ТЕМА: «РЫЦАРСКАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ »

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










Реферат по истории средних веков

тема: «Рыцарская культура средневековья »








Выполнила:

Учитель истории

Вичужанина Н.Г.








2014г.



Содержание.

Введение………………………………………………………….

  1. Рыцарство и его предыстория……………………………….

  2. Рождение средневекового рыцаря……..

  3. Влияние церкви на создание образа идеального благородного рыцаря………………………………………………………….

  4. Формирование рыцарского класса в X-начале XI в.в……..

4.1Рыцарский кодекс чести………………………………….

4.2Геральдика…………………………………………………

4.3Вооружение рыцаря…………………………………

5. Возникновение рыцарских орденов.

6. Отражение куртуазной традиции в литературе Средневековья.

Заключение……………………………………………………….

Список использованных источников и литературы…….…….









Введение.

Важность вопроса в данном реферате занимает средневековая культура, которая явилась поворот к осмыслению проблемы становления человека как личности. Человек становится сословной личностью, отождествляемой со своей профессией. Социальная культура средневековья представляется, прежде всего, господствующей ролью военного сословия - рыцарства. В данной работе речь пойдет о западноевропейской культуре средневековья, в частности о рыцарской культуре, как об одном из важнейшем явлении средневековой жизни.
Целью работы является рыцарская культура в Средневековье. В связи с этим можно выделить следующие задачи:

- изучить информационные источники - книги, справочники, Интернет-ресурсы по данной теме;

- проанализировать полученную информацию;

- сделать собственные выводы на основе полученной информации о рыцарской культуре Средневековья.




  1. Рыцарство и его предыстория.

Понятие «рыцарь» и «рыцарство» прочно связано с ранним средневековьем, а если быть еще точнее -ко второй его половине VIII-X в.в. Средневековое общество Западной Европы было жестко регламентированным, имело сложную иерархию. Общественное сознание эпохи в самом упрощенном виде мыслило его состоящим из трех разрядов - молящихся, воюющих и работающих. Первые два, по существу, охватывали господствующий класс - феодалов, духовных и светских. Эти разряды были сложнейшими социальными образованиями, связанными внутри разветвленной сетью экономических, политических, юридических и личных отношений, имевшими свои достаточно специфические общественные и духовные интересы. Рыцари входили в разряд «воюющих».

В развитом средневековье статус рыцаря предполагал благородное происхождение (на более раннем этапе в число рыцарей проникали и представители низших, зависимых слоев населения. Первоначально рыцарство было светским воинством, идеалы которого во многом противостояли официальной церковной морали, но постепенно церковь усиливала свое влияние на рыцарство, все активней использовала его для защиты своих интересов. Рыцарство, включавшее феодалов разного ранга - от королей и герцогов до обедневших странствующих рыцарей, которых с XII века становилось все больше, - было привилегированной социальной кастой. Сами рыцари считали себя «цветом мира», высшим слоем общества.1

Рождение рыцарства - это результат развития феодализма как системы, социальным, идеологическим и техническим выражением которой оно становится.

Итак, своими непосредственными корнями идеология рыцарства, с одной стороны, уходит в глубины само-сознания варварских народов с их культом вождя, личной верности и военной доблести, а с другой - в развитую христианством концепцию служения, толковавшегося сначала как чисто религиозное, но в средние века приобретшего намного более широкое значение и распространившегося и на область чисто светских отношений, вплоть до служения даме сердца.

Посвящение в рыцари было одним из важнейших событий в жизни феодала. Это был торжественный ритуал, символическая церемония, свершение которой делало юношу членом военно-аристократической корпорации. Опоясанный мечом - высшим знаком рыцарского достоинства он заключал личный договор со своим сеньором. Присяга на верность своему покровителю скреплялась подкати руки и поцелуем.

Верность сеньору составляла ядро рыцарского этоса. Предательство и вероломство считались для рыцаря тягчайшим грехом, влекли за собой исключение из корпорации. Война была профессией рыцаря, но постепенно рыцарство стало считать себя поборником справедливости, защитником слабых и униженных.

