- Преподавателю
- История
- Сценарий открытого урока Восстание Спартака (5 класс)
Сценарий открытого урока Восстание Спартака (5 класс)
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Исакова М.А. |
Дата | 07.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Сценарий для учителя.
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Сегодня мы собрались на этом уроке с целью путешествия в далекие времена великой эпохи существования Римского государства. И нашей задачей является восстановить историческую картину, посвященную одному из самых значительных событий истории, а именно восстанию Спартака. Нашими задачи является:
1. Установить причины восстания
2. Выявить состав участников этого восстания
3. Цели восставших
4. Познакомиться с героической личностью Спартака
5. Восстановить ход самого восстания
6. Узнать об итогах восстания Спартака
7. Понимание значения этого восстания.
Но для начала, участники столь знаменательного путешествия должны выделить в своей группы лидера (капитана).
Итак, представитель каждой группы вытягивает жребий, который устанавливает номер группы и последовательность ответа.
Итак, а теперь представители групп выбирают изображение на доске.
Рыба. Мурмиллоны. (от латинского «murmillos» - «морская рыба»)
Грифон. Фракийцы. (грифон был символом богини возмездия Немезиды). Эти гладиаторы носили шлем с изображением грифона.
Сеть. Ретиарии. Боец с сетью.
? . Самниты.
Итак, теперь вы все гладиаторы. В конце нашего путешествия должна победить только одна команда гладиаторов, участники которой получат наивысший балл «5». А также сильнейшие из каждой группы получат наивысший балл «5», остальные же будут отмечены знаком, который позволит им в следующий раз получить «5». Поэтому, лично заработанные вами держите у себя.
Итак, гладиаторы, скажите, что это означает? (сапог)
Итак, мы начинаем наше путешествие.
II. Актуализация опорных знаний учащихся по темам: «Рабство в Древнем Риме» 14 мин.
Давайте вспомним с вами о рабстве в Древнем Риме.
1 группа. Что являлось главным источником рабов? (завоевания. Галлия, Испания, Карфаген, Пергам, Антиохия, Крит, Кипр, Кирена, Афины, Спарта, Сицилия…..Все Средиземноморье)
2 группа. Какие занятия были у рабов? (имение, в богатом доме, каменоломни и гладиаторы)
3 группа. Что означает слово «гладиатор»? (лат. gladiator - «меченосец», от gladius - «меч», «гладиус»)
4 группа. Кто мог стать гладиатором? (Сильные и ловкие рабы)
Итак, мы выяснили с вами кто такие рабы, чем они занимались и кто из них мог стать гладиатором.
А сейчас, ребята, получившие задания расскажут о гладиаторах, чьи названия носят наши сегодняшние команды.
Итак, выходите, пожалуйста.
Самнит, фракиец, Мурмиллон, ретиарий.
Спасибо вам за сообщения. (жетоны). Теперь, вы узнали в чем состоит отличие гладиаторов.
А сейчас, мы послушаем стихотворение, посвященное этим людям.
1. Рим - воитель, Рим - стратег,
Рим разврата взял разбег.
Рим - политик, силой слаб.
Господин, и он же - раб.
Рим прекрасен и жесток,
Возлелеявший порок.
Рим прославлен и воспет
С неудач и до побед.
Видишь: полон Колизей?
Слышишь громкий звон мечей?
Слышишь буйный рев толпы?
Видишь: кровь, песок и пыль?
...Вот арена - как ладонь.
А на ней горит огонь.
То огонь в мечах рабов,
И в глазах толпы - на кровь.
Пал один - падет другой,
Под веселый смех и вой.
Веселится нынче Рим,
Смертью с войнами любим.
Было шесть - осталось три.
Не смыкай глаза - смотри!
Скажешь: "Ужас и позор!"
Людям - смертный приговор.
Что ж, мой друг, скажу тебе:
Предоставлены Судьбе,
Эти люди жизнь свою
На потеху отдают...
Спасибо. (жетоны)
III. Переход к изучению новой темы.
Итак, мы с вами узнали каково было положение рабов. И чего же они могли больше всего желать? (Свободы). Итак, сегодня вы узнаете каким же образом это желание хотели воплотить рабы.
