- Преподавателю
- История
- Конспект урока по истории на тему: Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
Конспект урока по истории на тему: Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Булыма К.А. |
Дата | 11.11.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок №
Тема: «Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»
Цель: сформировать представление о природных и климатических условиях Двуречья, познакомить с древними государствами, с занятиями населения, религиозными верованиями, развитием письменности и культурой этой страны; ознакомить учеников с законами царя Хаммурапи и их роли в Вавилонском царстве; развивать умения работать с исторической картой, сравнивать историческую информацию, четко выражать свои мысли; формировать собственную позицию к историческим событиям прошлого; воспитывать чувство уважения к историческому прошлому древних государств.
Тип урока: изучение нового материала
Формы урока: урок-путешествие
Оборудование: учебник (Вигасин А.А., Годер Г.И. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций /под общ. Ред. А.А. Искендерова. - М.: Просвещение, 2016), наглядные рисунки, презентация.
Ход урока
-
Организационный момент
Здравствуйте дорогие ребята! Очень приятно видеть вас хорошем настроении. На наших уроках истории мы каждый раз вспоминаем с вами события далёкого прошлого, изучаем историю разных стран и народов. А сегодня я предлагаю вам отправиться со мной в путешествие? Хотите? А где вы хотели бы оказаться? В прошлом или настоящем? Почему? Я предлагаю отправиться в далекое путешествие, в прошлое - страну, которая называется Древнее Двуречье. Начинаем наш урок.
(учитель и ученики взаимно приветствуют друг друга, проверяется готовность к уроку, засушивается вступительная часть)
-
Актуализация
А чтобы попасть в Двуречье, нам надо совершить длительный авиаперелет и получить билет. Поэтому в начале, чтобы его получить нам необходимо вспомнить, всё о стране, которую мы изучали на прошлых уроках - о Древнем Египте.
-
Вспомните!
-
Как называли правителя Древнего Египта. (Фараон)
-
Назовите растение, из стеблей которого делали материал для письма. (Папирус)
-
Знак письменности в Древнем Египте. (Иероглиф)
-
Гробница египетских фараонов. (Пирамида)
-
На каком материке находится Египет? (Африка)
-
Назовите столица Древнего Египетского царства. (Мемфис)
-
Место в пустыне, где есть растительность и вода. (Оазис)
-
Бог Солнца древних египтян. (Ра)
-
Здание, где люди поклонялись богам. (Храм)
-
Назовите священных животных Древнего Египта (кошка, бык, крокодил, ибис и т.д.)
(ученики отвечают на вопросы)
-
Мотивация
Итак, с заданием вы справились, билет у нас на руках, пора собираться в путь. Что нам необходимо собрать в дорогу? Конечно же, чемодан! Так, за окнами холодная зима. Я, пожалуй, возьму с собой теплую шапку, варежки, валенки. А вы? А куда мы вообще едем? Кто внимательно меня слушал в начале урока?
Верно! Запишите тему сегодняшнего урока - Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
Так что нам нужно знать, чтобы собрать чемодан?
Формулировка целей урока через слова помощники:
ПОЗНАКОМИТЬСЯ с природой и климатом Древнее Двуречье,
УЗНАТЬ, где находится эта страна, какие там самые большие города;
ВЫЯСНИТЬ, чем занимается население Двуречья;
ОПРЕДЕЛИТЬ, какие были государства на территории Двуречья и с особенностями царя Хаммурапи.
Как только мы выполним все эти задачи, мы сможем собрать наш чемодан.
(ученики ставят цели сегодняшнего урока).
-
Изучение нового материала
План:
-
Страна двух рек
-
Древние города и письменность
-
Вавилон и законы царя Хаммурапи
-
В разное время эту страну называли Междуречьем, Месопотамией или Вавилонией.
-
Ребята, подумайте, почему эту страну называли Двуречье или Междуречьем?
(ученики отвечают на вопрос.
Ответ: потому, что она находится между 2-х рек)
-
Работа с картой:
-
Посмотрите на карту, какие две самые крупные реки находятся на этой территории? (Евфрат и Тигр)
(ученик выходит и работает с картой у доски)
Итак, Древнее Двуречье находится на территории Передней Азии.