«Идеальный» рыцарь Тристан, например, был прежде всего доблестным воином, великолепно владевшим всеми видами оружия. Он прекрасный охотник, знаток повадок зверя и дичи, сведущ в свойствах трав. Тристан великолепно образован, он в совершенстве овладел семью главными искусствами, то есть грамматикой, диалектикой, риторикой, арифметикой, геометрией, музыкой, астрономией, и многими языками; затем он изучил семь родов. Вдобавок он еще и поэт, искусен в шахматной игре, его манеры безукоризненны. Тристана отличают верность в дружбе и в любви, великодушие к врагам, щедрость. Удаль его часто переходят в безрассудство. Расчет, понятие личной вы-годы совершенно чужды Тристану. Он все время живет в мире сильных страстей, открыто выражает свои чувства, его внутренний мир чрезвычайно эмоционально насыщен. И что особенно важно, Тристан находится в непрестанном действии, ему чужда леность души и тела. Внутренняя неудовлетворенность порождает у него неодолимую потребность постоянных свершений. Жажда подвигов, по-жалуй, у Тристана становится более могучей, чем страсть к Изольде.2

В реальной жизни рыцари были, как правило, весьма далеки от подобного идеала. Многие из них ограничивались лишь знанием военного дела, физической закалкой, пренебрегая образованием. Значительная часть рыцарей была невежественной, грубой, по существу, неграмотной. Но максимальные требования к рыцарю сформировались в высокий этический кодекс, который в идеале сплачивал рыцарство.

В культуре рыцарства чрезвычайно важна внешняя сторона. В жизни рыцаря многое было сознательно выставлено напоказ. Храбрость, щедрость, благородство, о которых мало кто знал, не имели цены. Рыцарь постоянно стремился к первенству, к славе. О его подвигах и любви должен был знать «весь христианский мир». Отсюда внешний блеск рыцарской культуры, ее особое внимание к ритуалу, атрибутике, символике цвета, предметов, этикету. Рыцарские турниры, имитировавшие настоящие сражения, возникновение которых восходило к еще дофеодальным временам, языческой, варварской древности, были важными событиями в жизни рыцарей. Особую пышность они приобрели в XII-XIV вв когда на них собирались рыцари со всех концов Евопы. С рыцарством в основном связано развитие западно-европейской геральдики.

Рыцарь сражался ради славы, но не всегда ее приносила только победа. Героическая смерть в честном бою считалась достойным завершением его жизни. Рыцарские идеалы отчасти противостояли этическим принципам, диктовавшимся христианством. Гордыня, провозглашенная церковью главнейшим из смертных грехов, считалась важнейшим достоинством рыцаря. Месть за оскорбление (нередко мнимое) была законом его этики, в которой не оказалось места для христианского всепрощения. Рыцари мало ценили человеческую жизнь, свою и особенно чужую. Они привыкли проливать кровь, и война казалась им естественным делом. Пренебрежение к чужой жизни усугублялось тем, что свой этический кодекс рыцари считали необходимым выполнять только в рамках своей социальной группы. По отношению к другим крестьянам, горожанам, купцам и им подобным - не было и речи о каком-то «рыцарском» отношении, напротив, грубость, пренебрежение, даже грабеж в таком случае считались у рыцарей «хорошим тоном».

В рыцарский культуре возникает культ дамы, бывший' необходимым элементом куртуазности, придававшей исключительное значение любви как чувству, возвышающему человека, пробуждающему в нем все лучшее, вдохновляющему на подвиги. Эта любовь, горячая и земная, но в то же время поэтическая и идеализированная, бросала открытый вызов церковному аскетизму. Она вдохновляла авторов рыцарских романов и трубадуров, поэтов-рыцарей, появившихся в Провансе в конце XI в. В XII поэзия поистине становится «повелительницей» европейской словесности. Из Прованса увлечение ею распространяется в другие страны. На севере Франции появляются труверы, в Германии - миннезингеры, куртуазная поэзия расцветает на Пиренейском полуострове.

Любовное служение стало своего рода «религией» высшего круга. Не случайным представляется и то совпадение, что в это же время в средневековом христианстве на первый план выдвигается культ девы Марии. Мадонна царила в небесах и сердцах верующих, подобно тому как дама царила в сердце влюбленного в поэта-рыцаря.

При всей своей привлекательности идеал куртуазности далеко не всегда воплощался в жизнь. С упадком рыцарства он становится элементом модной игры. 3


  1. Рождение средневекового рыцаря.

