• Преподавателю
  • История
  • Исследовательская работа Гвардейская Краснознаменная подводная лодка С-56: лодка из легенды

Исследовательская работа Гвардейская Краснознаменная подводная лодка С-56: лодка из легенды

Работа была представлена на Всероссийский конкурс по истории Военно-Морского Флота России, проводимом Всероссийским центром дистанционных олимпиад в 2014г., и была поощрена Дипломом III степени. Содержит краеведческий материал о легендарной подводной лодке С-56, которая сейчас является музеем и является достопримечательностью Владивостока.
Раздел История
Класс 9 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Лицей №9»

Арсеньевского городского округа

Приморского края


Всероссийский конкурс по истории Военно-морского Флота России


Номинация «Историческая»







Реферат


Исследовательская работа Гвардейская Краснознаменная подводная лодка С-56: лодка из легендыГвардейская Краснознамённая

подводная лодка С-56:

лодка из легенды



Автор: Л. И.,

ученица 9 «Б» класса

Научный руководитель: Данилова Светлана Александровна,

учитель истории

высшей квалификационной категории




2014

СодержаниеВведение

стр.

Основные характеристики

стр.

История строительства

стр.

Первый командир

стр.

Переход на Северный флот. Хроника событий

стр.

Боевые походы.Участие в боевых действиях

стр.

Послевоенная служба

стр.

Заключение

стр.

Список источников

стр.

Приложение

стр.













Основные характеристикиТип корабля:

Средняя подводная лодка

Обозначение проекта:

тип С - «Средняя», серия IX-бис

Скорость (надводная):

19,5 узла

Скорость (подводная):

8,7 узла

Рабочая глубина погружения:

80 м

Предельная глубина погружения:

100 м

Автономность плавания:

30 суток

Экипаж:

42 человека

Размеры:

Водоизмещение надводное - 837 т

Водоизмещение подводное -1 090 т

Длина наибольшая (по КВЛ):

77,7 м

Ширина корпуса наибольшая:

6,4 м

Силовая установка:

Дизель-электрическая

Вооружение:

Артиллерия - 1 x 100/51 Б-24ПЛ

Торпедно-минное вооружение -6 x 533 мм ТА (4 в носу и 2 в корме),12 торпед ПВО, 1 x 45/46 полуавтомат)

История строительства

Подводная лодка заложена 24 ноября 1936 г. на судостроительном заводе № 194 имени Андре Марти (с 30 марта 1992 г. Государственное предприятие Адмиралтейские верфи) в Ленинграде под стапельным номером 405. Секциями по железной дороге доставлена на завод № 202 («Дальзавод» имени К. Ворошилова) во Владивосток, где произведена окончательная сборка.

Спущена на воду 25 декабря 1939 г., вступила в строй 20 октября 1941г.

30 октября 1941 г. присвоен тактический номер и подводная лодка вошла в состав Тихоокеанского флота.

31 октября 1941 г. на борту поднят флаг Военно-Морского Флота Советского Союза.

7 ноября 1941 г. под командованием капитан-лейтенанта Щедрина Григория Ивановича вошла в состав Тихоокеанского флота.


Первый командир


Первым командиром подводной лодки был капитан-лейтенант Григорий Иванович Щедрин. Он родился 18 ноября (1 декабря) 1912г. в городе Туапсе, на берегу Чёрного моря, в 12 лет начал работать на лесозаготовках, в 1926 г., в возрасте 14 лет, был принят юнгой на шхуну «Диоскурия». Совмещал службу матросом и учёбу. В 1932 г. окончил Херсонский морской техникум и стал штурманом.

