• Преподавателю
  • История
  • Конспект урока по истории на тему: Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Конспект урока по истории на тему: Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок №

Тема: «Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»

Цель: сформировать представление о природных и климатических условиях Двуречья, познакомить с древними государствами, с занятиями населения, религиозными верованиями, развитием письменности и культурой этой страны; ознакомить учеников с законами царя Хаммурапи и их роли в Вавилонском царстве; развивать умения работать с исторической картой, сравнивать историческую информацию, четко выражать свои мысли; формировать собственную позицию к историческим событиям прошлого; воспитывать чувство уважения к историческому прошлому древних государств.

Тип урока: изучение нового материала

Формы урока: урок-путешествие

Оборудование: учебник (Вигасин А.А., Годер Г.И. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций /под общ. Ред. А.А. Искендерова. - М.: Просвещение, 2016), наглядные рисунки, презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте дорогие ребята! Очень приятно видеть вас хорошем настроении. На наших уроках истории мы каждый раз вспоминаем с вами события далёкого прошлого, изучаем историю разных стран и народов. А сегодня я предлагаю вам отправиться со мной в путешествие? Хотите? А где вы хотели бы оказаться? В прошлом или настоящем? Почему? Я предлагаю отправиться в далекое путешествие, в прошлое - страну, которая называется Древнее Двуречье. Начинаем наш урок.

(учитель и ученики взаимно приветствуют друг друга, проверяется готовность к уроку, засушивается вступительная часть)

  1. Актуализация

А чтобы попасть в Двуречье, нам надо совершить длительный авиаперелет и получить билет. Поэтому в начале, чтобы его получить нам необходимо вспомнить, всё о стране, которую мы изучали на прошлых уроках - о Древнем Египте.

  • Вспомните!

  1. Как называли правителя Древнего Египта. (Фараон)

  2. Назовите растение, из стеблей которого делали материал для письма. (Папирус)

  3. Знак письменности в Древнем Египте. (Иероглиф)

  4. Гробница египетских фараонов. (Пирамида)

  5. На каком материке находится Египет? (Африка)

  6. Назовите столица Древнего Египетского царства. (Мемфис)

  7. Место в пустыне, где есть растительность и вода. (Оазис)

  8. Бог Солнца древних египтян. (Ра)

  9. Здание, где люди поклонялись богам. (Храм)

  10. Назовите священных животных Древнего Египта (кошка, бык, крокодил, ибис и т.д.)

(ученики отвечают на вопросы)

  1. Мотивация

Итак, с заданием вы справились, билет у нас на руках, пора собираться в путь. Что нам необходимо собрать в дорогу? Конечно же, чемодан! Так, за окнами холодная зима. Я, пожалуй, возьму с собой теплую шапку, варежки, валенки. А вы? А куда мы вообще едем? Кто внимательно меня слушал в начале урока?

Верно! Запишите тему сегодняшнего урока - Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Так что нам нужно знать, чтобы собрать чемодан?

Формулировка целей урока через слова помощники:

ПОЗНАКОМИТЬСЯ с природой и климатом Древнее Двуречье,

УЗНАТЬ, где находится эта страна, какие там самые большие города;

ВЫЯСНИТЬ, чем занимается население Двуречья;

ОПРЕДЕЛИТЬ, какие были государства на территории Двуречья и с особенностями царя Хаммурапи.

Как только мы выполним все эти задачи, мы сможем собрать наш чемодан.

(ученики ставят цели сегодняшнего урока).

  1. Изучение нового материала

План:

  1. Страна двух рек

  2. Древние города и письменность

  3. Вавилон и законы царя Хаммурапи

  1. В разное время эту страну называли Междуречьем, Месопотамией или Вавилонией.

  • Ребята, подумайте, почему эту страну называли Двуречье или Междуречьем?

(ученики отвечают на вопрос.

Ответ: потому, что она находится между 2-х рек)

  • Работа с картой:

  1. Посмотрите на карту, какие две самые крупные реки находятся на этой территории? (Евфрат и Тигр)

(ученик выходит и работает с картой у доски)

Итак, Древнее Двуречье находится на территории Передней Азии.

