Рабочая программа по истории в 6 классе

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
«Согласовано»

Руководитель МО

_______/_______/

Ф.И.О.

Протокол № ___ от

«___»______2016 г

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ Шатовская СШ с.Шатовка

________/____________/

Ф.И.О.

«_____»___________2016 г

«Утверждаю»

Директор МБОУ Шатовская СШ с.Шатовка

________/_________/

Ф.И.О.

Приказ №____ от

«___»_______ 2016 г

Рабочая программа

Гребневой Елены Анатольевны,

учителя истории высшей квалификационной категории,

по учебному курсу «История»

6 класс

Рабочая программа курса «История» составлена на основе Примерной программы учебного предмета «История» на уровне основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС ООО и нового историко-культурного стандарта (ИКС).

- Рабочей программы предметной линии учебников И.Л.Андреева, О.В.Волобуева, Л.М.Ляшенко для 6-10 классов. М.»Дрофа», 2016 г.

УМК: Андреев И.П., Федоров И.Н. «История России с древнейших времен до XVI века», М.: «Дрофа», 2016 г.

- Рабочей программы предметной линии учебников А.А.Вигасина - А.О.Сороко-Цюпы 5-9 классы. М.: Просвещение, 2011 г.

УМК: Агибалова Е.В., Донской Г.М. «История Средних веков», М.: «Просвещение», 2016 г.

Курсы Всеобщей истории и истории России в 6 классе изучаются отдельными модулями и последовательно:

вначале изучается курс Всеобщей истории (24 часа в год), затем курс истории России (44 часа в год). Всего 68 часов в год.











2016-2017 учебный год

Основное содержание курса

В рабочей программе предусматривается следующая система распределения учебного материала:

Учебная тема

Количество часов

всего

теоретические

обобщающие уроки

Основное содержание раздела


ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. VI-XV

24



1

Введение

1

1

-

Что изучает история Средних веков. Дискуссии ученых о временных границах эпохи Средневековья. Место истории Средних веков в истории человечества. Этапы развития эпохи Средневековья. По каким источникам ученые узнают историю Средних веков.

2

Становление средневековой Европы (VI-IXвв.)

3

3

-

Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств.

Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья.

3

Византийская империя и славяне в VI-XI вв.

2

2

-

Византийская империя в IV-XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии.

4

Арабы в VI-XIвв.

1

1

-

Арабы в VI-ХI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.

5

Феодалы и крестьяне

2

2

-

Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни. Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община

6

Средневековый город в Западной и Центральной Европе.

2

2

-

Города - центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан.

7

Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы

2

2

-

Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.

8

Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XVвв.)

6

6

-

Государства Европы в XII-ХV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. д'Арк. Германские государства в XII-XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики в XII-XV вв. Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера).

9

Славянские государства и Византия в XIV-XV вв.

2

2

-

Гуситское движение в Чехии. Византийская империя и славянские государства в XII-XV вв. Экспансия турок-османов и падение Византи

10

Культура Западной Европы в Средние века

2

2

-

Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения.

11

Народы Азии, Америки и Африки в средние века

1

1

-

Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.



Основное содержание курса


В рабочей программе предусматривается следующая система распределения учебного материала:

Учебная тема

Количество часов

всего

теоретические

обобщающие уроки

Основное содержание раздела


44

38

6

1

Введение

1

1

-

Что изучает история. Кто изучает историю. Как изучают историю. Роль и место России в мировой истории Периодизация российской истории. Источники по истории России. История России - история всех населяющих ее народов.

2

Народы и государства Восточной Европы в древности

3

3

-

Великое оледенение. Заселение территории нашей страны.

Климатические изменения в древности. Неолитическая революция. Языковые семьи жителей Европы и Северной Азии. Миграции народов. Эволюция индоевропейской общности. Вопрос о происхождении славян. Славянские общности Восточной Европы. Славяне и балты. Великое переселение народов. Нашествие гуннов. Создание славянской письменности Кириллом и Мефодием. Расселение славян, их разделение на три ветви - восточных, западных и южных. Влияние природно-географического фактора на общественную жизнь славян.

3

Русь в IX - первой половине XII века

11

10

1

Исторические условия складывания государственности.

Первые известия о Руси. Различные подходы к проблеме образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей. Формирование территории государства. Дань и полюдье. Первые русские князья. Начало правления Владимира Святославича. Языческая реформа. Принятие христианства. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Княжеские усобицы. Раздел земель Ярославом Мудрым между сыновьями. Борьба между братьями Ярославичами. Развитие древнерусского законодательства. Владимир

Мономах: политик и писатель. Устав Владимира Мономаха. Крупнейшие города Руси как центры государственной, эконо-

мической и духовной жизни. Древнерусская культура. Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Иконопись. Фрески. Мозаики. Архитектура. Начало храмо вого строительства: храм Успения Пресвятой Богородицы (Десятинная церковь), София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Нижегородский край в XII веке

4

Русь в середине

XII- начале XIII вв.

8

7

1

Причины распада Древней Руси. Политическая раздроблен-

ность. Формирование системы земель - самостоятельных государств. Киевская и Галицко-Волынская земли: особенности

политического развития. Особенности географического положения и природных условий Северо-Восточной Руси. Занятия населения. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо. Боярские республики Северо-Западной Руси. Формирование региональных центров культуры. Архитектура, литература, иконопись. Основание Нижнего Новгорода

5

Русские земли

в середине XIII-XIV вв.

