Методическая разработка к Недели истории

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«История» один их тех предметов в школьной программе, который по своей специфике не может иметь практических и лабораторных. Но как важно ощутить дух той или иной эпохи, как важно попытаться представить и оживить того или иного исторического деятеля, как познавательно и полезно почувствовать свою причастность к тем или иным историческим событиям.

Наши недели истории служат именно этим целям. Допускаю, что кому-то такое отношение к истории может показаться панибратским, лишенным должной строгости и пиетета. Но иначе не возможен процесс творчества. А основными постулатами творческого процесса, с нашей точки зрения, являются желание рисковать и раскрепощенность. Надеемся, что чувство меры и уважения к нашему прошлому, служат надежным контролем в наших творческих исканиях.

Темы прошлых недель истории можно проследить по их названиям: "Рыцарский турнир", "Российскому флоту 310 лет", "История +ТВ", "Караван истории". В любом случае все начинается с того, что все ученики гимназии делятся на 3 (иногда 4) соревнующиеся команды. Задача учителя истории и организатора «Недели» не ошибиться в выборе лидеров. Нужно угадать и назначить фигуру харизматическую. Этот ученик может быть вовсе не отличником по истории, главное, чтоб за ним шли ребята. С моей точки зрения, очень важно дать возможность ребятам проявить свои лидерские качества. Магистром ордена, командующим флотом или директором туристической фирмы я, обычно, назначаю выпускников, одиннадцатиклассников. Заместителями - ученика из десятых классов. Нехватку знаний или авторитета у одного, должен компенсировать другой.

Дальнейший процесс формирования команд идет абсолютно стихийно. Тут вступают в действие дружеские, родственные связи, симпатии или наоборот антипатии. Интересно бывает, когда лидеры угаданы правильно и команды собираются равносильные. Бывало, что во главе команды ставился, с моей точки зрения, довольно авторитетный человек, а ребята в команду записывались не охотно. В этом случае приходилось в процессе подготовки уделять этой команде больше внимания, а для себя делать определенные выводы. Одним из основных принципов «Недель истории» является добровольность. Никогда никого не заставлять ни участвовать непосредственно, ни приходить на выступления в качестве зрителей - это основное правило, которое, как показала практика, обеспечивает полные аншлаги на мероприятиях «Недели». На процесс подготовки уходит неделя, в начале которой я объясняю правила игры, с ребятами вместе мы их корректируем, и объявляю лидеров. Запись в команды и подготовка идут параллельно.

Поскольку зимой и весной прошлого года основной темой, занимавшей умы наших соотечественников, были президентские выборы, наша неделя истории тоже была посвящена этой теме. Она называлась "Выборы 2000". Идея заключалась в том, чтобы выдвинуть на пост лидера современной России (термин "президент" мы старались избегать) деятелей из богатейшей Российской истории. Кого - это ребята решали сами. Мысли у лидеров и членов их команд возникали разные: М.М.Сперанский, А.В.Суворов, П.А.Столыпин и др., но в итоге остановились на Петре I, Екатерине II, Александре III.

Итак, три сформировавшиеся команды мы стали условно называть "петровцы", "екатерининцы", "александровцы". Команду, выдвигающую кандидатуру Петра I, или, как сегодня модно говорить, имиджмейкерскую контору, возглавил ученик 11 класса Токарев Анатолий, его заместителем стала ученица 10 класса Елена Осина. Предвыборный штаб Екатерины II возглавила Коваленко Анна - 11 класс, ее помощник Ольга Ноздрина - 10 класс, лидер "алекеандровцев" - Денис Афонькин 11 класс, заместитель Римма Коняшкина - 10 класс.

Состязание проходило в течении пяти дней. В первый - команды должны были представить свои агитационные плакаты (эти рисунки-панно должны будут стать фоном, основной декорацией для всего остального действа, которое проходит в рекреации, на втором этаже, у кабинета истории). Предвыборный плакат - это обязательное условие, но, по опыту прошлых лет, оценке он не подвергался.

Второй день - это день агитации. Команды готовили предвыборные листовки и распространяли их по всей школе. Кому-то был доступен ксерокс, кто-то писал листовки от руки. Одним из условий было уважительное отношение к агитационным материалам противников. (Команда "петровцев" еще до начала основных соревнований была оштрафована на 1 балл, за то, что ее члены срывали и выбрасывали листовки противников).

Третий день - это день представления претендентов, результатом которого должна была стать их регистрация в качестве кандидатов на пост главы Российского государства. Все команды решили сделать представление своих претендентов в виде телевизионных передач. По жеребьевке первыми в этот день должны были начинать "петровцы". По их идее в передачу "Герой дня" был приглашен Петр Алексеевич Романов. (Звучит музыкальная заставка телепередачи "Герой дня").

Ведущая (Осина Елена): «Здравствуйте, Петр Алексеевич! Сегодня Вы

настоящий герой дня. Ведь, как нам стало известно, Вашу кандидатуру выдвигают на пост главы государства".

Петр I:(Дворжак Дмитрий): «Да, приятно, что через столько лет тебя помнят потомки"

Ведущая: "Дело в том, что решительность, воля, настойчивость, с которой Вы проводили свои реформы, необходимы нынешней России. Петр Алексеевич, но для начала расскажите нашим телезрителям немного о себе".

Петр I: "Родился я в Москве 30 мая 1672 года в семье русского царя

Алексея Михайловича Романова и супруги его Натальи Кирилловны урожденной Нарышкиной. У меня два сводных брата Федор и Иван и сводная сестра Софья. Это дети моего отца от первого брака с Марией Ильиничной Милославской и родная сестра Наталья".

Ведущая: «Современники рассказывали, что Вы в детстве доставляли много хлопот своей матушке и многочисленным нянькам и воспитателям".

Петр I:"Да, я был довольно живым ребенком. А мои игры и забавы

действительно заставляли нянек понервничать. Им не позавидуешь, доглядывать за "царской дитятей" действительно дело хлопотное".

Ведущая: "А кто были Ваши друзья? Говорят, хоть Вы и были "царской

дитятей", но дружбу водили не только с детьми своего сословия и окружения?"

Петр I: "Правда. Моим самым близким другом был Александр Данилович Меньшиков. В те годы его звали просто Алексашка, он был сыном конюха. Друзьями юности можно назвать Франца Лефорта, Федора Апраксина, Федора Ромодановского.1 Для меня не важно сословное происхождение. Я ценю в людях ум, энергию, преданность".

Ведущая: «Историки утверждают, что Вы позволяли друзьям обращаться к Вам, не упоминая царского титула?"

Петр I:"Конечно. А зачем? В нашей "компании" сложились особые отношения. Да и мне, честно говоря, больше нравится, когда ко мне обращаются не в соответствии с титулом, а в соответствии с моим военным чином".

Ведущая: "А чем Вы увлекались в юности?"

Петр I: "Натура моя бурная и непоседливая. А поглощали мою неуемную энергию, пожалуй, три основных увлечения. Во-первых - ремесло. Уважаю людей мастеровых и умелых. И сам хотел таковым быть. Могу похвастаться, что владею, по крайней мере, 12-ю специальности плотник, каменщик, кузнец, штукатур. Но особливо увлекает меня токарное дело. Тут я могу посоперничать с лучшими мастерами Западной Европы. Другая моя страсть - военное дело. Слыхали вы про мои гвардейские полки Преображенский и Семеновский."

