• Преподавателю
  • История
  • Конспект урока истории в 6 классе по теме Влияние исторических событий на образование Топонимов в русском языке

Конспект урока истории в 6 классе по теме Влияние исторических событий на образование Топонимов в русском языке

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Влияние исторических событий

на образование Топонимов в русском языке.

Данный урок проводится в 6 классе.

Тип урока: бинарный, интегрированный. Урок проводят учителя русского языка и истории, совмещаются два предмета. Урок-путешествие.

Оборудование: оформление школьной доски, использование наглядностей по классу (карточки названия островов),раздаточный материал(тесты по русскому языку и истории).Использовалось ИКТ, презентация.

Цель. Закрепление тем:

  1. «Крещение Руси» - история.

  2. «Правописание суффиксов - К - и - СК -в Именах прилагательных» -русский язык.

Задачи.

1) Повторить правописание суффиксов прилагательных -К- и -СК-.

2) Показать, как влияют исторические события на образование слов в русском языке.

3) Открыть новый город.


Ход урока

  1. Приветствие. Организация класса. (Готовность класса)

Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный урок, а урок-путешествие. И мы сегодня с вами посетим разные острова, на которых будем вспоминать правописание суффиксов Имен прилагательных и основные значимые события в Крещении Руси.

2)Первый остров, на который мы прибываем -это остров «Топоним» (предмет-русский язык)

Слайд 3 -определение читают ученики.

Сообщение учителя:

ТОПО́НИМ

Имя собственное - название какого-либо географического объекта (города, реки, озера, горы, урочища и т. п.).


Исторически сложилось так, что за названиями городов закрепилась форма краткого прилагательного. Названия городов обычно оканчиваются на -ск, а названия других топонимов имеют форму полных прилагательных. Наблюдается следующая закономерность: с укрупнением населенного пункта и преобразованием его в город происходит смена окончаний названия.

Так, села раньше часто получали свое название по церкви, построенной в них: Благовещенское, Сретенское, Троицкое. Затем села перерастали в города: Благовещенск (Амурская обл.),Борисоглебск (Воронежская обл.), Козьмодемьянск (Республика Марий Эл), Петропавловск(Казахстан), Сретенск (Читинская обл.), Троицк (Московская обл.), при этом менялось только окончание названия. Из приведенных примеров видно, что окончание названия зависит от статуса населенного пункта (село Никольское, но город Никольск). Например, село Павловское преобразовано в город Павловск (Ленинградская обл.) в 1796 г., поселок Дедовский - городДедовск (Московская обл.) в 1940 г., рабочий поселок Константиновский - город Константиновск(Ростовская обл.) в 1941 г., куренное селение Кореновское - город Кореновск (Краснодарский край) в 1961 г., станица Тимашевская - город Тимашевск (Краснодарский край) в 1966 г. и т.д.

Среди современных наименований негородских населенных пунктов иногда встречаются названия на -ск. Наличие суффикса -ск- в этих названиях объясняется тем, что в прошлом они имели статус города, на что теперь указывает только их название: Буинск (поселок городского типа в Ибресинском районе, в Чувашии; с этим же названием есть город в Татарстане), Васильсурск (пгт в Воротынском районе Нижегородской обл.),

Как правило, окончания названий, представляющих собой полное прилагательное, соответствуют грамматическому роду географического объекта: названия города, поселка, хутора имеют окончание мужского рода (-ский), села - окончание среднего рода (-ское), деревни, станицы, слободы - окончание женского рода (-ская). Но это правило действует не всегда. Иногда в случае изменения статуса населенного пункта его название остается без изменения. Города Донской(Тульская обл.), Белоярский (Ханты-Мансийский АО),

В прошлом с помощью суффикса -ск- на основе физико-географических наименований создавались названия первых русских городов. Среди них наиболее многочисленна группа топонимов, образованных от названий рек: р. Кур - Курьскъ (современный Курск), р. Меня (Менька) - Менескъ (современный Минск), р. Полота - Полотьскъ (современный Полоцк),

Таким образом, хотя образование прилагательных, связанных с названиями на -ск, и оцениваются в современном словообразовании с разных точек зрения (видят в прилагательных то наложение, то усечение), но согласится с этими положениями нельзя, так как при таком анализе не учитывается история возникновения и развития названий.

Задание: ребята, запишите определение топонима в свою тетрадь,запомните.

3)Отправляемся на следующий остров «Документово».

Слайд 4, предмет-история.

Задание:

А) Изучите документ.

Б) Определите о каком князе идет речь в документе.

В) Найдите слова на изученную орфограмму и подчеркните .

4) Отправляемся на следующий остров «Мыс Загадочный».

Слайд 5 -предметы русский язык и история.

Задание:

А)Вспомните правописание «Ь» в прилагательных.

Б)Отгадайте загадки по истории.



Был грозным князь сей для врагов

От Киева до Цареграда,

Но плохо слушал он волхвов,

И смерть была ему наградой. (Олег)


Не смог он греков победить,

«По людям» стал потом ходить.

Но много дани захотел -

Печален был его удел. (Игорь)


За Мала замуж не пошла,

Его послов живьем сожгла,

Во всем порядок навела,

Потом крещенье приняла. (Ольга)


Хазар разбил, болгар разбил.

Да, жить он дома не любил.

Как воин, голову свою

В неравном он сложил бою. (Святослав)


В)Найдите слова на изученную орфограмму.


5) Отправляемся на следующий остров «Упражнялкино»

Слайд 6 - предмет русский язык.

Задание:

А) Выполните тест «Правописание прилагательных с суффиксом -К- и -СК-» по вариантам.


6) А теперь отдохнем и выполним «Физкультминутку».

Слайд 7-выполняют все ребята.

Кто согласен (Да) -встали.

Кто не согласен (Нет)-сели.

Вопросы:

1.Перун -это бог грома и молнии?

2.Язычество-это религия с одним богом?

3.Христианство появилось на Руси в 988 году?

4.Имя прилагательное обозначает действие предмета?

5.Суффиксы служат для образования новых слов?


7) Мы продолжаем наше путешествие и перед нами гора «Рассказово»

Слайд 8 предмет-история.

Задание:

А) Сообщение- «Крещение Руси» (Заранее подготовленный ученик)

Б) Почему жестокий, нравственно распущенный человек, убивший своего брата, назван святым?

В) Сообщение - «Князь Владимир» (Заранее подготовленный ученик)

Обобщение знаний.

Закрепим итоги правления князя Владимира

Слайд 9 -итоги правления князя Владимира

Для того чтобы нам закрепить и обобщить все наши знания по этой теме, давайте заполним следующую таблицу в тетради.

Слайд 10-таблица.



8) Ребята, после такой плодотворной работы, нам предстоит открыть свой новый город.

Слайд 11-12 город «Ребячевск»















© 2010-2022