CИсследовательская работа Гвардейская Краснознаменная подводная лодка С-56: лодка из легенды 1934 года - Г. Щедрин на военной службе в подводном флоте. Проходил стажировку на «Щ-301», с апреля 1937 г.по март 1938 г.служил старпомом на «Щ-114», затем до июля 1938 года командовал «Малюткой» «М-5», после чего стал командиром «Щ-1

Первый командир «С-56» - Г.И.Щедрин.10». В 1939 г. экипаж Г.И.Щедрина занял первое место на Тихоокеанском флоте и впоследствии дважды удерживал его. В ноябре 1940 г. Г. И. Щедрин назначен командиром строящейся субмарины «С-56» и командовал подводной лодкой до марта 1946 г. В боевых походах Г.И.Щедрин показал себя талантливым подводником, наделённым лучшими командирскими чертами: мужеством, железной волей, тактической сметкой.

Подводная лодка имеет свою особую атмосферу и специфику, ведь от действия одного зависит жизнь всего экипажа, и это не только на войне. Весь экипаж - на глазах командира, а командир виден каждому. Как вспоминали подводники, Григорий Иванович с большой любовью и уважением относился к «делу, которому служишь», с пониманием и вниманием к каждому члену экипажа, к каждому механизму, к каждой мелочи.

Затем он был переведён на Балтику и до ноября 1947 г. служил начальником штаба 2-й БрПЛ 8-го флота. Герой Советского Союза, один из самых известных советских подводников, вице-адмирал, командующий Камчатской военной флотилией, писатель Г.И.Щедрин умер 7 января 1995г.

Переход на Северный флот. Хроника событий

4 сентября 1942 г. Государственный Комитет Обороны принял решение об усилении Северного флота за счет перевода с Тихого океана шести подводных лодок. В их число вошли два «Ленинца» («Л-15» и «Л-16») и четыре недавно вступившие в строй «эски» 3-го дивизиона 1-й бригады ПЛ ТОФ: «С-51», «С-54», «С-55» и «С-56». Подводные лодки отправлялись парами. Общее руководство переходом было возложено на командира 3-го дивизиона ПЛ капитана 1 ранга, Героя Советского Союза А.В. Трипольского (шел на борту «С-51»). Кроме того, по подводным лодкам были распределены дивизионные специалисты, исполняющие обязанности вахтенных офицеров. На «С-56» шел дивизионный связист Л.В. Бондарюк.

6Исследовательская работа Гвардейская Краснознаменная подводная лодка С-56: лодка из легенды октября 1942 г. С-56 под командованием капитан-лейтенанта Григория Ивановича Щедрина в паре с подводной лодкой С-51 под командованием капитан-лейтенанта Ивана Фомича Кучеренко покинули Владивосток. Переход проходил по маршруту: Владивосток - Петропавловск-Камчатский - Датч-Харбор (США) - Сан-Франциско (США) - Коко-Соло (Панамский канал) - Гуантанамо (США) - Галифакс (Канада) - Розайт (Шотландия) - Леруик (Шотландия) - По

л

«С-56» - лодка из легенды.ярный.

29 октября 1942 г. на выходе из базы ВМС США Датч-Харбор ПЛ атакована неустановленной ПЛ. Торпеда прошла под днищем ПЛ и не взорвалась. При доковании в днище ПЛ обнаружены элементы хвостовой части торпеды.

12 ноября 1942 г. через три часа по выходу из Сан-Франциско «С-56»разошлась на встречных курсах с авианосцем ВМС США USS Saratoga (CV-3).

17 ноября 1942 г.у побережья Южной Калифорнии атакована неустановленной ПЛ. Уклонилась подачей полного хода. Торпеда прошла в 50 метрах за кормой.

8 декабря - 11 декабря 1942 г.у берегов Канады попала в жестокий шторм. Частично затоплена водой, повреждена. Потеряла ход. Снесена на 60 миль от курса.

12 декабря 1942 г. по прибытии в Галифакс поставлена в аварийный ремонт.

31 декабря 1942 г.у берегов Ньюфаундленда в подводном положении попала под надстройки затонувшего судна, дачей реверса сумела освободиться.

8 января 1943 г. попала в сильный шторм в Северной Атлантике. По прибытии в порт Розайт поставлена в аварийный ремонт, прошла докование.