  • Вспомните, пожалуйста, возле какой реки возникло Древнеегипетское государство?

  • Ребята, возле Нила появилось государство Др. Египет, так и в Двуречье возникли города возле рек. А почему?

(ученики отвечают на вопросы)

Древнее Двуречье - страна, расположенная в Передней Азии, между рек Тигр и Евфрат. Примерная дата возникновения государства 5000 лет.

(ученики записывают в тетради)

Мы высаживаемся в аэропорту и отправляемся посмотреть страну.

Чтобы наше путешествие было успешным, нам необходимо ознакомиться с природно - климатическими условиями. Природные условия Двуречья очень схожи с Древним Египтом.

Уже известный вам историк Геродот оставил подробное описание природных условий Древнего Междуречья и занятий его жителей. Итак, давайте почитаем, как описывает эту великолепную страну Геродот.

  • Работа с рисунком на стр. 66 (Определите исходя из рисунка, чем занимались жители Двуречья)

Ответ: земледелие, скотоводство, рыболовство

  • Работа с документом: (знакомство с текстом Геродота).

Работа с историческим источником: Геродот.

… Всё Междуречье, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды. Земля приносит их в таком изобилии, что урожаи здесь бывают раза два, а то и три в год. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырёх пальцев в ширину. Там просо и сезам (масленичное растение) бывают высотой с дерево. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальмы приготовляют хлеб, вино и мёд.

Вопросы к документу:

  1. Исходя из документа, докажите, что в Древнем Двуречье можно было заниматься земледелием.

  2. Какие с/х культуры выращивали жители этой страны? (Пшеницу, ячмень, просо, сезам - масленичное растение, финиковые пальмы).

  3. Какие занятия существовали у жителей Двуречья? (Строили каналы, занимались земледелием, делали вино, мёд, пекли хлеб).

(ученики отвечают на вопросы)

  1. Древним народом, создавшим первые государства в Двуречье, были шумеры. В переводе с древнего языка «шумеры» означают «черноголовые». Они заняли южную часть Двуречья в районе Персидского залива. Их страна называлась Шумер. Многие поселения шумеров, вырастая, превращались в города - центры небольших государств. Из многочисленных городов самыми крупными были - Ур, Урук, Лагаш, Ниппур. В это же время на севере поселились кочевники-аккадцы и создали государство - Аккад.

  • Работа с картой: показать эти города на карте.

(ученик показывает древние города)

Конспект урока по истории на тему: Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы





Мы с вами продолжаем наше путешествие по Древнему Двуречью, по его красивым, величественным городам. В Южном Двуречье нет ни гор, ни лесов, а значит, не могло быть строительства из камня и дерева.

  • А из чего строили дворцы, храмы и простые дома? (из глины)

Посмотрите стр. 66, как вы думаете, что это за сооружение? (Храм).

  • Вопросы:

  1. Что такое храм? (Жилище богов).

  2. Где мы с вами уже встречались с похожими сооружениями? (В Египте).

  3. Во что верили древние египтяне? (В богов и загробный мир).

  4. Какой вывод можно сделать, о верованиях древних шумеров, если в их городах тоже строились храмы? (Они тоже верили в богов, т.е. существовало язычество).

(ученики отвечают на вопросы)

Над приземистыми городскими постройками возвышалась ступенчатая башня. Такая башня называлась зиккурат.

  • Работа над понятием:

Зиккурат - многоступенчатая башня, посвященная богу-покровителю города.

(ученики записывают в тетрадь)

У жителей Древнего Двуречья было много богов, но особо почитаемыми были боги и богини связанные с явлениями природы.

  • Что такое язычество?

  • Сейчас я буду называть богов Двуречья, а вам нужно назвать таких же только в Египте.

Конспект урока по истории на тему: Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

ШАМАШ - бог Солнца.


СИН - бог Луны.Конспект урока по истории на тему: Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Конспект урока по истории на тему: Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы


Конспект урока по истории на тему: Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

ЭА - бог воды.



ИШТАР - богиня плодородия и любви.

Как называлась письменность в Египте? (Иероглифы).

