- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по краеведению (8 класс)
Рабочая программа по краеведению (8 класс)
Раздел | История |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Быканова В.В. |
Дата | 17.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка .
Рабочая программа составлена на основе : Историческое краеведение : примерная региональная программа, тематическое планирование и методические рекомендации для 8-9 классов общеобразовательной школы/А.В.Ершова, М.Л.Воронова.
На ведение учебного предмета «Краеведение» используется - 1 час в неделю (всего 35 часов)
Важная роль в процессе обучения и воспитания в современной школе отводится национально-региональному компоненту содержания. Изучение «Краеведение» в основной школе призвано создать условия для формирования у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно-ориентированной личности.
Изучение регионального курса «Историческое краеведение» предусматривает взаимосвязь с общим курсом истории России и всеобщей истории в качестве основы формирования представлений об окружающем мире как единого целого. Методологической основой содержания курса является философская категория единства общего и особенного: своеобразие историко-культурного развития региона составляет категорию особенного в общеисторическом содержании. Это предполагает рассмотрение истории края в контексте общецивилизационных процессов в мире и во взаимосвязи с историей Родины. Содержание «Историческое краеведение» нацеливает на использование предметных, межпредметных, метапредметных связей как основы интеграции знаний школьников с их практической деятельностью.
Курс «Историческое краеведение» позволяет углубить знания по истории, конкретизируя общеисторические события, процессы на краеведческом материале, приблизиться к прошлому через историю родного края, помогает стимулировать познавательный интерес школьников и воспитывать наследием предков.
Актуальность изучения истории края определяется государственным и региональным заказом на реализацию патриотических традиций граждан России, родного края.
Главная цель - развитие, образование и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своего края в контексте истории страны и мира, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи - формирование знаний об основных событиях, явлениях, процессах, персоналиях в истории края с древности до наших дней;
- развитие у учащихся патриотических чувств, гордости и уважения к истории и достижениям земляков;
- воспитание ценностных подходов к усвоению культурного наследия родного края, традиций жителей своего региона;
- развитие познавательных и интеллектуальных способностей учащихся на основе анализа информации из различных источников, организации исследовательской и проектной деятельности;
- формирование умений применять знания по истории края для осмысления сущности современных явлений, эффективного взаимодействия и участия в решении проблем окружающего социума.
Общая характеристика предмета
Содержание «Историческое краеведение» построено на основе проблемно-хронологического принципа. Программа включает изучение истории Воронежского края с древности до наших дней и нацелена на использование цивилизационно-гуманитарного и многофакторного подходов. Логика построения позволяет осуществить постепенное и целенаправленное введение учащихся в его изучение, где действует принцип накопления и интеграции знаний с учетом решения воспитательных, обучающих и развивающих задач.
Предусмотрено право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем. При этом должны учитываться особенности конкретного района, сложившиеся традиции. Вместе с тем, любой выбор и методическое решение учителя должны соотноситься с предполагаемым образовательным эффектом, не разрушать общей логики программы.
Практико-ориентированная составляющая содержания программы может быть реализована через тематические экскурсии по Воронежскому краю, посещения архивов и музеев . Программа ориентирована на деятельностный подход в обучении. Акцент делается на поисково-исследовательских, проектных методах во взаимосвязи со словесными и вещественными методами изучения исторического краеведения .
СОДЕРЖАНИЕ учебного предмета
Тема 1. История Воронежского края в истории России. (2 ч)
История края как часть истории нашей Родины. Что изучает краеведение. Источники знаний о прошлом края. Музеи, архивы, заповедники - хранилища исторической памяти.
Развитие воронежского краеведения. Ученые-краеведы Воронежской области. Исследования по истории края.
Тема 2. Воронежский край в древности.(2)
Появление человека в Воронежском крае. Археологические исследования на территории края. Костёнки - уникальный памятник, «жемчужина палеолита». "
Особенности степной и лесостепной зон Воронежской области. Кочевые и земледельческие народы в эпоху металлов. Хозяйственная деятельность, зарождение искусства. Памятники древности на территории края (Мосоловское поселение в Аннинском районе, Мастищенскии лабиринт и Мастюгинские курганы в Острогожском районе, Частые курганы на окраине Воронежа, Чертовицкие могильники в Рамонском районе, Маяцкое городище в Лискинском районе и др. - по выбору учителя).
Тема 3. Воронежский край в составе Древнерусского государства и феодальных княжеств. (4ч)
Расселение славян. Появление славян в Придонье. Воронежский край - окраина Древней Руси. Укрепленные поселения славян на берегах рек Дона и Воронежа. Городище Титчиха. Натиск степных кочевников. Первое упоминание в русских летописях слова «Воронеж» (1177 г.). Раздробление русских земель. Монгольское нашествие. Запустение края в Х1У-ХУ вв «Белые пятна» в истории воронежской земли.