Ведущая: «Еще бы! Ведь эти полки опора и гордость русской армии!"

Петр I: "А история-то начиналась с игр, с потехи. Так эти полки и называли раньше "потешными". Ну, и конечно, морское дело. Это, пожалуй, самая великая моя страсть".

Ведущая: "А вот непонятно, Петр Алексеевич, откуда у Вас эта страсть?

Ведь Вы выросли, не видев не только моря, но и даже большого озера?"

Петр 1 :(Улыбается) "Не знаю, уважаемая. Наверное, это провидение Господне. Видно, свыше дан был России царь, который должен был сделать ее великой морской державой".

Ведущая: "Пожалуй, самое время поговорить о Ваших великих делах.

Расскажите о Ваших реформах, об изменениях, которые произошли в Ваше царствование, с чего все началось? У нас в стране сегодня тоже идут реформы, но скажем прямо, получается у наших современников куда хуже, чем у Вас."

Петр I: "С чего начиналось, говорите? Да, пожалуй, с того, что хотелось

мне видеть нашу Россию-матушку сильной, мощной державой. Бывая за границей, я видел другие страны, и обидно становилось за нашу державу, такую отсталую, забитую по сравнению с Западом.

Ведущая: "А некоторые говорят, что не отсталость это вовсе, а самобытность наша..."

Петр I:"Не перечь!!! Чушь, а не самобытность! Не видали мира, не едали ничего слаще моркови, вот и вся тебе самобытность. Вот и решил я навести порядок у нас по европейскому образцу. Раз люди живут лучше нашего, значит не глупее нас. Посмотрел я регламенты центральных учреждений Дании, Швеции и других государств, и решил создать коллегии вместо приказов, Сенат, так и написал в Указе "Определили быть для отлучек наших Правительствующий Сенат для управления"2. Дворян молодых обязал учиться. Чтоб чинов добивались не родовитостью, а умом своим - создал специальную Табель о рангах. Но задыхалась Россия без торговли бурной. По Студеному морю бывали к нам купцы заморские, да ведь скупят у нас товар за бесценок, а у себя в Европе продадут втридорога! Не обидно ли?!"

Ведущая: "Так ведь у нас, кроме как по Белому морю, других-то морских границ с Европой не было".

Петр I: "О чем и речь! А кто ж выход-то за просто так даст? Никто не даст! Ни швед, ни турок! А тут незадача: флота-то у нас нет. Как без флота море воевать? Вот и указал я на реке Свирь устроить корабельную верфь (Лодейное Поле)3, на которой спешно строились суда для будущего Балтийского флота. Заложили и выстроили 43 корабля".

Ведущая: "Но ведь в России тогда не умели строить морские суда, тем более военные".

Петр I: "Не умели, да научились! Не зря я молодых дворян за границу на ученье отправлял4, Правда, многие туда без пользы съездили, за что

от меня потом хорошую выволочку получили, но много и толковых морских инженеров в России появилось. Да и сам я это ремесло в Англии да Голландии освоил. А первый корабль был построен по моим чертежам и спущен на воду Плещеева Озера еще аж 1 мая 1692года. С тех пор не один корабль мной лично был просчитан и построен".

Ведущая: "Результаты Вашей деятельности, конечно, ошеломляют!

Ведь, находясь в состоянии войны, Россия сумела создать мощнейшую армию, сильнейший в Северной Европе флот..." Петр 1: "Наша победа при Гренгаме "при очах господ англичан" показала,

кто теперь на Балтике хозяин: мы или шведы?"

Ведущая: "А преобразования в отсталой Российской экономике? Ведь

мануфактуры при Вас росли как грибы!"

Петр I: "Да, нелегко это было. И заставлять приходилось, и дубиной кое-кс по спинам охаживать, и воров своих же, чего греха таить, наказыва

Ведущая: «Петр Алексеевич, так в чем секрет? Почему Вам, а Вы были в куд как более тяжелых и экономических, и политических условиях, нежели нынешние реформаторы, удалось так далеко двинуть Роса вперед? Научите потомков, посоветуйте".

Петр I: "Вижу я, реформы в нынешней России идут, да толку мало. А потом как воли у правителей нет. Воли политической, как вы говорите. Уговорами с Россией не сладить. Ей нужна крепкая рука! В моё-то время эка на меня бояре-бородачи обижались?! Зато как Россия шагнула, все флаги были в гости к нам!"

Ведущая: "Спасибо Вам, Петр Алексеевич, за беседу. После нашей встречи, я думаю, не останется тех, кто сомневается за кого голосовать. Бесспорно, лучший лидер для сегодняшней России - это Петр Алексеевич Романов. Ну, а если сомневающиеся остались, позвольте убедить вас словами Михаила Петровича Погодина, русского историка, живущего в начале 19 века: «Нынешняя Россия, то есть Россия европейская, дипломатическая, политическая, военная, Россия коммерческая, мануфактурная, Россия школьная и литературная, - есть произведение Петра Великого... Смотришь и не веришь, считаешь и не досчитаешься. Мы не можем открыть своих глаз, не можем сдвинуться с места,... чтобы он везде не встретился с нами: дома, на улице, в церкви, в училище, в суде, в полку, на гулянье - все он, все он, всякий день, всякую минуту, на всяком шагу! Мы просыпаемся. Какой ныне день? 1 января 1841 года - Петр Великий велел считать месяцы от января. Пора одевать наше платье сшито по фасону, данному Петром Первым, мундир по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завел он; шерсть настрижена с овец, которых развел он. Попадается на глаза книга-Петр Великий ввел в употребление этот шрифт и сам вырезал буквы Вы начинаете читать ее - этот язык при Петре Первом стал письменным, литературным, вытеснив прежний, церковный. Приносят газеты - Петр Великий их начинал. ... за обедом от соленых сельдей и картофеля, который он указал сеять, до виноградного вина, им разведенного, все блюда будут говорить вам о Петре Великом. После обеда вы идете в гости - это ассамблея Петра Великого. Встречаете там дам - допущенных к мужской компании по требованию Петра Великого. Пойдем в университет -первое светское училище утверждено Петром Великим. ... Вы вздумали путешествовать - по примеру Петра Великого; вы будете приняты хорошо - Петр Великий поместил Россию в число европейских государств и начал внушать к ней уважение, и прочее, и прочее. Место в системе европейских государств, управление, судопроизводство, права сословий, Табель о рангах, войско, флот, подати, ревизии, рекрутские наборы, фабрика, заводы, гавани, каналы, дороги, почты, земледелие, лесоводство, скотоводство, рудокопство, садоводство, виноделие, торговля внутренняя и внешняя, одежда, наружность, аптеки, госпиталя, лекарства, летоисчисление, язык, печать, типография, военные училища, академия - суть памятники его неутомимой деятельности и его гения5. Голосуйте за Петра I. Это лучший выбор для России. Наша программа прощается с вами. В студии была Елена Осина.

Предвыборный штаб Александра III для представления своего претендента выбрал форму телевизионной передачи "Как это было" (Звучит музыкальная заставка передачи, сопровождаемая видеокадрами).

Ведущая (Коняшкина Ирина): "Добрый день, уважаемые телезрители.