На поздне-латинском языке термин miles (воин), кроме специфического обозначения профессии - «солдат», означает еще и подчиненное положение человека в обществе, находящегося на государственной службе. Более того, в поздней Империи в романо-варварских монархиях это второе значение одержало верх над первым. После каролингских военных реформ этот термин относится уже не только ко всем, кто вообще носит оружие, но и используется применительно двум основным категориям вооруженных людей. С одной стороны, это воины частных армий, члены комитата, а позднее, в феодальную эпоху, участники вооруженных групп и банд. С другой - лица, входящие в элиту, имеющие достаточно средств, чтобы приобрести дорогостоящую экипировку и вооружиться в соответствии с требованиями капитуляриев, причем было неважно, являются ли они свободными собственниками, вассалами или, как, например, на территории Восточной Франции, несвободными сервами, получившими средства, необходимые для приобретения тяжелого оружия и лошади. Тяжелое вооружение и лошадь с течением времени становятся все более необходимыми воину. В Южной Франции этих воинов называли кабалларии. Это слово вошло в язык непосредственно из народной речи и, следовательно, более всякого соответствовало реальности. Таким образом, представление о (воине) по крайней мере с IX в. неразрывно связывается с тяжелым вооружением и прежде всего с верховой ездой. Тяжелое вооружение и боевой конь - необходимые атрибуты настоящего воина. Постепенно слово miles начинает вытеснять другие термины. Быть может, этому способствовала мода на классическую культуру, возникшая после «Каролингского возрождения». При этом словом miles стали обозначать не просто воина, но конного воина. Когда же начиная с XI в. стало необходимым перевести на французский язык слово miles, то народ не задумываясь прибег к слову наиболее ясному и реалистичному - chevalier (рыцарь).

Вряд ли, однако, возможна какая-либо однозначная трактовка истории европейского рыцарства как в том, что касается его происхождения, так и в том, что относится к его дальнейшему развитию. Вероятно, возможна только общая схема такой истории: сначала потребность в тяжелом и дорогостоящем вооружении привела к тому, что на всем Западе развились в VII-IX вв. и стабилизировались в X в. культура и самосознание слоя профессионалов ратного дела, состоявшего, как правило, из свободных (правда, не повсеместно, если вспомнить, например, Фландрию, Лотарингию, Германию). Эти люди располагали материальными средствами, бенефициями или аллодами, которые позволяли им приобретать экипировку или же входили в состав свиты какого-либо сеньора который и снабжал их необходимым - оружием, лошадьми - и вознаграждал за службу. Во время войны рыцари вставали под начало своего сеньора. Однако он не был для них «господином и судьей», как для сельских жителей, он был «старший». Здесь сочетание страха и солдатского доверия к своему командиру. Оно свидетельствовало о братских, товарищеских отношениях, ставших возможными благодаря сложившейся общности жизненного опыта.

В некоторых районах Франции социальная картина развития рыцарства. Воины выдвигались на первый план общественной жизни, все большее число молодых людей стремились занять положение в обществе, поступив на военную службу. Свидетельством этому является постановление от 971 г., изданное капитулом аббатства Болье близ Лиможа. В документе говорится о несвободных должностных лицах, возглавлявших отдельные отрасли администрации. Благодаря этому они получали право ношения оружия.

Составители документа, кажется, предприняли все необходимые меры, чтобы эти несвободные даже внешне не напоминали настоящих «воинов»: «Постановляем, чтобы несвободные вели себя подобающим образом: никто из несвободных и их наследников не может быть возведен в ранг воина; никто из них не имеет права носить щит, меч или другое оружие, разве что копье и одну шпору; не разрешено им носить и одежду с разрезами спереди и сзади, но только одежду без разрезов».

Естественно, социальный статус «воинов» был разным в зависимости от района страны. Он возрастал пропорционально росту опасностей и беспорядков, угрожавших благополучию общества. Необходимость иметь крепкое войско становилась жизненно важной. В Нормандии, где не получила развития система кастелянств и где авторитет графа по-прежнему сохранял всю свою силу, «воины» в течение продолжительного времени стояли в стороне от общественной жизни. Судя по документам, социальная позиция «воина» не пользовалась особым престижем. Весьма трудно установить, кто входил в эту категорию, так как ниже разряда «лучших» со-циальное положение свободных не дифференцировалось. Лишь во второй четверти XI в. появилось войско, находившееся непосредственно под командованием самого графа. Чувство долга -оказывать покровительство и защиту - и является тем самым стержнем, вокруг которого начинает формироваться самосознание рыцарства.4

  1. Влияние церкви на создание образа идеального благородного рыцаря.

«Жажда богатств, плодородных земель, подобных «второму раю», привилегий и воинской славы - вот те чувства, к которым тайно обращался организатор первого крестового похода папа Урбан II, во всеуслышание призывая к освобождению Гроба Господня. Взяв на себя обязательство освободить всех участников похода на Иерусалим не только от мук ада, но и от вполне земны долгов, Урбан II удивительным образом объединил в понятии людей низкое и высокое, суетные, даже греховные побуждения и искреннюю веру в грядущее спасение, страсть к золоту и чистую любовь к Богу (религия тогда уже занимала главенствующее место в жизни и сознании людей), желание получить свою часть добычи и желание справедливой, спокойной, красивой жизни» [3, с. 67].

