Поурочный план по истории Казахстана на тему Ханство Кенесары

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

История Казахстана 8 класс Урок 25 Дата 06.12.16

Тема: Ханство Кенесары.

Цель урока:

-образовательная:

теоретический аспект -Проверить знания по теме предпосылки и начало движения Кенесары Касымова, раскрыть цель создания ханство Кенесары Касымова, период существование и причины поражение восстания.

практический аспект - развивать умения применять знания, умения и навыки в стандартных и нестандартных ситуациях; развивать умение работать с текстовым материалом и систематизировать знания.

- развивающая: развивать умственные действия как интеллектуальные явления и мыслительные операции (выделение главного, анализ, обобщение, умение сделать выводы);

- воспитательная: воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность творческой деятельности (активность, увлечённость, настойчивость, любознательность);

Основные понятия: Национально-освободительное движения, карательные отряды.

Тип урока: Комбинированный.

Методы: проблемно-диалогический, монологический, метод организации самостоятельной работы: эвристический (частично-поисковый).

Оборудование: учебник 8 класса истории Казахстана издательство «Мектеп».

Структура урока

1.Орг. момент.

2. Проверка домашнего задания

3.Актуализация знаний. Тема урока.

4.Объяснение нового материала.

5. Итоги урока. Рефлексия.

6. Домашнее задание.

1.Организационный момент 2 мин

Приветствие учеников, проверка отсутствующих.

2.Проверка домашнего задания 10 мин.

За каждый правильный ответ ученик получает фишку, 3 фишки получает право получить оценку «5».

Устный опрос:

1.Назовите годы восстания?

2.Назовите главную цель восстания Кенесары Касымова?

3.Кто был дедом Кенесары?

4.Кто оказал влияние на взгляды Кенесары?

5.От рук кого погибли отец Кенесары и его брат Саржан?

6.Назовите какую цель преследует Кенесары после смерти своих сародичей?

7.В каком году родился Кенесары?

8.Назовите в какой местности родился Кенесары?

9.Кто была мать Кенесары?

10.Назовите первоначальную цель Кенесары в период дипломатических переговоров с царем Николаем I?

11.Сколько лет продолжалось восстания?

12.Назовите кто был главной силой восстания?

13.Сколько жузов принимало участие в восстании?

14.Какой характер носило восстания?

15.Как завут сестру Кенесары которая принимала участие в восстании?

16.Назовите имя младшего брата Кенесары принимавшего непосредственное участие в восстании?

17.Назовите известных батыров трех жузов?

18.В каком году Кенесары оказал открытое сопротивление совершив нападение на отряд казаков актауской крепости?

19.На какую крепость напали отряды Кенесары в 26 мая 1838 года?

20.В каком году войска Кенесары направились на Ташкент?

21.Что остановило войска Кенесары в походе на Ташкент?

22.Почему Кенесары отказался от предложения хана Коканда на заключения союза?

3. Актуализация знаний. 2 мин

Сообщение новой темы, цели урока и переход.

4.Объяснение новой темы. 20 мин

1.Восстановление Казахского ханства.

Восстановление Казахского ханства. В сентябре 1841 года представители трех жузов избрали Кенесары Касымулы своим ханом. Казахское ханство ненадолго было восстановлено. Царское правительство встретило это известие с серьезным опасением, т. к. восстание начало принимать элемент организованности. Для успешного ведения национально-освободительной войны Кенесары хан создает единое централизованное государственное образование, во главе которого стоял он сам. При нем функционировал Совет как высший совещательный орган, состоящий из числа преданных батыров, биев, султанов и близких родственников. Управление ханством Кенесары осуществлял через доверенных лиц - есаулов. Они занимались судебными, хозяйственными, дипломатическими, налоговыми и военными делами. Есаулы следили и за выполнением указаний центральной власти, распределением пастбищ и изучением настроения подвластного населения. Как результат успешной деятельности среди его подданных прекратились междоусобицы и барымта. Значительно возрос авторитет хана.

2.Налоговая и торговая политика хана.

Задание № 1.Прочитать и выполнить задание .

Заполнить фишбоун на тему «Налоговая и торговая система»



Кенесары упорядочил сбор налогов: установил зякет - для скотоводов, ушур - для земледельцев. Продолжение войны с царскими войсками требовало все больше материальных и финансовых средств. Поэтому были введены дополнительные виды налогов. Взимался налог одеждой, оружием и конской сбруей. При взимании налога был использован дифференцированный подход. Хозяева стад до 40 голов освобождались от налогов. Со стада от 40 до 100 голов взималась только одна голова. Далее с каждых 40 голов разного скота взимался сбор по одной голове. Земледельцы платили одну десятую часть с собранного урожая. Хлеб, предназначенный для восставших, нередко конфисковывался царскими властями. Торговцы, с риском доставлявшие хлеб восставшим, подвергались жестокому наказанию со стороны карательныхтрядов.

Задание № 2. Прочитать и ответить на вопрос.

1.Что поощрял хан Кенесары?

2.Какой вид дохода приносил значительную прибыль?

3.На что тратил деньги от вырученных купеческих караванов?

Поэтому Кенесары поощрял переход казахов к земледелию. Хан, видя, что пошлины от купеческих караванов приносят значительные доходы, прекратил их разграбление. Более того, он обеспечивал их охрану, лично принимал караванбаши. Облагал дополнительным налогом тех, кто уклонялся от уплаты пошлин. На вырученные деньги он покупал на рынках Средней Азии оружие и боеприпасы.

Физминутка 2 мин

3. Создание вооруженных сил.

Задание № 3.Прочитать и выполнить задание.