Наша команда выдвигает на пост главы государства Российского императора Александра III. С нашей точки зрения, на сегодняшний день это самая лучшая кандидатура. Уверены, что эта передача убедит вас в правильности нашего решения. Почему сегодняшней России нужен такой лидер, как Александр III? Потому, что наша страна устала от бесконечных и непродуманных реформ, потому что по экономическим показателям мы продолжаем катиться вниз, пропуская вперед не только развитые страны Запада, но и многие государства Азии, Африки и Латинской Америки. Стоит ли удивляться, что авторитет России в мире падает? Но, пожалуй, самым печальным является то, что внутри самой России идет война. Чечня стала незаживающей раной для нашей Родины, война с перерывами длится уже который год и конца ей пока не видно.

Сегодняшняя Россия является прямой противоположностью России времен Александра III. При нем Россия не вела не только внутренних, но и внешних войн. И не потому, что была слаба, а как раз наоборот. Ее могущество и международный авторитет тогда были так велики, что ни одно государство не смело и думать о каких-то конфликтах с Россией или противоречиях. Авторитет государства- это, во многом, авторитет его правителя. Это именно он заставил Европу и мир уважать Россию. Чего стоит одна его фраза по отношению к ждущим аудиенции иностранным послам: «Европа может подождать, пока русский царь удит рыбу". Но могущество страны на внешней арене не может быть без могущества внутреннего. И действительно, российская экономика при Александре III быстро набирала обороты: бурное железнодорожное и промышленное строительство, успехи в сельском хозяйстве, первое место в мире по экспорту хлеба, одной из самых твердых валют в мире был российский рубль. Согласитесь, это именно то, чего бы мы хотели для России сегодня. Проанализируйте всю многострадальную историю российского государства и вы не найдете в ней более стабильного периода, чем период правления Александра III. Кто же этот человек? Каким он был, как вел тяжелый "российский корабль" по бурным водам истории? На эти вопросы нам помогут ответить гости, приглашенные в студию. Это жена императора Александра III - Мария Федоровна, его сын и наследник, цесаревич Николай, министр финансов Сергей Юльевич Витте и простой солдат российской армии времен Александра III Никита Григорьев6.

Ведущая: «Сергей Юльевич, Вы близко знали императора, с Вашим именем связывают проведенные тогда преобразования, расскажите нам о них и о роли Александра III в Ваших начинаниях."

С.Ю.Витте (Будакин Николай): «Действительно, преобразования в экономике конца 19 начала 20 века принято называть реформами Витте. Но, видите ли, тогдашняя система управления страной была устроена так, что ни одно, сколь-нибудь серьезное решение в государстве, нельзя было принять без ведома и одобрения его главы, т.е. императора. Поэтому все, что тогда делалось в экономике страны, делалось под строжайшим его контролем. Его величество считал, что экономика не должна развиваться, скажем так, сама по себе, по условиям свободного рынка. Государство должно принимать в ней активнейшее участие и поддерживать наиболее нужные, с его точки зрения, отрасли промышленности. Поэтому правительство во-первых, начинает вкладывать значительные средства в железнодорожное строительство; во-вторых, начинается перевооружение армии и флота; в-третьих, правительств своими заказами стимулировало активное строительство металлургических и машиностроительных заводов; в-четвертых, увеличился вывоз хлеба , этот экспорт обеспечивал приток иностранной валюты, которая использовалась на нужды растущей промышленности; и в-пятых, мы восстановили винную монополию

и доходы кабачников потекли в государственную казну. Правда, критики правительства обвиняли нас в том, что казна пополняется на "пьяные деньги", но чем давать кабачникам наживаться, лучше эти деньги использовать с толком для государства; в-шестых, был наведен порядок в финансовой системе государства7.

Ведущая: «Сергей Юльевич, простите, но некоторые современники царя говорят о нем, как о тугодуме, о человеке не очень эрудированном...

С.Ю.Витте: «Вовсе нет. Александр Александрович был человеком

образованным, просто решения он принимал неспешно, тщательно их продумывал. Для него несвойственно было подписывать какие-либо бумаги набегу. Любой документ он очень внимательно прочитывал, если что-то ему было неясно, вызывал своих помощников и требовал пояснений. Причем, невзирая на время суток. Поэтому если царь работал, а работал он часто за полночь, штат его консультантов всегда был наготове. Стопа бумаг на его столе уменьшалась очень медленно. Но подписывались документы или, наоборот, отвергались только тогда, когда царь о них имел полную ясность."

Ведущая: "Мария Федоровна, хотелось бы побольше узнать об Александре III не только как о правителе, но и как о человеке. Вы самый близкий его друг и супруга, кого как не Вас спросить об этом?

Мария Федоровна (Козеева Елена):"Очень трудно говорить об Александре Александровиче, как об обыкновенном человеке.

Он император, помазаник Божий. И невозможно разделить в нем человека и императора. Александр III - это хозяин, хозяин в государстве, в семье, хозяин заботливый, добрый, но строгий.

Ведущая: «Мария Федоровна, а как Вы, датская принцесса Мария-София-Фредерика-Догмара, стали русской императрицей Марией Федоровной?"

Мария Федоровна: "История эта началась давно и довольно печально. Я была невестой брата Александра Александровича, цесаревича Николая. В сентябре 1864 года состоялась наша помолвка. Перед свадьбой цесаревич отправился путешествовать по Италии, тут он и заболел, страшный недуг - туберкулезное воспаление спинного мозга. Я в сопровождении мамы поспешила в Ниццу, но застала его уже при смерти. 13 апреля 1865 года его не стало. К умирающему брату приехал и Александр Александрович. Вот при таких скорбных обстоятельствах мы познакомились. Потерять нашего любимого Никса было ужасным несчастьем. Эта беда навсегда осталась в наших сердцах. Летом 1866 года Александр Александрович, путешествуя по Европе, посетил Копенгаген. Будучи у нас в гостях он сделал мне предложение. Я ответила согласием, но слезы не давали нам говорить. Александр сказал: "Милый наш Нике много молился за нас и, конечно, в эту минуту радуется с нами". А когда он спросил, могу ли я любить еще кого-нибудь, кроме милого Никса, я отвечала, что никого, кроме его брата. 17 июня 1866 года в Копенгагене состоялась наша помолвка. Потом я приехала в Россию, где 13 октября 1866 года состоялся обряд обручения, миропомазания и наречения меня новым именем - великой княгиней Марией Федоровной. 28 октября 1866 года состоялось наше венчание. Это было началом счастливого тридцатилетнего брака. Но о наше любимом Никсе мы помнили всегда, в его память мы назвали Николаем нашего первенца и наследника престола."

Ведущая: «Мария Федоровна, а каким Его Величество был семьянином?"

Мария Федоровна: «Он был очень набожным человеком и, как для всякого истинного православного христианина, обеты брака и семьи были для него священны. Ради семьи готов он был на все, вплоть до самопожертвования. Один случай, пожалуй, может стать убедительным подтверждением моим словам. В октябре 1888 года царский поезд, в котором ехала наша семья, возвращался с юга. Помню, в тот момент мы обедали в вагоне-ресторане. И вдруг раздался страшный скрежет, вагон стал валиться на бок, крыша его обвалились, и грозила всех нас раздавить. Но Его Величество невероятным усилием удержал ее на своих плечах и держал ее так до тех пор, пока я и дети не выбрались наружу. Семь вагонов оказались разбитыми вдребезги, было много жертв, но благодаря мужу, его огромной силе и мгновенной реакции наша семья осталась невредима".

Ведущая: « А каковы были увлечения царя, как сегодня сказали бы, хобби?"