5 марта 1943 г. на переходе из Леруик в Полярный в условиях шторма обнаружила неопознанную ПЛ. Атака не производилась.

Несколько раз от выпущенных неизвестными подводными лодками торпед «С-56» спасали зоркие глаза рулевых-сигнальщиков Игнатьева и Легченкова, распорядительность лейтенанта Скопина П.П., безукоризненно быстрые действия мотористов Бубнова и Лебедева, рулевого Немальцева, мичмана Дорофеева и всего экипажа в целом

Наконец, 8 марта 1943 г. в районе Териберки «С-56» встретили эсминец «Валериан Куйбышев», сторожевой корабль «Гроза», сторожевой корабль № 28 и сопроводили в Полярное. В этот же день подводная лодка включена в состав 2-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота

За время 153-суточного перехода субмарина прошла два океана: Тихий и Атлантический и девять морей: Японское, Охотское, Берингово, Карибское, Саргассово, Северное, Гренландское, Норвежское и Баренцево, провела в море 67 суток (2220 часов), прошла16632 морских миль (в том числе 113 под водой)..

В годы Великой Отечественной войны подводная лодка «С-56» в числе шести подводных лодок Тихоокеанского флота совершила беспримерный в истории подводного плавания переход на Северный флот через девять морей и два океана, оставив за кормой свыше 16 тысяч миль. Именно о ней позже заслуженно скажут: «Лодка из легенды».

Боевые походы. Участие в боевых действиях

За годы войны С-56 совершила 8 боевых походов, вот они.

  • 31 марта - 19 апреля 1943 г. в район мыса Нордкин, позиция № 4.

После навигационного ремонта и традиционной сдачи зачетов вечером 31 марта ПЛ «С-56» вышла в район мыса Нордкин (позиция № 4). Обеспечивал боевой дебют субмарины командир 2-го дивизиона ПЛ капитан 2 ранга А.В. Трипольский. В ночь на 6 апреля подводная лодка в районе мыса Маккаур произвела высадку на побережье противника разведгруппы из четырех человек, а 10 апреля произвела свою первую торпедную атаку. Вражеский конвой был обнаружен подводной лодкой у мыса Слетнес. «С-56» выпустила две торпеды из кормовых аппаратов по судну, оцененному командиром субмарины в 8000 тонн. Спустя две минуты акустик подлодки доложил, что зафиксировал взрыв, который слышал так же личный состав I и II отсеков. Через 25 минут, осматривая горизонт в перископ, командир субмарины обнаружил судно без хода. При повторном осмотре через полчаса цель не обнаружена; транспорт посчитали уничтоженным. Германский конвой не заметил атаку подлодки; несколько удаленных взрывов, принятых подводниками за признаки сброса глубинных бомб, скорее всего, относятся к неудачной атаке конвоя авиацией СФ.

Вторая атака состоялась днем 14 апреля у мыса Нолнес. Подводная лодка встретила довольно крупный конвой, шедший в западном направлении, но при выходе в атаку была обнаружена кораблями эскорта и, уклоняясь от них, была вынуждена пересечь курс каравана, выходя в точку залпа кормовыми торпедными аппаратами. Предупрежденные о присутствии субмарины суда конвоя сумели уклониться от торпед, одна из которых прошла всего в 10 метрах от парохода «Детлеф». Вскоре она взорвалась на мелководье, что на «С-56» было принято за признак поражения цели. Сторожевые корабли противника начали преследование подводной лодки, сбросив 11 глубинных бомб, но, так как гидроакустический контакт с субмариной наладить не удалось, они вернулись к охраняемым судам. «С-56», получившая при уклонении от вражеских кораблей трещину в шве одной из топливно-балластных цистерн вечером 17 апреля отозвана в базу и вскоре прибыла в Полярное.

  • 14 мая - 29 мая 1943 года в район мыса Нордкин, позиция № 4.