IV. Изучение новой темы.
Итак, гладиаторы, сейчас у вас есть замечательная возможность познакомиться с историческим документом древнеримского историка Плутарха. Благодаря этому документу, вы должны узнать причины восстания, состав восставших и их цели.
Раздать документ. Музыкальная композиция.
Плутарх. МаркКрасс,8-11
...Восстание гладиаторов, сопровождавшееся разграблением всей Италии и известное также под названием спартаковской войны, было вызвано следующими обстоятельствами. Некий Лентул Батиат содержал в Капуе школу гладиаторов, большинство которых были родом галлы и фракийцы, попавшие в школу не за какие-нибудь преступления, но исключительно вследствие несправедливости хозяина, насильно заставившего их учиться ремеслу гладиаторов.
Двести из них сговорились бежать; заговор был раскрыт по доносу, но семьдесят восемь человек, заранее узнавшие об этом, все же успели убежать, запасшись захваченными где-то кухонными ножами и вертелами.
По пути они встретили несколько повозок, которые везли в другой город гладиаторское снаряжение, расхитили груз и вооружились. Заняв затем укрепленное место, гладиаторы выбрали себе трех предводителей..
Первым из них был Спартак, по своему происхождению из кочевых племен Фракии - человек, который отличался не только выдающейся отвагой и физической силой, но по уму и доброте душевной стоял выше своего положения и судьбы; он был скорее эллином, чем человеком своего племени.
Вопросы к документу. Жетоны.
1. Почему началось восстание рабов в городе Капуя? (Недовольство рабов, попавших в школу гладиаторов, тем, что их насильно сюда привезли и начали обучать военному делу. Кроме того, несправедливость хозяина по отношению к ним.)
2. Сколько рабов собиралось бежать из школы? (200рабов, но сбежали только 70.)
3. Чем были вооружены восставшие рабы? (Кухонными ножами, вертелами.) Кого выбрали своим предводителем восставшие рабы? (Предводителей было выбрано 3 человека, но первым из них был Спартак.)
4. Что рассказывает Плутарх о Спартаке? (Спартак из Фракии, смелый, сильный.)
Хорошо. Справились с заданием.
Как вы думаете, какую цель преследовали восставшие?
Что же это был за человек, сумевший поднять рабов на борьбу и на века оставшийся в памяти народа?
Сообщение учеников о Спартаке.
О биографии Спартака известно очень немногое. Например, то, что Спартак происходил из Фракии (нынешняя Болгария) из племени медов. Меды были крупным и сильным племенем, воспринявшим к тому же многие черты греческой культуры. Свое происхождение они возводили к легендарной Медее. Ее сын от афинского царя Эгея - Мед был по преданиям первым правителем медов.
Скорее всего, Спартак родился в аристократической семье. На это указывает не только его имя, созвучное с родовым именем боспорского царского рода Спартокидов, в нем самом заметно обаяние властной силы, присущее людям, привыкшим находиться у вершины общественной пирамиды. Да и та уверенность, с какой Спартак управлял своей огромной армией, может свидетельствовать в пользу предположения о его принадлежности к знати.
Фракийцы слыли людьми воинственными. Они не только вели бесконечные межплеменные войны, но и поставляли наемников в армии других государств. У таких народов карьера военного обычно считалась единственно достойной мужчины, тем более принадлежащего к знатному роду. Спартак здесь не был исключением. В восемнадцать лет он уже служил в римской армии, во вспомогательных фракийских частях. Римская армия на то время не знала себе равных, и Спартак имел возможность познакомиться с ее организацией, практикой ведения военных действий, сильными и слабыми сторонами. Этот опыт впоследствии очень пригодился ему.
После нескольких лет службы Спартак возвращается во Фракию, где в это время возобновилась война против римлян. Спартак знал все перемены военного счастья, дважды оказывался в Риме в качестве раба. В первый раз ему удалось бежать, и он, возможно, присоединился к одной из многочисленных в то неспокойное время разбойничьих шаек, действовавших на территории Италии. Через какое-то время Спартак вторично попал в плен и был продан в качестве гладиатора в капуанскую школу Лентула Батиата.
Спасибо большое за сообщения. (жетоны). Проговорить сообщения.
Заговор. Проговорить уже известное.