Мария Федоровна: "Александр Александрович был в быту человеком

простым, безыскусным. Он любил простую русскую одежду, его часто можно было видеть в обыкновенной косоворотке, любил простую русскую пищу. То, что я называла пудинг, он всегда называл гурьевской кашей. Даже шампанское он любил пить пополам с русским квасом8.

Такими же простыми и безыскусными были его увлечения. Он страстно увлекался охотой и рыбалкой. Очень любил бывать на природе. Император был страстным коллекционером, уступая в этом отношении разве что своей прабабке Екатерине II. Наш замок в Гатчине превратился буквально, в склад бесценных сокровищ - картины, предметы искусства, ковры уже не помещались в галереях Зимнего, Аничкова и других дворцов. Справедливости ради нужно сказать, что Его Величество не был тонким знатоком искусства, поэтому среди его приобретений оказалось много вещей заурядных, Но много было и шедевров, сделавшихся позже подлинным национальным достоянием России9.

Ведущая: "Так много интересного Вы нам рассказали Мария Федоровна! Но, пожалуй, наступило время поговорить с нашим юным гостем. Ваше Высочество, хотелось бы услышать Ваш рассказ об Александре III. Наши зрители, в основной своей массе, Ваши ровесники и им будет особенно интересно послушать Вас".

Николай (Евстигнеева Мария): «Папа, конечно, был очень строг, особенно с нами, своими сыновьями. Он не терпел лжи и обмана, требовал всегда правды о наших проказах, какой бы она не была. Вечерами он всегда работал в своем кабинете и тогда строжайше запрещалось бегать и шуметь. Но на отдыхе отец всегда был с нами, причем поощрял самые шумные и подвижные игры и забавы. Нашим нянькам он не уставал повторять: «Мне не нужно фарфора, мне нужны нормальные русские дети!" Какой уж там фарфор! Мы спали на жестких солдатских койках и укрывались солдатскими одеялами. По утрам принимали холодные ванны и завтракали овсяной кашей Второй завтрак, около часа дня, проходил вместе с родителями, зачастую на нем присутствовали гости, но и тут нам не удавалось поесть великолепных пирожных или желе, потому что за стол мы садились последними, а покидать его должны были, когда отец вставал из-за стола."

Ведущая: «А Ваше образование? Принимал ли отец в нем участие?"

Николай: "Безусловно. Подбор наших учителей это прерогатива отца. Самые известные ученые и государственные деятели были моими наставниками. Моим учителем истории был Василий Осипович Ключевский, химии - Николай Николаевич Бекетов, основы экономики преподавал Николай Христианович Бунге (министр финансов, а позже председатель кабинета Министров), Константе Петрович Победоносцев был моим преподавателем по государст­венному праву. Особое место в моем образовании уделялось православию. Глубокую и искреннюю религиозность привил мне законоучитель протоиерей Янышев10. И как всякий русский цесаревич, я обязательно обучался военному делу. Именно эту сторону моего образования особенно контролировал мой отец. Папа для меня был образцом русского офицера во времена моей юности и образцом правителя всю мою дальнейшую жизнь".

Ведущая: "Николай Александрович затронул тему армии в нашем разговоре. Действительно, российская армия при императоре Александре III была образцом во всех отношениях. На нашу передачу мы пригласили солдата русской армии этого времени. Никита Иванович, поделите своими воспоминаниями об императоре".

Солдат: "Мне посчастливилось однажды видеть императора, вот также близ как Вас. Наш полк стоял около Гатчины и однажды царская семья проезжая мимо, остановилась у нас и даже осталась ночевать в расположении полка. Рассказывали, что император любил такие неожиданные приезды в войска. Он не желал, чтобы к его приезду готовились, он хотел видеть ситуацию, как она есть, без показного лоска. Бывало царь присылал кого-то из подчиненных и они в судки набирали из котлов ту кашу, которая варилась для нас. Говорят, потом эту кашу подавали самому императору. Так он контролировал, хорошо ли солдат кормят.

В тот приезд царь, проходя по гарнизону, говорил с офицерами, солдатами. Подошел он ко мне. Я роста, слава Богу, не маленького но император и рядом со мною казался великаном. Широченные плечи, строгое лицо, раскатистый голос - вызвали во мне трепет. Но то, как царь говорил, как интересовался службой, справлялся о самочувствии - сразу располагало к нему. Честное слово, он царь, а говорил со мной простым солдатом, как с равным, просто и уважительно. Нас всех удивило, что на ночлег царская семья расположилась прямо в казарме и спали все царственные особы на обыкновенных тюфяках. Что и говорить не брезговал солдатом Его Величество, любил русского солдата, всегда повторял: "Стать под пулю - незадача. Храбрость - это терпение, - терпение в опасности, это победа. Русский солдат храбр, стоек и терпелив, потому непобедим". Он за все свое царствование не пожертвовал жизнью ни одного русского солдата, и не даром русский народ прозвал его царем-миротворцем. Что ни говорили, а Александр III своей волей и внутренней силой в течении 13 лет спасал Европу от мировой войны, не допускал он и внутренних усобиц в России".

Ведущая: "Рассказ нашего гостя логично подвел нас к завершению нашей передачи, но в заключении мы хотели бы показать кадры, на которых вы, уважаемые зрители, можете видеть Александра III . Мы рассказали вам, как это было. Выбор за вами. Но у нас нет сомнений, что для сегодняшней России нет лидера лучше, чем Александр III."

(Показ отрывка из фильма Н. Михалкова "Сибирский цирюльник". Александр III принимает парад выпускников кадетского Императорского училища)

Предвыборный штаб Екатерины II решил представить избирателям музыкально-информационную передачу "Музыкальное чтиво". Танцуя менуэт, три фрейлины и три придворных кавалера, периодически прерывали танец и знакомили зрителей со своей претенденткой.

Первая фрейлина (Баринова Екатерина): "Мы выдвигаем на пост

президента-2000 Екатерину Алексеевну Романову, именуемую с рождения София Фредерика Августа Ангалт-Цербская. По нашему мнению

Екатерина II - это именно тот человек, который способен возродить Россию и направить в нужное русло экономические и политические дела страны. Навести порядок, наладить внутренние и внешние взаимоотношения во всех сферах, важных для улучшение и процветания России. Следующие исторические факты доказываю! что в настоящее время Екатерина 11 вывела бы из кризиса страну".

Первый кавалер (Кистанов Анатолий): "Приехав в Россию, Екатерина II сумела понять, что эта страна должна стать для нее подлинной Родиной. Она взялась за изучение обычаев и нравов народа, ее окружавшего, быстро выучилась русскому языку и принялась за чтение книг, большею частью исторических, которые помогали понять и осмыслить дух России. Приняв православие, она строго соблюдала все посты, посещала церковь, знала все церковные праздники и заслужила всеобщие любовь и уважение.

Императрица Екатерина II слишком хорошо поняла русский характер, впитала в себя неукротимый дух народа, которым судьба назначила ей управлять. Она не только поняла, она поступала, на протяжении всего правления, мудро и взвешено, не отвергая талантливых людей попадавшихся среди мусора, сыпавшегося с Запада, но, прежде всего, опираясь на истинных русичей, отыскивая в российских глубинках такие таланты, которые и не снились уже достаточно прогнившему к тому времени Западу."

