Петр 1 и значение его реформ

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Петр Великий. Значение его реформ».

Цели и задачи:

Образовательные:

  • Обобщить знания уч-ся, степень усвоения материала о периоде правления Петра I.

  • Доказать, что именно к XVIII веку, сложились объективные предпосылки для проведения преобразований в Российском государстве.

  • Акцентировать внимание уч-ся на противоречивость личности Петра I и ее значимость в своей эпохе.

  • Подвести уч-ся к итогу, что реформы способствовали укреплению самодержавия, установлению абсолютной монархии и повышению международного статуса России.

Развивающие:

  • Развивать отработку навыков применения сравнительного анализа и умения мыслить историческими категориями.

  • Развивать умения работать в группах, устанавливать причинно-следственные связи, умения и навыки самостоятельной работы.

  • Развивать диалогическую речь, грамотно и логично строить свое выступление, правильно формулировать выводы.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство патриотизма, гуманизма на примере исторической личности.

  • Воспитывать уважение к истории народа дружественного нам государства.

  • Воспитывать заинтересованность уч-ся к изучению предмета.

Предварительная подготовка к уроку.

  • Уч-ся находят информацию о Петре I, предварительно предложенному плану, используя знания полученные на уроках и дополнительные исторические документы по интересующей нас эпохе.

Тип урока: обобщение знаний

М.О. - исследовательский

ФОПД - групповая

Оборудование урока:

Интерактивная дока, ИКТ презентация Microsoft Power Point, ламинированные листы, тетради, учебники.

ХОД УРОКА:

Организационный момент: 1 м

Физкультминутка - 2 м

Психологический настрой - 1 м

Правила работы в группе.

Актуализация знаний уч-ся, введение в тему.

О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы.

Как вы думаете, ребята, о ком мы будем с вами говорить на сегодняшнем уроке? (о Петре I).

Преодолевая своей энергией и волей все препятствия,

Сильный человек бесстрашно устремляется вперед, к жизни и свету.

  • Как вы понимаете эти слова?

Задание на урок:

  • Справедливо ли мнение, что Петр I своими реформами исказил исторический путь России?

Учитель - вокруг имени Петра сложилось немало легенд.

Петр первый - фигура противоречивая. О нем говорили: «Царь - плотник, «Петр, прорубивший окно в Европу», «Суровый, но справедливый и демократичный». К этим суждениям присоединяются и другие, подчеркивающие, что Петр «выражал интересы господствующего класса» и «драл по три шкуры с трудового крестьянства». Кто же был Пётр Великий? Злой гений или отец нации? В чем он был прав и в чем он был виноват - вот главные вопросы нашей дискуссии. Прошу группы представиться.

  • Все группы «Биографы».

Задания группам:

I. Юность Петра

II. В начале славных дел.

III. Пора великих свершений.

(Ответы уч-ся).

Задания группам: Реформы Петр I (ученики, не знают, каким будет вопрос)

  • Военные реформы. Табель о рангах.

  • Реформы в области государственного управления.

  • Реформы в области образования, культуры и быта.

Обсуждение. Ответы уч-ся.

Смена групп методом жеребьевки. Ребята делятся на две группы -

«СЛАВЯНОФИЛЫ» и «ЗАПАДНИКИ».

  • Вопрос урока: Справедливо ли мнение, что Петр I своими реформами исказил исторический путь России?

Ответы уч-ся стратегия «Театрализация».

Действующие лица:

Священник

Купец

Крестьянин

Офицер

Модница

Журналист

Начинают выступление «ЗАПАДНИКИ»

1. «Западники»: Петром I было много сделано для России…

  • Был реформирован центральный аппарат управления;

  • Был введен новый порядок прохождения службы, теперь выходцы из незнатных сословий могли сделать себе карьеру;

  • Начинает развиваться промышленность;

  • Оживает торговля;

  • Построен прекрасный город Санкт-Петербург, новая столица.

  • Открываются новые университеты, школы, гимназии;

  • Но самое главное! Была создана регулярная армия, флот российский, был получен выход к Балтийскому морю.

Разве ли это не заслуги перед Отечеством? Только лишь за это можно ставить памятник!

2. «Славянофил»: Послушать Вас, милейший, так все эти реформы делались для народа и во имя народа! Но какова цена этого? Чем платили люди за это? А что ж умолчали Вы об его отношении к церкви? Царь посягнул на самое светлое, что есть на Руси - на церковь Божью! Церковь всегда помогала народу, давала надежду, веру. А здесь что? Он повелел снять колокола с церквей, до 30 тысяч пудов колокольной меди было свезено тогда в Москву и переплавлено на пушки. Каждый пятый храм остался без языка!

3.«Священник»: А этот жуткий приказ, по которому священник, узнавший на исповеди что - либо об антигосударственных намерениях обязан был донести. Это что ж получается? Православное государство нарушило тайну исповеди. Проклятию придать за это! Проклятию!

4. «Купец»: И я скажу о своем, наболевшем. О деле торговом. Спасибо, конечно, Петру Алексеевичу: корабли он строил, торговые поблажки сделал. Но ведь одновременно с этим и задушил он нас, сословие купеческое налогами. Сил у нас более нет. Вот ведь вот что удумал: построил он энтот Петербург поганый, да и решил его не токмо столицей сделать, но и торговым центром.

5. «Второй купец»: А я всю свою жизнь торговал через Архангельск. Пусть не велик доход мой был, но на жизнь мне хватало, да еще и оставалось с избытком. А тут он через Петербург повелел торговать.

