Урок на тему: Древняя мудрость и китайские изобретения

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема: Древняя мудрость. Изобретения китайцев.

Цели: познакомить с основными идеями учения Конфуция, религиозными верованиями китайцев; объяснить значения понятий мудрец, благородный человек, достойное поведение; формировать умения: обобщать и систематизировать исторические знания, участвовать в беседе, дискуссии, работать с документами, выполнять задания, делать выводы; учить выражать свое отношение к нравственным ценностям, которые проповедовал Конфуций.

Планируемы результаты:

предметные: работать с исторической картой, анализировать и обобщать позицию по морально - этическим вопросам далекого прошлого и сопоставлять с современной нравственностью.

метапредметные УУД: самостоятельно организовать учебное взаимодействие в группе; определить собственное отношение в явлениям современной жизни; формировать собственную точку зрения; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, квалифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические явления и процессы.

личностные УУД: понимать многообразие мира; уважать культуру других народов; учить быть толерантным.

Оборудование: учебник «История Древнего мира» 5 класс В.И. Уколова, презентация «Древняя мудрость. Изобретения Китая», фрагмент фильма «Мысли великих людей. Конфуций», карта «Древний Китай».

Тип урока: урок открытия новых знаний

План:

1.Организационный момент

2. Актуализация знаний

3. Мотивационно - целевой этап

4. Изучение нового материала

5. Закрепление изученного материала

6. Рефлексия

7. Подведение итогов. Домашнее задание

Ход урока

1.Организационный момент

2. Актуализация знаний по теме «Древний Китай»:

I. Блиц - турнир:

1. «Там с незапамятных времен земля желта. И желты воды великой реки. Сидя на берегу, богиня Нюйва лепила человечков из желтой глины. Они выскальзывали из ее животворных рук и заселили эту землю. Так рассказывает легенда о возникновении…. какой страны? Где она находится?

(Древний Китай сказочная и экзотическая страна, которая располагалась в Восточной Азии).

2. Какую из рек китайцы называли «река тысячи бедствий»? (Хуанхэ)

3.Сыном Неба в древнем Китае называли? (императора).

4.Китайская легенда рассказывает: «Был у Цинь-Шихуанди конь. Не простой он был, а волшебный. Глаза его были из огня, тело его было из облака. Поднимался конь на гору к стене, и, где он топал ногой, там вырастала башня». О чём эта легенда? (Великая китайская стена).

5. Высшая сила, которой поклонялись древние китайцы? (Китайская империя находилась под покровительством неба).

6. Назовите племена, от набегов которых была построена Великая китайская стена (гунны).

7. Какое историческое событие произошло в 221году до н.э.? (объединение Китая в единое государство во главе с императором Цинь Шихуанди).

8. Сколько лет строилась Великая Китайская стена? (10лет)

3. Мотивационно - целевой этап:

Просмотр фрагмента фильма: «Мысли великих людей. Конфуций». Ребята, как вы думаете, что мы будем, изучат сегодня на уроке?

Ответ учеников: о великом китайском мудреце - Конфуции.

Ребята посмотрите на тему нашего урока и определите, с чем мы еще познакомимся на уроке - великие изобретения Китая.

План урока:

1. Китайские мудрецы. Конфуций.

2. Изречения Конфуция.

3. Изобретения и открытия древних китайцев.

Проблемный вопрос:

Какой значительный вклад внесла в историю и в и мировую культуру цивилизация Древний Китай ? Познакомившись с учением Конфуция, мы постараемся с вами стать чуточку благороднее, мудрее, словом, перенять у него то полезное чему он учил людей в глубокой древности.

4. Работа по теме урока

1. Китайский мудрец Конфуций.

В Древнем Китае образованных и уважаемых людей называли мудрецами. Именно таким мудрецом, видевшим спасение страны в улучшении отношений между людьми, в ведении строго порядка, воспитании человека не для себя, а для общества, был Конфуций.

Конфуций родился на Востоке страны в VIв. до н.э. в княжестве Лу, в знатной, но обедневшей семье. Отец его был храбрым офицером. Ко времени рождения Конфуция, последнего сына, ему было 70 лет, а через два года он умер. Семья бедствовала, и Конфуций рано стал трудиться, осваивая разные ремесла. Был он крепок телом и высок, отличался любознательностью и трудолюбием. В молодости получил должность надзирателя амбаров и государственных земель. К нему часто обращались за советами. Постепенно он превращался в учителя, в частности, учителя музыки. Имя, данное ему при рождении, - Кун Цю - благодарные ученики переиначили на Кун Фуц-зы, что значит «Почтенный учитель Кун». (В Европе утвердилась латинизированная форма - Конфуций.) Он путешествовал по Китаю и благодаря своим обширным знаниям пользовался уважением. Вернувшись на родину, Конфуций уже в зрелом возрасте был назначен наместником города, а затем стал верховным судьей княжества. Несмотря на то, что дела его шли успешно, он ушел в отставку и отправился в странствия вновь. У него было, согласно преданию, 3 тысячи учеников, из которых 12 находились при нем постоянно. Порой ему угрожала смертельная опасность, но он никогда не терял мужества и спокойствия. Последние свои годы провел на родине и умер под сенью деревьев на берегу тихой речки. Записок он не оставил. Изречения Конфуция были записаны его учениками и последователями. 2.Изречения Конфуция