Как видим, с жестокими нравами соседствовали тяга к изящному, стремление к красоте и возвышенные чувства не так уж редко вытесняли жестокость.

Часть рыцарей, участвовавших в крестовых походах и, надо думать, что всё-таки, не худшая часть, объединилась под эгидой церкви в различные общины, ордена, устав которых мало чем отличался от монастырского. Рыцари - члены духовных орденов - отрекались от семьи, имущества, собственной воли, отдавая себя во власть римского первосвященника. Почти одновременно в первой четверти XII века в Палестине возникли ордены иоаннитов, или госпитальеров, и тамплиеров-храмовников (1128 г.). В конце XII века в Святой земле был основан ещё один могущественный духовно-рыцарский союз, получивший название «Братья немецкого дома», или Тевтонский орден.

Полумонашеские рыцарские союзы оказали огромное воздействие на формирование представлений о предназначении благородного воина, о рыцарской чести и совершенствах истинного рыцаря. Эти представления постепенно стали привычными для тех, кто принадлежал к высшему сословию.

В эпоху всё развивающейся куртуазности (светской культуры) сложились представления об идеальном рыцаре, воине. Христианский рыцарь - это прежде всего борец за веру Христову, но рыцарь - это и верный вассал своего сюзерена. Верность - одна из наиболее ценимых добродетелей этой эпохи. Для рыцаря считались обязательными такие моральные нормы, как смелость, благородство, верность долгу; рыцарь - защитник слабых и обиженных. Со временем стали появляться даже особые уставы, регламентирующие поведение рыцаря в различных сферах жизни и призывающие их к благородству, верности, милосердии, чести.

Некоторые выдержки из рыцарского устава:

  • Рыцарям вменяется в обязанность иметь страх Божий, чтить Его, служить Ему, любить Его всеми силами своими, своей крепостью сражаться за веру и в защиту религии; умирать, но не отрекаться от христианства.

  • Рыцари обязаны служить своему законному государю и защищать своё отечество, не жалея для него и самой жизни.

  • Щит рыцарей должен быть прибежищем слабого и угнетённого.

  • Да не обидят рыцари никогда и никого, и да убоится более всего злословием оскорблять дружбу, непорочность отсутствующих.

  • Жажда прибыли или благодарности, любовь к почестям, гордость и мщение да не руководят их поступками, но да будут они везде и во всём вдохновляемы честью и правдою.

  • Они не должны вступать в неравный бой, следовательно, не должны идти несколько против одного, и должны избегать военного обмана и лжи.

  • Честные блюстители данного слова, да не посрамят они никогда своего чистого доверия малейшей ложью.

  • Да не принимают они титулов и наград от чужих государей, ибо это оскорбление отечеству.

  • Да сохранят они под своими знамёнами порядок и дисциплину между войсками, вверенными их начальству.

Однако реальность не всегда совпадала с идеальным образом благородного рыцаря. Проповедываемые церковью нормы морали не могли быть полностью приняты всеми рыцарями (с детства привыкавшими к крови и насилию), более того, они распространялись лишь на равных себе по социальному положению.

Тем не менее, частичное обуздание их неистовства существовало. В частности, система рыцарского воспитания с X века стремилась привить молодым людям тягу к прекрасному, общественные нормы морали и способность к приятному обхождению.5


  1. Формирование рыцарского класса в X-начале XI в.в.

В конце X - начале XI в. рыцарский «класс» наконец сформировался. Облик его до крайности разнообразен и переменчив.

Были богатые и бедные рыцари. Одни, хотя и находились в подчинении системы вассалитета, жили все-таки собственным домом, их образ жизни мало чем отличался от образа жизни зажиточного землевладельца. Другие, входили в частные отряды сеньора.

Были рыцари «благородного» происхождения имевшие особый социальный статус, как, например, испанские инфансоны. Были и обязанные служить на государственной военной службе, подчиняясь приказам начальства из числа феодалов и кастелянов. Существовали и просто несвободные, бывшие как бы исключением из древнего германского обычая, по которому только свободный человек имеет право носить оружие. Одни были «воинами королевства», другие - товарищами по оружию какого-либо магната. Быть может, наиболее четкая грань проходит именно здесь: с одной стороны, воины, служащие государству, с другой - телохранители частного лица. Отказавшись следовать новому курсу, воины из рыцарей превращались в «антирыцарей». Теперь для того, чтобы прослыть рыцарем, уже было мало иметь оружие, боевого коня, физическую силу, профессиональное мастерство, личную храбрость. Необходима была воля и дисциплина в следовании нравственной норме, принятие которой, обозначалось соответствующим инициационным' обрядом - ритуалом посвящения в рыцари.

