- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории 9 класс
Рабочая программа по истории 9 класс
Раздел | История |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тимофеева С.Г. |
Дата | 09.12.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории в 9 классе МБОУ «Петровскозаводская СОШ» составлена на 2016-2017 учебный год в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, Федеральным законом № 273 «Об образовании в РФ», нормативных и инструктивно-методических документов МОиН РТ, базисного учебного плана образовательного учреждения.
Основные содержательные линии примерной программы в 9 классе реализуются в рамках трёх курсов - «Истории России» (учебник Загладина Н.В., Минакова С.Т. «История России XX век» -М.: Русское слово, 2011), «Всеобщей истории» (учебник Алексашкиной Л.Н. «Всеобщая история» -М.: Мнемозина, 2008), «История Татарстана» (учебник Султанбекова Б.Ф. «История Татарстана XX - начала XXI века» -Казань, ТаРИХ, 2006), включённых в Федеральный перечень учебников, рекомендованных МОиН РФ к использованию в образовательных учреждениях.
Рабочая программа по истории на ступени основного общего образования составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История»). В программе по истории на ступени основного общего образования сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования. Учебный предмет «История» даёт учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает её значение.
Внутренняя периодизация в рамках трёх курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции программа устанавливает примерное распределение учебного времени: « История России» - 34 часа; «Новейшая история» - 24 часа, «История Татарстана» - 10 часов. Изучение курсов проходит синхронно-параллельно.
Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей:
-
формирование исторического мышления - способности рассматривать события, сопоставлять различные версии и оценки, определять собственное отношение к проблемам прошлого и современности.
-
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся
-
освоение систематизированных знаний по истории человечества, о месте и роли России в мировом процессе
-
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.
Основная функция курса - формирование исторического мышления, под которым подразумевается определённый набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.
На изучение истории в 9 классе учебным планом предусматривается 68 учебных часа - из расчёта 2 часа в неделю. В случае совпадения уроков с праздничными днями предполагается выполнение программы:
-
за счёт часов, выделенных на повторение материала
-
за счёт объединения уроков по одной теме
-
за счёт самостоятельного изучения материала учащимися
Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, коллективная, индивидуальная.
Технологии: развивающего типа (проблемное обучение, деятельностный подход), личностно ориентированные (проектно-
исследовательское обучение, индивидуализации и дифференциации).
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследование, практический.
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности.
В рабочей программе в соответствии с требованиями обязательного минимума образования запланированы следующие виды контроля: тесты, терминологические диктанты, устные и письменные ответы. Цель контроля: проверить качество усвоения материала и при необходимости своевременно проводить коррекцию знаний учащихся; готовить учащихся к итоговой аттестации. Контроль осуществляется с помощью устных опросов, проверки знаний терминов и понятий, написания и защиты рефератов, подготовки сообщений, административных контрольных работ, тестирования. проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.
Рабочая программа рассчитана на внесение корректировок и дополнительного материала.
Требования к уровню подготовки выпускников
Учащиеся должны
знать:
- даты российских революций ХХ в., создания Государственной думы, реформ Столыпина, русско-японской, первой мировой, Гражданской войн, образования СССР, важнейших преобразований в 20-30-е гг., советско-финляндской и Великой Отечественной войн, ХХ съезда КПСС, реформ 60-х гг., афганской войны, преобразований второй половины 80-х-начала 90-х гг., распада СССР, образования РФ;
- основные периоды отечественной истории ХХ в. и этапы наиболее масштабных событий.
- место, обстоятельства, участников событий;
- крупнейших государственных и общественных деятелей ХХ в.;
- основные политические течения, партии, организации, их наиболее известных представителей и достижения отечественной науки и культуры ХХ в.;
- известных полководцев, участников военных событий;
характерные, существенные черты:
- политических режимов (самодержавия, советской власти, постсоветского строя); явлений политической жизни страны;
- экономического и социального развития, государственной политики в разные периоды ХХ в.;
- развития духовной культуры общества в разные периоды его истории;
- внешней политики, наиболее значительных военных событий.