-
Вспомните, пожалуйста, возле какой реки возникло Древнеегипетское государство?
-
Ребята, возле Нила появилось государство Др. Египет, так и в Двуречье возникли города возле рек. А почему?
(ученики отвечают на вопросы)
Древнее Двуречье - страна, расположенная в Передней Азии, между рек Тигр и Евфрат. Примерная дата возникновения государства 5000 лет.
(ученики записывают в тетради)
Мы высаживаемся в аэропорту и отправляемся посмотреть страну.
Чтобы наше путешествие было успешным, нам необходимо ознакомиться с природно - климатическими условиями. Природные условия Двуречья очень схожи с Древним Египтом.
Уже известный вам историк Геродот оставил подробное описание природных условий Древнего Междуречья и занятий его жителей. Итак, давайте почитаем, как описывает эту великолепную страну Геродот.
-
Работа с рисунком на стр. 66 (Определите исходя из рисунка, чем занимались жители Двуречья)
Ответ: земледелие, скотоводство, рыболовство
-
Работа с документом: (знакомство с текстом Геродота).
Работа с историческим источником: Геродот.
… Всё Междуречье, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды. Земля приносит их в таком изобилии, что урожаи здесь бывают раза два, а то и три в год. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырёх пальцев в ширину. Там просо и сезам (масленичное растение) бывают высотой с дерево. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальмы приготовляют хлеб, вино и мёд.
Вопросы к документу:
-
Исходя из документа, докажите, что в Древнем Двуречье можно было заниматься земледелием.
-
Какие с/х культуры выращивали жители этой страны? (Пшеницу, ячмень, просо, сезам - масленичное растение, финиковые пальмы).
-
Какие занятия существовали у жителей Двуречья? (Строили каналы, занимались земледелием, делали вино, мёд, пекли хлеб).
(ученики отвечают на вопросы)
-
Древним народом, создавшим первые государства в Двуречье, были шумеры. В переводе с древнего языка «шумеры» означают «черноголовые». Они заняли южную часть Двуречья в районе Персидского залива. Их страна называлась Шумер. Многие поселения шумеров, вырастая, превращались в города - центры небольших государств. Из многочисленных городов самыми крупными были - Ур, Урук, Лагаш, Ниппур. В это же время на севере поселились кочевники-аккадцы и создали государство - Аккад.
-
Работа с картой: показать эти города на карте.
(ученик показывает древние города)
Мы с вами продолжаем наше путешествие по Древнему Двуречью, по его красивым, величественным городам. В Южном Двуречье нет ни гор, ни лесов, а значит, не могло быть строительства из камня и дерева.
-
А из чего строили дворцы, храмы и простые дома? (из глины)
Посмотрите стр. 66, как вы думаете, что это за сооружение? (Храм).
-
Вопросы:
-
Что такое храм? (Жилище богов).
-
Где мы с вами уже встречались с похожими сооружениями? (В Египте).
-
Во что верили древние египтяне? (В богов и загробный мир).
-
Какой вывод можно сделать, о верованиях древних шумеров, если в их городах тоже строились храмы? (Они тоже верили в богов, т.е. существовало язычество).
(ученики отвечают на вопросы)
Над приземистыми городскими постройками возвышалась ступенчатая башня. Такая башня называлась зиккурат.
-
Работа над понятием:
Зиккурат - многоступенчатая башня, посвященная богу-покровителю города.
(ученики записывают в тетрадь)
У жителей Древнего Двуречья было много богов, но особо почитаемыми были боги и богини связанные с явлениями природы.
-
Что такое язычество?
-
Сейчас я буду называть богов Двуречья, а вам нужно назвать таких же только в Египте.
ШАМАШ - бог Солнца.
СИН - бог Луны.
ЭА - бог воды.
ИШТАР - богиня плодородия и любви.
Как называлась письменность в Египте? (Иероглифы).
