Планирование по истории 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование к урокам истории 6 класс по учебникам:  История Средних веков, авторы: Е.В.Агибалова, Г.М.Донской;  История России: с древнейших времен до конца XVIвека.авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. В программе представлены личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «История». В календарно-тематическом планировании прописаны требования к уровню подготовки учащихся, предъявляемые в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по формированию универсальных учебных действий по каждому разделу.
Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

№ п/п

№ урока в теме

Тема урока

Виды деятельности обучающихся Формы контроля

Требования к уровню подготовки учащихся

по ФГОС (УУД) к разделу

Дата

(план)

Дата

(факт)

Введение. Живое Средневековье.

Практическое занятие с элементами лекции: исследовать место эпохи Средневековья в истории с помощью ленты времени. изучать историческую карту мира Средневековья

Знать:

- смысл понятия «Новое время»

Уметь:

- использовать хронологии этапов Нового времени в анализе событий;

- формировать понятийный аппарат;

развивать умение

- сравнивать исторические периоды на примере Средневековья и Нового времени


Тема 1.

Становление средневековой Европы (VI - XI вв.)

(5 часов)

Знать:

-хронологические рамки этапа становления Средневековой Европы;

Уметь:

- осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках разного типа;

- выделять главное в тексте;

- выстраивать ответ в соответствие с заданием, способность развернуто излагать свою точку зрения, аргументировать ее в соответствии с возрастными возможностями;

- пользоваться мультимидийными ресурсами;

- организовывать свою деятельность и соотносить ее с целью группы, коллектива;

- определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;


    Древние германцы и Римская империя.

    Цель:

    -познакомить с жизнью древних германцев;

    -усвоить понятие «великое переселение народов»;

    - продолжить умение работать с исторической картой, историческими источниками, давать полный развернутый ответ;

    Практическое занятие, устный опрос, работа с картой, учебником. Показать на карте территорию расселения германцев, кельтов и славян вдоль границ Римской империи. Рассказать об образе жизни, традициях и верованиях варваров. Сравнивать действия германцев и гуннов по отношению к Римской империи. Выявлять различия в образ жизни, отношения внутри германских племен.


        Королевство франков и христианская церковь в VI -VIII веках.

        Цель:

        -выяснить причины образования гос-ва у франков;

        - подвести к пониманию причин принятия хр-ва франками;

        Устный опрос, работа с учебником. Проследить этапы образования варварских государств на территории Западной Римской империи. Складывание королевства у франков. Влияние Западной Римской культуры на франков.


            Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.

            Цель:

            - подвести к пониманию основных направлений политики Карла Великого;

            - продолжить умение работать с исторической картой, историческими источниками, давать полный развернутый ответ;

            Устный опрос. Работа с текстом: объяснить причины появления в Европе новой империи. Работа с картой: проследить внешнюю политику Карла Великого.


                Западная Европа в IX - XI вв.

                Цель:

                - сравнит политическую власть короля и власть крупных феодалов;

                - продолжение формирования навыков работы с картой;

                Устный опрос. Работа в парах: причины ослабления королевской власти во Франции. Сравнивать королевскую власть во Франции, Германии, Англии.


                    Культура Западной Европы в раннее Средневековье.

                    Тест. Выступление учащихся с заранее подготовленными работами.


                    Тема 2. Византийская империя и славяне в VI - XI вв. (3 часа)

                    Знать:

                    - характерные черты Византии и славянских государств на данном этапе развития;

                    - определять хронологические рамки развития государств;

                    Уметь:

                    - осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках разного типа;

                    - выделять главное в тексте;

                    - выстраивать ответ в соответствие с заданием, способность развернуто излагать свою точку зрения, аргументировать ее в соответствии с возрастными возможностями;

                    - пользоваться мультимидийными ресурсами;

                    - организовывать свою деятельность и соотносить ее с целью группы, коллектива;

                    - определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;


                      Византии при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.