Соединение особого образа жизни и профессионализма с этической миссией и социальной программой и превращало воина в средневекового рыцаря. Союз отваги и мудрости, физической силы и культа справедливости.

Разумеется, в действительной жизни все обстояло не так гладко, как на бумаге. В истории рыцарства немало позорных страниц. Тем не менее самосознание рыцаря оказалось прочным, способным преодолеть рубеж средневековья и, следуя неведомыми для нас путями подсознания и извилистыми тропами семантики, войти составной частью в систему ценностей, которой мы стараемся придерживаться и по сей день.

4.1 Рыцарский кодекс чести.

Посвящение в рыцари было важным событием в жизни будущего воина. Оно происходило в торжественной обстановке. Церемония посвящения в рыцари была основана в конце 10 столетия, хотя истоки ее достигают древних германских обрядов.

В 12-14 ст. сложились своеобразные нормы поведения - "правила чести" - которых должен был придерживаться воин, называющий себя рыцарем. Этот рыцарский кодекс чести призывал быть храбрым воином, преданно служить сеньору, защищать слабых и обиженных, бороться за христианскую веру. Рыцарь-сеньор был обязан заботиться о своем вассале и щедро его одарять. Настоящий рыцарь не мог вести себя в бою подло. Если он уклонялся от честного поединка, то навсегда клеймил себя. К побежденному противнику-рыцарю следовало относиться с уважением. А встретиться в бою с "неблагородным" воином считалось недостойным рыцаря. Рыцарь должен быть щедрым. Конечно, не все и не всегда придерживались этих норм поведения.

Рыцарские доблести :

  • мужество

  • верность

  • щедрость

  • благоразумие

  • утончённая общительность

  • чувство чести

  • вольность

4.2 Геральдика.

Обычай введения гербов произошел намного раньше, ведь в результате разделения земель людям нужны были отличительные знаки, поэтому для каждой страны были придуманы свои отличительные черты, для кого-то это был ворон, для кого-то роза или лев, и было еще несчетное множество гербов.

Но происхождение геральдики обязано времени этого великого крестового похода. Это были не только отличительные черты каждого рыцаря, это был своеобразный язы, который для многих был более понятен даже чем обыкновенная грамота, ведь в те времена даже половина лордов и сеньоров была не обучена грамоте и правописанию..

Но и изображение для герба бралось не просто так. Изображение на гербе рассказывало о личности рыцаря, ведь нужно знать о человеке, когда видишь его впервые, а герб одним изображением показывал жизнь своего обладателя.

Во времена крестового похода за освобождение гроба Господня отличались гербы тех, кто уже воевал на Востоке, и тех, кто еще только прибыл, ведь участвовавшие в битве имели щиты с изображением на нем разной формы креста, что значило, что рыцарь уже воевал, а только пришедшие рыцари имели изображение в виде перелетных птиц, которые символизировали странствие самих рыцарей. Нередко птицы были без лапы или же без крыла, такое изображение значило, что рыцарь получил серьезные ранения в крестовом походе.

Присутствие таких изображений на гербе рыцаря спустя несколько десятков лет, говорило о том, что род рыцаря уже достаточно стар, а его предки сделали немалый вклад в развитие церкви.

Именно после крестового похода щиты стали более красочными, так например Европе о этого времени, голубой цвет был просто незнаком, а вот после крестового похода он стал очень распространен. Да и в принципе Европа не знала что такое «эмаль», ведь это было персидское слово, которое в переводе означало «синий», но позднее в Европе это слово стали применять по отношению ко всем цветам, ведь рисунки на щиты стали наноситься именно эмалевыми красками, которые придумли на Востоке.

Со временем герб стал просто визитной карточкой рыцаря, и он мог даже не представляться, ведь герб говорил практически все как о нем самом, так и о его роде. Герб стали изображать на всем, чем только можно. Площадкой для изображения герба стали и доспехи, и само рыцарское оружие. Теперь уже рыцари не могли СМИ себе придумывать герб, герб даровался рыцарю его сеньором или же королем, ведь именно герб изображал все заслуги рыцаря или его рода, но и проступки рыцаря могли быть занесены на го герб. Гербы стали повсеместны, если до этого они были изображены только на щитах и местами на шлемах, то теперь они стали украшением любого рыцарского дома, гербы изображались на одеждах, доспехе скакуна, а позднее стали придумывать рыцарские девизы, которые были написаны на клинке рыцаря.