Тема 4. Воронежский край в период образования и укрепления
Российского государства.(5 ч)
Образование Российского государства. История вхождения воронежских земель в состав Российского государства. Освоение «дикого поля» и борьба с крымскими татарами. Организация сторожевой службы в 1586г.
Версии о дате основания Воронежа. Крепость на правом берегу реки Воронеж. Строители и первые жители Воронежской крепости.
Тема 5. Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVII в.(6ч)
Образование и развитие Воронежского уезда. Состав и занятия населения. Строительство Белгородской черты (1635-1658 гг.), города- крепости «на черте», заселение земель «за чертой». Набеги татар. Развитие ремесла, торговли в городах края. Строительство укреплений, монастырей. Рост городов на территории края. Воронеж - торговый и ремесленный центр.
Политическая обстановка в крае в XVII - начале XVIII в. Народные восстания XVII в. Воронежские родственные связи Степана Разина. Поход Фрола Разина к Коротояку. Восстание в Острогожске (1670 г.). Образование Воронежской епархии (1682 г.). Связь населения края с донскими казаками. Булавинское восстание (1707-1708 гг.)
Тема 6. Воронеж и Воронежский край при Петре I. (5 ч)
Начало государственной деятельности Петра I. Азовский поход 1695 г. Первый приезд в Воронеж (1696 г.). Начало строительства кораблей на Воронежской верфи. Азовский поход 1696 г., его результаты. Роль русской православной церкви в создании Азовского флота. Деятельность Петра Великого в Воронеже. Дальнейшее строительство города: Адмиралтейский двор, Немецкая слобода. Возникновение и развитие местной промышленности. Кумпанское и государственное строительство боевых кораблей в 1696-1700 гг. Корабли, построенные на Воронежской верфи. Русские и иностранные мастера- кораблестроители. «Работные люди». Первые учебные заведения - школа для подготовки офицеров флота (1703 г.), «цифирная» школа для детей (1714 г.).
Связь основания Санкт-Петербурга (1703 г.) с воронежскими событиями. Воронежские «заботы» Петра перед Полтавской битвой (1709 г.). Посещение Петром I Острогожска, Коротояка, Павловска, Таврова, Дивногорского монастыря и других мест.
Хозяйственное развитие Воронежского края в конце XVII - начале XVIII в. Возникновение новых сел и деревень в крае. Суровые указы Петра I об уничтожении возникших без царского повеления городов и сел (Бобров, Анна, Тойда, Тишанка, Богучар и др.).
Памятные места петровской эпохи в крае, их современное состояние.
Тема 7. Образование Воронежской губернии и ее развитие в XVIII в.(3ч)
Образование Воронежской губернии (1725 г.). Окончательное заселение края. Изменение социальной структуры населения. Феодально- крепостнические отношения в крае. Борьба против крепостного гнета воронежских крестьян во второй половине XVIII в.
Новые явления в хозяйственной жизни губернии. Строительство промышленных предприятий, развитие торговли.
Воронеж - центр губернии середины - второй половины XVIII в. Повседневная жизнь жителей края.
Общественно-культурная жизнь в Воронежском крае в XVIII в. Архитектура и строительство в Воронеже и крае. Первые учебные заведения. Е. А. Болховитинов и его деятельность.
Тема 8. Социально-экономическая, общественно-политическая история Воронежского края в первой половине XIX в. (8ч)
Общественно-политическая жизнь губернии. Воронежские полки и воронежцы в Отечественной войне 1812 г. Формирование егерских и пехотных резервов из жителей Воронежской губернии. Воронежцы- герои войны.
Воронеж - место заготовки обмундирования, фуража, продовольствия для армейских нужд.
Участие воронежского дворянства в движении декабристов. Разночинские кружки в крае. Газета «Воронежские губернские ведомости» (1838 г.)
Социально-экономическое развитие края. Развитие земледелия, крестьянских промыслов. Товарно-денежные отношения в губернии. Строительство новых промышленных предприятий: сахарные заводы в Ольховатке (1834 г.), Рамони (1840 г.) и др.
Вклад воронежцев в культуру России. Застройка Воронежа и других городов губернии по «регулярным планам» (с 70-х гг. XVIII в.). Учебные заведения: мужская гимназия (1809 г.), кадетский корпус (1845 г.), народные училища. Пребывание известных деятелей на воронежской земле.
Н. И. Костомаров, Н. А. Северцов. Воронежские поэты: А. В. Кольцов, И. С. Никитин.
Печатные издания, посвященные истории Воронежского края. Памятные места, связанные с деятельностью знаменитых воронежцев.
щественными методами изучения исторического краеведения .