Реальный успех принес второй боевой поход субмарины. С вечера 16 мая «С-56» патрулировала район позиции № 4 у мыса Нордкин. Ждать пришлось недолго. Уже утром 17 мая у мыса Нолнес подводная лодка обнаружила шедший в восточном направлении конвой в составе двух танкеров и транспорта под охраной сторожевых кораблей. «С-56» произвела залп из носовых торпедных аппаратов по транспорту и створившемуся с ним танкеру с расчетом поразить сразу две цели. Одна из торпед попала в пароход «Вартеланд» («Wartheland», 3678 брт), но не взорвалась, зато другая поразила танкер «Ойроштадт» («Eurostadt», 1118 брт) который вез 1280 тонн горючего. Танкер быстро затонул, оставив на поверхности воды пятно горящей нефти, что дало подлодке время уйти на глубину, пока сопровождавшие конвой охотники «Uj-1206», «Uj-1212» и тральщик «M-343» начали поиск субмарины. Немецким охотникам удалось установить гидроакустический контакт с подводной лодкой, после чего они шесть часов преследовали ее, сбросив на безопасном удалении от корабля 60 глубинных бомб. При сбрасывании последней серии с охотников наблюдали взрыв большой силы, что было принято за признак уничтожение субмарины. Вскоре подводники, всплыв на перископную глубину, смогли наблюдать за результатом своей работы - огромный столб дыма. Это все, что осталось от танкера; примерно такую же картину наблюдали и советские самолеты-разведчики, летавшие в этом районе. Когда утром 29 мая «С-56» прибыла в Полярное, ее ждала торжественная встреча. Нужно отметить, что атака «С-56» 17 мая 1943 года стала единственной результативной атакой советской подводной лодки в Великой Отечественной войне, когда торпедным залпом были поражены сразу две цели (хотя одна торпеда не взорвалась).

  • 11 июля - 21 июля 1943 года в район мыса Нордкап - мыса Сейбунес, позиция № 3.

Третий поход экипаж подлодки посвятил празднику - Дню Военно-Морского Флота и совпавшей с ним десятой годовщине Северного флота. На исходе 13 июля подводная лодка заняла позицию № 3 в районе мыс Нордкап - мыс Сейбунес. В ранние часы 17 июля в точке 71°07' с.ш.; 28°22' в.д. подводная лодка обнаружила небольшой конвой, на деле оказавшимся отрядом боевых кораблей. Минные заградители «Бруммер» и Остмарк» в сопровождении тральщиков возвращались с минной постановки. Как и в прошлый раз, подлодка производила залп с расчетом поразить две цели. Четыре торпеды были выпущены с дистанции 2,5 и 7-8 кбт, а через 18 и 50 секунд на подлодке зафиксировали 2 сильных взрыва, еще два глухих взрыва было отмечено через три минуты. Минный заградитель «Остмарк» сумел вовремя заметить опасность и увернуться от торпеды, но тральщик «М-346» этого сделать не успел и поймал сразу две. Несмотря на то, что в момент атаки подводной лодки на тральщиках исправно работали шумопеленгаторы и гидролокаторы, субмарина так и не была ими обнаружена. Подобрав из воды переживших гибель корабля (на «М-346» погибло 32 моряка) немцы спешно покинули место боя. Продолжая крейсерство, вечером 19 июля в районе Гамвика «С-56» по данным гидроакустики атаковала групповую цель. Визуально элементы движения кораблей и их количество мешал определить густой туман. Атака проводилась кормовыми торпедными аппаратами; дистанция до цели составляла 17 кбт. В таких условиях попадание могло произойти только чудом, и чудо произошло!

ЧИсследовательская работа Гвардейская Краснознаменная подводная лодка С-56: лодка из легендыерез две минуты на подлодке услышан отдаленный взрыв, свидетельство гибели сторожевого корабля «NKi-09» (мобилизованный рыболовный траулер «Алане»), перевозившего команду для поиска и уничтожения разведгруппы, высаженной «С-56» 6 апреля. Подводная лодка развернулась, и через 20 минут повторила атаку. На этот раз лимит чудес был исчерпан, торпеды прошли мимо цели.

