Урок Поход Александра Македонского на Восток

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: история

Учитель: Чекос Т.В.

Класс 5-Б 21.02.2017.

Урок № 45

Тема урока: Поход Александра Македонского на Восток

Цели:

1.Способствовать формированию представлений о деятельности Александра Македонского как одного из величайших полководцев и государственных деятелей Древнего мира

2.Создать условия для ознакомления с процессом образования державы Александра Македонского

Задачи урока:

Образовательные

  • ознакомить учащихся с восточным походом греко-македонских войск;

  • расширить и обобщить знания о выдающемся правителе и полководце Александре Македонском;

  • подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского.

Развивающие

  • продолжить обучение работать с исторической картой, на основе текста учебника и документа составлять характеристику участников исторических событий и давать оценку их деятельности;

  • формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать его;

  • совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся.

Воспитательные

  • продолжить формирование коммуникативной компетентности;

  • формировать интерес к исторической науке.

Тип и вид урока: усвоение новых знаний и способов действий/урок-исследование

Планируемые результаты (предметные): расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления и деяний личностей и народов в истории человечества в целом

Личностные результаты: выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, желания больше узнать; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

Метапредметные результаты: готовность к сотрудничеству, к коллективной работе, освоению основ межкультурного взаимодействия в школе, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник, раздаточный материал, цветные карточки

Организационная структура урокаЭтапы

урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Результат

Форма контроля

I.Организацион ный момент

Психологический настрой

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности


Фронтальная работа. Слово учителя.

Добрый день, ребята! На столе у вас карточки разных цветов. Выберите ту карточку, которая соответствует вашему настроению.

Подводит небольшой итог:

Ну, вот, замечательно, у всех хорошее настроение и мы готовы работать

Слушают учителя, поднимают карточки с нужным цветом, определяющим настроение

На доске афоризм

Удача сопутствует храбрым

Александр Македонский

Регулятивные: принимают участие в формировании психоэмоционального фона класса

Познавательные: заинтересованность в предстоящем уроке

Коммуникативные: выражают своё настроение, оценивают общий настрой класса


Мотивация и готовность к уроку, демонстрация настроения с помощью цветовых карточек



II.Повторение изученного материала

Фронтальная работа. Слово учителя. Словесный, практический, проблемный. Работа с хронологией. Беседа.

Организует фронтальный опрос

1. Где находится Македония? (на севере Балканского полуострова)

2. Как звали македонского царя? (Филипп )

3. Каким был Филипп II?

4. Почему Греция потеряла свою независимость?

5. Чем была вооружена армия царя Македонии Филиппа?

6.Почему греки жили недружно и воевали между собой?

7.Что давала тактика Филиппа ссорить противников?

Организует работу с лентой времени (142года)

-Посчитайте, сколько лет прошло от сражения при Саламине (480г.дон.э.) до сражения при Херонее(338г.дон.э.) В акаком веке и в какой его половине произошли битвы?

-Одна битва явилась гордостью эллином, а вторая -печальным событием в их истории. Объясните, почему?

Работают с лентой времени. Производят счёт лет в истории до н.э.

Регулятивные: принимают участие в устном опросе, проговаривают последовательность событий, составляющих основу деятельности

Познавательные: используют и устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепь рассуждений

Повторение, закрепление пройденного материала

Ответы на задания, работа с хроноло гией

III.Постановка учебной задачи

Мотивация

Целеполагание

Планирование








Сообщение учителя, словесный. Беседа






Сообщает тему урока, предлагает сформировать учебную задачу

Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока: Поход Александра Македонского на Восток.

Обратите внимание на карту-Македония- государство по размерам большое или маленькое? (маленькое). Если государство маленькое, то какой может быть армия у такого государства? Верно, тоже небольшая. Однако Александру Македонскому удалось завоевать половину мира.

Можно ли сказать, как ему это удалось?

Какая главная задача сегодняшнего урока? Да¸вы правы, нам надо рассмотреть, благодаря чему армия Македонского смогла совершить такие завоевания и каким человеком и правителем он был?

Задача урока: почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу?

Так как вы сами сказали, что очень важно знать, каким был Александр Македонский, с его характеристики мы и начнем.

У вас на столах лежат карточки- характеристики. И есть воспоминания современников Александра Македонского, которые помогут нам составить его характеристику. У каждого ряда- свой документ,первый ряд дает характеристику детства Македонского, второй ряд изучает его воспитание, третий ряд дает характеристику Македонского, когда он стал правителем Македонии.

Слушают учителя, предлагают формулировки учебной задачи

Формулируют тему- Поход Александра Македонского на Восток

Учащиеся записывают тему в тетради параллельно с учителем, который пишет её на доске, с числом

Отвечают на вопросы, формулируют задачу- какой была армия?

Какими качествами обладал сам Александр Македонский?