уметь:
● указывать последовательность событий в рамках того или иного периода;
● показывать на исторической карте:
- территорию России, СССР и ее изменение на протяжении ХХ в.;
- промышленные центры, крупнейшие стройки;
- места военных сражений;
● проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (при работе с документами и другими историческими материалами);
●сравнивать:
- данные разных источников - факты, цифры, оценки, выявлять общее и различия;
- развитие России, СССР в разные периоды истории ХХ в.;
- темпы и характер модернизации в России и других странах;
- политические режимы в России и других странах;
●рассказывать о наиболее значительных событиях отечественной истории ХХ в. и их участниках;
●описывать условия и образ жизни людей разного социального положения в разные периоды отечественной истории ХХ в.;
●составлять описание:
- зданий, технических сооружений, машин;
- предметов быта;
- памятников художественной культуры;
●соотносить факты и общие процессы и явления:
- изменения политического строя России в ХХ в.;
- внутренней и внешней политики;
- модернизации, индустриализации;
- развития общественной мысли, художественной культуры;
●систематизировать исторический материал, составлять таблицы, схемы;
●излагать суждения о причинах и последствиях:
- российских революций 1905-1907 и 1917 гг.;
- Гражданской войны;
- прихода большевиков к власти;
- установления однопартийной системы;
- утверждение тоталитарного режима и культа личности;
- победы в Великой Отечественной войне;
- «оттепели», застоя в экономике в 60-80-е гг.;
- перестройки, распада СССР, политических и социальных перемен конца 80-х - начала 90-х гг.;
●объяснять, в чем состояли результаты деятельности государственных и политических деятелей, представителей общественных движений, науки и культуры;
●высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.
Содержание тем учебного курса
I. Россия и мир на рубеже XIX - XX веков
Научно-технический прогресс и достижения индустрии в начале 20 века. Достижения научной и технической мысли. Вклад ученых и инженеров России в ее развитие. Становление крупносерийного, конвейерного производства. Концентрация производства и централизация капитала, образование монополий в ведущих индустриальных странах. Социально-политические последствия модернизации. Рабочее и социал-демократическое движение. Россия противоречия незавершенной модернизации. Реформы Витте. Причины обострения противоречий в Российском обществе начала 20 века .Русско-японская война: причины и последствия. Революция 1905-1907гг. и ее значение. Столыпинские реформы и их итоги. Россия накануне Первой мировой. Первая мировая война. Обострение противоречий в воюющих державах.
II. Великая российская революция
Февральская революция 1917 года в России. Особенности политики Временного правительства. Двоевластие и причины углубления общественно-политического кризиса. Особенности стратегии и тактики партии большевиков. Роль В.И.Ленина в ее деятельности. Захват власти большевиками. Разгон Учредительного собрания и Брестский мир. Кризис 1918-1920 гг. в странах Европы и гражданская война в России.
III. СССР и мир в 1920-1930гг.
Государства демократии- США, Англия и Франция. Последствия Первой мировой войны для стран Запада. США: от процветания к кризису. Меры государственного регулирования экономики. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Опыт выхода из кризиса Англии и Франции. Фашизм в Италии и Германии, милитаристское государство Япония. Советское общество в 1920-е гг.Переход от политики «Военного коммунизма» к НЭПу. Создание СССР. Борьба за власть в 20-е гг.Советская модель модернизации. Индустриализация. Коллективизация. Сталинизм и его особенности. Террор 1930 гг.Итоги развития СССР в 1920-1930-е гг. Проблемы коллективной безопасности в Европе. Расширение фашистской угрозы и политика умиротворения агрессора. Мюнхенский сговор. Советско-германские отношения накануне Второй мировой войны
IV. Вторая мировая война. Великая Отечественная война
Начало Второй мировой войны. Политика СССР в 1939-1940 гг.
