Разработка повторительно-обобщающего урока на тему Россия при ПетреI

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: "Россия при Петре 1.

Цели урока:

Познавательные

  • Обобщить знания учащихся по теме" Россия при Петре I ",

  • дать характеристику этого исторического деятеля, его деятельности

  • сформулировать представление о времени правления Петра I, о неоднозначности и противоречивости оценок его деятельности".

Развивающие

Формирование практических навыков:

  • Умение анализировать факты, делать выводы, опираясь на знание практического материала,

  • Умение высказывать собственное мнение, давать оценку историческим событиям и историческим деятелям.

  • Активизация процессов мышления и воображения (работа с документами.)

Воспитательные

  • Способствовать нравственно патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны;

  • Воспитывать интерес к истории как учебному предмету.

Тип урока: "Повторительное - обобщающий"

Форма урока: урок с элементами дискуссии

Методы и приемы: работа в группах, прием «Вопрос-ответ» метод «Займи позицию»; написание синквейна, работа с документами

Понятия: коллегии, губернии, протекционизм, "Табель о рангах", абсолютизм

Оборудование урока: компьютер, мультимедиа, доска, мел, историческая карта "Российская империя в первой половине XVII века", портрет Петра I, раздаточный материал

Ход урока.

  1. Оргмомент (деление на группы, выявление отсутствующих, проверка готовности присутствующих) 3 минуты

  2. Вступительное слово учителя

  3. Работа в группах.

  4. Завершающее слово учителя

  5. Самооценка работы группы.

Вступительное слово учителя: 2 минуты

Любой человек оставляет о себе память в сердцах потомков. И от того, какую жизнь прожил человек, такая о нем и останется память. Людей оценивают по поступкам, тем более, если это касается государственного деятеля.
Этот урок последний в системе уроков об эпохе Петра Первого. «Пётр оказался одним из самых влиятельных правителей в истории
Российского государства. Он резко отличался от предшествующих правителей, поскольку был склонен к новаторству и стремился претворить их в жизнь.

Наша задача: повторить материал о деятельности Петра 1 (вспомнить основные понятия, хронологию, факты). И ответить на вопрос:

Какое историческое значение имели преобразования Петра Великого?

Задание 1. Когда, Петр пришел к власти, перед ним стояло множество задач, которые ему необходимо было решить. Давайте их вспомним. (2+2 мин)

- ликвидация социально-экономической отсталости Руси от Запада

- завоевать выход к морю

- расширить территории русского государства

-усилить обороноспособность государства

Задание 2. Какие же реформы провел Петр для решения поставленных задач? (2 мин)

Военная реформа
Административная реформа
Финансовая и налоговая реформы
реформа в области промышленности
Реформа в области образования
Реформа государственного управления

Военная реформа была проведена одной из первых. Объясните, с чем это было связано? С неудачами в войне с Турцией, с неудачами на начальном периоде войны со Швецией

Задание №3. Обведите правильные ответы.(3 мин)

Реорганизация русской армии при Петре 1 проводилась по следующим направлениям:

А) основу новой армии составили Семеновский и Преображенский полки

Б) армия стала регулярной

В) Служба в армии длилась 2 года

Г) Вместо «стрелецкого войска были введены полки «нового строя»

Д) была введена рекрутская повинность

Е) Командование армией осуществляли иностранные генералы

Ж) была создана военная промышленность

З) Были открыты военные учебные заведения

И) был принят «Устав воинский»

К) Был построен мощный военно-морской флот

Правильные ответы А,Б,Г,Д,Ж,З,И,К

Задание 4: Прочитайте документ и составьте 3 вопроса к нему.

Вопросы должны уточнять главное содержание документа.(15 мин)



Колыбель российского флота

Пётр Великий прибыл в Воронеж 29 февраля 1696 года с тем, чтобы лично руководить строительством военных кораблей. Воронеж был выбран базой флота по нескольким причинам:
- во-первых, город был расположен на реке Воронеж, впадающей в Дон, что открывало прямую дорогу к Азовскому морю. Во время весеннего половодья по реке могли ходить крупные суда, и была возможность сплавлять лес;
- во-вторых, вблизи города росли вековые леса, пригодные в качестве строительного материала для кораблей;
- в-третьих, недалеко была липецкая железная руда;
- в-четвёртых, местные жители уже имели достаточный опыт в постройке речных судов.