                      Цель:

                      - выяснить существенные признаки политического устройства Византии;

                      - учиться высказывать свое личное мнение к ист. личности.

                      Самостоятельная работа с учебником. Работа с картой: найти на карте месторасположение Византии, назвать ее соседей. Работа с текстом учебника: сравнивать управление государством в Византии и империи Карла Великого.


                          Культура Византии.

                          Цель:

                          -назвать существенные черты представления средневекового человека о мире;

                          Устный опрос. Работа в парах: доказать, что Византия - наследница мира античности и стран Востока, установить аллегорию между византийской и римской школами.


                              Образование славянских государств.

                              Цель:

                              - продолжение формирования навыков работы с картой;

                              - сравнить образ жизни германцев и славян;

                              Устный опрос. Работа в группах: составить логический рассказ о славянских племенах, образования у них государственности.


                              Тема 3. Арабы в VI - XI вв.

                              (2 часа)

                              Развивать:

                              - способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках разного типа;

                              - способность выделять главное в тексте;

                              - способность выстраивать ответ в соответствие с заданием, способность развернуто излагать свою точку зрения, аргументировать ее в соответствии с возрастными возможностями;

                              - способствовать пользоваться мультимидийными ресурсами;

                              - способствовать организовывать свою деятельность и соотносить ее с целью группы, коллектива;

                              - способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;




                                Образование ислама. Арабский халифат и его распад.

                                Цель:

                                - продолжение формирования навыков работы с картой;

                                - объяснить причины успехов военных походов;

                                - характеризовать причины и процесс возникновение ислама;

                                - сравнивать религиозные представления мусульман и христиан;

                                Самостоятельная работа с текстом учебника. Работа с картой: изучить особенности Аравии, рассказать об образе жизни, занятиях жителей Аравийского полуострова.


                                    Культура стран халифата.

                                    Цель:

                                    - подвести учащихся к пониманию роли народов стран халифата в развитии мировой культуры;

                                    - продолжить формирование умений самостоятельно делать сообщения на основе учебной и дополнительной литературы, давать оценку отдельным явления культуры;

                                    Устный опрос. Выступления учащихся.


                                    Тема 4.

                                    Феодалы и крестьяне.

                                    (2 часа)

                                    Знать:

                                    - особенности социальной структуры средневекового общества;

                                    Уметь:

                                    - осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках разного типа;

                                    - выделять главное в тексте;

                                    - выстраивать ответ в соответствие с заданием, способность развернуто излагать свою точку зрения, аргументировать ее в соответствии с возрастными возможностями;

                                    - организовывать свою деятельность и соотносить ее с целью группы, коллектива;

                                    - определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;


                                      В рыцарском замке.

                                      Цель:

                                      - познакомить учащихся с условиями жизни класса феодалов;

                                      - подвести к пониманию того, как феодалы поддерживали свое господство над зависимыми крестьянами;

                                      Работа в группах: роль замка в эпоху Средневековья, воспитание рыцаря, снаряжение рыцаря, развлечения. Работа с текстом. Группировать информацию о феодале, крестьянине и их отношениях.


                                          Средневековая деревня.

                                          Цель:

                                          - познакомить учащихся с бытом средневекового крестьянина;

                                          - продолжить формирование навыков работать с историческими источниками;


                                          Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе.

                                          (1 час)

                                          Знать:

                                          - особенности устройства средневекового города;

                                          Уметь:

                                          - осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках разного типа;

                                          - выделять главное в тексте;

                                          - выстраивать ответ в соответствие с заданием, способность развернуто

                                          -излагать свою точку зрения, аргументировать ее в соответствии с возрастными возможностями;

                                          - организовывать свою деятельность и соотносить ее с целью группы, коллектива;

                                          - определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;


                                            Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни.