Поучения Конфуция дошли до нас в виде древнекитайских книг, написанных на узеньких дощечках из расщепленного бамбука. У китайцев насчитывалось около 50 тыс. иероглифов. Тонкую кисточку или палочку обмакивали в черную тушь и наносили иероглифы сверху вниз. Если делали ошибку, то соскабливали написанное ножом. Потом в дощечках делали отверстия и продевали бечевку. Связка бамбука и была древнекитайской книгой.

Ученый китаец должен был запомнить тысячи иероглифов, обозначавших отдельные слова. В Древнем Китае высоко ценилось искусство каллиграфии - красивого написания иероглифов.

Труды Конфуция дороги нам своими практическими советами.

Давайте поработаем в группах и вместе выясним: « Какие добродетели выделил Конфуций?»

Работа в группах:

1.Внимательно прочтите высказывания Конфуция?

2. Чему учил мудрец Конфуций?

3. Что из наставлений может нам пригодиться и в наши дни?

1группа:

Задание: «Воспитанного человека легко узнать по манерам».

Конфуций считал, что воспитанного человека легко узнать по его поведению. Учтивый китаец перед входом в дом снимал туфли и шел босиком. Идти в туфлях по циновкам, расстеленным на полу, считалось просто неприличным. Сидели китайцы либо на той же циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть свесив ноги, а тем более вытянув их вперед, могли только совершенно невоспитанные люди. Уже в древности китайцы овладели искусством есть с помощью двух палочек. Этот обычай они сохраняют и поныне.

Древние китайцы сооружали на голове сложные прически, собирая волосы в пучок. Тех же, кто ходил с распущенными волосами, они считали дикарями. Обычно китайцы носили халат, у простых людей халаты были из дешевой материи. Знатные богачи одевались в халаты шелковые, с красивой вышивкой цветами и фигурами драконов.

Вывод: Каким должен быть благородный и воспитанный человек? Правила этикета в наши дни.

2 группа: «Высшая добродетель - почитание старших».

В семье младшие братья должны оказывать знаки уважения старшим, дети - родителям. А старшим следует относиться к младшим с отеческим вниманием и заботой. Почитать предков ка могучих и добрых покровителей.

3 группа: Золотое правило морали: «Поступай с людьми, так как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой».

Живи, руководствуясь следующими правилами:

  1. Не желай другим того, чего не желаешь себе;

  2. Помогай другим достичь, того чего бы сам хотел достичь.

4 группа: «Учитесь!».

Учитесь! Ибо жизнь всегда напоминает нам, что любых наших знаний мало. Когда человек перестает учиться, он может потерять и то, чему научился раньше».

5 группа: «Государство - большая семья».

Конфуций учил, что не только в семье, но и во всем государстве должен соблюдаться порядок в отношениях между старшими и младшими. Воспитанный китаец со всеми вежлив, он не грубит тем, кто ниже его по положению, и не заискивает перед теми, кто выше. Но он ведет себя с теми и с другими, хорошо зная свое место, - со старшими почтительно, а с младшими благосклонно. Конфуций учил, что государство подобно большой семье. Подданные должны уважать правителя как отца. Но и правителям Конфуций советовал относиться к подданным как к своим детям. Мудрый правитель не мучает людей суровыми наказаниями, а терпеливо воспитывает их - прежде всего своим примером. Правителю вовсе не к лицу жестокость, достаточно отеческого наставления. «Казнить кого-либо, вместо того чтобы наставить его на истинный путь - бесчеловечно», - говорил Конфуций.

3. Изобретения и открытия древних китайцев.

III. Угадайте, о чем идет речь?

  1. Этот напиток в Древнем Китае считался лекарством, и его неохотно употребляли китайцы. Благодаря целебным свойствам он возвращал человеку силы, помогал вставать на ноги. Сегодня этот напиток любят пить ежедневно миллионы здоровых людей во всем мире. Что это? (Чай)

  2. Это изобретение появилось в Китае, и в древние времена оно напоминало суповую ложку с длинной ручкой, сделанную из магнитного железняка. «Ложку» клали на гладкую деревянную подставку с делениями. Если бы древний египтянин увидел вращающуюся китайскую ложку, он закричал бы : «Волшебство!». Что это? (Компас)


Компас

Этот чудесный предмет тоже был придуман в Китае. Китайцы уже в древности знали, что магнит притягивает железо. Им было известно свойство магнита - указывать направление на север и на юг. Китайский компас представлял собой ложку с длинной ручкой, изготовленную из намагниченного железа. Ложку клали на гладкую деревянную или бронзовую подставку с делениями, раскручивали ее, и она останавливалась, показывая одной стороной на юг, а другой на север. В древности компас не был известен ни одному народу. Кроме китайцев. Компас использовался во время поездок по Великому шелковому пути.


