Программа внеурочной деятельности «КЛУБ ИСТОРИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ «ЛЕТОПИСЬ»

Программа патриотического воспитания школьников на основе изучения истории и культуры родного края служит решению образовательных и воспитательных задач современной школы. Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего края, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости наших земляков, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизм...
Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

дополнительная образовательная программа


«КЛУБ ИСТОРИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ

«ЛЕТОПИСЬ»

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6 -х КЛАССОВ

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 1 год































Великий Новгород

2014




Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это - самый массовый вид науки.

Д.С. Лихачев


Пояснительная записка


Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края.

Исходя из возрастных особенностей школьников, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу.

Tepмин «краеведение» закрепился в русском языке лишь в начале XX в., но о необходимости краеведной (или краеведческой) деятельности говорили и в более раннее время. В XIX в. разрабатывались уже школьные учебные программы «родиноведения» (или «отчизноведения»), краеведению было отведено заметное место и в концепции «народного воспитания» К.Д.Ушинского.

Ныне под краеведением понимают сферу научной, культурно-просветительской и памятнико-охранительной деятельности определенной тематики: прошлое и настоящее какого-либо «края», а также сферу общественной деятельности той же направленности, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и широкий круг лиц, преимущественно местных жителей.

На современном этапе развития образования, когда у учащихся появилось больше возможностей узнать о мировой истории и культуре, изучение родного края при недостаточном обеспечении методической и учебной литературой становится актуальной как ведущий фактор воспитания патриотизма.

Важность данной проблемы отражена в целом ряде документов:

  • Законе Российской Федерации «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.

  • в проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Образовательная программа клуба исторического краеведения «Летопись» для учащихся 6-х классов разработана в соответствии с документами:

  • Законом Российской Федерации «Об образовании»,

  • Концепцией модернизации российского образования на период до 2020 года,

  • Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования,

  • Концепцией программы развития образования Новгородской области.

  • Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на период 2011-2015 гг.

Программа патриотического воспитания школьников на основе изучения истории и культуры родного края служит решению образовательных и воспитательных задач современной школы.

Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего края, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости наших земляков, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.

Программа направлена на активизацию интеллектуально-творческой деятельности учащихся в мероприятиях, посвящённых изучению истории родного края.

Цель программы: способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию гражданского сознания обучающихся на основе приобщения к истории родного края, содействовать формированию личностного отношения к истории, стимулировать желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей малой родины.


Задачи программы:

  1. совершенствование организации досуга школьников на основе новых педагогических технологий;

  2. развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся с учетом их интересов и склонностей, индивидуальной траектории развития;

  3. пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Новгородского края;

  4. воспитание любви к природе родного края;

  5. формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;

  6. изучение истории большой и малой родины.

Принципы и подходы, лежащие в основе программы:

  • научность;

  • доступность;

  • принцип гуманизации;

  • личностно-ориентированный подход;

  • дифференцированность;

  • практическая направленность.

Таким образом, в основе программы - реализация личностного подхода в обучении и воспитании учащихся, интеграция научных знаний и образовательных технологий. Социальными партнерами школы выступают учреждения дополнительного образования, культуры (музеи, клубы, библиотеки) и спорта.


Образовательный результат программы:

  • устойчивый интерес к истории своей Родины;

  • знания по истории и культуре родного края;

  • умение устанавливать связи между прошлым и современностью;

  • способность творчески мыслить и рассуждать;

  • умение решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;

  • способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах.

Программа клуба исторического краеведения «Летопись» рассчитана на 1 год и предполагает обогащение содержания и совершенствование форм работы.

Направления деятельности и предполагаемые формы работы:

В основу программы положен проблемно-тематический принцип организации материала, связанный с образовательной программой по географическому, историческому и литературному краеведению.

Изучение Новгородского края:

  • истории,

  • культуры,

  • жизни знаменитых земляков.

Организация проведения занятий

Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов. Принципиальной особенностью программы является то, что в основу ее содержания положена история малой родины - родного села, района. Таким образом, она существенно расширяет образовательное и воспитательное пространство традиционных учебных курсов краеведения и истории России.