                                            Цель:

                                            - подвести учащихся к пониманию причин возникновения городов в средние века;

                                            - продолжить формирование навыков работать с историческими источниками

                                            - описать занятия и образ жизни городских ремесленников и купцов;

                                            -охарактеризовать роль ремесленных цехов в развитии средневекового производства;

                                            Тест. Работа в парах: составить рассказ по иллюстрациям к параграфу, установить связь между развитием орудий труда, приспособлениями в сельском хозяйстве и экономическим ростом. объяснить почему города стремились к самоуправлению. Работа в парах: сравнивать жизнь горожанина и жителя деревни.


                                            Тема 6. Католическая церковь в XI - XIII вв. Крестовые походы. (2 часа)

                                            Знать:

                                            - роль католической церкви в период средневековья;

                                            - причины и роль Крестовых походов;

                                            Уметь:

                                            - осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках разного типа;

                                            - выделять главное в тексте;

                                            - выстраивать ответ в соответствие с заданием, способность развернуто излагать свою точку зрения, аргументировать ее в соответствии с возрастными возможностями;

                                            - пользоваться мультимидийными ресурсами;

                                            - организовывать свою деятельность и соотносить ее с целью группы, коллектива;

                                            - определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;


                                              Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

                                              Цель:

                                              - подвести учащихся к пониманию источников могущества католической церкви;

                                              - продолжить формирование умений изучать письменные источники;

                                              Самостоятельная работа по вопросам учебника. Работа в группах характеризовать положение и образ жизни трех основных сословий. Выяснить причины роста королевской власти.


                                                  Крестовые походы.

                                                  Цель:

                                                  - обеспечить усвоение учащимися причин организации и проведения Крестовых походов;

                                                  - познакомить учащихся с главными событиями первого Крестового похода;

                                                  Устный опрос. Работа с картой и текстом учебника: определить путь Крестовых походов, комментировать его основные события.


                                                  Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI - XV вв.)

                                                  (6 часов)

                                                  Знать:

                                                  - государства, образованные в Европе в данный промежуток времени;

                                                  - особенности образования государств;

                                                  Уметь:

                                                  - осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках разного типа;

                                                  - выделять главное в тексте;

                                                  - выстраивать ответ в соответствие с заданием, способность развернуто излагать свою точку зрения, аргументировать ее в соответствии с возрастными возможностями;

                                                  - пользоваться мультимидийными ресурсами;

                                                  - организовывать свою деятельность и соотносить ее с целью группы, коллектива;

                                                  - определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;


                                                    Как происходило объединение Франции.

                                                    Цель:

                                                    - подвести к пониманию причин объединения Франции;

                                                    - обеспечить усвоение понятий «централизованное государство», «Генеральные штаты»;

                                                    Самостоятельная работа с текстом учебника. Работа в группах: обсудить состояние экономики страны, социальные эффекты, причины ослабления крепостничества, укрепления власти короля.


                                                        Что англичане считают началом своих свобод.

                                                        Цель:

                                                        - подвести учащихся к пониманию причин возникновения парламента в Англии;

                                                        - показать значение Великой хартии вольностей;

                                                        Устный опрос. Лекция: рассказать об утверждении нормандской династии на английском троне. Работа с текстом параграфа: группировать материал с целью анализа методов управлять страной.


                                                            Столетняя война.

                                                            Цель:

                                                            - подвести учащихся к пониманию причин начала Столетней войны;

                                                            - познакомить учащихся с основными событиями Столетней войны;

                                                            - продолжить формирование умений соотносить событиями с веком;

                                                            Устный опрос. Работа с картой и текстом учебника: находить и показывать на карте основные места военных сражений. Рассказать о причинах войны, основных этапах.


                                                                Крестьянские восстания во Франции и в Англии.

                                                                Цель:

                                                                - подвести учащихся к пониманию причин восстаний;

                                                                - познакомить учащихся с основными событиями и действующими лицами;

                                                                - продолжить формирование умений соотносить событиями с веком;

                                                                Устный опрос. Робота в группах: установить причинно - следственные связи между затяжной войной и недовольством крестьян. Характеризовать социальные движения.


                                                                    Усиление королевской власти в конце XV в во Франции и в Англии.