Вторая фрейлина (Чеснакова Ольга): "Она хорошо разбиралась в людях, прекрасно видела их достоинства и недостатки, знала кому можно, а кому нельзя доверять. Она умела нравиться и не боялась приближать к себе самых лучших и талантливых людей. Высокий моральный дух народа, населявшего просторы России, твердый уклад жизни русской деревни стали залогом успеха политики Екатерины II, политики возрождения России. Императрица Екатерина II вступила на престол с твердой верой в силу, крепость и недюжинные способности русской нации. Россия развернула плечи в период ее тридцатичетырехлетнего правления, и Екатерина не погибла вместе с сумасшедшим императором, а стала Великой с Великим народом. Второй кавалер (Золотов Алексей): "Казалось, Екатерина не ведала

усталости и была неутомима. Вся ее жизнь прошла в окружении книг. Мало кто прочел их столько, сколько она. Но императрица еще и сама много писала, умела интересно, точно и занимательно излагать свои мысли. Собрание ее сочинений составило 12 больших томов. Это и сказки для детей, и размышления, и записки о русской истории, и воспоминания, и мысли о том, как сделать Россию еще богаче и могущественнее. Не случайно впоследствии ее называли императрицей-писательницей".

Третья фрейлина (Балашова Наталья): «Екатерина много ездила по России, желая своими глазами видеть как и чем живет народ. За годы ее

царствования территория империи значительно расширилась. В результате войн с Турцией Россия отвоевала Крым и северные берега Черного моря. Отошли к России и те земли Киевской Руси, которые были захвачены ее западными соседями после монголо-татарского нашествия".

Третий кавалер (Ошкин Евгений): "У Екатерины II сложились свои

четкие определенные понятия о чести воинской, и о долге воинском. Она провела много преобразований в армии. Четче стала дисциплина, и награды получали не за парады и маневры, а за отличия в боевом походе и в сражениях. Примечательно и то, что на протяжении всего царствования Екатерины Великой русские вооруженные силы не потерпели нигде ни одной неудачи, обессмертив имя государыни непревзойденными победами над всеми неприятелями, которые только пытались мериться силами с великой державой".

Первая фрейлина: "Екатерине предстояло вести свой корабль средь

подводных рифов дворцовых интриг и заговоров, вести осторожно, но твердо и решительно, ибо только твердость и решительность, сочетаемые с выдержкой и разумом, могли стать залогом успеха. И российская государыня смело пустилась в плавание, и ориентиром ей в этом плавании был самый важные в жизни ее маяк - возрождение и слава России.11"

(Торжественный выход самой Екатерины II (Коваленко Анна), ее

сопровождает и поддерживает шлейф маленький паж (Золотов Александр)).

Екатерина II :"Клянусь своей верой и правдой служить России. Поддержите меня на выборах. Вместе мы сможем сделать, если не все,

то многое".

В четвертый день недели проходило, едва ли не основное ее мероприятие Условно его можно назвать "Битва умов" (или "Бой компроматов") и проходило оно в виде пресс-конференции. Еще это состязание можно сравнить с пробиванием футбольных пенальти. Перед каждой командой ставилась двуединая задача - подготовить острые вопросы для соперников, касающиеся их кандидатов и подготовиться "отразить" вопросы по поводу своего кандидата. Каждая команда готовила по 10 вопросов (соответственно 5 - одним соперникам, 5 - другим). Вопросы должны быть острыми, наступательными, важно, чтоб задающий был

по-журналистки напорист - все это и оценивалось в процессе прессконференции. Но накануне, за 3 дня до "боя" команды должны были известить соперников о направлении своих вопросов. Например: "екатерининцы" сообщили, что вопросы будут касаться незаконного прихода к власти, убийства Петра III и убийства Ивана Антоновича, морального облика кандидата (фаворитизм и отношения с сыном Павлом I и т.д.). За 2 дня до "битвы" договорились обменяться имеющейся литературой. Формули­ровки же вопросов хранились в строжайшей тайне. А для ответов команда выдвигала "пятерку", с ее точки зрения, лучших игроков для отражения атаки соперников. Накануне команды выбрали себе печатные издания, телевизионные каналы, информационные агентства, которые их будут поддерживать и с логотипами этих СМИ, каждая команда должна была конференции. Вопросы задавались по очереди, начиная с "александровцев", потом "екатерининцам", затем "петровцам" (так распорядился жребий). В общей сложности на пресс-конференции прозвучало 25 вопросов: (8 - предвыборному штабу Александра III,8-команде, выдвигающей Екатерину II, и 9 - "петровцам"). Полностью с заданием справились имеджмейкеры Александра III - обоим противникам они подготовили оговоренное количество вопросов - 5."Екатерининцы" сумели подготовить 8 вопросов, по 4 обоим соперникам и 7 - "петровцы", из которых 5 вопросов о деятельности и личности Александра III и 2 вопроса для команды Екатерины II. Приведу некоторые из прозвучавших вопросов.

«П»------- «А»: Борисова Екатерина. Агенство "Интерфакс": «Отец и предшественник вашего кандидата Александр II погиб вскоре после того, как согласился на создание в России представительного органа12. Эта реформа открывала путь для дальнейших преобразований в России, что в свою очередь открывало перед страной неограниченны перспективы. Правильно ли поступил ваш кандидат, отказавшись от этих возможностей и повернув Россию обратно. Недаром историки характеризуют его политику термином "контреформы".А вашего кандидата "реакционером"". С нашей точки зрения это был ошибочный шаг Александра III, как политика."

«А» ------- «Е»: Щербинкина Ольга. Канал "НТВ": «Мы обвиняем вашего кандидата в предательстве интересов России и шпионаже. Факты? Пожалуйста- Семилетняя война, Россия воюет с Пруссией, а Екатерина II

будучи великой княгиней и женой наследника шпионит в пользу Пруссии. Фридрих II прямо говорит: «Апраксина (а именно он был назначен командующим русских армий) можно смело подкупить через великую княгиню Екатерину". Близится 1757 год, война в разгаре, а командующего намеренно задерживают в Петербурге балами и приемами. Однажды Апраксин прямо спросил великую княгиню Екатерину: "Ваше Величество, ехать мне к армии или не ехать?" На что получил ответ, все объясняющий Ежели Вы, Степан Федорович, остаетесь в Петербурге, к армии не отъезжая, этим Вы проявите преданность моей особе13...".

Перед самым отъездом Апраксина к армии Екатерина получила о англичан 44000 рублей и в ночь отправки ... долго разговаривала с ним наедине. Суть беседы она передала английскому послу в России Вильямсу, он тут же отправил депешу, где сообщал следующее: "Посылаю Вам самые верные известия относительно планов, касающихся русской армии. Они сообщены мне здешним моим лучшим другом - великой княгиней Екатериной 14...» И такого деятеля вы предлагаете на пост главы государства? Нечего сказать, хорошо же будут защищены интересы России! Хотелось услышать комментарии представителей избирательного штаба Екатерины II."

«Е» ------> «П»: Хапалова Екатерина. Газета "Мир новостей": «Уважаемые коллеги! Вы превозносите реформы Петра I и насаждение западничества в России. А нужно ли было так жестоко ломать веками сложившиеся устои и традиции? Ведь до этих перемен, как пишет историк Ключевский,... "русское общество отличалось однородностью, цельностью своего нравственно-религиозного состава. Эти традиции ... помогали русскга людям хорошо понимать друг друга, составлять однородную нравственную массу, ощущать духовное родство вопреки социальной розни15". Петровские реформы внесли раскол в русское общество, противопоставили верхние слои остальной его части. С нашей точки зрения от реформ Петра Россия больше потеряла, чем выиграла. Уважаемые коллеги, убедите нас в обратном, если сможете."

