Урок истории Русско - японская война 1904-1905 годов

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Внешняя политика России на рубеже XIX -XX веков. Русско - японская война 1904- 1905 годов.

Цели урока:

  • проанализировать основные направления внешней политики России в начале XX века

  • выяснить причины, характер, основные этапы, итог Русско-японской войны

  • воспитывать чувство патриотизма и гуманизма на примере трагических страниц отечественной истории

Ход урока.

1.Организационный момент.

Добрый день. Сегодняшний урок посвящен Русско - японской войне 1904 - 1905 годов.

Данную тему необходимо рассмотреть по следующему плану.

2.Изучение нового материала.

План урока.

  • Основные направления внешней политики России на рубеже XIX -XX веков. Гаагская конференция.

  • Дальневосточная политика.

  • Русско- японская война 1904- 1905 годов.

Если в начале XVIII века Петр Великий «прорубил окно в Европу», то в начале XX века стал вопрос об «окне в Азию», о выходе к незамерзающим морям, о просторах почти незаселённой Маньчжурии.

Готовясь к наступлению на Азию, к «большой азиатской программе», Россия построили Сибирскую и Китайско- Восточную железные дороги, усилила флот. В правительстве одни выступали против войны, другие - за. Министру внутренних дел Плеве приписывают слова о том, что «маленькая победоносная война» была для России только полезна.

Но российское общество в целом довольно холодно относилось к этой затее: ведь Маньчжурия и Японское море были так далеко. Подготовка к броску на Восток шла медленно. Япония же готовилась к войне с Россией с отчаянной энергией.

Активность России на Дальнем Востоке:

  • -1894 г-японско-китайская война, ультиматум России;

  • -1896 г-русско-китайский оборонительный союз; строительство КВЖД;

  • -1898 г-аренда у Китая Порта-Артура;

  • -1900 г-ввод русских войск в Маньчжурию под предлогом охраны КВЖД;

  • -1902 г-англо-японский союз против России;

  • -25 января 1904 г -разрыв дипломатических отношений Японии и России;

  • -ночь, 26 августа 1904 г.- Япония без объявления войны напала на русскую эскадру в Порт-Артуре.

Русско- японская война была для России войной после долгого перерыва. Но это была уже война с применением современного для того времени оружия - пулемётов, дальнобойной артиллерии, броненосцев, минного флота. Соотношение сил складывалось не в пользу России. У Японии было много военно- морских баз, а у России - всего две. Почти весь русских флот стоял в Порт - Артуре. Порт- Артур - гавань, защищённая со всех сторон высокими холмами, и в своё она представляла прекрасное убежище для кораблей. Но для судов времён Русско - японской войны она была недостаточно просторной и глубокой.

Причины войны.

  1. Противостояние России и Японии на Дальнем Востоке.

- аренда Россией Ляодунского полуострова и Порт -Артура как военно - морской базы.

-КВЖД и российская экономическая экспансия в Манчжурии.

-борьба за сферы влиянии в Китае и Корее.

  1. Война как средство отвлечения от революционного движения в России. («маленькая победоносная война»)

Урок истории Русско - японская война 1904-1905 годов

Этапы русско - японской войны:
Первый этап ( 26 января 1904 г - август1904 г )

26 января 1904 г. одновременно с нападением на Порт - Артур японцы атаковали находящиеся в корейском порту Чемульпо крейсер "Варяг" и кайнонерскую лодку "Кореец".

24 февраля 1904 г. в Порт - Артур прибыл новый командующий Тихоокеанским флотом вице-адмирал С.О.Макаров под его руководством Тихоокеанская эскадра перешла к активным действиям, но 31 марта разыгралась трагедия. В ходе, которой адмирал погиб. Эти события привели в шоковое состояние все русское командование. Они имели фатальное последствие для дальнейшего хода войны. Новый командующий эскадрой отказался от активных действий на море. Это сказалось на результатах военных операций на суше.

Этапы русско - японской войны:
Второй этап ( сентябрь 1904 - февраль 1905 гг)

Оборона Порт - Артура оттягивала значительные силы японцев. 7 месяцев длилась осада, японцы предпринимали многократные штурмы, не прекращали бомбардировок. Но 20 декабря 1904 г. крепость была сдана. По признанию японцев, это стало для них приятным "новогодним сюрпризом».

Третий этап(март-август 1905 гг.)