(ученик отвечают на вопросы)

Наше путешествие продолжается. В Древнем Двуречье тоже существовало особое письмо, которое называлось - КЛИНОПИСЬ (стр. 68 в учебнике).и

  • Работа над понятием:

КЛИНОПИСЬ - письменность, знаки, которые состоят из групп клинообразных чёрточек, знаки выдавливались на сырой глине.

(запись термина в тетрадь).

ФИЗМИНУТКА.

Давайте, попробуем «оживить» хвалебную песню древнешумерской богини плодородия Иштар, заменяя некоторые слова движениями.Когда ты встаёшь и восходишь на востоке - гонишь мрак, то вся земля торжествует.

От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.

Птицы взлетают из гнёзд и поют тебе хвалу.

Сияние твоё проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.

Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.

Встали, руки вверх, потянулись.

Кистями рук делаем «фонарики».

Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.

Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб.

Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.



  1. Города Двуречья долго воевали между собой. Победил - Вавилон, под властью которого объединилось все Двуречье. А вот представьте, что нам с вами посчастливилось увидеть самого царя Хаммурапи.

  • Доклад про царя Хаммурапи от первого лица.

Самым известным вавилонским царем был Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н. э.). Правил 42 года. Хаммурапи превратил Вавилон в могущественное государство Двуречья. В Вавилоне власть царя была абсолютной, которую он получал от богов. Главным богом был - Бел-Мардук. Авторитет Хаммурапи опирался, конечно, не только на божественность своей власти, но и на войско. Воин получал солидное жалование. Царь дарил ему землю, сад, дом и скот.

  • Ребята, давайте и вправду, чтобы с нами ничего не приключилось, изучим эти законы и будем соблюдать.

  • Работа с учебником стр. 72.

Вопросы:

  1. Исходя из закона, определите, какое наказание ждет человека, укравшего овцу, осла, раба (казнён)?

  2. За какое преступление человеку отрубят руку?

  3. На основе документа докажите, что в Древнем Вавилоне существовало правило «око за око, зуб за зуб».

  4. Какая мера наказания за кражу имущества храма?

Главное, что было написано на чёрном бальзатовом камне - законы Хаммурапи. Эти правила установлены царем и жители знали, что за нарушение законов их постигнет наказание. Также на этом камне высечены предостережения и для следующих царей. В Древней Вавилонии преступников обычно заставляли испытать то же самое, что они причиняли своей жертве. Законы суровы, но благодаря им соблюдался порядок.

  1. Закрепление изученного материала

Наше путешествие подходит к концу. А чтобы вернуться обратно домой, мы должны выполнить задания по теме нашего путешествия.

Задание 1: игра «Да» или «Нет».

Я утверждаю, что…

Вопросы:

1. Междуречье иначе называется Двуречье. (Да).

2. Двери у бедняков были деревянные. (Нет).

3. Ур и Урук это название рек. (Нет).

4. Бога солнца звали Шамаш. (Да).

5. Религия жителей Двуречья - языческая. (Да).

6. Клинопись - это узоры на посуде. (Нет).

7. В природно-климатических условиях Египта и Двуречья много сходства. (Да).

8. Главный город при царе Хаммурапи Аккад (Нет)

Задание 2: «Что лишнее и почему в

этих логических цепочках».

Я думаю, что…

Потому, что…

  1. Иштар, Эа, Ра, Шамаш

  2. Ур, Фивы, Урук, Лагаш

  3. Вавилон, бальзатовый камень, богиня Иштар, пирамиды.



Задание 3: «Фото вопрос»

На экране 2 фотографии, определите и докажите, что это является

- зиккуратом

- клинописью

Задание 4

Хаммурапи - великий правитель или жестокий властелин?

Метод «Микрофон»

Я думаю, что…

Потому, что…

(ученики решают поставленные задания)

  1. Подведение итогов

Заключительное слово и выставление оценок

Ребята, оцените наш урок. Понравился он вам или нет? Поднимите руку на этот смайлик, который на ваш взгляд соответствует вашему мнению.

Конспект урока по истории на тему: Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законыКонспект урока по истории на тему: Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы



  1. Домашнее задание

§ 13-14, изготовьте зиккурат (поделки, рисунки), мы сделаем выставку ваших работ в кабинете истории.



© 2010-2022