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения истории края ученик должен: знать (понимать):
• основные этапы и ключевые события истории края с древности до наших дней;
• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития края;
• изученные виды исторических источников;
уметь:
• соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;
• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
• показыватъ на исторической карте территории расселения народов, границы края, города, места значительных исторических событий;
• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
-высказывания собственных суждений об историческом наследии народов края;
-объяснения исторически сложившихся норм социального поведения; использования знаний об историческом пути и традициях народов края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
• искать информацию в архивах, библиотеках, музеях, интернете, брать интервью;
• использовать приобретенные знания при написании творческих работ (В том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов, проектов.
Историческое краеведение представляет собой стройную систему различных видов историко-краеведческой деятельности (познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и др.).
Учащиеся в процессе урочной и внеурочной деятельности приобретают знания об отдельном историческом факте, событии, истории края в целом. Эта деятельность имеет различные уровни по степени сложности: от простого усвоения исторических знаний на уроках или внеклассных занятиях до поиска новых знаний (поисково-исследовательская деятельность в школьном музее «Подвиг и судьбы»
Участие детей в историко-краеведческой деятельности способствует углубленному изучению истории своей Родины, познанию и пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края. Изучение и осмысление фактов местной истории стимулируют мыслительную деятельность, формируют систему теоретических представлений и понятий и тем самым влияют на формирование научного исторического мышления учащихся, их гражданской зрелости, активной жизненной позиции.
Календарно-тематическое планирование. 8 «Б» класс
№п/п
Название раздела, тема урока
Кол-во часов
Дата проведения по плану
Дата по факту
История Воронежского края в истории России
2
1
История края как часть истории нашей Родины
2
Развитие воронежского краеведения
Воронежский край в древности
2
3
Появление человека в Воронежском крае
4
Кочевые и земледельческие народы в эпоху металлов
Воронежский край в составе Древнерусского государства и феодальных княжеств
4
5
Появление славян в Придонье
6
Первое упоминание в русских летописях слова <<Воронеж>> (1177 г.)
7
Воронежский край в период феодальной раздробленности.
8
Урок-зачет по теме:<<Воронежский край в период древности>>.
Воронежский край в период образования и укрепления Российского государства.
5
9
Воронежский край в составе Российского государства.
10
Освоениение <<дикого поля>> и борьба с крымскими татарами.
11
Основание Воронежской крепости.
12
Учебная экскурсия виртуальная
13
Урок-зачет по теме: Воронежский край в период образования и укрепления Российского государства.
Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в 17 в.
6
14
Образование и развитие Воронежского уезда.
15
Строительство Белгородской черты (1635-1658 гг.)
16
Развитие строительства, ремесла и торговли в городах края.
17
Политическая обстановка в крае в 17-начале 18 в.
18
Политическая обстановка в крае в 17-начале 18 в.
19
Урок-зачет по теме <<Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в 17в.>>
Воронеж и Воронежский край при Петре l
5
20
Деятельность Петра Великого в Воронеже.
21
Строительство Азовского флота в Воронеже.
22
Хозяйственное развитие Воронежского края в конце 17-начале 18 в.
23
Памятные места Петровской эпохи в крае.
24
Урок-зачет по теме <<Воронеж и Воронежский край при Петре l>>
Образование Воронежской губернии и ее развитие в 18 в.
3
25
Образование Воронежской губернии(1725 г.)
26
Воронеж - центр губернии середины - второй половины 18 в.
27
Общественно-культурная жизнь в Воронежском крае в 18 в.
Социально-экономическая , общественно-политическая история Воронежского края в первой половине 19 в.
8
28
Воронежские полки и воронежцы в Отечественной войне 1812 г.
29
Общественно-политическая жизнь губернии .
30
Социально-экономическое развитие края.
31
Вклад воронежцев в культуру России.
32
Вклад воронежцев в культуру России
33
Урок -зачет по теме: «Социально-экономическая, общественно-политическая история Воронежского края в первой половине 19в»
34
Итоговое повторение.
35
Итоговое повторение.
Перечень учебно-методического обеспечения.
1. Историческое краеведение Воронежской области. Учебное пособие / В. И. Панова, А. О. Амелькин. Науч. ред. Б. Я. Табачников. - Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2012.
2. Загоровский В. П. Воронеж: историческая хроника. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во.
3. Загоровский В.П. Воронежская историческая энциклопедия / В.П. Загоровский. - Воронеж.
4. Загоровский В.П. О древнем Воронеже и слове «Воронеж» Историко- герграфическое исследование .
5. Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я / В.П. Загоровский. - Воронеж,
6. Панова В. И. История Воронежского края: Учебн.-методич. пособие. Воронеж. «Родная речь»
7. Люби и знай родной край: учебное пособие по географии, истории и культуре Воронежской области для учащихся общеобразовательных школ. Науч. ред. Б. Я. Табачников. Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2008.