В

Торжественная встреча «С-56» в Полярном.

Возможно, 21 июля 1943 года.скоре подлодка была отозвана на базу, и вечером 21 июля прибыла в Полярное, где тут же встала на текущий ремонт, который завершился только в конце 1943 года. В ходе ремонтных работ на подводной лодке установлена новая аккумуляторная батарея и гидролокатор «Дракон-129».

  • 18 января - 4 февраля 1944 года в район мыса Слетнес Тана-Фьорда, сектор № 3.

Четвертый боевой поход «С-56» состоялся в рамках операции «РВ-1». 18 января 1944 года субмарина вышла для действий в секторе № 3 в районе мыс Слетнес - Тана-фьорд. На борту подлодки находился начальник отдела подводного плавания штаба СФ капитан 1 ранга В.П. Карпунин. Уже на исходе 20 января «С-56» атаковала крупный конвой «Ki-103-Rf», включавший 11 транспортов. Караван был обнаружен внезапно на малой дистанции, поэтому залп проводился кормовыми торпедными аппаратами из надводного положения. Торпеды прошли мимо, а повторной атаке помешало знание того, что где-то рядом находится подводная лодка «С-102».

Днем 22 января подводная лодка была вынуждена пропустить проходивший мимо конвой из-за невозможности в условиях шторма удержать корабль на перископной глубине, а на исходе 23 января сама субмарина чуть не стала жертвой противолодочных кораблей противника. «С-56» проводила поиск, идя вдоль берега в надводном положении, когда обнаруживший ее сторожевик с небольшой дистанции выстрелил осветительным зарядом. Подводная лодка успела погрузиться, а сторожевики «V-6108» и «NKi-10» приступили к сбросу глубинных бомб. К счастью, преследование было недолгим. Появившийся советский самолет-разведчик заставил охотников вернуться к конвою.

Успешная атака состоялась только 28 января. В районе мыса Слетнес «С-56» кормовым залпом потопила транспорт «Хайнрих Шульте» («Heinrich Schulte», 1918 г., 5056 брт), шедший в балласте в составе западного конвоя. Сопровождавшие конвой большие охотники «Uj-1208», «Uj-1209» и «Uj-1212» так и не смогли наладить гидроакустический контакт с атаковавшей субмариной и ограничились сбросом на безопасном удалении от подлодки сковывающей серии глубинных бомб. Днем 4 февраля «С-56» благополучно вернулась в базу.

Война продолжалась и противник совершенствовал свою противолодочную оборону. Ставил новые минные заграждения, привлекал больше кораблей, вооружал их радиоэлектронной техникой. Подбираться к конвоям и топить транспорты становилось все труднее. От похода к походу росло мастерство экипажа. Офицеры Гладков, Иванов, Скопин, Шаповалов, Ушаков, Ковалев настойчиво учились сами и организовали учебу подчиненных. Ни один недостаток, случавшийся в море, не проходил мимо их внимания, так же, как полезное предложение, сделанное любым из старшин или матросов. Это сплачивало экипаж.

  • 20 февраля - 7 марта 1944 года по плану операции «РВ-2» в район мыса Слетнес Тана-Фьорда, сектор «Ю».

Наиболее трудным стало участие подводной лодки в операции «РВ-2». С утра 24 февраля субмарина патрулировала район мыса Слетнес (сектор «Ю»). Действия подлодки осложнялись дефектом левого гребного винта, из-за чего нельзя было использовать левую линию вала. С утра 26 февраля на «С-56» начали отмечать отдаленные разрывы глубинных бомб, которые продолжали рваться и на следующий день. Подлодка, не зная причин их происхождения, проводила маневры уклонения. Почти двое суток она находилась под водой, не включая машинки регенерации воздуха. Ситуация осложнилась настолько, что командир подлодки разрешил беспартийным покинуть боевые посты; на вахту встали члены ВКП(б). Причиной таинственных взрывов стало прохождение северного конвоя «JW-57». Вечером 25 февраля немецкая подводная лодка «U-990» потопила почти со всем экипажем (спасено лишь 17 человек) британский эсминец «Mahratta», после чего корабли сопровождения, пока конвой 28 февраля не достиг Мурманска, проводили профилактический сброс глубинных бомб.