                                                                    Цель:

                                                                    - подвести учащихся к пониманию значения появления централизованного государства во Франции и в Англии;

                                                                    - продолжить формирование умений анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи;

                                                                    Выступления учащихся.. Лекция: рассказать о последствиях Столетней войны для Англии и Франции.


                                                                        Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

                                                                        Цель:

                                                                        подвести учащихся к пониманию особенностей появления централизованного государства на Пиренейском полуострове;

                                                                        - продолжить формирование умений работать с исторической картой;

                                                                        Устный опрос. Работа с картой: находить на карте Пиренейский полуостров и расположенные на нем государства. Работа с текстом учебника: объяснить причины и особенности Реконкисты, характеризовать централизованные государства.


                                                                        Тема 8. Германия и Италия в XII - XV вв. (2 часа)

                                                                        Знать:

                                                                        - характерные черты государств;

                                                                        Уметь:

                                                                        - осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках разного типа;

                                                                        - выделять главное в тексте;

                                                                        - выстраивать ответ в соответствие с заданием, способность развернуто излагать свою точку зрения, аргументировать ее в соответствии с возрастными возможностями;

                                                                        - пользоваться мультимидийными ресурсами;


                                                                          Усиление власти князей в Германии.

                                                                          Цель:

                                                                          - подвести учащихся к пониманию причин сохранения политической раздробленности в Германии;

                                                                          - продолжить формирования умений анализировать исторические факты раскрывая причинно - следственные связи, работать с исторической картой и текстом учебника;

                                                                          Самостоятельная работа с вопросами из учебника. Работа с картой: находить на карте и комментировать месторасположение страны и отдельных ее частей. Работа с учебником: объяснить особенности процесса образования самостоятельных централизованных государств.


                                                                              Расцвет итальянских городов.

                                                                              Цель:

                                                                              - подвести учащихся к пониманию причин сохранения политической раздробленности в Италии;

                                                                              - продолжить формирования умений анализировать исторические факты раскрывая причинно - следственные связи, работать с исторической картой и текстом учебника;

                                                                              Самостоятельная работа с текстом учебника. Работа с картой: находить на карте и комментировать месторасположение страны и отдельных ее частей. Работа с учебником: объяснить особенности процесса образования самостоятельных централизованных государств.


                                                                              Тема 9. Славянские государства и Византия в XIV - XV вв. (2 часа)

                                                                              Знать:

                                                                              - особенности образования и развития славянских государств;

                                                                              Уметь:

                                                                              - осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках разного типа;

                                                                              - выделять главное в тексте;

                                                                              - выстраивать ответ в соответствие с заданием, способность развернуто излагать свою точку зрения, аргументировать ее в соответствии с возрастными возможностями;

                                                                              - организовывать свою деятельность и соотносить ее с целью группы, коллектива;

                                                                              - определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;


                                                                                Гуситское движение в Чехии.

                                                                                Цель:

                                                                                - продолжение формирования навыков работы с картой;

                                                                                - выявить причины и сущность гуситских войн;

                                                                                Устный опрос. Работа с текстом учебника: характеризовать Чехию в XIV. Выяснить отношении общества к католической церкви, выделить главную информацию о Я. Гусе, назвать итоги и последствия гуситского движения.


                                                                                    Завоевание турками - османами Балканского полуострова.

                                                                                    Цель:

                                                                                    - подвести учащихся к пониманию причин быстрого захвата турками - османами Балканского полуострова;

                                                                                    - продолжение формирования навыков работы с картой;

                                                                                    Устный опрос. Работа с картой: находить и показывать на карте Балканский полуостров, Болгарское царство, Сербию, государство османов. Работа с учебником: объяснить почему болгары не смогли сохранить независимость, причины усиления османов.


