Урок по истории Отечественная война 1812 года

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема «Отечественная война 1812 года»

Цели:

  • познакомить учащихся с событиями Отечественной войны 1812 года

  • учить работать с картой, с дополнительной литературой

  • развивать речь, память, мышление, внимание учащихся

  • воспитывать любовь к Родине


Оборудование:

  • мультимедийное оборудование

  • CD-диск "История Отечества. 882 -1917 год"

  • портреты героев войны 1812 года

  • иллюстрации Бородинского сражения

  • раздаточный материал с основными событиями 1812 года (для каждого учащегося ).

Основные понятия: причины войны, ополчение, партизанское движение, редут, флеши.

I.Организационный момент.

II.Проверка домашней работы:

- Какова была международная обстановка в Европе в начале XIX в.?

-Каковы основные цели и направления внешней политики России в начале XIX в.?

-Как развивались русско-французские отношения в начале XIX в.?

- Какие противоречия существовали между Россией и Францией?

Беседа заканчивается обобщением учителя.

III.Изучение новой темы

План.

1.Причины войны.

2.Начало войны.

3.Бородинское сражение

4.Совет в Филях и оставление Москвы

5.Гибель «Великой армии».

6. Итоги и значение Отечественной войны 1812 года.

Ход урока.


1. Недовольство союзников с каждым годом нарастало. Наполеон обвинял Россию в нарушении континентальной блокады . Александра раздражали продолжавшиеся захваты Франции в Европе. Недовольно было русское общество, считавшее, что во франко-русском союзе России уготована второстепенная роль. Наполеон, подчинив к этому времени почти всю Европу, считал, что на пути уничтожения его главного противника - Англии, стоит Россия. Россия осталась для Наполеона единственным препятствием к господству над Европой. Наполеон говорил: "Русских надо отбросить в их льды, чтобы они не мешали мне". Война была неизбежна. Обе стороны с зимы 1812 года начали активно к ней готовиться.

Запись в тетради:

Тема урока - "Отечественная война 1812 года" (Слайд 1)

Проблемное задание:

Благодаря чему была одержана победа в отечественной войне 1812 года?

Индивидуальные задания:

  • Проследить изменение численности французских войск в ходе войны 1812 года?

  • Какие сословия российского общества участвовали в войне 1812 года?

2. В ночь на 12 июня 1812 года французские войска без объявления войны перешли

реку Неман. Началась Отечественная война 1812 года (Слайд 2).Армия Наполеона насчитывала 450 тысяч человек, тогда как у русских на границе было всего 320 тысяч человек.

Александр I призвал всех русских людей объединиться для защиты Отечества.

Основные силы русских делились на 3 армии. Первой армией командовал

генерал Барклай де Толли. Она прикрывала Петербург. Второй командовал

Петр Иванович Багратион. Она прикрывала Московское направление. Третья,

под командованием генерала Тормасова , прикрывала Киев (Слайд 4).

(Рассказ учителя сопровождается показом на карте основных русских сил)

Наполеон сосредоточил против России примерно 600 тысяч человек. Ни одна из армий не могла удержать Наполеона. Это он хорошо понимал и не мог допустить, чтобы армии соединились. Но армии Багратиона и Барклая начали отступление, уклоняясь от генерального сражения, но давая отпор французам. Армии соединились в Смоленске, где 4-6августа произошло крупное сражение. (Слайд 5)

Запись в тетради:

4-6 августа Смоленское сражение.

Город сдался. Отступление продолжалось. Война затягивалась. План Наполеона "захватить Россию одним ударом" срывался.

-Ребята, как вы думаете почему начальный этап войны был неудачным для России?

-Неудачное для России начало войны связывали (с кем?) с главнокомандующим Барклаем-де-Толли.

Барклай был отважным человеком и талантливым полководцем, но не общался с солдатами и не был любим ими. Стал вопрос о главнокомандующем.

Все чаще раздавались призывы назначить главнокомандующим М.И.Кутузова . В августе он был назначен. . Это назначение с восторгом встретили войска. Говорили "Приехал Кутузов бить французов". Боевой дух армии был поднят. Сам Кутузов

готовился к генеральному сражению. (Слайд 6)

3. Бородинское сражение.

22 августа главные силы русской армии остановились у села Бородина, в 110 км от Москвы (работа с картой), и преградили путь неприятелю.(Слайд 7)

Запись в тетради:

26 августа у села Бородино под Можайском произошло самое крупное сражение Отечественной войны.

Соотношение сил.(Слайд 8)

Русские войска:

• 132 тысячи человек.

  • 624 ствола артиллерии.


Наполеоновские войска:

  • 135 тысяч человек.

578 стволов орудий.
Длилось сражение целый день. Река Колочь защищала правый фланг русской армии. На левом был построен Шевардинский редут, который 24 августа был захвачен французами. Сзади него земляные укрепления - Багратионовские флеши.

Словарная работа:

Редут- укрепление сомкнутого вида, как правило земляное, с валом и рвом, предназначенное для круговой обороны.