«Е»----- -> «А»:Чеснакова Римма. Корреспондент газеты "Известия":"При Александре III были закрыты многие высшие учебные заведения в России. Но особо рьяно он ополчился против Высших женских курсов. В 1886 году прекратили прием курсисток Высшие женские курсы в Москве, в Петербурге, Киеве, Казани. Только на особых правилах был разрешен прем на Бестужевские курсы в Петербурге.16 Чем вы можете объяснить такие действия власти и вашего кандидата, такую нелюбовь к женскому образованию в России?"

«А» ---- -> «Е»:Шарапова Тамара. Агентство "Риа-Новости": "Уважаемые представители избирательного штаба Екатерины II , в свое время женщина, которую вы сегодня выдвигаете, как кандидата на пост главы Российского государства, пришла к власти незаконно, в результате дворцового переворота. Принято считать, что ее поддержала гвардия, но настроения в гвардии были умело cрежиссированы фаворитами Екатерины II. Никакая ни гвардия, а кучка любовников привела Екатерину на трон. Григорий Орлов, с присущим ему нахальством, говорил об этом Екатерине, не стесняясь окружавших: - «Мы тебя, матушка, возвели на престол, но ежели неугодна станешь, и сковырнем с горбушки за милую душу... Опыт у нас уже имеется - так дело спроворим, что только покатишься!»17 Не понятно почему сегодня Екатерина пытается участвовать в честных выборах. Не проще ли устроить очередной дворцовый переворот?"

«Е» ---- -> «П»:Соловьева Александра. ОРТ: «В 1700 году после смерти патриарха Андриана, Петр не допустил избрания нового патриарха. Вместо патриарха в русской истории появляется "местоблюститель патриаршего пристола18".А окончательный удар по патриаршеству был нанесен Указом 1721 года, который учреждал Духовную коллегию или Священный правительствующий Синод. Таким образом, институт патриаршества был уничтожен, а такая сложная и значительная для России организация, как православная церковь, была полностью подчинена государству. В 1917 году

патриаршество было восстановлено в России. Этот факт показывает ошибочность решения Петра, но хочу спросить о другом, откуда такая ненависть к православию у русского человека родившегося в истинно православной семье, крещеного в Чудовом монастыре Московского Кремля?19 Может секрет в том, что на всем протяжении русской истории церковь ограничивала власть правителей, иногда выполняя роль оппозиции? Видимо, ваш кандидат не привык считаться с другим мнением? В случае его

победы, хоть кому-нибудь будет позволено критиковать власть? И еще, православной церкви опять предстоят тяжелые времена, в случае победы на выборах Петра I?"

«А»------> «П»: Афонькин Денис. Радио "Эхо Москвы": «Во время пребывания в Голландии Петр перенял и привез в Россию модную привычку - табакокурение. Еще его отец Алексей Михайлович строжайше запретил распространение табака в России. Этот запрет был внесен в Уложение 1649 года. Петр же не только разрешил продавать табак, но еще и брать пошлину с продаж в пользу государства20, позволив тем самым наполнять казну за счет здоровья и пороков собственного народа. Вы считаете такую политику нравственной, а деятельность своего кандидата верной?"

«А»------ -> «Е»: Егоров Владимир. Газета "Мегаполис экспресс":"Уважаемые представители Екатерины II, вы усиленно поддерживаете необыкновенную заботу нашего кандидата о русском народе. Вас послушать, так более заботливого правителя и не сыщешь. Но ведь именно в ее эпоху крепостное право приняло самые уродливые формы - крепостных продавали деревнями и в розницу, зачастую разделяя семьи, проигрывали в карты, меняли на борзых щенков. Один пример подольской помещицы Дарьи Салтыковой чего стоит:- 139 крепостных были замучены ею в течении 6 лет21. Салтычиха - это символ екатерининской эпохи, символ произвола и жестокости. Прокомментируйте данный факт. Интересно, как теперь будут звучать рассуждения о заботливости и внимании Екатерины к русскому народу?"

«П» --------> «А»: Куликова Юлия. Газета "Коммерсант". Одно из

"детищ" Александра III - Дворянский банк, созданный в 1885 году. Здесь помещики получали льготные кредиты под залог имений, не уплаченные проценты зачастую списывались, допускался перезалог22. Фактически через Дворянский банк правительство субсидировало помещиков. Не кажется ли вам, что дворянство это не тот класс, на который стоило делать ставку в конце XIX века и тем более тратить такие огромные средства из государственной казны?"

«А» ------ -> «П»: Зиненко Евгения. Журнал "Домашний очаг ".Уважаемые "петровцы", я думаю вы не будете спорить с тем, что моральный облик человека, претендующего на роль главы государства, должен быть безупречен. И такие понятия, как "брак", "семья" не должны быть для него пусты звуком. Итак, 27 января 1689 года Петр Алексеевич Романов венчался церковным браком с Евдокией Федоровной Лопухиной. От этого брака появилось двое детей: Александр, умерший младенцем и Алексей. Во время путешествия по Европе Петр прекращает писать жене; и вдруг из Лондона он присылает двум своим наперсникам Л.К.Нарышкину и Т.Н.Стрешневу, приказ, объяснявший его молчание - он велел им предложить Евдокии постричься в монахини.23 По возвращению в Москву, 26 августа 1698 года, он встречается с женой, чтобы подтвердить свое решение. Ответ Евдокии можно было предвидеть - решительный отказ. И тогда Петр обвиняет жену в причастности к восстанию стрельцов. Улик для обвинения нет и быть не может, но это не смущает Петра. Не смотря на протесты патриарха, Петр расторгает брак и приказывает увезти бедную Евдокию в Суздаль, в Покровский девичий Монастырь. Из сказанного ранее видно, что Евдокия не желала становиться монахиней, и тем не менее в 1714 году она была пострижена и в монашестве приняла имя Елена24.

Даже лицемерные придворные биографы жестокого царя не могли привести каких-либо разумных оправданий для этого поступка Петра I, кроме разве, что "жена была нелюбима, навязана матерью", или "не понимала мужа", или "надоела". А что вы скажете о вашем кандидате в свете вышеизложенных фактов?"

«А»----- -> «Е»: Коняшкина Ирина. Газета "Версия". Во времена правления

Екатерины II фаворитизм в России считался стихийным бедствием, которое разоряло страну, тормозило ее развитее. Деньги, которые государство обязано тратить на развитие образования, ремесел, промышленности, уходили на личные удовольствия фаворитов и уплывали в их бездонные карманы.

Один только Платон Зубов получал от императрицы в течении двух лет 3500000 рублей серебром, не считая большого количества земель и крестьянских душ, а пять братьев Орловых приняли от Екатерины более 17 миллионов рублей серебром, помимо земель и крестьян.25 Это далеко не полный список людей, обогатившихся за счет государственной казны.

Соответствовали ли заслуги этих деятелей их вознаграждениям? Конечно же нет! Итак, давайте на секунду допустим мысль: Екатерин снова становится главой нашего государства. Что нас в этом случае ждет? Ведь государственная казна опять попадет в руки кучки политических авантюристов!