Заполняют характеристики, с ряда на выбор учителя выходит пара учеников, прикрепляет свой кластер и зачитывает, какие черты характера они выделили

Регулятивные: принимают участие в постановке учебной задачи

Познавательные: заинтересованность в получении знаний

Коммуникативные: развитие умений в постановке целей.


Поставлена учебная задача, дети нацелены на получение новых знаний


Беседа, работа с классом по карточкам

IV.Физминутка

Все знают, что воины должны быть сильными и ловкими, поэтому нам тоже следует выполнить ряд упражнений

Дети смотрят, повторяют движения.


Разминка

V. Усвоение новых знаний и способов действий

Подготовка к походу на Восток




Походы Александра Македонского и создание огромной державы






«Гордиев узел»




Александр Македонский

Фронтальная работа. Слово учителя. Словесный, практический, наглядный

Рассказ учителя, работа с картой









Коллективная работа. Проблемный, работа с документом



Индивидуаль

ная и фронтальная работа, сообщение

Рассказывает о планах македонского царя.

- Предположите, почему греки поддержали план похода на Восток?

Организует работу с картой и обращает внимание на размеры Персидского царства

- До какой реки доходили владения персов на востоке? (Инд) До каких морей на севере? (Черное, Каспийское)

Используя карту рассказывает о походе и создании огромной державы. Знакомит с датами важнейших событий

- Когда и как начался поход?

334г. дон.э.-начало похода, битва у реки Граник

Спасение Александра - друг Клит

333г.дон.э. - битва при г.Исс(бегство Дария III)

331г.дон.э. - битва у селения Гавгамеллы

324г.до н.э.-окончание похода

323г.дон.э.- смерть Александра

Чтобы узнать, чем, и когда закончился поход Александра Македонского, откройте учебник на странице 205, п.4.

- Назовите итоги похода.

Предлагает ознакомиться с документом и ответить на вопрос:

- Очень часто при возникновении сложной и запутанной ситуации мы употребляем крылатое выражение «разрубить гордиев узел» Подумаете, какие реальные исторические события скрываются за этим выражением?

Организует выступление учащегося с сообщение об Александре Македонском

- Что вас привлекает в личности Александра Македонского, Что вам не нравиться?

Находят на карте и показывают территории Персии, описывают его границы. Излагают суждения о причинах и следствиях исторических событий



Работа с учебником §42 с.200-205

Ориентируются по карте, находят места известных сражений, называют даты изучаемых событий, фиксируют информацию в тетради (даты, города, понятия)








Рассказывают об исторической личности, характеризуют её

Регулятивные: умеют формулировать задачу на основе соотнесения того, что уже известно учащимся

Познавательные:

Используют знаково-символические средства, устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепь рассуждений

Коммуникативные: учатся выступать и слушать друг друга, воспринимают рассказ учителя










Коммуникативные: составляют сообщение, удерживают логику повествования

Работа в паре, определение различных точек зрения

Индивидуаль

ная работа














Индивидуаль

ная работа, самооценива

ние

Работа с картой, с учебни

ком, беседа по вопросам














Сообще

ние

VI. Закрепление знаний

Подведение итогов

Коллективная работа. Проблемный

Какая задача стояла перед нами на уроке?

Вернемся к карте-вот Македония-начало похода, пройдя через всю Азию поход завершился в Вавилоне(показать на карте)

Какие основные сражения были?

Найдите на карте города с одинаковыми названиями. Чем можно это объяснить?

Благодаря чему ему это удалось?

Повторяют учебную задачу (какие личные качества были у Александра Македонского и какие земли он завоевал?)

Отвечают на вопросы- города с названием Александрия, характер, армия, образование и т.д.

Регулятивные: делают вывод, исходя из задачи урока

Коммуникативные: оценивают свой вклад в урок

Познавательные: делают вывод о моральных и воинских качествах знаменитого полководца

Подведён итог урока, у всех выставлены оценки

VII.Рефлексия

Коллективная работа. Проблемный

Был ли полезен сегодняшний урок. Узнали ли вы новое для себя?

Давайте воспользуемся карточками со смайлами. Вы можете забрать себе смайл, который вы выбрали.

Показывают итог урока с помощью цветовых карт.

Сделали вывод, провели рефлексию

VIII.Домашнее задание


Фронтальная работа. Слово учителя. Словесный, практический, наглядный.



Параграф 42(вопросы устно), кто хочет получить дополнительную оценку-может подготовить сообщение на тему Александрийская библиотека


Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу

Устный ответ, сообщение





Приложение к уроку: психологический настрой

карточки

Красный Активность, радость, бодрость

Голубой Серьёзное, сдержанное настроение

Белый Тоскливое, пассивное настроение

Приложение к уроку: подведение итогов урока

карточки

Красный да, я доволен уроком и своей работой

Голубой я задумался над темой и хотел бы узнать что-то дополнительно

Белый урок мне не дал ничего

Приложение к уроку: вопросы для закрепления

Когда начались походы?

Где и когда походы закончились?

Каким был характер Александра Македонского?

Благодаря чему Александру Македонскому удалось завоевать такие огромные территории?


© 2010-2022