                                                                                    Тема 10. Культура Западной Европы в XI - XV вв. (1 час)

                                                                                    Знать:

                                                                                    - особенности развития культуры на территории Западной Европы, характерные черты;

                                                                                    Уметь:

                                                                                    - осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках разного типа;

                                                                                    - выделять главное в тексте;

                                                                                    - выстраивать ответ в соответствие с заданием, способность развернуто излагать свою точку зрения, аргументировать ее в соответствии с возрастными возможностями;

                                                                                    - пользоваться мультимидийными ресурсами;

                                                                                    - организовывать свою деятельность и соотносить ее с целью группы, коллектива;


                                                                                      Образование и философия, средневековая литература и искусство.

                                                                                      Цель:

                                                                                      - продолжить формирование умений работать с историческими источниками;

                                                                                      - давать оценку отдельным явлениям культуры;

                                                                                      Выступления учащихся.


                                                                                      Тема 11. Народы Азии, Америки, Африки в Средние века. (2 часа)

                                                                                      Знать:

                                                                                      - особенности образования и развития данных народов;

                                                                                      Уметь:

                                                                                      - осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках разного типа;

                                                                                      - выделять главное в тексте;

                                                                                      - выстраивать ответ в соответствие с заданием, способность развернуто излагать свою точку зрения, аргументировать ее в соответствии с возрастными возможностями;

                                                                                      - организовывать свою деятельность и соотносить ее с целью группы, коллектива;

                                                                                      - определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;


                                                                                        Средневековый Китай и Индия. Государства и культура.

                                                                                        Цель:

                                                                                        - продолжить формирование умений работать с историческими источниками;

                                                                                        - давать оценку отдельным явлениям культуры;

                                                                                        Работа в группах: сравнивать достижения стран, особенности социальной структуры, экономики, мировоззрения.


                                                                                            Государства и народы доколумбовой Америки.Африка


                                                                                            Итоговое повторение


                                                                                              Наследие Средних веков в истории человечества.

                                                                                              Цель:

                                                                                              обобщение и систематизация изученного материала

                                                                                              Выступление групп учащихся с презентациями


                                                                                              Введение (1 час)


                                                                                                Введение. Предмет отечественной истории.

                                                                                                Цель:

                                                                                                -сформировать представление об истории как науке;

                                                                                                - ознакомить с хронологическими рамками истории России в 6 кл.;

                                                                                                Урок-лекция, с элементами практической работы.


                                                                                                Тема 1. Русь Древняя ( VIII - первой половине XII в.) (10 часов)

                                                                                                Знать:

                                                                                                - целостное представление об историческом пути Руси, соседних народов и государств;

                                                                                                Уметь:

                                                                                                - применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений;

                                                                                                - изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

                                                                                                - применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России;


                                                                                                  Восточные славяне.

                                                                                                  Цель:

                                                                                                  -дать представление о предках славян;

                                                                                                  Показать районы расселения восточных славян;

                                                                                                  Устный опрос. Практическая работа: на основе исторической карты характеризовать территорию расселения восточных славян, природные условия, занятия.


                                                                                                      Соседи восточных славян

                                                                                                      Цель:

                                                                                                      - ознакомить с соседями восточных славян, показать их взаимоотношения;

                                                                                                      Показать на карте расселение древнего человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья.

                                                                                                      Описывать условия жизни, занятия, племен

                                                                                                      Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий.


                                                                                                          Формирование Древнерусского государства

                                                                                                          Устный опрос. Работа в группах: раскрыть причины и назвать время образования Древнерусского государства


                                                                                                              Первые киевские князья.

                                                                                                              Цель:

                                                                                                              - ознакомить учащихсяся с основными направлениями внутренней и внешней политики первых русских князей;

                                                                                                              Дать представление об организации власти князя;

                                                                                                              Тест. Практическая работа с учебником: систематизировать материал параграфа (составить хронологическую таблицу о деятельности первых князей).


                                                                                                                  Владимир Святославович. Принятие христианства.

                                                                                                                  Цель:

                                                                                                                  - ознакомить уч-ся с основными направлениями внутренней и внешней политики князя Владимира;

                                                                                                                  -дать представление о христианстве;

                                                                                                                  - показать особенности христианства по сравнению с язычеством;

                                                                                                                  Устный опрос. Работа в группах: характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Святославича. Дать оценку значения принятия христианства.


