Конспект урока по истории Древнего мира Повседневная жизнь римлян

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


.Этап урока (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слайд

Орг.момент (4-5 мин.)

Здравствуйте, ребята! А вы любите путешествовать?

Сегодня нас ждет необычный урок - путешествие в прошлое. Для путешествие нам необходимо: корабль, карта, волшебная книга - это учебник. В нашем корабле плывут два попутчика: богатый и бедный.

И как любого путешественника нас ожидают приключения. А вот и первое приключение. Внимание на экран.

Наша задача посмотреть фильм и ответить на вопросы.

Дети садятся.


Смотрят фильм. Памятники Рима.

1

Что это за страна?

О каком городе идет речь?

Италия.

Рим.


Мотивационная беседа

(2 мин)

Мы с вами знаем, что римляне очень много воевали и создали огромную империю.

Скажите, как называется жизнь когда нет войны?

Давайте предположим, какой будет тема нашего урока.

«Повседневная жизнь римлян».

Мирная, повседневная.

Отвечают на вопрос «Тема урока

Рим в мирное время.

Записывают тему урока в тетради.

2

Проблемное задание и постановка целей урока

(2-3 мин.)






В конце нашего путешествия вы должны ответить на вопрос: Можно ли не зная людей определить их общественное положение?».

А для того чтобы ответить нам на этот вопрос, что необходимо нам узнать?

А узнаем мы это когда поработаем с текстом учебника, решим продуктовую мозаику, найдем лишнее слово, решим криптограмму, поиграем в игру «Хорошо ли помните?»

И так отправляемся в наше путешествие.

Ответы детей:

- жилище римлян;

- еда и питье;

- одежду римлян;

- римскую школу.


3




Изучение нового материала.

(20 мин.)

Первая остановка - Жилище римлян.

Здесь нас ожидает задание.

Читаем по цепочке. Стр. 290.§61 п.1

Вопросы:

Как называется дом, в котором жили аристократы?

Что такое атрий?

Что находилось в атрии?

Чем украшались стены богатого дома?

Какими были полы?

Что такое мозаика?

Как назывались многоэтажные дома в древнем Риме?

Кто жил в инсулах?

На что были похожи инсулы?

Внимание на экран. Задание. Определить в каком доме жили богатые, а в каком бедные?


Ребенок передвигает кораблик с попутчиками.

вилла - дворец.

Открытое помещение.

Посередине атрия был бассейн, в центре которого устанавливалась статуя. Бассейн окружали колонны. В крыше над ним делался проем, чтобы через него проникал свет.

Стены богатых домов украшались росписями.

Полы были мозаичными.

Мозаика - узор или изображение, выполненное из кусочков камней или разноцветных плиток.

Инсулы

бедные

Эти дома напоминали муравейники.

На картине слева жили бедные т.к. это инсулы. Справа жили богатые т.к. имеется бассейн и сад.

4






5


Отправляемся на следующую остановку - Римская школа

Переносят кораблик с попутчиками.



В этом городе мы узнаем, какие предметы римлянине изучали в школе. Самостоятельно читаем стр. 292. П.5 «Римская школа». В рабочих листах выполняем задание

№ 1 «КРИПТОГРАММА». Нужно разгадать криптограмму, в которой зашифрован вопрос и с помощью учебник дать на него ответ.


Читают текст учебника.

Разгадывают пиктограмму и отвечают на вопрос?

«Какие предметы изучались в школе?»

риторике - ораторскому искусству, затем математические науки, куда входили арифметика, геометрия, астрономия и музыка.

6

7


Следующий остановка - Одежда римлян

Перемещают кораблик с попутчиками.



В этом городе мы узнаем, какую одежду носили римляне.

Откройте стр. 291. П .2. читаем по цепочке.

Вопросы к тексту:

Как называли древних римлян?

В каких случаях простой римлян одевал тогу?

Как называли простолюдин?

Как называлась одежда, которую носили женщины поверх туники?

Необходимо выполнить задание в рабочих листах № 2. «Найди лишнее слово». И объяснить, почему именно это слово лишнее.

"народом, облаченным в тогу".

в особо торжественных случаях.

Простолюдинов презрительно именовали «народцем, носящим тунику».

Стола.

Выполняют задание. «Фараон» т.к.относится к Египту.


8


9


Отправляемся на следующую остановку - Еда римлян

Перемещают корабль с попутчиками.



В этом городе мы узнаем, чем питались и что пили римляне.

Чтение по цепочки. Стр. 292. П. 3.

