- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории России 7 класс
Рабочая программа по истории России 7 класс
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ханмурзина С.В. |
Дата | 14.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 7кл. составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного Приказом Минообразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263).Данная рабочая программа по истории для 7 классов составлена на основе разработанной членами авторского коллектива образовательной программы «Школа 2100» и рекомендованной министерством образования и науки РФ: Данилов Д.Д., Кузнецов А.В., Лисейцев Д.В. рабочая программа «Российская и всеобщая история. 5-9 классы».
Рабочая программа для 7 класса рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю). Основные содержательные линии учебной рабочей программы в 7 классе реализуются в рамках двух курсов - «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их последовательное изучение.
Сведения о программе.
Рабочая программа адресована : Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Лицей № 60 Калининского района городского округа город Уфа РБ; классы - «7». Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: \
-
Данилов Д.Д., Лисейцев Д.В., История России. XVI-XVIII века, учебник для 7 класса основной школы. М.: Баласс, 2010
Д.Д. Данилов, А.В. Кузнецов, Всеобщая история. История Нового времени, учебник для 7 класса основной школы. М.: Баласс, 2012
Основная идея программы.
В текст программы включен весь обязательный минимум содержания образовательного стандарта. При этом авторы воспользовались указанным в стандарте правом на «расширение перечня», «конкретизацию и детализацию дидактических единиц», «определение логически связанного и педагогически обоснованного порядка изучения материала».
В соответствии с формой Государственного образовательного стандарта и принципом минимакса «Школы 2100» уровень предъявления в программе больше, чем уровень требований, иными словами: даем возможность ученикам взять материал по максимуму, а спрашиваем и контролируем по необходимому минимуму.
Кроме того, в тексте программы указаны наиболее важные научные и учебные проблемы, обсуждение и поиск решения которых предлагается ученикам на каждом уроке изучения нового материала в соответствии с принятой в Образовательной системе «Школа 2100» технологией проблемно-диалогического обучения.
Общие цели учебного предмета.Обще учебные цели, умения, навыки:
Цели обучения, сформулированные как линии развития личности ученика средствами предмета«История»
Соответствие линий развития авторской программы целям Государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории
1-2. Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину.
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности
3. Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
-
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности
-
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации
4. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.
• формирование ценностных ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно -национальными традициями;
5. Гражданско-патриотеческое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.
• формирование ценностных ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно -национальными традициями;
-
воспитание патриотизма, уважения к истории и
традициям нашей Родины, к правам и свободам
человека, демократическим принципам
общественной жизни;
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участие в межкультурном взаимодействии, для толерантного отношения к представителям других народов и стран.
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участие в межкультурном взаимодействии, для толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Ожидаемые результаты.
-
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
-
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
-
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
-
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов
Сроки реализации программы.
Срок реализации программы :2015-2016 учебный год
Логика структуры программы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и развернутое тематическое планирование системы уроков и педагогических средств.
Требования к уровню подготовки учащихся в 7-м классе
1-я II 2-я линии развития. Умения объяснять разнообразие современного мира.
-
Учиться добывать, сопоставлять, и критически проверять историческую информацию, полученную из различных источников (в том числе Интернет, СМИ и т.д.).
-
Определять и объяснять временные границы ранней Новой истории всего человечества и истории России, разделять российскую историю раннего Нового времени на этапы и объяснять выбранное деление.
Различать в общемировой культуре и культуре России наследие и традиции аграрного общества и черты сложившиеся в ходе его разрушения в Новое время, определять уровень развития общества, используя данные понятия.
-
Отличать черты Западной цивилизации Нового времени от традиций цивилизаций Востока; определять и доказывать собственное мнение о месте России XVI-XVIII веков в системе мировых цивилизаций Запада и Востока.
-
В ходе решения учебных задач классифицировать и обобщать понятия (явления), развившиеся в эпоху раннего Нового времени: в экономике - капиталистические отношения, промышленный переворот; в общественном делении - классы, гражданское равноправие; в государственной жизни - абсолютизм, революция, реформы, конституционная монархия, республика; в культуре - гуманизм и Возрождение, идеи Просвещения и -£д.