Флеши- земляные укрепления.

В центре земляной курган, на котором расположились артиллерия и войска генерала Раевского.

Рано утром основной удар направлен на Багратионовские флеши. 6 часов солдаты сдерживали натиск врага. Был смертельно ранен Багратион. Одновременно удар шел на батарею Раевского. К центру обороны подтягивались свежие силы. Курганная высота тоже была взята. Но враг дальше не прошел. Сражение, продолжавшееся более 12 часов затихло.

Потери:

  • Русских - 46 т. человек.

  • Французов - 58 т. человек.(Слайд 9)

Огромные потери в русской армии заставили Кутузова не продолжать сражение на следующий день.

- Какое значение имело это сражение?

(Армия Кутузова сохранена, дух Наполеона сломлен.)

В честь этих событий в 1837 году к 25-летию Отечественной войны М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Бородино». Он попытался воспроизвести бородинские события посредством рассказа участника сражения.

Стихотворение читают дети

- Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спалённая пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые!

Не даром помнит вся Россия

Про день Бородина!...

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушке на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки

Французы тут как тут...

Два дня мы были в перестрелке.

Что толку в этакой безделке?

Мы ждали третий день...

И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Ну ж был денёк!

Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

И все на наш редут.

Вам не видать таких сражений,

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри - не вы.

Плохая им досталась доля:

Не многие вернулись с поля,

Когда б на то не Божья воля

Не отдали б Москвы!

4. Совет в Филях и оставление Москвы

4.1 сентября в крестьянской избе в деревне Фили Кутузов решил оставить Москву без боя.

Запись в тетради:

1 сентября 1812 года -военный совет в деревне Фили

"С потерей Москвы не потеряна Россия, нужно сберечь армию, сблизиться с войсками, идущими на подкрепление". Это решение не одобрили многие генералы.

- Почему Кутузов считал необходимым оставить Москву?

Без свежих подкреплений, на неудобной позиции Кутузов не решался дать сражение. "Пока цела армия, есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва - вся Россия будет потеряна..."

2 сентября русская армия оставила Москву. Следом за ней город покинуло и насе- ление. Наполеон вступил в опустевший город и отдал его на разграбление своим войскам.Бесчинства закончились пожаром в городе. Московский пожар и мародерство вскоре истребили те запасы продовольствия, которые находились в городе. (Слайд 10)

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

А.С.Пушкин "Евгений Онегин".

Известно, что Наполеон, находясь в Москве, трижды предлагал Александру I начать переговоры о мире. Но все его письма остались без ответа.

- Почему Наполеон столь настойчиво предлагал начать мирные переговоры? Почему Александр I отказался?

Если исходить из целей, которые ставил Наполеон накануне войны, то для него она было окончена. Генеральное сражение на Бородинском поле было дано. Император считал, что он его выиграл. Москву - сердце России - он захватил. Наполеон рассчитывал завершить военную компанию в течение месяца. А был уже сентябрь. Приближалась холодная осень, а затем и зима, к которой французские войска не были готовы. Продолжая оставаться в Москве, Наполеон видел, что его армия разлагается, грабежи и пьянство не прекращаются. Кроме того, коммуникационные линии Наполеона, которые связывали его с Европой, были очень растянуты и ненадежны ввиду действия русских партизан.

Что касается Александра, то известны его слова, сказанные накануне войны с Наполеоном: "Я не начну войну, но не положу оружия, пока хоть один неприятельский солдат будет оставаться в России".

Кутузов сказал: "С потерей Москвы не потеряна Россия". В стране разрасталось партизанское движение.

- Кто такие партизаны?

Словарная работа:

Партизан - член народного вооруженного отряда, самостоятельно действующего в тылу врага.

Партизанское движение, как и народное ополчение, свидетельствовало о народном характере войны, когда не только армия, но и весь народ от мала до велика поднялся на защиту своего Отечества. В этой войне прославились отважные партизанские офицеры -Д.В. Давыдов, Александр Никитич Сеславин, Александр Самойлович Фигнер. Большой урон врагу наносили крестьяне - партизаны из отрядов Герасима Курина, Василисы Кожиной.(Слайд 11)

5.Кутузов отступил на юго-восток по Рязанской дороге, но затем, обманув французов, занял Калужскую дорогу, встав лагерем в с. Тарутино. Таким образом он отрезал путь врагу к тульским оружейным заводам и к черноземным, не разоренным войной губерниям.

Партизаны изматывали противника (Д. Давыдов, А. С. Фигнер).

В Москве Наполеон осознал бесперспективность войны. Не получив ответа на мирные предложения, он в октябре покинул Москву.

За три недели, проведенные в Тарутинском лагере, русская армия отдохнула, подтянула резервы, укрепила артиллерию.