7

6

1

Походы Батыя на Русь. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Русские земли под властью Орды. Москва и Тверь: борьба за лидерство. Династия московских князей. Москва - центр собирания русских земель. Тверское восстание 1327 г. Поражение Твери в борьбе за господство на Руси. Нижегородский край в XIII-XIV вв.

6

Русские земли в XIII- первой половине XV вв.

4

4

-

Возвышение Московского княжества. Деятельность Ивана

Даниловича. Рост территории Московского княжества.Иван Калита. Дмитрий Донской. Начало вооруженной борьбы с Ордой. Куликовская битва и ее историческое значение. Нашествие Тохтамыша. Борьба за московский престол. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Рост и укрепление Великого княжества Литовского и Русского при Гедимине и Ольгерде. Великий Новгород между Москвой и Литвой. Яжелбицкий договор. Разгром новгородцев на реке Шелони. Нижегородский край в XIV-XV вв.

7

Формирование единого Русского государства в XVв.

7

6

1

«Государь всея Руси» Иван III. Главные направления политики московского князя. Объединение русских земель. Присоединение к Москве Новгорода, Твери и других территорий. Ликвидация вечевого строя в

Новгороде. Распад Золотой Орды, образование новых государств: Казанское ханство, Сибирское ханство, Астраханское ханство, Ногайская Орда, Крымское ханство, Касимовское ханство. Поход хана Ахмата, стояние на Угре. Ликвидация зависимости от Золотой Орды. Укрепление власти московского государя. Летописание. Дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль при Иване Калите, Дмитрии Донском и Иване III. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев. Дионисий. Нижегородский край в XV.в.

8

Итоговые уроки

2

-

2

9

Резерв

1





Результаты изучения учебного предмета


Личностные:

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

• осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества;

• воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому многонационального народа России;

• воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической

науки;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России.

Предметные:

• владение приемами работы с учебным текстом;

• умение самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике;

• формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории;

• овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах;

• формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для культурной самоидентификации личности;

• приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений;

Метапредметные:

• умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;

• умение оценивать правильность выполнения задачи;

• умение самостоятельно планировать достижение целей;

• устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение;

• владение устной речью;

• владение письменной речью;

• владение навыками смыслового чтения;


Календарно-тематическое планирование


Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XVвв.

№23

Глава 8. Славянские государства в Византии в XIV-XV вв. - 2 часа

20

1

Гуситское движение в Чехии

№24

21

1

Завоевание турками-османами Балканского полуострова

№25

Глава 9. Культура Западной Европы в Средние века - 2 часа

22

1

Образование. Научные открытия и изобретения

№26,30

23

1

Литература и искусство. Культура раннего Возрождения в Италии

№27,28,29

Глава 10. Народы Азии, Америки и Африки - 1 час

24

1

Средневековая Азия. Народы Африки и доколумбовой Америки.

№31,32



25

1

Введение. Человек и история.

Глава 1. Народы и государства Восточной Европы в древности - 3 часа

26

1

Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины

№1

27

1

История народов Восточной Европы в I тыс.до н.э. - середине VI н.э.

№2

28

1

Первые государства на территории Восточной Европы

№3

Глава 2. Русь в IX - первой половине XII в.- 11 часов

29-30

2

ОБРАЗОВАНИЕ Древнерусского государства

№4-5

31-32

2

Русь в конце X-первой половине XI в. Становление государства

№6-7

33-34

2

Русь в середине XI-начале XII в.

№8-9

35

2

Общественный строй Древней Руси

№10

37-39

3

Древнерусская культура

№11-12

40

1

Региональный компонент

41

1

Повторительно - обобщающий урок

Глава 3. Русь в середине XII-начале XIIIв. - 8 часов

42

1

Начало удельного периода. Княжества Южной Руси

№13

43

1

Княжества Северо-Восточной Руси

№14

44

1

Боярские республики Северо-Западной Руси

№15

45-47

3

Культура Руси

№16-17

48

1

Региональный компонент

49

1

Повторительно-обобщающий урок

Глава 4. Русские земли в середине XIII-XIV в. - 7 часов

50

1

Походы Батыя на Русь

№18

51

1

Борьба Северо-Западной Руси против экспансии Запада

№19

52-53

2

Русские земли под властью Орды

№20-21

54

1

Москва и Тверь: борьба за лидерство

№22

55

1

Региональный компонент

56

1

Повторительно-обобщающий урок

Глава 5. Русские земли в XIII-первой половине XV в. - 4 часа

57

1

Начало объединения русских земель вокруг Москвы

№23

58

1

Московское княжество в конце XIV-середине XV в.

№24

59

1

Соперники Москвы

№25

60

1

Региональный компонент

Глава 6. Формирование единого Русского государства в XV в. - 7 часов

61

1

Объединение русских земель вокруг Москвы

№26

62

1

Русское государство во второй половине XV-начале XVI в.

№27

63-65

3

Русская культура в XIV-начале XVI в.

№28-29

66

1

Региональный компонент

67

1

Повторительно-обобщающий урок

68

1

Заключительный урок по курсу




© 2010-2022