-
я линия развития. Умения рассматривать общественные процессы в развитии
-
Определять основные причины и следствия разрушения аграрного общества в странах Запада и в России; а также реформ, революций и войн, сопровождающих этот сложный процесс.
-
Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Колумб, Кромвель, Робеспьер, Иван Грозный, Петр Великий, Пугачев и др.), так и представителей различных общественных слоев и цивилизаций раннего-Нового времени
-
я линия развития. Нравственное самоопределение.
-
Давать нравственную оценку (и объяснять ее с позиции гуманистических духовных ценностей) использованию власти, поступкам различных общественных деятелей во времена реформ и революций, колониальных войн, народных восстаний, распространения идеи гу манистов и просветителей
• При оценке таких явлений как и т.д., выявлять гуманистические нравственные ценности
5- я линия развития. Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.
-
Давать и подтверждать аргументами и фактами собственные оценки действиям деятелей всеобщем и российской истории (в том числе безымянным) по защите своей родины, изменению общественных порядков.
-
Вступать в дискуссию с теми, кто придерживается иных взглядов и оценок прошлого. Различать в исторических текстах (речи): мнения, доказательства (аргументы), факты, гипотезы (предположения). Отстаивая свою позицию, выдвигать контраргументы и перефразировать мысль. Уметь взглянуть на ситуацию с другой позиции, договариваться с людьми.
-
Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи раннего Нового времени (европейские колонизаторы и жители Востока, феодалы и «третье сословие», помещики и крестьяне, сторонники традиций и поборники перемен и т.д.). Находить или предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности
Система оценки достижений учащихся.
Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;
Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;
Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;
Оценка «2»- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет;
Оценка «1» - материал не усвоен, ответ по существу отсутствует.
Текущий контроль подразумевает использование следующих форм:
разные формы пересказа (сжатый и полный пересказ)
подготовка сообщения по теме
выполнение упражнений практического, творческого и исследовательского характера;
участие в олимпиаде, интеллектуальной игре, в конференции.
защита мини - рефератов,
написание сочинений разных вариаций,
написание диктантов.
Итоговой формой контроля является тестовая работа (самостоятельная работа, тест)
Общая характеристика курса.
Отличительной особенностью программы является ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Цель изучения истории - это формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях.
Второй отличительной особенностью структуры программы является ее деление не только на темы, но и на модули - группы тем, связанных дидактическим единством и системой изучения материала: определение целей в начале модуля, обобщение и контроль -в конце.
Третьей отличительной особенностью данной программы является использование учебно-методологической системы понятий, с помощью которой происходит осмысление исторического процесса. В основу этой системы понятий авторы положили сочетание разных подходов к изучению истории (цивилизационно-локального, цивилизационно-стадиального, модернизационного, формационного).
Осуществление целей рабочей образовательной программы обусловлено использованием в образовательном процессе следующих технологий: информационной (классно - урочная система), игровой (дидактические игры, работа в малых группах, работа в парах сменного состава), технология учебно-поисковой деятельности учащихся, проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются учебно-познавательные компетенции (умение самостоятельно учиться, способность к самоанализу и самооценке), информационные (умение ученика использовать информационные технологии для поиска, анализа необходимой информации), коммуникативные (способы взаимодействия с окружающими) и другие.
Место предмета «Обществознание» в базисном учебном плане.
Рабочая программа для 7 класса рассчитана на 68 учебных часов(2 часа в неделю).Основные содержательные линии учебной программы в 7 классе реализуются в рамках двух курсов -«История России» и «Всеобщей истории».Предполагается их последовательное изучение.
Межпредметные связи.