4.3Вооружение рыцаря.

Естественная защита человека не превосходит по качеству его естественное вооружение, поэтому о защите от оружия человек начал задумываться сразу же после его возникновения. Защитное вооружение развивалось параллельно наступательному холодному оружию так, чтобы давать наибольшую защиту при существующих технологиях. До XVII века в войнах использовалось за редким исключением только холодное оружие. Именно оно вызывало до 90 % всех потерь в сражениях, и исход битвы решался в рукопашной схватке.

Доспехи прошли долгий путь эволюции от звериных шкур, через доспехи из ткани, до полного рыцарского панциря, не оставляющего открытым ни сантиметра столь уязвимого человеческого тела.

До распространения огнестрельного оружия именно доспехи отличали воина, и слово «вооружение» обозначало именно их.

На смену рубахам пришли очень тяжелые боевые костюмы для рыцарей, а меч, который так любили все средневековые конные воины, еще не решились заменить чем-либо, так как он отлично показал себя в бою, и превосходил даже кривые сабли арабов. Те рыцари, которые отменно показали себя во всех сражениях, которых участвовали, получали право именовать свой меч, но почему-то эта традиция не получила широкого распространения и признания рыцарями. Сам рыцарь был защищен броней на теле, которой была либо кольчуга, либо панцирь, наиболее часто использовались панцири. Средневековые панцири были двух видов, первый вид собирался на теле рыцаря, и состоял из двух металлических пластин, а второй - собирался из металлических чешуек.

И тот, и другой виды могли защитить рыцаря от стрел и колющих ударов мечом. К панцирю крепились латы, которые закрывали руки и плечи воина, а на ногах были сапоги (чаще сделанные из брони). Голову рыцаря закрывал средневековый шлем, который часто украшали рогами или перьями. Рыцарь, экипированный таким защитным костюмом, был похож больше на цельнометаллическую статую, которая не только стояла, но и должна была скакать на лошади, и при этом ловко сражаться наиболее слабым местом средневековых доспехов была щель в латах, и щель где заканчивался шлем, и начинался панцирь. Еще одной проблемой было снятие панциря, иногда раненые рыцари умирали просто от потери крови, так как не могли вовремя снять свои доспехи.

Животные, такие как, например, боевые кони, слоны, верблюды играли немаловажную роль, как в сражениях, так и выполняя транспортную функцию в армии. Естественно, люди задумывались о том, как обезопасить не только наездников, но и животных. Поэтому начали появляться доспехи, предназначенные исключительно для верховых животных. Впервые бронировать верховых коней начали в Греции еще в период греко-персидских войн, заимствовав идею у персов, которые уже бронировали колесничных коней. Позже броненосная кавалерия принимала участие в походах Александра Македонского, где бронированных коней имели фессалийцы.

За время существования рыцарей экипировка конного рыцаря претерпела некоторые изменения, такие как замена трех видов оружия (вначале рыцарь должен был иметь в своей экипировке секиру, булаву и пращу) на щит. В умелых руках щит использовался как мощное оружие, да и просто для защиты от ударов мечом, стрел и копий щит был незаменим.6


  1. Возникновение рыцарских орденов.

Как и светской власти, церкви, также нужны были защитники, на которых можно опереться. Тем более что в XI в. берет старт эпоха крестовых походов, растянувшаяся не одно столетие. Предпосылкой к началу этих воин стало вторжение арабов на иудейскую территорию, где хранились почитаемые всем христианским миром святыни. Римским папой было объявлено, что это напрямую угрожает основам веры, так что под знамена церкви сконцентрировались почти все войска Европы, и в первую очередь, рыцари. Так было положено начало формированию духовно-рыцарских орденов.

Часть воинов этих объединений представляли собой воинствующих монахов, добавляя к рыцарским клятвам обет аскетизма и безбрачия. Кроме этого, выделялась группа храмовников, подчинявшихся непосредственно церковным лидерам. Остальные же находились в распоряжении великого магистра своего ордена, единственного человека, чьи приказы выполнялись непрекословно. В последствии ордена стали не только духовно-военными объединениями, они оказывали большое влияние на политическую ситуацию в Европе.
Кроме войны с неверными, рыцари храмов и орденов обеспечивали надежную охрану пилигримам, совершающим паломничество к святым местам. Они же занимались миссионерской и благотворительной деятельностью на арабском Востоке. В ведении некоторых орденов находились госпитали для раненых воинов и пострадавшего местного населения.