Наконец, утром 4 марта «С-56» обнаружила вражеский конвой. Атака проводилась в условиях плохой видимости. Субмарина проводила зарядку аккумуляторов, когда обнаружила, что находится в середине походного ордера каравана. После срочного погружения подводной лодке из-за сложных погодных условий пришлось атаковать по акустическим пеленгам кормовыми торпедными аппаратами. Команда на пуск торпед по транспорту в 6000 тонн последовала в 04.16, но одна торпеда не вышла вовсе и застряла в торпедном аппарате, а вторая, видимо получив повреждения, взорвалась вскоре после пуска. Торпедисты решили избавиться от застрявшей в аппарате торпеды; для этого они без разрешения командира продули сжатым воздухом торпедный аппарат, в результате чего, корабль принял дифферент на нос и стал быстро погружаться. Провала на запредельную глубину удалось избежать, дав воздух в носовую группу цистерн, но после продувания части балласта подводная лодка начала стремительно всплывать и вскоре оказалась в зоне видимости охотников «Uj-1219» и «Uj-1220», сопровождавших конвой «Ki-109-Rf». «С-56» едва успела снова уйти под воду, как «Uj-1220» начал сброс бомб. К счастью, немецкие корабли не смогли наладить гидроакустический контакт, но четырех глубинных бомб вполне хватило: вышел из строя вытяжной вентилятор, повреждено освещение, разошлись швы на легком корпусе, надстройке, сорвано ограждение носовых горизонтальных рулей, вышел из строя ряд приборов, размещенных на мостике. Подлодка оторвалась от преследования; через четыре часа удалось выстрелить злополучную торпеду. Вернувшись в базу, «С-56» прошла докование, на подлодке был установлен стабилизатор глубины «Спрут».

Личный состав до этого дважды награждался высокими правительственными наградами, а теперь был представлен к третьему награждению. Но самым радостным для моряков стал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 31 марта 1944 года о награждении подводной лодки «С-56» за боевые заслуги орденом Красного Знамени.

  • 16 мая - 31 мая 1944 года по плану операции «РВ-4» в район мыса Нордкин, сектор № 2.

Шестой боевой поход «С-56» начался вечером 16 мая. Подводная лодка вышла в район сектора № 02 (мыс Нордкин - Тана-фьорд) для действий по плану операции «РВ-4». Пожалуй, это было самое неудачное патрулирование «С-56». С самого начала подлодку преследовала плохая погода и неполадки с техникой. Едва прибыв на позицию, «С-56» была вынуждена ремонтировать зенитный перископ. Днем 26 мая подводная лодка провела безуспешный поиск экипажей «Бостонов» накануне сбитых в районе Тана-фьорда в бою с конвоем «Rp-120-Ki». В ночь на 30 мая на субмарине вышел из строя правый дизель, и ей пришлось вернуться в базу.

  • 11 июля - 22 июля 1944 года по плану операции «РВ-6» в район мыса Нордкин, сектор № 2.

