- Преподавателю
- История
- Проектная деятельность учащихся на уроках истории в 6 класс
Проектная деятельность учащихся на уроках истории в 6 класс
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Вдовина О.А. |
Дата | 02.11.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Внутрипредметный образовательный модуль «Проектно-исследовательская деятельность в ходе изучения краеведения».
Общая характеристика образовательных модулей. С целью индивидуализации образовательного процесса рабочая программа по истории включает внутрипредметный образовательный модуль «Проектно-исследовательская деятельность в ходе изучения краеведения». Актуальность разработки обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между условиями работы в классно-урочной системе преподавания истории и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Одной из основных задач современного образования по стандартам второго поколения - развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности в проектах.
Место учебного модуля в рамках курса. Модуль изучается на ступени основного общего образования в 6 классе в рамках курса «История России». Он рассчитан на 9 часов и направлен на формирование универсальных умений проектно-исследовательской деятельности. Модуль включен в программу в соответствии с содержанием изучаемого материала, расширяет и дополняет его.
Цель: Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности школьника путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.
Задачи:Обогащение исследовательского опыта учащихся - поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
Развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
Формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.
Развитие общеисследовательских умений (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация)
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного модуля.
Универсальные учебные действия, которые формируются в процессе работы:
Регулятивные УУД:
выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи
выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы)
обоснованный выбор способа или метода пути в деятельности
планирование своей деятельности, самоанализа и рефлексии
Познавательные УУД:
находить информацию по каталогам, контекстный поиск в гипертексте, в Интернете, формулирование ключевых слов
структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление различных формах, упорядочение, хранение и поиск
построение устного сообщения о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе.
Личностные УУД:
организация рабочего места, подбор необходимого оборудования,
подбор и приготовление необходимых материалов,
проведение собственно эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента,
измерение параметров, осмысление полученных результатов.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и понимать других,
выражать себя, находить компромисс,
взаимодействовать внутри группы
Показатели освоения курса
Показателями усвоения учебного содержания курса являются базовые компетентности: социально-адаптивная (гражданственная), когнитивная (познавательная), информационно- технологическая , коммуникативная.
Результаты усвоения социально-адаптивной, информационно-технологической и коммуникативной компетентностей:
понимать значение ключевых слов модуля: культура, материальная культура, духовная культура, наследие, культурные достижения, общечеловеческие ценности.
приводить примеры исторических и культурных достижений;
анализировать источники различного вида и типа для получения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
на основе анализа источников делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
5.представлять результаты своей деятельности
Содержание учебного модуля
Общие критерии оценивания проекта
Максимальный уровень достижений учащихся
А
Планирование и раскрытие плана, развитие темы
4
Сбор информации
4
C
Выбор и использование методов и приемов
4
D
Анализ информации
4
Е
Организация письменной работы
4
F
Анализ процесса и результата
4
G
Личное участие
4
ИТОГО
28
Общий уровень достижений учащихся переводится в отметку по следующей шкале: 28-21 баллов: «5»; 20-16 баллов: «4»; 15-8 баллов: «3»; 7-0 баллов: «2».
1. Планирование и раскрытие плана, развитие темы. Высший балл ставится, если ученик определяет и четко описывает цели своего проекта, дает последовательное и полное описание того, как он собирается достичь этих целей, причем реализация проекта полностью соответствует предложенному им плану.
2. Сбор информации. Высший балл ставится, если персональный проект содержит достаточное количество относящейся к делу информации и ссылок на различные источники.
3. Выбор и использование методов и приемов. Высший балл ставится, если проект полностью соответствует целям и задачам, определенным автором, причем выбранные и эффективно использованные средства приводят к созданию итогового продукта высокого качества.
4. Анализ информации. Высший балл по этому критерию ставится, если проект четко отражает глубину анализа и актуальность собственного видения идей учащимся, при этом содержит по-настоящему личностный подход к теме.
5. Организация письменной работы. Высший балл ставится, если структура проекта и письменной работы (отчета) отражает логику и последовательность работы, если использованы адекватные способы представления материала (диаграммы, графики, сноски, макеты, модели
6. Анализ процесса и результата. Высший балл ставится, если учащийся последовательно и полно анализирует проект с точки зрения поставленных целей, демонстрирует понимание общих перспектив, относящихся к выбранному пути.
7. Личное участие. Считается в большей степени успешной такая работа, в которой наличествует собственный интерес автора, энтузиазм, активное взаимодействие с участниками и потенциальными потребителями конечного продукта и, наконец, если ребенок обнаружил собственное мнение в ходе выполнения проекта
С критериями оценивания проектов учащиеся знакомятся заранее. Также они сами могут предложить какие-либо дополнения в содержание критериев или даже дополнительные критерии, которые, на их взгляд, необходимо включить в критериальную шкалу. Критерии оценивания являются своего рода инструкцией при работе над проектом. Кроме того, учащиеся, будучи осведомленными о критериях оценивания их проектной деятельности, могут улучшить отдельные параметры предлагаемые для оценивания, тем самым получить возможность достижения наивысшего результата.
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Красноборова А. А. Критерии оценивания проектной деятельности учащихся // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. № 2. Часть I. - Новосибирск: СибАК, 2010.