Изучение курса связано с предметами:обществознание,МХК , изобразительное искусство.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
В процессе познания истории школьники знакомятся с универсальными ценностями современного мира-гражданским обществом и парламентаризмом.Изучая сложные и трагтческие события , явления и процессы в разное историческое время и вразных странах, учащиеся смогут при поддержке учителя понять роль социальноактивной личности в истории;познакомится и осмыслить примеры героизма и самоотверженности во имя общества.В этом заключается воспитывающая функция прошлого, всеобщей истории.Школьники освивают опыт социального взаимодействия людей в процессе изучения событий мировой истории, изучают и обсуждают исторические формы общественных отношений и сотрудничества - все это ускоряет их социализацию.По мере освоения содержания у учащихся формируется социальная система ценностей на основе осмысления прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личностным.В программе акцентируется внимание на то что личность проявляется только в сотрудничестве, в согласии с обществом и благодаря ему.
Предполагаемые результаты.
знать:
-
основные виды исторических источников;
-
основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
-
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
уметь:
-
работать с хронологией (соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории);
-
работать с историческим источником (отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на текст исторического документа; использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказе об исторических событиях; сравнивать свидетельства разных источников);
-
работать с исторической картой (показывать на картах России и мира территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий);
-
описывать исторические события и памятники культуры (рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ, отчетов об экскурсиях, рефератов, сочинений);
-
анализировать, объяснять, оценивать исторические факты и явления (соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл основных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий);
-
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
понимать особенности современной жизни, сравнивая события и явления прошлого и настоящего;
-
анализировать причины текущих событий в России и мире;
-
высказывать свое отношение к современным событиям и явлениям, опираясь на представления об историческом опыте человечества;
-
использовать знания об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Содержание тем учебного курса.
ИСТОРИЯ РОССИИ В XVI - XVIII вв. (43 ч)
Путь к единой стране. Северная Евразия к концу Средневековья.
Россия в 1480-1618 гг. Россия: хозяйство и сословия. Условия развития страны XVI в.: территория, население, характер экономики. Россия : власть и поданные.Венчание первого царя. Победы Российского царства. Самобытная культура России. Самодержавие Ивана Грозного. Начало Смуты: гражданская война. Окончание Смуты: спасение отечества.
Россия в 1613-1689 гг.Восстановление после Смуты. Самодержавие Алексея Тишайшего. Расширение Российского царства. Раскол в умах и сословиях. Традиции и новшества в культуре.
Реформы 1682-1725 гг.Начало реформ Петра I.Начало Северной войны. Победа великой державы .Абсолютизм Петра Великого. Европейский переворот в культуре.
Россия в 1725-1801 гг.Эпоха дворцовых переворотов. Крепостничество и капитализм. «Просвещенная государыня» и «русский бунт».Гром побед Российской империи. «Золотой век» Екатерины Великой. Закат просвещенного абсолютизма. Просвещенная культура России .
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ XVI - XVIII (25 часов)
Европа на пороге нового времени.
Европа. Конец XV-середина XVII века .Великие географические открытия мира. Новы колониальный порядок. Возрождение -новый взгляд на человека. Реформация -новое отношение к богу .Контрреформация и новая карта Европы. Судьба европейской цивилизации.
Страны Европы. Конец XVI- начало XVIII века. Нидерландская революция. Английская монархия. Английская революция. Лидеры Западной Европы. Пограничье Европы. Борьба за господство Европы.
Америка и Восток. XVI- XVIII века. Борьба европейцев за колонии. Исламский мир-сосед Европы. Индия : от империи к колонии. Закрытый Дальний Восток
Страны Запада.XVIII век. Идеи эпохи Просвещения. Просвещенный абсолютизм. Англия-лидер Запада. Революция в Америке- образование США. Франция : от абсолютизма к революции. Франция от монархии к республике. Франция от террора к диктатуре.
Учебно-тематическое планирование.
№ п/п
Наименование разделов
Кол-во часов
1.
Введение
2
2.
Россия в 1480-1618 гг
13
3.
Россия в 1613-1689 гг
8
4.
Реформы 1682-1725 гг
8
5.
Россия в 1725-1801 гг.
12
6.
Европа.Конец XV- середина XVII века
7
7.
Страны Европы. Конец XVI- начало XVIII века.
6
8.
Америка и Восток. XVI- XVIII века.
4
9.
Страны Запада.XVIII век
7
10.
Итоговое повторение
1
ИТОГО
68
10