Надо отметить, что, столкнувшись, Запад и Восток не только вели продолжительную вражду, но и обогатили культуры друг друга. Ведь в те времена именно арабской культуре оказались доступны уникальные медицинские, математические, астрономические и другие знание, о которых Европа даже не подозревала. Позаимствовали рыцари и многое из военной науки арабов, из вооружения и тактики.
Когда эпоха крестовых походов миновала, отпала потребность и в орденах. Абсолютное большинство их было упразднено еще и потому, что ни светская ни церковная власть не желали терпеть конкурентов в управлении страной. Единственным из ныне существующих орденов остаются мальтийские рыцари, зарекомендовавшие себя в ХХ в. как мощная благотворительная социальная структура.

Один из знаменитых рыцарских орденов - это Госпитальеры (Иоаниты).

Официальное название - «Орден всадников госпиталя святого Иоанна Иерусалимского» В 1070 г. в Палестине купцом Мауро из Амальфи был основан госпиталь для паломников к святым местам. Постепенно там образовалось братство для ухода за больными и ранеными. Оно крепло, увеличивалось, начало оказывать достаточно сильное влияние и в 1113 г. было официально признано Папой в качестве духовно-рыцарского ордена.

Рыцари принимали три обета: бедности, целомудрия и послушания. Символом ордена стал восьмиконечный белый крест. Первоначально он находился на левом плече чёрной мантии. У мантии были очень узкие рукава, что символизировало отсутствие свободы у инока. Позднее рыцари стали носить красное одеяние с нашитым на груди крестом. В ордене были три категории: рыцари, капелланы и служащая братия. С 1155 г. во главе ордена становится Великий магистр, которым был провозглашён Раймонд де Пюи. Для принятия важнейших решений собирался генеральный капитул. Члены капитула отдавали Великому магистру кошель с восемью динариями, что должно было символизировать отказ рыцарей от богатства.

Первоначально главной задачей ордена был уход за больными и ранеными. В главном госпитале в Палестине размещалось около 2 тыс. коек. Рыцари раздавали безвозмездную помощь беднякам, устраивали для них три раза в неделю бесплатные обеды. Госпитальеры располагали приютом для подкидышей и грудных младенцев. Для всех больных и раненых были одинаковые условия: одежда и пища одного качества вне зависимости от происхождения. С середины XII в. главной обязанностью рыцарей становится война с неверными и охрана паломников. Орден уже располагает владениями в Палестине и Южной Франции. Иоанниты начинают так же, как и тамплиеры, приобретать большое влияние в Европе.

Относительно названия «Орден госпитальеров» следует иметь в виду, что это название считается жаргонным или фамильярным. В официальном названии Ордена нет слова «госпитальеры». Официальным названием Ордена является Гостеприимный орден , а не «Орден госпитальеров».

В настоящее время, когда военные задачи отошли на второй план, Орден ведет активную гуманитарную и благотворительную деятельность. Таким образом, в новых исторических условиях, название «Гостеприимный орден» приобретает новое, особое звучание.

  1. Отражение куртуазной традиции в литературе Средневековья.

Раньше и полнее рыцарская культура сложилась в Провансе (юг Франции, ставший независимым государством после распада империи Карла Великого в IX веке). Расцвет же её приходится на конец XII - начало XIII веков. Наиболее известны из провансальских трубадуров Бертран де Вентадорн и Пейре Видаль, которые воспевали весну и любовь, как величайшее благо в жизни, дарованное людям [1, с. 147]. На смену трубадурам пришли труверы во Франции и миннезингеры («певцы любви») в Германии. Поэтов стали занимать не лирические стихи, а стихотворные поэмы - рыцарские романы. И в XIII-XIV веках рыцарские романы, можно сказать, заполонили всю Западную Европу. Романы о короле Артуре, рыцарях Круглого стола, поисках Святого Грааля, Мерлине современные исследователи объединяют в «Бретонский цикл». Самое известное произведение из него - «Смерть Артура» Томаса Мелори. В них изображались утончённые нравы, благородные порывы. В сущности, романы отображали лучезарные мечты средневековых европейцев о мире красоты, любви и благородства.

Наиболее известны из дошедших до нас авторов француз Кретьен де Труа (роман «Ивейн») и немец Вольфрам фон Эшенбах (роман «Парцифаль»), а также поэтесса Мария Французская.