«П»------ > «А»: Гулякина Юлия. Газета "Коммерсант". Как

известно правительство Александра III всячески стимулировало вывоз хлеба, чтобы иметь иностранную валюту для подъема промышленности. Казалось бы все правильно. Но во-первых, цены на хлеб на мировом рынке в это время были крайне низкими и правительство принимает решение увеличивать количество вывозимого хлеба, несмотря ни на что. А во-вторых, внутренний рынок вовсе не был насыщен этим важнейшим продуктом до необходимых пределов. Более того, некоторые районы страны охватил самый настоящий голод. Министр финансов Вышнеградский на это цинично заявил: «Не доедим, но вывезем!26" Нам кажется, что такая политика не имеет ничего общего с "заботой о народе", как вы, уважаемые коллеги при всяком удобном случае называете действия Александра III. Более того и с экономической и с государственной позиции такая политика бездарна. Хотелось бы слышать ваше мнение".

«Е»------- > «П»: Балашова Наталья. Газета "Московский комсомолец". Мы хотели бы привлечь внимание избирателей к трагической судьбе сына Петра I , цесаревича Алексея. Нам кажется, что в истории с собственным сыном Петр I показал свое истинное лицо - лицо властолюбивого деспота. Ожесточение, с которым Петр преследовал собственного сына, подозревая заговор, вызывает гнев и возмущение. Ведь по требованию отца Алексей отрекся от престола. Казалось бы, конфликт исчерпан. Но не тут-то было. Петр преследует, уехавшего за границу сына, заманивает обратно в Россию, пообещав прощение.27 "31 января 1718 года царевич приехал в Москву.

3 февраля Петр велел собраться в Кремлевском дворце духовенству и светским вельможам. Сюда же привезли Алексея без шпаги... После этого все пошли в Успенский собор и царевич перед Евангелием отрекся от престола,... 14 июня царевич посажен был в Петропавловскую крепость, а 17 июня подвергнут допросу, сопровождающемуся пытками. Алексей, как видно, оговорил себя по всем пунктам. 24 июня был суд, и все 120 членов суда подписали смертный приговор.28

А вот теперь, пожалуй, самый ужасающий факт - 26 июня, т. е уже после оглашения приговора, Петр приезжал в крепость и лично присутствовал на новых пытках сына. Через семь часов после отъезда отца, царевич скончался. Царь отнесся к его кончине с подчеркнутым равнодушием.29

Честно говоря, волосы на голове шевелятся... И такого человека вы предлагаете избрать главой государства?

«Е»----- -> «П»: Хлуднева Олеся. Канал ОРТ. Нашу Екатерину Алексеевну соперники, как могут распекают за безнравственное поведение. Но Петр Алексеевич Романов тоже не был образцом нравственности. Список его любовных связей более чем обширен: Анна Монс, обе сестры Меньшиковы, Мария и Анна, сестры Арсеньевы, Дарья и Варвара, Анисья Толстая, Екатерина Василевская.30 Жаль, но для доказательства выдвинутого объяснения, наверное, достаточно. Или вы считаете, что мужчина-правитель может себе позволить гораздо большее, чем правитель-женщина?"

«Е»------ -> «А»: Соловьева Евгения. Канал РТР. Уважаемых избирателей мы хотели бы поставить в известность об одной, мягко скажем, вредной привычке Александра 111. Рассказывали, что царь любил выпить. Но врачи запретили пить, и жена Мария Федоровна строго за этим следила. Приходилось хитрить. Они, со своим начальником охраны генералов Черевиным заказали сапоги с широкими голенищами и прятали туда плоские фляжки с коньяком. Улучшив момент государь подмигивал собутыльнику: «Голь на выдумки хитра, Черевин?" - «Хитра, ваше величество!" И выпивали.31

Конечно, если первое лицо в государстве прелюбодей и не отличает высокой нравственностью, это плохо. Но разве алкоголик лучше?

«А» -----> «П»: Евстигнеева Мария. "Эхо Москвы". Как известно Петр перенес столицу в Петербург. С нашей точки зрения это было сделано совершенно напрасно, потому что главный город государства должен находиться в его центре, а не на окраине. История доказывает нашу правоту, ведь в 1918 году столицей опять становится Москва. И зная любовь Петра к Санкт- Петербургу, в случае победы вашего кандидата, нас опять ждет чехарда с переносами столиц?

«А»------ -> «П»: Волкова Светлана. Телеканал "Культура".

Просматривая письма Петра I к матери, сестре, написанные его рукой государственные бумаги, поражает количество грамматических ошибок: "карабли", "дажидаюсь"32 и т.д. Простите, но вы, что хотите подсунуть нам безграмотного правителя?"

Прозвучало еще множество вопросов к соперникам. Команде Екатерины II пришлось отвечать на вопросы об убийстве Петра II и Ивана VI, о ее сложных отношениях с сыном и наследником Павлом I, о необоснованных привилегиях дворянству, в свою очередь "александровцы" оказались буквально в "нокдауне" после вопроса о воинствующем национализме властей во времена Александра III, еврейских и армянских погромах. Последовали рассуждения о нецелесообразности самодержавия в конце 19 века, о чрезмерных строгостях "Положения об усиленной и чрезвычайной охране". В вопросах (так было обусловлено заранее) ценились не только факты, которые ставились в вину соперникам, но и то, как будет задан вопрос. Оценивалась эмоциональность, аргументированность, журналистский напор и даже интонации.

Конечно, ответы команд оценивались не менее строго. «Пятерке» представителей от команды ("петровцы" - Потапова Т. 10 кл., Дворжак Д. 10 кл., Осина Е. 10 кл., Сулхаева Г. 10 кл., Рязанова К. 8 кл.; "екатерининцы"- Коваленко А, 11 кл., Егорова М. 11 кл., Ноздрина О. 10 кл. Золотов А. 10 кл.,Кистанов А. 10 кл.; "александровцы" - Коняшкина Р. 10 кл. Пономарев Н.9 кл., Козеева Е. 9 кл., Зуева С. 9 кл., Будакин Н. 9 кл.) нужно было очень быстро ориентироваться и находить аргументы. По условиям игры на столах у отвечающих могла находиться любая литература и на некоторые вопросы они отвечали цитатами из учебников и хрестоматий.

И ответы, и вопросы оценивались по ходу игры. Потом последовала довольно сложная процедура подсчетов. Команда оценивалась отдельно за заданные вопросы и за ответы соперникам по пятибалльной системе. «Петровцы» за вопросы получили 3,3 балла, за ответы - 4,2. «Екатерининцы» за вопросы - 3,7, за ответы -3,4 . «Александровцы» за вопросы -4,4, за ответы - 4,5. Таким образом, в пресс-конференции победу одержала команда, выдвигающая на пост главы государства Александра III.

В последний день «Недели» команды в поддержку своих кандидатов представляли шоу звезд эстрады. Условно эта компания называлась "Голосуй или проиграешь!" Задача не простая, если учесть, что выступление современных звезд эстрады должно было быть связано с теми, кого команды предлагали избирателям в качестве лидеров государства.

Командам предлагалось представить по три эстрадных номера в поддержку своего кандидата. Первыми по жребию выступала команда поддерживающая Петра I.

Начинала акцию поддержки Алиса Мон (Яковлева Света) со своим шоу балетом Будкин А. и Седов И.) Конферансье уверил зрителей, что Алиса Мон это сегодняшний творческий псевдоним близкой знакомой Петра I, Анны Монс, которая в такой ответственный момент, как выборы, не могла не поддержать своего давнего друга, за ней в поддержку Петра I выступил популярный певец Рики Мартин (Токарев А.) и его группа поддержки (Рязанова К. и Борисова Е.). Лейтмотивом его выступления была идея о том, что когда-то Петр I активно продвигал западные традиции в России, а сегодня, в день выборов - Запад поддерживает Петра. Завершало программу «петровцев» выступление группы «Машина времени» (Учаев В., Седов И., Токарев А., Рубан В.). "Поворот" - это то, что сделал Петр I в русской истории, ну и соответственно, с его новым приходом "нас ждет новый поворот".