Гладиаторы подняли восстание и сбежали из гладиаторской школы. Во главе восставших был Спартак и его товарищи гладиаторы Эномай и Крикс (повесить имена).
Опорным пунктом стала гора Везувий. Так как Спартак делился добычей поровну со всеми, вскоре на Везувии собралось множество людей.
Почему рабы уходили к Спартаку? Каким было положение рабов? (Жетон).Серьёзной проблемой для Спартака была организация войска. Что нужно было сделать Спартаку? Почему это было трудной задачей? (неорганизованная масса, верили в разных богов, многие плохо владели оружием). Обучение отряда. (жетон)
Отряд римлян в три тысячи человек подошёл к Везувию. Римский военачальник приказал: «Разбейте лагерь у подножия Везувия! Стерегите спуск! Подлый сброд в ловушке».
Спартак осуществил невероятный по дерзости план. Рабы сплели из лоз винограда лестницы и один за другим стали спускаться вниз. Когда восставшие рабы оказались внизу, Спартак дал приказ обойти гору и напасть на римлян с той стороны, откуда они этого совершенно не ожидали.
После этого численность войска восставших стала быстро расти. Римский сенат отправил новые силы, состоящие из двух легионов во главе с претором Веринием.
Повстанцы захватили римский лагерь, римский главнокомандующий чудом избежал плена, оставил рабам своего коня и знаки претерского достоинства. Восставшие продвигались к Альпам. Рим посылает против Спартака двух консулов.
В каких случаях это делалось? (исключительных)
Наступление римлян совпало с разногласиями. От войска Спартака отделился Крикс с 30-ю тысячами рабов. Вскоре в Апулии он был разбит. А Спартак нанёс поражение обеим консульским армиям и быстро продвигался через Аппенинские горы к Альпам.
Вообразите себя в стане восставших: перейти Альпы или идти на Рим? (обсуждение)
Рабы повернули назад, на юг. Почему, мы не знаем. Пройдя весь полуостров, они оказались на юге, у пролива.
Римский сенат полностью осознал опасность. Но не было ни армии. Ни военачальника, согласного вступить на борьбу с грозным врагом. Во главе с трудом собранных легионов был поставлен Марк Лициний Красс. (Римские имена. Что означают эти 3 имени). Суровыми методами, он восстановил дисциплину. Что это за метод? (децимация). Как Красс преследовал Спартака, не вступая в решающее сражение. На остров Сицилия Спартак пытался переправиться при помощи пиратов, но его обманули.
Спартак оказался в ловушке. Красс приказал вырыть огромный ров в 55 км. длиной. Спартаку пришлось штурмовать это препятствие. Прорвав его, он направился к порту Брундизию, чтобы переправиться в Иллирию. Сенат, стремясь быстрее разгромить восставших рабов, вызвал на помощь Крассу испанскую армию Помпея и отряд из Македонии во главе с Марком Лукуллом. И опять часть отряда отделилась от Спартака и была уничтожена.
Наступило решающее сражение. Битва была ожесточённая, отчаяние охватило людей. Спартак был ранен в бедро дротиком; опустившись на колено, выставив вперёд щит, он отбивался от нападавших, пока не пал вместе с окружающими его римлянами. Говорят, что число убитых рабов точно установить было нельзя. Римлян погибло около тысячи.
Подавление восстания. Кадр из кинофильма.
Вопросы на внимательность.
Кроссворд. 5 мин. Музыкальная композиция.
1. За что боролся Спартак? (Свобода)
2. Город, в котором была гладиаторская школа. (Капуя)
3. Раб, который сражался в амфитеатре. (Гладиатор)
4. Родина Спартака (Фракия)
5. Морские разбойники, которые обманули Спартака. (пираты)
6. Горы, за которыми находилась Галлия. (Альпы)
7. Римский полководец, который подавил восстание. (Красс)
Итак, молодцы, справились с заданием! Ключевое слово «Спартак»
Сегодня мы с вами совершили замечательное путешествие в эпоху жестоких правителей, кровавых нравов и храбрых и свободолюбивых героев, одним из которых был Спартак.
VI. Подведение итогов. 1 мин.
А теперь мы определим с вами победившую команду гладиаторов и сильнейших представителей других команд.
Подсчет. Домашнее задание. П. 51