! Неужели от удара?
Купец наклоняется к рабу и шепчет ему в уши:
-Выгодное дельце предлагаю: мне надо отплывать, да болезнь
свалила рулевого. Хочешь заменить его? На севере я дам тебе свободу.
Раб соглашается. Купец уводит беглого с собой, оба садятся на корабль и
отплывают.
Вопрос: Какое же наказание ждет купца, согласно закону Хаммурапи, если его поймают?
-Почему же за кражу осла и раба наказывают одинаково?
(Раб - чужеземец не считался человеком, Он был лишь живой вещью; его называли «не поднимающий глаз»).
Так законы Хаммурапи строго охраняли право собственности (вспомните понятие «собственность»).
Несколько иным было положение рабов-должников:
«Если человек имеет долг, его жена, сын или дочь должны быть в рабстве 3 года, на четвертый год должно отпустить их на работу».
- почему по законам Хаммурапи должника брали в рабство только на три года.
- так царь защищал не только своих подданных от обращения в рабство, но и свое государство. Почему?
Ведь рабы не платили налоги в казну, а только свободные люди. Если бы все общинники со временем стали рабами, то казна на дополучала большого количества денег. Значит не на что будет содержать армию, не чем платить зарплату писцам и т. д. .
Выходит третий ученик: этот человек взял у меня вола на время пашни, забил его кнутом до смерти и не хочет платить.
Другой ученик: Господин судья, мы соседи. Мой вол сдох от болезни, мне нужно было пахать землю, у меня большая семья, нужно кормить. Я взял у соседа вола, заплатил ему деньги. А сосед дал мне строптивого, непослушного вола. Он не хотел работать, вот мне и пришлось его несколько раз огреть плетью, а он сдох. Я не виноват.
(§ 245) Если человек нанял вола и убил его нерадивостью или побоями, то он должен возместить
вола за вола хозяину вола
- можно считать это наказание справедливым? …
-Учитель: прочтите статью №107
-
Почему за кражу животного и раба наказывали одинаково?
- рабов считали животными и вещами. Ответы учащихся
Отвечают на поставленные вопросы
Проводят поиск необходимой информации в учебнике
Зачитывают полученный текст
Обобщают знания о жизни, быте, занятиях, службе египетского вельможи
Проводят поиск необходимой информации в учебнике
Выполняют задание «Найди лишнее утверждение»
Проводят поиск необходимой информации в учебнике для решения проблемного вопроса
Познавательные:
умение читать осмысленно;
умение определять основную и второстепенную информацию;
умение отбирать и разносить нужную информацию
Коммуникативные:
умение работать в паре со сверстником;
использование средств устного общения для решения коммуникативных задач
Регулятивные:
умение формулировать свои мысли;
умение сравнивать собственное видение проблем с другими взглядами и позициями
VI Подведение итогов. Рефлексия (4 минуты)
Включение нового знания в систему знаний;
Организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новое знание
Создание ситуации успеха
-Итак, вспомним, о ком мы с вами сегодня говорили?
Учитель: какое впечатление у вас сложилось о законах Хаммурапи? Какие они:
- справедливые
- не справедливые
- очень жестокие
Ответы детей:…
Учитель: но Хаммурапи не видел в своих законах несправедливости и жестокости. Почему? Ведь такой порядок установили боги.
-Что вы запомнили о жизни и деятельности Хаммурапи?
-Хорошо!
-А сейчас каждый из вас оставит Синквейн
Целостное осмысление, обобщение полученной информации
Составляют Синквейн, затем его зачитывают перед классом
Регулятивные:
уметь осуществлять познавательную рефлексию
уметь обобщать и делать выводы
Коммуникативные:
уметь полно и точно выражать свою мысль
Слайд №16
Слайд отображает подсказку для создания Синквейна
VII Информация о домашнем задании (3 минуты)
Сообщение учащимся дифференцированного домашнего задания, определение и разъяснение критериев успешности его выполнения
-
Воспринимают задание, уточняют
Выбирают домашнее задание
Регулятивные:
уметь принимать цель, содержание и способы выполнения домашнего задания
Слайд №17
Слайд отображает домашнее задание
(Приложение №2)
VIII Выставление отметок (1 минута)
Мотивация к дальнейшему обучению
Выставление отметок учащимся с учетом результатов графического диктанта
Личностные:
проявление эмоционального отношения к отметке