А теперь давайте попробуем сами накрыть стол римлянина.

(работа с интерактивной доской)

Читают п.3.

Один ребенок выходит к доске и выполняет задание с помощью интерактивной доски.


Закрепление изученного материала (5-7 мин.)

А сейчас мы немного с вами поиграем в игру

«ХОРОШО ЛИ ПОМНИТЕ?»

Необходимо разделится на группы (4гр). Перед вами различные изображения. Все они перепутаны. Вам необходимо выбрать только тех, которые относятся к Древнему Риму. На игру 3 мин.

Ребята, давайте посмотрим, что же у нас получилось!

А почему вы выбрали именно эти картинки?

Дети работают в группах по 4-5 человек.

Выбирают картинки, относящиеся к истории Древнего Рима.

Объясняют свой выбор

10


И так, наше путешествие подошло к концу. Давайте вернемся к нашему вопросу: «Можно ли не зная людей определить их общественное положение?». Почему?

Ответили мы с вами на наш вопрос?

Да.

По жилищу, по одежде, по продуктам питания.

Да.

11

Рефлексия

Выберите картину, которая соответствует вашему настроению.

Завершите предложение. Выберите из списка то предложение, которое Вам больше нравится.

Оценки за урок вы узнаете после проверки рабочих листов.

Молодцы!

Сдайте, пожалуйста, Ваши рабочие листы.

Ответы детей.

Дети по очереди называют фразы.

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я выполнял задания…

  • я понял, что…

Сдают рабочие листы.

12

13

Д.З.

Запишите домашнюю работу в дневник: § 61. Решите кроссворд. Каждому ребенку.

Спасибо большое. Мне понравилось с вами работать.

Записывают дом. работу в дневник.

14-15

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа г. Оби №60






Конспект урока истории

5 класс



«РИМЛЯНЕ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ»

















Выполнил учитель истории и обществознания:

Губер А.С.

Самоанализ урока

Тема урока: Повседневная жизнь римлян. Для учащихся 5 класса. К учебнику История Древнего мира. Уколова, Маринович.

Тип урока: комбинированный.

Форма: урок-путешествие - это урок в нетрадиционной форме - с применением игровых технологий. Этот выбор я обосновываю психологическими особенностями детей среднего школьного возраста: детям очень нравится что-то исследовать самим, а не просто сидеть и читать то, что написано в учебнике. Дети стремятся самостоятельно добывать знания. Именно с него начинается поиск ответов, обсуждение проблемы. Я всегда приветствую это качество в детях и как можно чаще предлагаю им проявлять самостоятельность, где, конечно, это выполнимо.

Цели урока:

Личностные:

  • развитие интереса к изучению истории и познавательных способностей при работе с текстом;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Метапредметные:

  • умение самостоятельно определить цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществлений осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные:

  • формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской самоидентичности личности на основе изучения истории человечества;

  • воспитание уважения к историческому наследию народов мира.

Задачи урока:

личностные: развивать умение работать в группах; представлять результат своей деятельности.

метапредметные: умение осознанно использовать исторические термины в соответствии с задачами коммуникации; планирование и регуляция своей деятельности.

предметные:

регулятивные:

  • целеполагание и планирование своей деятельности;

  • осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме;

познавательные:

  • проводят сравнение объектов по самостоятельно выделенным критериям;

  • выбирают смысловые единицы предложения, и устанавливать отношения между ними;

  • определяют основную и второстепенную информацию;

коммуникативные:

  • приобретают опыт работы в группе;

  • усваивают морально-этические принципы общения и сотрудничества;

  • действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.

Для достижения планируемых образовательных результатов я использую следующие методы и приемы:

  1. Исследовательский метод - работа с текстом, с заданиями (решение криптограммы, «Найди лишнее слово».

  2. Наглядно - иллюстративный метод - презентация, видеофрагмент, работа с иллюстрациями.

Предполагаемые риски:

  • нехватка времени.

  • реакция учащихся на присутствие гостей (закрытость, зажатость, напряжённость и т.д.).

  • отсутствие предполагаемого уровня активности учащихся.

Прогнозируемые результаты:

  1. Обучающиеся получат опыт работы с текстом, групповой работы.

  2. Повысится интерес к изучению истории.

  3. Обучающиеся познакомятся с новыми понятиями.

На мой взгляд, урок способствовал:

  • формированию целостного представления о жизни древних римлян;

  • развитию познавательной активности учащихся;

  • развитию рефлексии.

Сказать, что получилось, а что нет:

4



© 2010-2022