За 36 дней пребывания в Москве французы потеряли 30 тысяч человек. 7 октября вражеские войска покинули столицу и медленно двинулись на юго-запад по направлению к Калуге. Кутузов преградил французам путь у Малоярославца (работа с картой)

Запись в тетради:

12 октября 1812 г. - сражение под Малоярославцем

Его исход решал вопрос о дальнейшем пути следования армии Наполеона. Небольшой городок, сгоревший дотла, восемь раз переходил из рук в руки. Войска Кутузова оставили его только после того, как заняли удобную позицию, надежно преграждавшую неприятелю путь на Калугу.

Утром 26 октября Наполеон отдал приказ об отступлении на Можайск и далее на Смоленск.

Это путь, по которому армия Наполеона пришла в Москву. Дорога была разорена, селения сожжены, жители разбежались, а наступала русская зима.

Покидая Москву, французский император имел в строю 100 тысяч воинов. Выходя 14 ноября из Смоленска - около 50 тысяч человек. За армией тянулось около 30 тысяч безоружных воинов.

Отступавшие французы находились в тяжелейшем положении. Их преследовали казаки и партизаны, среди которых были и крестьяне, и горожане, и дворяне. От бескормицы падали лошади.

С наступлением холодов положение стало критическим.

В районе реки Березины в Западной Белоруссии остатки армии Наполеона были окружены русскими войсками. Однако вследствие некоторой несогласованности действий русских военачальников Наполеон сумел переправить значительную часть своих войск на другой берег, понеся, правда, огромные потери (около 30 тысяч человек и большую часть артиллерии). Наполеон бросает остатки своей армии и тайно отправляется во Францию, дабы собрать новую армию. В декабре было завершено изгнание захватчиков с территории России.

Запись в тетради:

25 декабря 1812 г. - манифест Александра I об окончании Отечественной войны.

Однако для завершения разгрома врага и освобождения народов Европы от последствий наполеоновских войн был предпринят длившийся более года заграничный поход русской армии.

С событиями 1813-1814 гг. мы достаточно подробно знакомились в курсе новой истории, поэтому ту часть параграфа 4, которая посвящена Заграничному походу русской армии и Венскому конгрессу, вы прочтете дома самостоятельно.

6.Обсуждение проблемных заданий (сначала индивидуальных, потом общего).

  • Как изменилась численность французских войск в ходе войны 1812 года

  • Какие сословия российского общества участвовали в войне 1812 года?

  • Благодаря чему была одержана победа в Отечественной войне 1812 года?

IV.Закрепление.

1.Кроссворд.

Правильно ответив на вопросы кроссворда, вы сможете прочитать в выделенном столбце слово, означающее характер войны 1812 года.

1.Место, где состоялась главное сражение войны.

2.Полководец, главнокомандующий русской армии.

3.Земляные укрепления.

4.Генерал,командующий 2-й армией после Бородинской битвы

5.Место последнего сражения войны 1812 года.

6.Место соединения Русских армий.

7.Генерал,герой войны 1812 года.

8.Основатель партизанского движения.

9.Пограничная река.

10.Место командного Пункта Наполеона на Бородинском поле.

11.Место отдыха и перегруппировки русской армии.

12.Члены боевых отрядов составленных из местных жителей.

13.Командир русской батареи на Бородинском поле.

Урок по истории Отечественная война 1812 года



2. Тестовые задания

1.Выберите правильный ответ:

а) дата вторжения войск Наполеона на территорию России:

  1. 20 ноября 1805 г. 3)22 июня 1812 г.

  2. 12 июня 1812 г. 4) 26 августа 1812 г.

б) основной замысел Наполеона состоял в том, чтобы:

  1. захватить Москву, Петербург, Киев

  2. разгромить армии русских по одиночке

  3. разбить русскую армию вблизи границы

  4. не вступать в генеральное сражение

г) военное формирование, создаваемое на добровольных началах в помощь
войскам, называется:

  1. полурегулярным войском

  2. партизанами

  3. фуражирами
    4)ополчением

д) целью Заграничного похода русской армии было:

  1. окончательное изгнание врага из пределов России

  2. освобождение Европы

  3. устранение союзников Наполеона

  4. пленение и суд над Бонапартом

Установите соответствие:

а} 1 -я армия 1) П. И. Багратион

б) 2-я армия 2) А. П. Тормасов

в) 3-я армия 3) М. И. Кутузов

4) М. Б. Барклай-де-Толли

3. Укажите принцип образования ряда:

Д. Давыдов, А. Фигнер, Г. Курин, В. Кожина

4. Выберите верные утверждения:

а)причины поражения наполеоновских войск в России:

1)всенародный характер войны со стороны России

2)освободительная война в Европе

3)полководческий талант русских главнокомандующих

4)зимние морозы

5)нежелание Наполеона отменить крепостное право в России

Б) задачи Священного союза:

  1. обеспечение мира в Европе

  2. охрана нерушимости границ европейских стран

  3. освобождение Европы от власти Наполеона

  4. подавление революционного движения противостояние Великобритании

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание: параграф 4, вопросы на стр. 34; выписать в тетрадь итоги Венского конгресса



© 2010-2022