Вот и представьте себе! В Петербурге нет ни жилья ни складов для товаров, добираться до города по суше- дороги никуда не годятся, а морем- корабль - то мой шведы могли пограбить.

6. «Третий купец»: Да и это еще не все! Переселять в Петербург стал. А ведь не даром говорят: переезд - смерти подобен. Чего я только с семьей не натерпелся. И голод, и холод, и обворовывали меня лихие люди. Чудом уцелела. А ведь многие торговые фамилии не выжили! Вот и хочу я вас спросить, так для кого же это реформы такие?

7. «ОФИЦЕР»: Да, мой государь осуществлял свои реформы, но и сам всегда принимал в них непосредственное участие. Спуск на море нового судна был праздником для царя. Петр работник, Петр с мозольными руками - вот олицетворение всего русского народа в так называемую эпоху преобразования. Да и я чин получил, дворянство мне пожаловали за заслуги перед Отечеством, а ведь я то, сын конюха!

8. «КРЕСТЬЯНКА». Все тяготы реформ легли на плечи народа - были введены новые налоги - на строительство флота, на укрепление армии. Все население должно было работать на государственном строительстве. И получается всё на благо страны, народа, а вы спросили у тех., кто эту жестокость на себе испытал, как они к этому относятся? Вспомните хотя бы строительство новой столицы! Ведь на косточках наших она построена , на косточках!

9. «ЗАПАДНИКИ» Жизнь человеческая коротка, а для утверждения нового требуется время, а у государя Петра его не было. Да, наверное, ограничил он свои преобразования лишь правящим классом, был у него разрыв с народом, допускал он ошибки. Но без них в большом деле нельзя. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Так пусть потомки нас рассудят, прав он или виноват?

. 10. «ЗАПАДНИКИ» Мы можем спорить. Но Пётр был, и это меняет всё, даже наше восприятие времён, предшествовавших петровским реформам. Спустя более двухсот лет они не стали только историей, а продолжают быть реальностью, повседневной нашей жизнью. «Мы просыпаемся. Какой ныне день? 1 января 1700 года- Пётр Великий велел считать месяцы от января.

11. «МОДНИЦА» Со времен монгольского ига женщины высшего общества жили взаперти в теремах, на улице появлялись с закрытыми лицами. Даже в церквях занимали особые места, где на них никто не обращал внимания. Поэтому жених не видел невесты до свадьбы. Петр издал закон, чтобы брак совершался с согласия и невесты и жениха. И приказал устраивать вечера или собрания у знатных людей, куда могли

А наше платье сшито по фасону, данному Петром Первым… суть выткано на фабрике, которую завел он; шерсть настрижена с овец, которых развел он.

12. «ЗАПАДНИК»: - Много ли наработаешь в кафтанах с длинными рукавами? - думал царь. Его раздражали и бороды. И вот на пиру в честь возвращения Петра из Голландии он взял ножницы и отрезал рукава от кафтана и бороды у нескольких уважаемых бояр. И издал указ об обязательном ношении короткого платья и запрещении бороды. Только крестьянам и священникам разрешалось иметь бороды.

13. «Западник» Попадается на глаза книга- Пётр великий ввел в употребление этот шрифт и сам вырезал эти буквы.

14. ЗАПАДНИК Приносят газеты - Петр Великий начал их издавать.

15. «ЗАПАДНИК» За обедом от соленых сельдей и картофеля, который он указал сеять, до виноградного вина им разведенного, все блюда будут говорить вам о Петре Великом. (Картина уч-ся).

16. «ЗАПАДНИК» Место в системе европейских государств, управление, судопроизводство… Фабрики, заводы, каналы, дороги… Военные училища, академии -памятники его неутомимой деятельности и его гения». Отвечая на упреки окружающих Петр Великий отвечал: «за мое Отечество и людей жизни не жалел и не жалею».

Была та смутная пора,
Когда Россия молодая
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.
Суровый был в науке славы
Ей дан учитель: не один
Урок нежданный и кровавый
Задал ей шведский палладин
Но в искушеньях долгой кары
Перетерпев судьбы удары,
Окрепла Русь. Так тяжкий млат,
Дробя стекло, кует булат.

Учитель. Молодцы ребята! Подводя итоги нашего урока, я предлагаю вам составить «Синквейн» о Петре Великом и мы с вами узнаем к какому выводу мы с вами сегодня пришли.

«СИНКВЕЙН»

КТО?

КАКОЙ?

ЧТО СДЕЛАЛ?

Стратегия «Ламинированный лист». Защита. Выступление уч-ся.

ВЫВОД:

«ОН РЕФОРМАТОР ЖЕСТОКИЙ, ПОДНЯЛ РОССИЮ С КОЛЕН»

«Никогда ни один народ не совершал такого подвига, какой был совершён русским народом в первую четверть XVIII века. На исторической сцене явился народ малоизвестный, неимоверными усилиями, страшными пожертвованиями он дал законность своим требованиям, явился народом могущественным. Человека, руководящего народом в этом подвиге, мы имеем полное право назвать величайшим историческим деятелем, ибо никто не может иметь большего значения в истории цивилизации».

Взаимооценивание, работы групп при помощи стикеров.

Рефлексия.

Как ты чувствуешь себя на уроке истории_________________________________________________________________


Обведите смайлики кружком или закрасьте

Присутствовать на уроке истории

Индивидуальная работа на уроке

Самостоятельная работа на уроке

Групповое выполнение заданий

Обсуждение в группах






© 2010-2022