Следующий боевой поход «С-56» проходил в рамках операции «РВ-6». В ночь на 11 июля подлодка покинула базу для действий в районе мыс Нордкин - Берлевог (сектор № 2). Утром 15 июля у мыса Харбакен субмарина обнаружила довольно крупный сильноохраняемый конвой. Атаке мешал густой туман, но все же подлодка с дистанции 7 кбт сумела выпустить четыре торпеды по транспорту и створившемуся с ним миноносцу. Вскоре на подлодке отчетливо услышали два взрыва, а затем еще два. Спустя шесть минут после пуска торпед командир субмарины наблюдал в перископ тонущий кормой миноносец; атакованный транспорт не наблюдался. Атаку посчитали успешной, но немецкий конвой «La-124-Ki» ее не зафиксировал. Услышанные подводной лодкой спустя почти полтора часа после атаки отдаленные разрывы глубинных бомб, принятые на «С-56» как запоздалое преследование, предназначались «М-200», которая атаковала конвой часом позже. 21 июля из-за неисправности верхнего левого газоотводного клапана подлодка была вынуждена досрочно оставить позицию и вернуться в базу, где в ходе навигационного ремонта на корабль установлена выдвижная антенна «ВАН-ПЗ». Нужно отметить, что корабль давно нуждался в более обстоятельном капитальном ремонте; его механизмы были изношены, аккумуляторная батарея заряжалась наполовину, пропускали воду газоотводные клапаны.

  • 16 сентября - 27 сентября 1944 года по плану операции «РВ-8» в район мыса Нордкин, сектор Б.

Во второй половине сентября «С-56» приняла участие в операции «РВ-8». Подводная лодка действовала в секторе «Б» у мыса Нордкин. С утра 18 сентября она находилась в назначенном районе, но на этот раз цель долго не появлялась. Субмарина провела в море почти неделю, пока вечером 24 сентября не обнаружила вдалеке вражеский конвой. Несмотря на попытку сократить дистанцию до цели, стрелять пришлось с довольно большого расстояния - 19 кбт. С подводной лодки наблюдали в перископ, как две из четырех выпущенных торпед попали в транспорт, оцененный подводниками в 4000 тонн, но торпеды взорвались о прибрежные скалы; в этот день атакованный подлодкой немецкий конвой «Lf-133-Ki» потерь не понес; атакованный субмариной сторожевик «V-6105» наблюдал следы трех торпед, и сумел уклониться от них. В ответ немцы сбросили на безопасном удалении от «С-56» 30 глубинных бомб, и, по их словам, наблюдали показавшуюся из воды рубку подводной лодки, а на поверхности воды пятно соляра. Считая подлодку уничтоженной или поврежденной, немецкое командование направило в район боя тральщики «M-31» и «M-251». Их и атаковала «С-56» днем 26 сентября. Первые две торпеды прошли мимо и взорвались о прибрежные скалы, вторая пара торпед, выпущенная через шесть минут, по мнению подводников, попала во второй корабль. По крайней мере, взрыв, спроецированный на фоне корпуса тральщика, был зафиксирован на фотопленке. По данным немцев, они наблюдали следы всех четырех торпед, часть которых взорвалась не дойдя до цели. В ответ тральщики сбросили на безопасном удалении от подлодки 33 глубинных бомбы, и даже доложили об уничтожении субмарины, но днем 27 сентября «С-56» благополучно вернулась в Полярное. На этом война для нее закончилась. Подводная лодка встала на ремонт, который завершился в конце декабря 1944 года, к этому времени боевые действия на Севере, в основном, завершились.

За время боевых походов подводная лодка «С-56»произвела 13 атак с выпуском 30 торпед, потопив 4 корабля (2 боевых корабля и 2 транспорта) и повредив один, на подводную лодку было сброшено свыше 3 тысяч глубинных бомб. С-56 является самой результативной советской подводной лодкой в Великой Отечественной войне по количеству достоверно потопленных целей:

  • 17 мая 1943 г. танкер «Eurostadt» (1 118 брт)

  • 7 июля 1943 г. тральщик «М 346» (551 брт)

  • 19 июля 1943 г. сторожевой корабль «№ Ki 09» («Alan», 466 брт)

  • 28 января 1944 г. транспорт «Heindrich Schulte» (5 056 брт)

  • 17 мая 1944 г. повредила транспорт «Wartheland» (5 096 брт, торпеда не взорвалась).

ШИсследовательская работа Гвардейская Краснознаменная подводная лодка С-56: лодка из легендыесть раз экипаж удостаивался наград Родины.

5 ноября 1944 года командиру субмарины капитану 2 ранга Г.И. Щедрину присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением медали «Золотая Звезда» и Ордена Ленина.