                                                                                                                      Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

                                                                                                                      Цель:

                                                                                                                      - охарактеризовать значение деятельности Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси;

                                                                                                                      - раскрыть законодательную деятельность Ярослава Мудрого;

                                                                                                                      - показать историческую сущность «Русской Правды»;

                                                                                                                      Устный опрос. Урок - лекция с элементами самостоятельной работы с учебником (рассказать о положении отдельных групп населения) и дополнительным материалом (характеризовать политический строй Древней Руси)


                                                                                                                          Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Цель:

                                                                                                                          - охарактеризовать значение деятельности Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси;

                                                                                                                          - раскрыть законодательную деятельность Ярослава Мудрого;

                                                                                                                          - показать историческую сущность «Русской Правды»;

                                                                                                                          Устный опрос. Урок - лекция с элементами самостоятельной работы с учебником (рассказать о положении отдельных групп населения) и дополнительным материалом (характеризовать политический строй Древней Руси)


                                                                                                                              Культура Древней Руси.

                                                                                                                              Цель:

                                                                                                                              - ознакомить уч-ся с культурой Древней Руси;

                                                                                                                              Тест. Выступления учащихся.


                                                                                                                                  Быт и нравы Древней Руси.

                                                                                                                                  Цель:

                                                                                                                                  - ознакомить уч-ся с культурой Древней Руси;

                                                                                                                                  Тест. Работа в парах охарактеризовать быт различных социальных групп.


                                                                                                                                      Контрольная работа по теме: Русь Древняя.

                                                                                                                                      Цель:

                                                                                                                                      - обобщение и повторение пройденного материала;

                                                                                                                                      - контроль уровня знаний учащихся;

                                                                                                                                      Тест, творческое задание.


                                                                                                                                      Тема 2. Политическая раздробленность на Руси. (9 часов)

                                                                                                                                      Знать:

                                                                                                                                      - причины, особенности и последствия политической раздробленности;

                                                                                                                                      - хронологические рамки;

                                                                                                                                      Уметь:

                                                                                                                                      - применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений;

                                                                                                                                      - изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

                                                                                                                                      - применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России;


                                                                                                                                        Начало раздробления Древнерусского государства.

                                                                                                                                        Цель:

                                                                                                                                        - объяснить закономерность феодальной раздробленности;

                                                                                                                                        -раскрыть причины обособления княжеств и последствия данного процесса;

                                                                                                                                        Урок - лекция.


                                                                                                                                            Главные политические центры Руси. Владимиро-Суздальское княжество.

                                                                                                                                            Устный опрос. Работа с учебником, картой.


                                                                                                                                                Главные политические центры Руси. Новгородская земля и Галицкой - Волынское княжество.

                                                                                                                                                Цель:

                                                                                                                                                - показать особенности развития крупных русских княжеств;

                                                                                                                                                - ознакомить уч-ся с борьбой за власть между князьями и местным боярством;

                                                                                                                                                Устный опрос. Работа с учебником, картой (систематизировать отличия и сходные черты: географическое положение, социально -политическое развитие)


                                                                                                                                                    Нашествие с Востока.

                                                                                                                                                    - рассказать о завоевании Руси монголами, причинах и последствиях монголо-татарского ига;

                                                                                                                                                    - показать героизм и мужество русских людей в борьбе с татаро-монголами;

                                                                                                                                                    Тест. Работа в парах: изучить материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведения древнерусской литературы)


                                                                                                                                                        Борьба Руси с западными Завоевателями.

                                                                                                                                                        Цель:

                                                                                                                                                        - ознакомить уч-ся с борьбой Северо-Западной Руси против экспансии крестоносцев и шведов;

                                                                                                                                                        - дать представление о полководческом искусстве Александра Ярославича;

                                                                                                                                                        Устный опрос. Самостоятельная работа с учебником: на основе материала выяснить причины, особенности, результаты Невской битвы, Ледового побоища, дать оценку личности Александра Невского.