СССР в первый период Великой Отечественной войны. Битва под Москвой и ее историческое значение. Создание антифашистской коалиции. Битва под Сталинградом. Курская дуга. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Проблема второго фронта и действия Союзников. Партизанское движение в СССР. Освобождение Европы. Война на Тихом океане и роль СССР в победе над Японией. Итоги Второй мировой войны. Значение создания ООН.
V. СССР в 1945-1964 гг. Мир в первые послевоенные десятилетия
Политика СССР в Восточной Европе и причины «холодной войны». «План Маршалла» и его влияние на развитие стран Европы. Создание системы союзов и конфликты в Азии. Советский союз в первые послевоенные годы: восстановление народного хозяйства. Массовые репрессии. Духовная жизнь советского общества. СССР после смерти Сталина. 20 съезд КПСС и начало «Оттепели».СССР в 1950-1960 гг.Хозяйственные эксперименты и кризис сельскохозяйственного производства. Реформы системы управления и отстранение Хрущева от власти. Советский союз и крушение колониальной системы. Карибский кризис. Послевоенная реконструкция и становление социально-ориентированной рыночной экономики в Западной Европе. «Великое общество» 1960-х гг. в США.
VI. СССР в 1965-1991 гг.
СССР от реформ к «застою» . Обострение противоречий в Восточной Европе. Установление военного паритета между СССР и США. Развитие процесса разрядки напряженности в Европе. Обострение советско-американских отношений в начале 1980гг.
Перестройка и новое политическое мышление. СССР и страны Восточной Европы. Особенности демократических революций в восточноевропейских странах. Обострение национальных проблем в СССР. Распад СССР.
VII. Мир во второй половине 20 в.
Модернизационные процессы в США и странах Западной Европы. Страны Азии и Африки: проблемы модернизации. Латинская Америка: от авторитаризма к демократии. Россия и международные отношения начала 21 века.
VIII. Россия и мир в конце XX - начале XXI в.
Концепция преобразований и опыт первых рыночных реформ в России. Кризис 1993 года. Принятие Конституции. Избрание президентом В.В.Путина и развитие российского общества на рубеже 20- 21 вв. Россия и страны СНГ. Россия и международные отношения начала 21 века.
Эпоха постмодернизма. Особенности современной массовой культуры. Духовная жизнь в советском и российском обществах. Духовная оппозиция как фактор перемен в советском обществе. Искусство и литература периода гласности и демократизации. Духовная жизнь и искусство демократической России.
История Татарстана
Казанская губерния в начале XX в. В годы революций и гражданской войны. Татарская республика в 1920-е гг. В условиях ускоренной модернизации. Республика в годы Великой Отечественной Войны. Республика в послевоенный период. Республика в середине 1950-х - начале 1960-х гг. Республика во второй половине 1960-х - первой половине 1980-х гг.
На этапе перестройки. Татарстан на рубеже XX - XXI вв.
Календарно-тематическое планирование по истории в 9 классе
Мир в начале XX века.
2
Введение. Россия в начале XX века.
3
Модернизационная политика в России: предпосылки и итоги.
4
. Русско-японская война и начало революции 1905-1907гг.
5
Политическая жизнь России
в 1907-1914 гг. Реформы П.А.Столыпина
Терминологический диктант по теме «Внешняя политика России в начале XX века»
6
Серебряный век русской культуры
7
Первая мировая война.
Россия в Первой мировой войне
8
Версальско-Вашингтонская система.
9
Страны Европы и США в 20-е годы.
Терминологический диктант по теме «Первая мировая война»
10
Свержение монархии и кризис власти.
Февральская революция
11
Октябрьская революция. Становление Советской власти
12
Казанская губерния
в начале XX в. Терминологический диктант по теме «Становление Советской власти»
13
Гражданская война
Тест «Гражданская война»
14
В годы революций и гражданской войны
15
Обобщение по теме «Россия в
1900-20-х г.г.»
16
Новая экономическая политика
17
Образование СССР, его внешняя политика
Терминологический диктант по теме «НЭП»
18
Татарская республика в 1920-е г.
19
Политическая система СССР в 20- 30-е гг.
20
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.