Объем программы 34 часа, она рассчитана на один год.

Программа дополняет линию учебников по истории России для 6-9 классов под редакцией А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной. Внутренняя близость материала создает благоприятные предпосылки для раскрытия воспитательного и развивающего потенциала программы.

Методы реализации программы: репродуктивный метод; поисковый метод; индивидуальная работа; работа в парах; групповые занятия с учетом возрастных особенностей детей.

Результаты работы по программе:

-представление результатов исследований перед одноклассниками на классных часах и научных конференциях, в урочной деятельности;

-участие в конкурсах.

Мониторинг уровня овладения программой

  • участие в краеведческих играх и мероприятиях школы, района, области;

  • презентации проектов учащихся и педагога перед общественностью;

  • анкетирование родителей и учащихся

Материально-техническое оснащение: компьютер; фотоаппарат.

Программа содержит подробное методическое обоснование, дидактические материалы, разработки учебных и внеклассных мероприятий, образцы творческих работ учащихся. Программа может быть рекомендована к использованию учителям истории и обществознания, литературы, географии, педагогам дополнительного образования.

Учебно-тематический план

Клуба исторического краеведения «Летопись» (34 часа)


Наименование тем

Кол-во

часов

Из них

Итоговая

работа

Теоретич-я

деятел-сть

Практическая деятельность



1.

Что изучает историческое краеведение

1

1


2.

Источники по истории Новгородской земли

1

1

-



3.

Новгородская земля в 9-15 вв

6

4

2

Создание карты нашего края

4.

Культура Великого Новгорода в 9-15 вв

4

2

2

Оформление фотовыставки.Экскурсия

5.

Летопись истории Новгородского края в 16-19 вв

7

4

3

Оформление фотоальбома

6.

Новгород и Новгородская земля в ХХ веке

10

4

6

Оформление фотоальбома

7.

Наши знаменитые земляки.

4

1

3

Создание компьютерной презентации

8.

Новгород современный

1

-

1

Создание компьютерной презентации


Итого:

34

17

17





















Содержание программы


Тема: Введение: что изучает историческое краеведение (1 час).

Для чего изучают историческое краеведение.

Тема: Источники по истории Новгородской земли (1 час).

История Новгородского края - часть истории России Археологические источники. Документы. Воспоминания и мемуары. Архивные источники. Федеральные архивы. Российский государственный архив древних актов, Российский государственный военный архив. Областные архивы. Государственный архив Новгородской области .

Тема: Новгородская земля в 9-15 вв (6 часов).

Первые упоминания о нашем крае. Возникновение первых поселений. Расселение восточных славян. История происхождения географических названий. Влияние географического положения края на занятия и образ жизни людей. Александр Невский. Развитие ремесел и торговли в Великом Новгороде.

Тема: «Культура Великого Новгорода в 9-15 вв (4 часа).

Памятники Великого Новгорода. Софийский, Георгиевский , Николо - Дворищенский соборы. Иконопись. Летописи. Жизнь и быт новгородцев. Градостроительство.


Тема: Летопись истории Новгородского края в 16-19 вв (7 часов).

Присоединение Новгородской земли к Московскому царству. Новгород в период Смуты. Польско-шведская интервенция. История развития Новгородского края в 17 веке. Роль Новгорода в Северной войне. Новгород и Петр 1. . А.В. Суворов . Культура Новгородской земли в 16-19 вв. Жизнь провинциального города в 19 веке.


Тема: Новгород и Новгородская земля в ХХ веке (10 часов).

Новгородская губерния на карте России начала ХХ века. Установление Советской власти в Новгородской губернии. Годы первых пятилеток. В годы Великой Отечественной войны. Партизанское движение и подпольная борьба. Трагические страницы истории края. Новгородская земля в послевоенный период.

Тема: Наши знаменитые земляки. (4 часа).