                                                                                                                                                            Руси и Золотая Орда.

                                                                                                                                                            Цель:

                                                                                                                                                            - ознакомить уч-ся с организацией монголо-татарской власти на Руси;

                                                                                                                                                            - объяснить сущность ига и его последствия;

                                                                                                                                                            Устный опрос. Урок лекция: объяснить, в чем выражалась зависимость Руси от Золотой Орды.


                                                                                                                                                                Русь и Литва

                                                                                                                                                                Цель:

                                                                                                                                                                - дать представление о Литовско-Русском государстве;

                                                                                                                                                                Тест. Работа с учебником: характеризовать политику литовских князей, причины быстрого территориального роста Литвы за счет русских земель


                                                                                                                                                                    Культура русских земель в XII - XIII вв.

                                                                                                                                                                    Цель:

                                                                                                                                                                    - ознакомить уч-ся с особенностями русской культуры XII-XIII вв;

                                                                                                                                                                    Тест. Презентации учащихся.


                                                                                                                                                                        Контрольная работа по теме «Политическая раздробленность на Руси»

                                                                                                                                                                        Цель:

                                                                                                                                                                        - обобщение и повторение пройденного материала;

                                                                                                                                                                        - контроль уровня знаний учащихся

                                                                                                                                                                        Тест.


                                                                                                                                                                        Тема 3. Московская Русь в XIV - XVI вв. (15 часов)

                                                                                                                                                                        Знать:

                                                                                                                                                                        - особенности развития Московской Руси;

                                                                                                                                                                        Уметь:

                                                                                                                                                                        - применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений;

                                                                                                                                                                        - изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

                                                                                                                                                                        - применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России;


                                                                                                                                                                          Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.

                                                                                                                                                                          Цель:

                                                                                                                                                                          - сформировать представление о политической ситуации на Руси;

                                                                                                                                                                          - охарактеризовать причины возвышения Москвы;

                                                                                                                                                                          Подвести уч-ся к пониманию закономерности образования Российского централизованного государства;

                                                                                                                                                                          Работа с картой: показать на карте территорию С-В Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества. Работа с учебником: раскрыть причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы. Дать оценку деятельности Ивана Калиты.


                                                                                                                                                                              Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

                                                                                                                                                                              Цель:

                                                                                                                                                                              - показать прогрессивную роль московских князей в деле объединения Руси и борьбе против завоевателей;

                                                                                                                                                                              - рассказать о политической ситуации в Золотой Орде;

                                                                                                                                                                              - способствовать воспитанию патриотизма;

                                                                                                                                                                              Устный опрос. Работа в парах с документами: изучить Куликовскую битву(силы сторон, ход, итоги, значение)


                                                                                                                                                                                  Московское княжество и его соседи в конце XIV- середине XV в.

                                                                                                                                                                                  Цель:

                                                                                                                                                                                  - показать социально-экономические и политические предпосылки образования единого государства;

                                                                                                                                                                                  - показать причины и характер феодальной войны, ее значение для складывания единого Русского государства

                                                                                                                                                                                  Тест. Работа с картой: показать на карте территории Московской Руси. Работа с текстом учебника: охарактеризовать политику Василия I, причины и последствия феодальной войны.


                                                                                                                                                                                      Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.

                                                                                                                                                                                      Цель:

                                                                                                                                                                                      - ознакомить уч-ся с основными направлениями внешней политики Ивана III;

                                                                                                                                                                                      -показать процесс формирования единого государства с центром в Москве;

                                                                                                                                                                                      Устный опрос. Работа с учебником: охарактеризовать личность Ивана III, установить хронологические рамки становления единого Русского государства, объяснить причины создания единого Русского государства.


                                                                                                                                                                                          Московское государство в конце XV- начале XVI в.

                                                                                                                                                                                          Письменный опрос. Работа в парах: выявить на основе текста учебника изменения в политическом строй Руси, системе управления страной.