21
Пути выхода из кризиса США и демократических стран Европы.
Терминологический диктант по теме «Политическая система СССР в 20-30-е гг.»
22
Экономическая политика СССР в 20-30-е годы.
23
Духовная жизнь: достижения и потери
24
Внешняя политика СССР в 30-е годы.
Терминологический диктант по теме «Идеология СССР в 30-е гг.»
25
Тоталитарные режимы Европы в 30-е годы.
26
Франция и страны Азии в 20-30-е годы
27
В условиях ускоренной модернизации
28
Международные отношения в 30-е годы.
Терминологический диктант по теме «СССР и мир в 30-е годы»
29
Обобщение и тест по теме «СССР в 20-30 е гг.»
30
Вторая мировая война.
31
Начало Великой Отечественной войны
32
Предпосылки коренного перелома.
33
Коренной перелом в ходе войны.
34
Заключительный этап войны.
Терминологический диктант по теме «Вторая мировая война»
35
Республика в годы Великой Отечественной Войны
36
Обобщение по теме «СССР в 30-40- е годы».
37
Обобщение по теме «Мир в первой половине 20-го в.
38
Внутренняя политика СССР в послевоенный период.
39
Послевоенное мирное урегулирование. «Холодная война»
40
Начало «холодной войны». Внешняя политика
41
Внутренняя политика СССР в 1954-х -1964-х годах
42
Республика в послевоенный период
43
Политика мирного сосуществования
44
Обобщение по теме «СССР в 1945-1964-х годах».
45
Послевоенное экономическое развитие.
46
Республика в середине 1950-х - начале 1960-х гг.
Тест «Республика в послевоенный период»
47
Новые социальные движения
48
Внутренняя политика СССР в 1960-начале 80-х годов.
49
Общественная жизнь в середине 60-х - середине 80-х гг. Политика разрядки: надежды и результаты.
50
Республика во второй половине 1960-х - первой половине 1980-х гг.
51
Реформа экономики и ее итоги
52
Перестройка политической системы. Политика «гласности».
53
На этапе перестройки
54
Диалектика нового мышления.
Терминологический диктант по теме «Реформа экономики и её итоги»
55
Обобщение по теме «СССР с середины 1960-х по 1991 г.»
Тест по теме «СССР в годы перестройки»
56
США во второй половине 20-го в. Великобритания и Франция во второй половине 20-го в.
57
Италия и Германия во второй половине 20-го в.
58
Страны Восточной Европы во второй половине 20-го в.
59
Российская экономика на пути к рынку. Политическая система современной России
60
Культура XX - го века. Духовная жизнь России
61
Россия в начале нового тысячелетия
62
Обобщение по теме и тест «Россия начале 21 в.»
63
Международные отношения.
64
Татарстан на рубеже XX - XXI вв.
Тест «История России (XX- начало XXI века)»
65
Обобщение по теме «Мир в 20- начале 21 века»
66
Итоговое обобщение по курсу «История России XX в.» Тест «Россия на рубеже тысячелетий»
67-68
Повторительно-обобщающие уроки по темам
«Россия в начале 20 века», «Первая мировая война», «Вторая мировая война», «На этапе перестройки»
Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы
для учителя:
Примерные программы по учебным предметам «История» 5-9 классы
Н.В. Загладин, С.Т. Минаков «История России XXвек» 9 класс,-М.: Русское слово, 2011
Л.Н.Алексашкина «Всеобщая история» 9 класс,- М.: Мнемозина, 2008
Б.Ф. Султанбеков «История Татарстана XX -начала XXI века» 9 класс.- Казань, 2006
«Преподавание истории и обществознания в школе» - научно-методический журнал
для учащихся:
Н.В. Загладин, С.Т. Минаков «История России XXвек» 9 класс,-М.: Русское слово, 2011
Л.Н.Алексашкина «Всеобщая история» 9 класс,- М.: Мнемозина, 2008
Б.Ф. Султанбеков «История Татарстана XX -начала XXI века» 9 класс.- Казань, 2006