Вторыми свою программу представил предвыборный штаб Екатерины II. Ее открывало выступление Надежды Бабкиной (Коваленко А.) с песней "Сон императрицы". Вместе с ней выступали "Г. Орлов и Г. Потемкин" (Золотов А., Кистанов А.). В день представления претендентов, всем зрителям очень понравился менуэт в исполнении ребят. Поэтому в заключительный день они решили его повторить, разнообразив старинный танец современной обработкой (Хапалова Е., Балашова Н., Ошкин Е., Кистанов А., Золотов А.) Потом последовал музыкальный привет и эмоциональная поддержка принцессе Фике с ее исторической родины. (Коваленко А., Чеснакова Р., Ноздрина О., Ошкин Е., Кистанов А., Золотов А.)

Выступление группы поддержки Александра III начали цыгане, которые исполняли по ходу мини-концерта роль ведущих. Первой они представили певицу, которая также, с их точки зрения, сильно любит Россию, как и Александр III, также желает ей величия и не верит в пессимистические прогнозы. Маша Распутина (Коняшкина Р.) со своей группой (Егоров В., Будакин Н.) и песней "Живи страна". Потом наступила очередь ансамбля «Русская песня» и столь чтимых императором казаков (Коняшкина Р., Блудова О., Шарапова Т., Афонькин Д.)

Как было сказано ведущими, время Александра III в России это время уверенности, стабильности и покоя, время когда не велось войн, время расцвета России, значит самое время для любви. Заключало концерт выступление группы "Белый орел" с песней "Как упоительны в России вечера" и великолепный вальс в исполнении Елены Новиковой и Дениса Афонькина.

Надо ли говорить, что выступление каждой группы

пламенным призывом голосовать именно за их кандидата. Во время дискотеки, которая началась после всех выступлений, в кабинете истории проходило голосование. К нему допускались только те ребята, которые были внесены в списки команд и посетители всех дней «Недели истории», в том числе и родители.

Голосование выявило следующие результаты:

Екатерина II получила 24 голоса, Петр I-32 голоса, Александр III -34 голоса.

Голосование само по себе не решало исхода всего соревнования, а рассматривалось лишь, как одно из четырех испытаний. Итог подводился по сумме балов за представление кандидата, за вопросы и ответы в ходе

пресс-конференции, за представление шоу- программы и за результаты голосования. Таким образом, в "Выборах-2000" победила команда, выдвигавшая на пост главы государства Александра III.

Поражение двух других команд вряд ли можно, действительно считать проигрышем. Ведь в этой игре ребята перечитали множество книг, узнали много нового, проявили свои артистические таланты. Поэтому напряженную, двухнедельную работу можно считать не напрасной.


Список использованной литературы:

1. Большая Советская энциклопедия, М., 1973. т. 14.

2. Буганов В.И. Зырянов П.Н. История России. М., 1995.

3. Валишевский К. Петр Великий. Воронеж, 1993.

4. Евгеньева М. Любовники Екатерины. М., 1989.

5. Зырянов П.Н. История России 19 век. М., 1994.

6. История СССР 1861-1917. Под ред. Н.Д. Кузнецова. М., 1984.

7. Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. М., 1990.

8. Рыжов К. Все монархи мира. Россия. М., 1999.

9. Павленко Н.И. Петр Первый и его время. М., 1983. Ю.Пикуль B.C.

Фавориты. Рига, 1991.

10.Пикуль B.C. Пером и шпагой. С-Пб., 1991.

12.Платонов С.Ф. Учебник русской истории М., 1992.

13.Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Лондон, 1990.

14.Российский архив. История Отечества в свидетельствах и документах

XVIII-ХХ вв. М., 1994.

15.Соловьев С.М. Об истории новой России. М., 1993.

16.Христоматия по истории России. Сост. И.В.Бабич, В.Н.Захаров,

И.Е.Уколов. М., 1995.

17.Чулков Г.И. Императоры. Психологические портреты. М., 1991. 18.Шахмагонов Н.Ф. Хрестоматия по истории Отечества 1762-1812гг.

М, 1996. 19.Энциклопедический словарь. Гл.ред.Б.А.Введенский. М.,1963.

1 Павленко НИ. Петр Первый и его время. М., 1989, с.20

2 Павленко НИ. Петр Первый и его время. М., 1989, с. 92

3 Пушкарев СТ. Обзор русской истории. Лондон, 1990, с. 290

4 Павленко НИ. Петр Первый и его время. М., 1989, с.26

5 Погодин МП. Петр Великий // Москвитянин 1841, №1. с.3-10. ПО Хрестоматии по истории России. Сост. И.В.Бабич, В.Н Захарова, ИК Уколова. М. 1995, т.2, кн.2, с.235-238

6 Имя солдату ребята придумали сами, чтобы через этот образ полнее рассказать об императоре Александре 111.

7 Рыжов К.Все монархи мира. Россия. М., 1999, с. 65

8 Русский архив. История Отечества в свидетельствах и документах XVIII-XX вв. М., 1994, т.5, с. 276.

9 Рыжов К. Все монархи мира. Россия. М., 1999, с.70.

10 Рыжов К. Все монархи мира. Россия. М., 1999, с.245.

11 Хрестоматия по истории Отечества. 1762-1812. М., 1996. с. 5-245.

12 Рыжов К. Все монархи мира. Россия. М., 1999, с.66.

13 Пикуль B.C. Пером и шпагой. С-П., 1991, с. 118-119.

14 Пикуль B.C. Пером и шпагой. С-П., 1991, с. 136.

15 Ключевский B.C. Курс русской истории. М., 1988. ч.111, с.336-342.

16 История СССР. Под редакцией Н.Д.Кузнецова. М., 1984. с. 123.

17 Пикуль B.C. Фаворит. Рига, 1985, т. 1, с. 138.

18 Платонов Ф.С. Учебник русской истории. М., 1992, с.244.

19 Князьков С. Очерки нз истории Петра Великого и его времени. Репринтное

воспроизведение издания 1914 года. М., 1990, с. 2.

20 Большая Советская энциклопедия. М., 1973, т. 14, с.30-31.

21 Энциклопедический словарь. Гл.ред. Б.АВведенскнй. М., 1964, т. 2, с.341.

22 Зырянов ПН. История России 19 век. М., 1994, с. 173.

23 Валишевский К. Петр Великий. Воронеж, 1993, с.213.

24 Там же, с.215.

25 Евгеньева М. Любовники Екатерины. М., 1989, с. 55-56.

26 Зырянов П.Н. История России 19 век. М., 1994, с. 178.

27 Платонов С.Ф. Учебник русской истории. М., 1992, с. 247.

28 Рыжов К Все монархи мира. Россия. М., 1999, с. 501.

29 Там же, с.502.

30 Соловьев СМ. Об истории новой России. М., 1993, с. 176-177.

31 Чулков Г.И. Императоры. Психологические портреты. М,, 1991, с.284.

32 Хрестоматия по истории России. М., 1995, т. 2, кн. 2, с. 125.


© 2010-2022