  1. Белизной он подобен нефриту,

Тонкостью - бумаге,

Блеском подобен зеркалу,

Звонкостью - цимбалам?

(Цимбалы - струнный ударный музыкальный инструмент).

Изобретение фарфора

В VI в. до н. э. китайские мастера изобрели фарфор, из которого стали делать чашки и красивые вазы. Прежде чем вылепить сосуд, фарфоровую глину закапывали в землю на несколько десятилетий. Фарфоровая посуда была очень красивой и очень дорогой. Её продавали на вес золота. Производство фарфора держали в секрете.


  1. Загадка: С этой пылью трус смелеет: он героя одолеет. Что это может быть?

Порох

порох был разработан в Китае в X веке. Вначале он использовался как начинка в зажигательных снарядах, а позже были изобретены пороховые снаряды взрывного действия. Пороховое ствольное оружие, согласно китайским летописям, впервые было применено в сражениях 1132 года. Это была длинная бамбуковая трубка, куда закладывался порох и потом поджигался. Этим «огнеметом» врагу наносились сильные ожоги.

  1. Какие изобретения сделанные в Китае ,вы знаете? (презентации):

Изобретение бумаги

В I в. до н.э. в Китае была изобретена бумага. Ее изготавливали из пеньки, шелковых оческов, растительных волокон (бамбука). Вся эта масса вымачивалась или вываривалась, а затем помещалась в формы. Затем листы прессовали и просушивали на нагретой стене. Этот материал был вполне пригоден для письма и очень дешев. Позднее, в VIII в., научились изготавливать оттиски с деревянных досок, на которых был вырезан рисунок или текст, окрашенный краской. Так впервые появилось печатное дело. В XI в. китайцы изобрели разборный шрифт.

Шелководство

Что еще в древности китайцы научились выделывать шелк. В отличие от хлопка и льна шелковые нити не растительного происхождения, их изготовляют из выделений шелковичного червя. Разведение червей - трудоемкая работа. Листья шелковичного дерева (шелковицы), которыми кормят червей, должны быть чистыми, свежими и сухими. В помещении, где разводят шелковичных червей, не должно быть сквозняка, посторонних запахов, дыма. Червям вредны даже шум и смена температуры.

При хорошем уходе черви выпускают тонкую, похожую на паутину нить, из которой вьют коконы. Шёлк очень ценился. Иногда люди расплачивались за товары не деньгами, а отрезами шёлка. Шёлковую одежду имели право носить только знатные и богатые люди. Производство шёлка китайцы держали в строжайшем секрете. Шёлком торговали с другими странами. Во II в. до н. э. был проложен Великий Шёлковый путь. Через горы, степи и пустыни караваны верблюдов везли китайский шёлк на Запад.

Великий Шелковый путь на протяжении 2 000 лет оставался самым длинным в мире. Он простилался на 12 800 км от г. Шанхая в древнем Китае до г. Гадемса в Испании.

5.Закрепление пройденного материала:

А) Восстановите мудрость: Другому себе того не пожелаешь другому делай.

Ответ: Не делай другому того, чего не пожелаешь себе.

Б) Соотнесите китайские изобретения и их значение в мировой истории

( соотнесите картинки):

Порох - ружье

Компас - Великие географические открытия

Бумага - книгопечатание

Шелк - Великий шелковый путь

Фарфор - посуда

В) Кто мог произнести эти слова?

« Благородный человек винит себя, а ничтожный винит других - говорил_________».

7.Рефлексия.

Что нового вы сегодня узнали?

Понравился ли вам наш урок? Чем?

8. Подведение итогов урока:

Китай - это своеобразная страна с особой культурой, страна, в которой были сделаны многие открытия и изобретения, использующиеся до сих пор во всем мире: бумага, лошадиная упряжь, шелк, китайская медицина, осевой руль, фарфор, компас, порох и многое другое.

Домашнее задание: параграф 25 читать и пересказывать, ЭО разгадать кроссворд.


Отгадайте кроссворд:

1.Тонкая и воздушная ткань, секрет производства которой в древности был известен только китайцам.

2.Изобретенный в Китае прибор, помогающий не заблудиться в далеких путешествиях.

3.Река, по берегам которой возникло древнейшее в Китае государство.

4.То, что учтивый китаец снимал с ног при входе в дом.

5.Материал для письма, изобретенный в Китае.

6.Одна из двух главных рек Китая.

7.Одно из китайских государств, правитель которого объединил весь Китай под своей властью (221 г до н.э.).

8.Изобретенный в Китае напиток, прогоняющий усталость.

Урок на тему: Древняя мудрость и китайские изобретения.


© 2010-2022