За время Великой Отечественной Войны ПЛ С-56 19 раз объявлялась погибшей.

К

Капитан 2 ранга И.Ф. Кучеренко вручает командиру «С-56» капитану 3 ранга Г.И. Щедрину медаль «За оборону Заполярья».дню Советской Армии и Военно-Морского Флота в феврале 1945 года Краснознаменная подводная лодка «С-56» приказом народного комиссара ВМФ была преобразована в гвардейскую.


Послевоенная служба


После окончания войны подводная лодка продолжила службу на Северном флоте. В период 10 июля - 5 октября 1954 г.под командованием капитана 2 ранга В.И. Харченко совершила межфлотский переход в надводном положении в составе ЭОН-64 по Северному морскому пути из Екатерининской гавани в бухту Тарья (Камчатка), а затем во Владивосток, тем самым первой из советских подводных лодок совершив кругосветный поход. За мужество, проявленное при выполнении поставленной задачи, экипаж С-56 был поощрён. В. И. Харченко награждён орденом Красной Звезды.

  • 6 ноября 1953 г. «С-56» снова вошла в состав Тихоокеанского флота.

  • 14 марта 1955 г. выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию.

  • 13 июня 1955 г.переименована в ПЗС-55.

  • 12 января 1957 г. переименована в ЗАС-8.

  • 20 апреля 1964 г. переформирована в учебно-тренировочную ПЛ.

  • 15 сентября 1964 г. переименована в УТС-14.

  • 9 мая 1975 г., в день 30-й годовщины Победы, установлена в качестве корабля-музея на Корабельной набережной, рядом со зданием штаба Тихоокеанского флота на берегу бухты Золотой Рог.

  • 25 июля 1982 г. в День Военно-морского флота подводная лодка «С-56» и корабль «Красный вымпел» вошли в общий ансамбль Мемориала славы Тихоокеанского флота, дополненного скульптурной композицией, корабельным орудием, башней от бронекатера и памятными плитами с Вечным огнём в центральной части (авторы комплекса скульптор В. Ненаживин и архитектор А. Сандюк).

Ныне подводная лодка «С-56» поднята на пьедестал Вечной Славы во Владивостоке. Это единственная в стране и мире подлодка-музей на суше. На «С-56» ежедневно проходит церемония подъёма и спуска Военно-Морского флага СССР. На гюйсштоке ПЛ поднимается Гюйс ВМФ СССР, на флагштоке - Краснознамённый Гвардейский Военно-Морской Флаг СССР. На палубной надстройке ПЛ изображена Красная Звезда.

О героической советской подлодке «С-56» известным российским тележурналистом Сергеем Брилёвым снят документальный фильм «Тайна трех океанов», который основан на документах, рассекреченных только в XXI веке.

Документальный фильм насыщен богатым военно-политическим материалом, напоминающим зрителям о ключевых событиях Второй мировой войны в районе Тихого океана. Кроме того, он рассказывает о многочисленных трудностях, с которыми пришлось столкнуться советским подводникам во время своего беспримерного похода.

Приложение

Исследовательская работа Гвардейская Краснознаменная подводная лодка С-56: лодка из легенды

Командный состав «С-56», 1944 г. Второй слева командир подлодки капитан 2 ранга Г.И. Щедрин, четвертый - старпом старший лейтенант Е.Г. Хрусталёв, рядом с ним командир БЧ-3 лейтенант А.А. Рогов.

Исследовательская работа Гвардейская Краснознаменная подводная лодка С-56: лодка из легенды

Торпедисты «С-56». Слева направо: старшина группы Ф. Павлов, И.Г. Лемперт, командир БЧ-2-3 лейтенант А.А. Рогов, командир отделения А.С. Магдалинин и Новиков М.И., 1945г.

Исследовательская работа Гвардейская Краснознаменная подводная лодка С-56: лодка из легенды

Экипаж «С-56»,весна 1945 г.



© 2010-2022