После сдачи Порт - Артура война уже была проиграна, однако царизм настаивал на продолжении бессмысленного похода 2-ой Тихоокеанской эскадры под командованием Рожественского из Кронштадта во Владивосток. Последним сражением русско-японской войны стало морское сражение, происшедшее 14-15 мая 1905 г. в Корейском проливе у острова Цусима.

К утру русская эскадра перестала существовать как боевая единица. Во Владивосток сумели прорваться лишь один крейсер и два эсминца. Никогда еще русский флот не подвергался такому разгрому.


11 броненосцев

10 крейсеров

9 эсминцев

4 броненосца

48 крейсеров

21 эсминец

42 миноносца

23 августа 1905 год - Портсмутский договор:

  1. Корея признавалась сферой влияния Кореи.

  2. Япония получила во владения Южный Сахалин.

  3. Япония получила право рыбного промысла вдоль русских берегов.

  4. Россия передала Японии в аренду Ляодунский полуостров и Порт - Артур.

Причины поражения России.

1.Поддержка Японии со стороны Англии и США.

2.Слабая подготовка России к войне. Военно- техническое превосходство Японии.

3.Ошибки и непродуманность действий командования России.

4. Отсутствие быстрой переброски резервов на Дальний Восток.

Итоги войны.

- Общественное недовольство самодержавием, позорно проигравшим войну с Японией;

- Ослабление позиций России на Дальнем Востоке;

-Дестабилизация внутриполитической обстановки в России - рост революционной борьбы.


Работа с документом "Мирный договор между Россией и Японией" и вопросы к документу

Мирный договор между Россией и Японией. Портсмут, 23 августа 1905 г.

"Статья III. Россия и Япония взаимно обязуются:

1)эвакуировать совершенно и одновременно Маньчжурию, за исключением территории, на которую распространяется аренда Ляодунского полуострова, согласно постановлениям дополнительной I статьи, приложенной к сему договору, и

2)возвратить в исключительное управление Китая вполне и во всем объеме все части Манчьчжурии, которые ныне заняты русскими или японскими войсками или которые находятся под их надзором, за исключением вышеупомянутой территории..

СтатьяV. Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству, с согласия китайского правительства, аренду Порт-Артура, Талиена и прилегающих территорий и территориальных вод, а также все права, преимущества и концессии, связанные с этой арендой или составляющие её часть, и уступает равным образом императорскому японскому правительству все общественные сооружения и имущества на территории, на которую распространяется вышеупомянутая аренда:

Статья VI. Российское императорское правительство обязуется уступить императорскому японскому правительству, без вознаграждения, с согласия китайского правительства, железную дорогу между Чан-чун(Куан-чен-цзы) и Порт-Артуром и все её разветвления со всеми принадлежащими ей правами, привилегиями и имуществом в этой местности, а также все каменноугольные копи в названной местности, принадлежащие означенной железной дороге или разрабатываемые в её пользу:

Статья IX. Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории..."

Вопросы к документу:

Где и когда произошло подписание мирного договора между Россией и Японией?

Чего лишилась Россия в результате этой войны?


  1. Закрепление изученного материала.

Тест по теме «Русско-японская война 1904-1905 гг.»

1. Причиной русско-японской войны стало

а) противоречие интересов военно-политических блоков Антанта и Тройственный союз

б) столкновение зон влияния Российской и Японской империй в Корее и Маньчжурии

в) рост населения Японии и нехватка ресурсов

г) стремление России установить контроль над Кореей

2. Русско-японская война по характеру была

а) захватнической со стороны Японии

б) захватнической со стороны России

в) носила захватнический, несправедливый, империалистический характер с обеих сторон

г) справедливой со стороны России

3.Главнокомандующий русской армией на Дальнем Востоке в период русско-японской войны 1904-1905 гг.

а) генерал А.В. Каульбарс

б) контр-адмирал Витгефт

в) генерал-лейтенант О.К. Гриппенберг

г) генерал А.Н.Куропаткин

4. В ходе русско-японской войны1904-1905 гг.

а) на море впервые были использованы миноносцы

б) русские войска заняли Мукден

в) произошло установление российского протектората над Кореей

г) Россия и Китай заключили секретный договор об оборонительном союзе

5. 13 апреля 1904 года в результате подрыва броненосца «Петропавловск» на японских минах погиб знаменитый русский художник-баталист

а) В.В. Верещагин

б) И.К. Айвазовский

в) М.И. Авилов

г) Р.Р.Френц

6. Посредником в переговорах о мире выступил

а) С.Ю.Витте

б) император Николай II

в) император Вильгельм II

г) президент США Т.Рузвельт

7. Общие потери России в войне составили около

а) 150 тыс. чел.