                                                                                                                                                                                              Церковь и государство конце в XV- начале XVI в

                                                                                                                                                                                              Цель:

                                                                                                                                                                                              - дать представление о взаимоотношениях церкви и государства;

                                                                                                                                                                                              - выявить причины появления теории «Москва- Третий Рим

                                                                                                                                                                                              Устный опрос. Лекция6 раскрыть роль православной церкви в российской государственности, взаимоотношения церкви и великокняжеской власти.


                                                                                                                                                                                                  Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады.

                                                                                                                                                                                                  Цель:

                                                                                                                                                                                                  - показать взаимосвязь политической и экономической мощи государства;

                                                                                                                                                                                                  - рассказать о первых реформах Ивана IV;

                                                                                                                                                                                                  Самостоятельная работа. Лекция: детство Ивана IV. Социально - экономическое и политическое развитие Русского государства.


                                                                                                                                                                                                      Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады.

                                                                                                                                                                                                      Устный опрос. Работа с учебником: таблица «Реформы Избранной рады и их значение».


                                                                                                                                                                                                          Внешняя политика Ивана IV.

                                                                                                                                                                                                          Цель:

                                                                                                                                                                                                          - охарактеризовать основные направления внешней политики Ивана Грозного;

                                                                                                                                                                                                          Устный опрос. Работа с картой рост московского государства. Работа с текстом: причины присоединения ханств, значение.


                                                                                                                                                                                                              Внешняя политика Ивана IV.

                                                                                                                                                                                                              Цель:

                                                                                                                                                                                                              - охарактеризовать основные направления внешней политики Ивана Грозного;

                                                                                                                                                                                                              Письменный опрос. Работа с текстом: причины Ливонской войны, участники. Работа с картой: ход Ливонской войны.


                                                                                                                                                                                                                  Опричнина. Окончание царствования Ивана Грозного.

                                                                                                                                                                                                                  Цель:

                                                                                                                                                                                                                  - дать представление о сущности опричнины;

                                                                                                                                                                                                                  Тест. Лекция: объяснить причины, сущность и последствия опричнины.


                                                                                                                                                                                                                      Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XV вв.

                                                                                                                                                                                                                      Устный опрос. Работа с дополнительными источниками. Выступления учащихся по заранее выбранным темам.


                                                                                                                                                                                                                          Архитектура и живопись в XIV - XV вв.

                                                                                                                                                                                                                          Цель:

                                                                                                                                                                                                                          - ознакомить уч-ся с особенностями русской культуры XIV-XVI вв.

                                                                                                                                                                                                                          Устный опрос. Работа с дополнительными источниками. Выступления учащихся по заранее выбранным темам.


                                                                                                                                                                                                                              Быт и нравы XIV - XV вв.

                                                                                                                                                                                                                              Цель:

                                                                                                                                                                                                                              - ознакомить уч-ся с особенностями русской культуры XIV-XVI вв.

                                                                                                                                                                                                                              Устный опрос. Работа с дополнительными источниками. Выступления учащихся по заранее выбранным темам.


                                                                                                                                                                                                                                  Контрольная работа по теме «Русь Московская»

                                                                                                                                                                                                                                  Цель:

                                                                                                                                                                                                                                  - обобщение и повторение пройденного материала;

                                                                                                                                                                                                                                  - контроль уровня знаний учащихся;

                                                                                                                                                                                                                                  Письменная работа с элементами тестовых заданий.


                                                                                                                                                                                                                                  Итоговое обобщение и повторение (5 часов)


                                                                                                                                                                                                                                    Итоговое повторение по теме «История России с древнейших времен до конца XVI века»

                                                                                                                                                                                                                                    Цель:

                                                                                                                                                                                                                                    - обобщение и повторение пройденного материала;

                                                                                                                                                                                                                                    - контроль уровня знаний учащихся;

                                                                                                                                                                                                                                    Тест. Презентация проектов учащихся.






                                                                                                                                                                                                                                                    © 2010-2022