(ученик отвечают на вопросы)
Наше путешествие продолжается. В Древнем Двуречье тоже существовало особое письмо, которое называлось - КЛИНОПИСЬ (стр. 68 в учебнике).и
-
Работа над понятием:
КЛИНОПИСЬ - письменность, знаки, которые состоят из групп клинообразных чёрточек, знаки выдавливались на сырой глине.
(запись термина в тетрадь).
ФИЗМИНУТКА.
Давайте, попробуем «оживить» хвалебную песню древнешумерской богини плодородия Иштар, заменяя некоторые слова движениями.Когда ты встаёшь и восходишь на востоке - гонишь мрак, то вся земля торжествует.
От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.
Птицы взлетают из гнёзд и поют тебе хвалу.
Сияние твоё проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.
Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.
Встали, руки вверх, потянулись.
Кистями рук делаем «фонарики».
Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.
Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб.
Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.
-
Города Двуречья долго воевали между собой. Победил - Вавилон, под властью которого объединилось все Двуречье. А вот представьте, что нам с вами посчастливилось увидеть самого царя Хаммурапи.
-
Доклад про царя Хаммурапи от первого лица.
Самым известным вавилонским царем был Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н. э.). Правил 42 года. Хаммурапи превратил Вавилон в могущественное государство Двуречья. В Вавилоне власть царя была абсолютной, которую он получал от богов. Главным богом был - Бел-Мардук. Авторитет Хаммурапи опирался, конечно, не только на божественность своей власти, но и на войско. Воин получал солидное жалование. Царь дарил ему землю, сад, дом и скот.
-
Ребята, давайте и вправду, чтобы с нами ничего не приключилось, изучим эти законы и будем соблюдать.
-
Работа с учебником стр. 72.
Вопросы:
-
Исходя из закона, определите, какое наказание ждет человека, укравшего овцу, осла, раба (казнён)?
-
За какое преступление человеку отрубят руку?
-
На основе документа докажите, что в Древнем Вавилоне существовало правило «око за око, зуб за зуб».
-
Какая мера наказания за кражу имущества храма?
Главное, что было написано на чёрном бальзатовом камне - законы Хаммурапи. Эти правила установлены царем и жители знали, что за нарушение законов их постигнет наказание. Также на этом камне высечены предостережения и для следующих царей. В Древней Вавилонии преступников обычно заставляли испытать то же самое, что они причиняли своей жертве. Законы суровы, но благодаря им соблюдался порядок.
-
Закрепление изученного материала
Наше путешествие подходит к концу. А чтобы вернуться обратно домой, мы должны выполнить задания по теме нашего путешествия.
Задание 1: игра «Да» или «Нет».
Я утверждаю, что…
Вопросы:
1. Междуречье иначе называется Двуречье. (Да).
2. Двери у бедняков были деревянные. (Нет).
3. Ур и Урук это название рек. (Нет).
4. Бога солнца звали Шамаш. (Да).
5. Религия жителей Двуречья - языческая. (Да).
6. Клинопись - это узоры на посуде. (Нет).
7. В природно-климатических условиях Египта и Двуречья много сходства. (Да).
8. Главный город при царе Хаммурапи Аккад (Нет)
Задание 2: «Что лишнее и почему в
этих логических цепочках».
Я думаю, что…
Потому, что…
-
Иштар, Эа, Ра, Шамаш
-
Ур, Фивы, Урук, Лагаш
-
Вавилон, бальзатовый камень, богиня Иштар, пирамиды.
Задание 3: «Фото вопрос»
На экране 2 фотографии, определите и докажите, что это является
- зиккуратом
- клинописью
Задание 4
Хаммурапи - великий правитель или жестокий властелин?
Метод «Микрофон»
Я думаю, что…
Потому, что…
(ученики решают поставленные задания)
-
Подведение итогов
Заключительное слово и выставление оценок
Ребята, оцените наш урок. Понравился он вам или нет? Поднимите руку на этот смайлик, который на ваш взгляд соответствует вашему мнению.
-
Домашнее задание
§ 13-14, изготовьте зиккурат (поделки, рисунки), мы сделаем выставку ваших работ в кабинете истории.