Знамениты полководцы (Александр Невский, А.В.Суворов). Деятельность Я.Е.Сиверса в Новгороде. Новгородские меценаты. Герои Великой Отечественной войны.

Тема: « Новгород современный» (1 час).

Новгород в мировой и отечественной истории. Современное развитие Новгородского края.

Тематика экскурсий и музейных занятий


1. Новгородская иконопись.

2. Экскурсия по Новгородскому Кремлю.

3. Памятник «Тысячелетие России»

4. Экскурсия «Их именами названы улицы города».

7. История Новгородских монастырей.

Привлечение родителей учащихся к реализации программы

Взаимодействие детей с родителями на разных этапах краеведческих исследований способствует формированию бережного отношения к традициям и сохранению семейных связей, улучшению отношений между поколениями.

Система работы с семьями учащихся предполагает следующие виды деятельности:

  • Помощь в получении знаний.

  • Оценка результатов деятельности.

  • Родительские собрания.

  • Выставки работ.

  • Презентации.

  • Организация и проведение экскурсий .

Библиография


  1. История и культура Новгородской земли с древнейших времен до конца 15 века. Учебное пособие для основной общеобразовательной школы. :СПб.:Изд-во «Первый класс». 2008

  2. Наша Новгородская земля.Учебное пособие по краеведению/под ред. С.Н.Орлова. Л.: Лениздат,1981.

  3. Наша Новгородская земля.Учебное пособие по краеведению/под ред. В.А.Варенцова. Л.: Лениздат,1984

  4. Наша Новгородская земля.Учебное пособие по краеведению.Л.: Лениздат,1985



















Тематическое планирование


Наименование тем

дата проведения

Тема № 1. Что изучает историческое краеведение (1 час)

1.

Для чего изучают историческое краеведение.

Тема № 2. Источники по истории Новгородской земли ( 1 ч)

2.

Источники по истории Новгородской земли



Тема № 3.Новгородская земля в 9-15 вв (6 часов)

3.

Первые упоминания о нашем крае. Возникновение первых поселений.


4.

Расселение восточных славян.


5.

История происхождения географических названий


6.

Влияние географического положения края на занятия и образ жизни людей.


7.

Развитие ремесел и торговли в Великом Новгороде.


8.

Александр Невский-князь новгородский



Тема № 4 Культура Великого Новгорода в 9-15 вв ( 4 часа)


9.

Памятники Великого Новгорода. Софийский, Георгиевский , Николо - Дворищенский соборы.


10.

Иконопись. Летописи .


11.

Градостроительство


12.

Жизнь и быт новгородцев.



Тема № 5.Летопись истории Новгородского края в 16-19 вв (7 часов)


13.

Присоединение Новгородской земли к Московскому царству

14.

Польско-шведская интервенция. Новгород в период Смуты.


15.

История развития Новгородского края в 17 веке.


16.

Роль Новгорода в Северной войне. Новгород и Петр 1. Роль Новгорода в Северной войне. Новгород и Петр 1.


17.

А.В. Суворов .


18.

Культура Новгородской земли в 16-19 вв.


19.

Жизнь провинциального города в 19 веке



Тема № 6 Новгород и Новгородская земля в ХХ веке ( 10 часов)


20.

Новгородская губерния на карте России начала ХХ века


21.

Установление Советской власти в Новгородской губернии.


22.

Годы первых пятилеток.


23.

В годы Великой Отечественной войны.


24.

В годы Великой Отечественной войны.


25.

Партизанское движение и подпольная борьба.


26.

Партизанское движение и подпольная борьба.


27.

Трагические страницы истории края.


28.

Трагические страницы истории края.


29.

Новгородская земля в послевоенный период.





Тема № 7.Наши знаменитые земляки.( 4 часа)

30.

Знаменитые люди на Новгородской земле


31.

Деятельность Я.Е.Сиверса в Новгороде.


32.

Новгородские меценаты


33.

Герои Великой Отечественной войны.


Тема № 8.Новгород современный ( 1 час)

34.

Обзор истории развития современного Новгорода



Итого:

34



© 2010-2022