По приказу Петра к Воронежу для строительства судов было собрано около двадцати семи тысяч крестьян и служилых людей из окрёстных сёл и городов. Основную часть «работного люда» на судоверфи составляли казаки, стрельцы, драгуны и солдаты. Среди них было много умелых плотников-кораблестроителей, имевших большой опыт в постройке речных судов.

Активная деятельность молодого Петра уже к середине марта принесла свои плоды. В город с помощью саней доставлялись части разобранных галер, быстрыми темпами шла их сборка и спуск на воду. Помимо этого, дополнительно были приглашены из Австрии специалисты-инженеры. Второго апреля 1696 года были построены первые корабли - галеры «Принципиум», «Святой Матвей» и «Святой Марк». Эта дата считается днём основания русского регулярного военно-морского флота. 26 апреля состоялось торжество по поводу окончания строительства 36-пушечного галеаса «Апостол Пётр». Всего в Воронежском уезде и самом Воронеже ко второму азовскому походу было построено более 500 стругов, около 40 мореходных лодок и 130 плотов.

Метод «Вопрос-ответ»

Участник под номером 1 группы Группа №2 задает первый вопрос понравившемуся участнику группы №1, далее по цепочке

Задание 5 Перед вами даты периода правления Петра1. Заполните пустые строки

Задание 6. Дать определения понятиям

Рекрут-

Антихрист-

Конфузия-

Коллегия-

Абсолютизм-

Меркантилизм-

Протекционизм-

Подушная подать-

Ассамблея-



Слова учителя перед дискуссионным заданием (2 мин)

Современники называли Петра 1 человеком необыкновенным. И, действительно, поражает разносторонность его дарований: он был незаурядным полководцем и дипломатом, флотоводцем и законодателем, его можно было встретить с топором в руке и пером в руках, вырезывающим новый шрифт, и сидящим за чертежом нового корабля, озабоченного постигшей неудачей и ликующим по поводу одержанной победы, за изучением какой-либо диковинной машины и размышляющим над устройством правительственного механизма обширного государства.

Уже современники Петра I разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжался и позже. В XVIII в. М. В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью. А немного позже историк Николай Михайлович Карамзин назвал реформы Петра "блестящей ошибкой".

(Элементы дискуссии) (10 мин)

Давайте и мы с вами попытаемся доказать точку зрения каждого из вышеназванных ученых.

Группа №1 докажет точку зрения М.В. Ломоносова, а Группа №2 - точку зрения Карамзина.

Группа №1 вытягивает листки с заданиями, в которых указывается необходимость положительной характеристики реформы:

Военная реформа
Административная реформа
Финансовая и налоговая реформы
реформа в области промышленности
Реформа в области образования
Реформа государственного управления

В заключении работы составим синквейн (5 мин)

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ГЛАГОЛ ГЛАГОЛ ГЛАГОЛ

ПРЕДЛОЖЕНИЕ, РАСКРЫВАЮЩЕЕ ОСНОВНОЙ СМЫСЛ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ





Итак, а теперь давайте оставим все деления на группы и ответим на поставленный в начале урока вопрос

Какое историческое значение имели преобразования Петра Великого?

- получили выход в море (в Балтийское)

- расширили территории (по Ништадскому миру финляндию, балтийское побережье от Выборга до Риги (Лифляндия, Эстляндия, Ингерманландия)

- социально-экономическое развитие стало лучше





А теперь, оцените свою деяеятельнось на уроке

Самооценка (3 мин)



Д/З Подготовиться к тестированию

С именем Петра связана традиция, которая сохранилась до сегодняшнего дня. При пеленании младенцев при выписки из роддома, мальчиков перевязывают синей лентой, а девочек - розовой. Откуда пошла эта традиция.

© 2010-2022