Одним из самых распространённых сюжетов была легенда кельтского происхождения о Тристане и Изольде. Различные её варианты встречаются на протяжении XII-XVI веков. Авторами самых ранних версий были Томас, Беруль и Готфрид Страсбурский. В XIX веке французский учёный Жозеф Бедье составил из различных фрагментов романа некую полную версию, которая и поныне пользуется популярностью. Что можно с уверенностью сказать о переработках и современных интерпретациях других средневековых романов и легенд.7


Заключение.

Из всего изложенного можно сделать выводы.

Рыцарство - феномен средневековья, один из наиболее ярких признаков той эпохи. Рыцарско-куртуазная культура была качественным изменением в эволюции европейского общества; она дала пищу воображению художников всех последующих эпох. Истории про короля Артура, Святой Грааль, Тристана и Изольду и поныне находят всё новые и новые интерпретации. А в отношениях между людьми, если хорошенько присмотреться, нельзя не заметить тоску по тому неуловимому, что мы называем рыцарством и куртуазными отношениям. Были раскрыты в работе социальные особенности культуры, а именно было установлено, что интегрированная часть средневековой культуры была не конгломератом различных культурных реалий, явлений и ценностей, а единым целым, все части которого выражали один и тот же высший принцип объективной действительности и значимости: бесконечность, сверхчувственность, сверхразумность Бога.

Закат средневековой культуры заключался именно в разрушении этой идеациональной системы культуры. Он начался в конце XII века, когда появился первые нотки нового - совершенно отличного - основного принципа, заключавшегося в том, что объективная реальность и ее смысл чувственны. Только то, что мы видим, слышим, осязаем, ощущаем и воспринимаем через наши органы чувств, - реально и имеет смысл.

Рыцарство, прежде всего, означало состояние души. Нравственное содержание добровольного рыцарского обета было единым для всех рыцарей или, по крайней мере, должно было таковым являться; обещание, данное перед Богом и клириком, Его представителем на земле, соблюдать кодекс ордена рыцарства, насколько это было возможно для грешного и часто оступающегося человека. Именно его - кодекс, это сердце рыцарства.

Список использованных источников и литературы.



  1. Артамонов, С. Д. Литература средних веков / С. Д. Артамонов. - М.: просвещение, 1992.

  2. Классы и сословия средневекового общества / Под ред. З. В. Удальцовой. - М.: Издательство Московского университета, 1988.

  3. Рассел Б. - Жизнь в средние века. - М., 1957

  4. Руа Ж.Ж. - История Рыцарства - М., 1996.

  5. Культурология: Учеб. Пособие для вузов/Под ред. проф. А.Н. Марковой. - 3-е изд. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007г.

  6. Франко Кардини -Истоки средневекового рыцарства: Пер. с ит./Вступ. Ст. В.И. Уколовой-М.: Прогресс, 1987.

  7. Косиков Г.К. - Средние века. - М., 1987

  8. Готье Л. Рыцарство. - М.,







  1. 1 Франко Кардини -Истоки средневекового рыцарства: Пер. с ит./Вступ. Ст. В.И. Уколовой-М.: Прогресс, 1987.с 13

2 Руа Ж.Ж. - История Рыцарства - М., 1996. С. 248

3 Франко Кардини -Истоки средневекового рыцарства: Пер. с ит./Вступ. Ст. В.И. Уколовой-М.: Прогресс, 1987. С 22

  1. Культурология: Учеб. Пособие для вузов/Под ред. проф. А.Н. Марковой. - 3-е изд. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007г. С.124

41 Артамонов, С. Д. Литература средних веков / С. Д. Артамонов. - М.: просвещение, 1992.

2Франко Кардини -Истоки средневекового рыцарства: Пер. с ит./Вступ. Ст. В.И. Уколовой-М.: Прогресс, 1987.с. 24

5 Рассел Б. - Жизнь в средние века. - М., 1957

6 Готье Л. Рыцарство. - М.,

Франко Кардини -Истоки средневекового рыцарства: Пер. с ит./Вступ. Ст. В.И. Уколовой-М.: Прогресс, 1987.с 356

Руа Ж.Ж. - История Рыцарства - М., 1996 с.416

7 Франко Кардини -Истоки средневекового рыцарства: Пер. с ит./Вступ. Ст. В.И. Уколовой-М.: Прогресс, 1987. С 360

Культурология: Учеб. Пособие для вузов/Под ред. проф. А.Н. Марковой. - 3-е изд. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007г.

Косиков Г.К. - Средние века. - М., 1987

Руа Ж.Ж. - История Рыцарства - М., 1996. - 251 с.

25

© 2010-2022