• Преподавателю
  • История
  • Статья Музей как объект формирования у молодежи морально-нравственных ценностей: патриотизм и гражданственность, честь и достоинство, дружба и взаимовыручка

Статья Музей как объект формирования у молодежи морально-нравственных ценностей: патриотизм и гражданственность, честь и достоинство, дружба и взаимовыручка

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Музей как объект формирования у молодежи морально-нравственных ценностей: патриотизм и гражданственность, честь и достоинство, дружба и взаимовыручка

Авдеева О.Н.,

учитель истории и обществознания

МАБОУ «Средняя политехническая школа № 33»»

Возрастает интерес у школьной молодежи к изучению истории и современной жизни Родины, своего края. Значительную роль в удовлетворении этого интереса играют школьные музеи, которые призваны обеспечить единство учебной и внеучебной работы по формированию патриотизма и гражданственности подрастающего поколения, чувства гордости за свою Родину. Музейная деятельность способствует развитию творческой самостоятельности ученических коллективов и отдельных учеников в освоении исторического прошлого нашей Родины. Воспитание патриотизма - это воспитание любви к своему Отечеству, преданности ему, гордости за свое прошлое и настоящее. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны, познавательной деятельности. Центром реализации такой системы становится школьный музей.

Современное общественное развитие России высветило необходимость поднять на качественно новый уровень всю систему патриотического воспитания. Поэтому важнейшим аспектом в деятельности учреждений, занимающихся воспитанием молодежи, должно стать воспитание у подрастающего поколения высоких духовно-нравственных качеств, формирование твердого гражданско-патриотического сознания. Внутренний мир человека сам по себе не формирует осознанное чувство патриотизма - он лишь основа. Формирование происходит лишь тогда, когда он соприкасается с общественными ценностями, идеалами, традициями.

Молодежь должна стремиться внести свой вклад в возрождение духовности, осознавать необходимость прекращения пропаганды насилия, жестокости, несвойственного нам образа жизни.

В МАОУ «СПШ № 33» есть школьный историко-краеведческий музей, в котором сегодня действуют постоянные разделы экспозиций: «Эхо Великой Отечественной войны», «Награды Победы», «Предметы домашней утвари», «Коллекция угольных утюгов», «Глиняная игрушка Пырьевых и Шевченко», «Вышивки оскольских мастериц», «Макет крестьянской избы XIX века» и др.

Опыт работы школьного музея позволяет раскрыть некоторые условия формирования у молодежи таких качеств, как патриотизм, гражданственность, дружба, взаимовыручка, бережное отношение к прошлому своей Родины, края.

Первое условие - добровольное вступление учеников от классов, параллели в Совет музея. В практике работы стало традицией в начале нового учебного года проводить выборы членов Совета музея. Работа их будет успешной и плодотворной, если сам ученик поймет необходимость своего участия в работе музея.

Второе условие - гласность в работе Совета музея. Все ученики школы должны знать о работе музея, его достижениях в конкурсах различного уровня. Это достигается путем проведения массовых мероприятий к знаменательным датам, бесед по классам, организацией встреч с интересными людьми города. Доброй традицией стало проведение музейных уроков «Старый Оскол в годы Великой Отечественной войны», «Герои войны - кто они?», «Мы будем помнить», классных часов «У подвига есть крылья», «Письма с фронта», «Дети военной поры». Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками Афганской и Чеченской войн, проживающими в микрорайоне Буденного запоминаются надолго. Ребята с большим уважением и интересом слушают их рассказы о войне, о подвигах их боевых товарищей. Это заставляет детей поверить в свои силы, у них формируется активная жизненная позиция, стремление защищать свою Родину.

Третье условие - ответственное отношение самих детей к порученному делу. Этим мы учим детей самостоятельности, требовательности, чувству долга перед товарищами, быть «хозяином» на своем участке деятельности.

Четвертое условие - ученики не только должны собрать материалы в соответствии с заданием, но и воплотить итоги поиска в конкретные дела: в организации выставок, подготовке и проведении экскурсий, бесед.

Пятое условие - не опекать, не командовать школьниками, предоставлять работу по интересам. Вопрос взаимоотношений между учителем-руководителем школьного музея и членами Совета музея очень важный.

Шестое условие - преемственность в работе его актива. Она обеспечивается тем, что в его состав включаются ученики различных возрастных групп. Они сообща, совместно участвуют в выполнении различных заданий по поиску и сбору музейных материалов, их учету и хранению, оформлению выставок, экспозиций, подготовке и проведению экскурсий.

Школьный музей - одна из форм работы по развитию творческой и общественной активности школьников. Он призван способствовать осуществлению комплексного подхода к воспитанию и обучению.

Ребята, занимающиеся в школьном краеведческом музее, участвуют и побеждают в муниципальных и областных конкурсах «Шаги Великой Победы», «Духовное наследие», «Люди нашего города», становятся Призерами и Лауреатами городской недели «Музей и дети» в разных номинациях. Педагоги поддерживают их усилия, отмечают их успехи, стимулируют патриотическую активность. Такая помощь способствует возникновению у школьников ответственности за достижение результатов, заинтересованности в работе, убеждения в ее социальной необходимости, что ведет к формированию положительного отношения к патриотической деятельности.

Список литературы:

  1. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. Методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей /авт.-сост. А.Н. Вырщиков, А.П. Пашкович. - М.: Глобус, 2007. С.82-84.






© 2010-2022