б) 200 тыс. чел.

в) 250 тыс. чел.

г) 400 тыс. чел.

8. Для Российской империи поражение в этом локальном конфликте стало

а) поводом для ужесточения борьбы с революционными силами

б) причиной стабилизации внутренней политической ситуации

в) доказательством неэффективности всего государственного строя

г) огромными людскими и материальными потерями, с небывалыми прежде разрушениями и бедствиями

9. Установите соответствие между датой и событиемА) 20 декабря 1904г.

Б) 23 августа 1905 г.

В) февраль 1905г.

Г) 14-15 мая 1905г.

Д) январь 1904 г.

1) начало Русско-японской войны

2) Цусимское сражение

3) капитуляция Порт-Артура

4) победа Японии при г.Мукдене

5) Портсмутский мирный договор России с Японией

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

10. Установите соответствие между термином и его определениемА) сфера влияния

Б) концессия

В) протекторат

Г) империализм

Д) империя

Е) экспансия

Ж) интервенция


1) военное вмешательство извне во внутренние дела независимого государства

2) могущественная военная держава, объединяющая разные народы и территории в единое государство

3) форма межгосударственных отношений, при которой одна страна признает над собой верховный суверенитет другой, прежде всего в международных отношениях, сохраняя автономию во внутренних делах и собственную династию правителей

4) монополистический капитализм, высшая и последняя стадия капитализма

5) расширение сфер влияния, завоевание рынков отдельными государствами, монополиями

6) территория вне границ государства, находящаяся благодаря оккупации или неравноправным соглашениям под его контролем

7) передача государством иностранному капиталу прав на эксплуатацию тех или иных природных ресурсов на определенный срок

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

7

3

4

2

5

11. Расположите в хронологической последовательности время событий

А) поражение русских войск под Ляояном

Б) победа Японии при г.Мукдене

В) Портсмутский мирный договор

Г) Цусимское сражение

Д) падение Порт-Артура

Е) гибель 1-й русской Тихоокеанской эскадры при попытке прорваться к Владивостоку

Д

Б

Е

Г

В


12. Назовите положения, отражающие основные условия Портсмутского мирного договора России с Японией

1) сохранение за Россией Порт-Артура

2) потеря Россией южной части острова Сахалин

3) обязанность обеих сторон вывести свои войска из Маньчжурии

4) Россия имела право оставить свои войска в Маньчжурии

5) установление японского протектората над Кореей

6) Корея признавалась сферой русского влияния

Ответ: 2,5

13. Назовите положения, отражающие причины поражения России в войне с Японией

1) отсутствие возможности быстрой переброски резервов на Дальний Восток

2) внезапность нападения Японии

3) слабость российского флота

4) поддержка Японии со стороны Англии и США

5) слабая подготовка России к войне

6) сражения велись исключительно на море

7) ошибки и непродуманность действий командования России

8) численное превосходство японской армии

Ответ:1, 2,4,5,7

14. Назовите положения, отражающие последствия поражения России в войне с Японией

1) укрепление позиций России на Дальнем Востоке

2) потеря всего острова Сахалин

3) ослабление позиций России на Дальнем Востоке

4) сохранение за Россией Порт-Артура

5) общественное недовольство самодержавием, позорно проигравшим войну с Японией

6) дестабилизация внутриполитической обстановки в России - рост революционной борьбы

7) стабилизация внутриполитической обстановки в России

Ответ: 3,5,6

15. Прочтите текст и укажите имя государственного деятеля, о котором идет речь в тексте.

«Возглавлял российскую делегацию, подписавшую Портсмутский мирный договор 1905 г. с Японией, за что получил графский титул. В период первой российской революции, во время Октябрьской стачки 1905 г., призвал императора Николая II пойти на компромисс с революционными силами, нашедший свое выражение в Манифесте 17 октября 1905 г. С октября 1905 г. по апрель 1906 г. возглавлял Совет министров».

Ответ: Витте С.Ю.


  1. Домашнее задание.

§ 4, вопросы параграфа1, 2, 5.

Использованная литература.

1. Волкова К.В. Контрольно- измерительные материалы. История Росии: 9 класс. М., ВАКО, 2012.

2.Кирьянов И.К. Россия. 1900-1917. Документы. Материалы. Комментарии. Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь, ПГУ, 1993. С.143-145.

3.

© 2010-2022