Дайте определение используя интернет

1.жузбасы

2.мынбасы

3.мергенбасы

4.кунакхана

Кенесары сумел создать боеспособную регулярную армию, состоящую из 20 тысяч человек. Она была разделена на сотни и тысячи. Наиболее отличившимся и храбрым воинам он присваивал звания жузбасы (сотник) и мынбасы (тысячник). Кенесары сформировал особый отряд из метких стрелков во главе с мергенбасы (командир стрелков). По образцу русской армии хан ввел в своих войсках особые знаки отличия. Хан ввел регулярную военную подготовку своих воинов. Обучением повстанцев военному делу занимались бывшие солдаты из числа русских, татар и башкир. В своей армии он сумел установить строгую дисциплину. Так, за измену и сон на посту хан карал смертной казнью. Нарушителей воинской дисциплины наказывал и тем, что наносил на их головы чики (раны). Оружие хранилось в специальной оружейной палате - «кунакхана».

В армии Кенесары было налажено изготовление пушек. Хан умело пользовался услугами своих разведчиков. Они находились в стане противника под видом купцов и мулл. Поэтому предводитель восставших заранее знал планы передвижений царских войск. В армии Кенесары действовала и служба тыла. Она снабжала армию продовольствием, фуражом и занималась разбивкой военных лагерей, а также распределением пастбищных угодий.

Борьба с Кокандским ханством. Обострение взаимоотношений Кенесары и Кокандского ханства было вызвано и личными мотивами казахского султана. Убийство кокандскими правителями его брата султана Саржана, казнь его отца Касыма-торе, братьев и других также обострили антикокандскую позицию хана. В борьбе с Кокандом он опирался на помощь батыра ЖанкожиНурмухамедулы. Началось военное противостояние с Кокандским государством. Так, осенью 1845 года хану удалось взять кокандские укрепления Жанакорган, Жулек и Сузак. В 1846 году Кенесары приступом взял кокандскую крепость Мерке. Набеги и бесчинства кокандцев на казахов временно прекратились. Действия восставших на территории Кыргызстана.

Восставшие приблизились к землям кыргызов, которые в то время находились под влиянием Коканда. Хан требовал подчинения себе северо-кыргызскихродоправителей -манапов. Эти меры были продиктованы необходимостью объединения усилий для борьбы с царизмом и Кокандом. В своем обращении к кыргызам он писал: «Цель моего прихода сюда не враждовать и проливать кровь, а соединить силы казахов и киргиз в одно, отделить их от Коканда и вообще освободить от притеснений кокандцев».

Задание № 4. Прочитать и ответить на вопрос.

1.Назовите причины почему киргизкая знать отказалась от выполнять требования хана Кенесары?

Но у кыргызов не было устоявшейся традиции подчинения чингизидам. Естественно, подчиниться хану и потерять независимость кыргызская знать не желала. Они не могли забыть и серию военных походов хана Абылая на территорию Кыргызстана. Со стороны сибирской администрации кыргызы чувствовали серьезную поддержку. Вишневский открыто подстрекал их к нападению на аулы Кенесары. Кыргызскиеманапы созвали курултай представителей крупных племен. Влиятельный манап Ормон был выбран правителем всех кыргызов. На этом съезде кыргызскиеродоправители открыто отказались выполнять требования хана.

Очередное восстание казахов потерпело поражение. Слабо вооруженные отряды хана Кенесары не смогли противостоять хорошо подготовленным и экипированным регулярным частям России. Кенесары попытался действовать на нескольких фронтах: против России, кыргызскихманапов и Кокандского ханства, что значительно распылило его силы. Среди султанского сословия, крупнейших родоправителей не было единства. Ситуация заметно ухудшилась после ухода из стана повстанцев отрядов султана Рустема и влиятельного бия Старшего жуза Сыпатая, когда обнажились фланги. Вблизи Токмака в местности Майтобе в последней неравной битве Кенесары вместе с 30 казахскими султанами и горсткой своих воинов попал в плен. Небольшая часть повстанцев прорвала окружение и сумела спастись. На своем съезде кыргызские манапы решили казнить хана, султанов и казахских воинов. Перед смертью Кенесары еще раз обратился к манапам объединить общие усилия против Коканда и России. Но кыргызы не стали слушать своего почетного пленника. Затем последовала жестокая казнь. Вместе с Кенесары погиб и его брат Наурызбай Касымулы. Российский исследователь Л. Мейер писал о последних днях казахских воинов: «Трое суток он храбро отбивался, в надежде, что придут сибирские киргизы (казахи Среднего жуза - авт.) на выручку. Но этих последних задержало русское начальство, так что на третьи сутки ему пришлось идти напролом, причем погибли все его сподвижники, а он сам со многими султанами взят в плен и умер мучительной смертью». Все манапы, участвовавшие в уничтожении Кенесары и его батыров, были награждены царским правительством. Головы убитых казахских воинов были отправлены кокандскому хану. Они были выставлены на длинных шестах на Ташкентском базаре. Вот как описывал гибель любимого вождя поэт Нысанбай, один из его сподвижников: Камни, рыдайте! Потухни, заря! Рухните гордые скалы отвесные! Смолкни, веселая песня ручья! Нет Кенесары, посланника неба - Мертвый он… теперь поруганье Над трупом свершают алхеды. Стихни, ветер свободный! Свои песни забудьте, акыны… Слышится плач и тишь надгробная, Степь потеряла лучшего сына.

5.Итоги урока. Рефлексия 8 мин

1.В каком году Кенесары стал ханом?

2.Цель хана Кенесары?

3.Какие законы упорядочил?

4.От кого погибли отец и брат Кенесары Касымова?

5.В каком году хан Кенесары напал на кыргызов?

6.В каком году погиб хан Кенесары?

7.От чьих рук погиб хан Кенесары?

8.Какая участь постигла султанов в последнем бою?

9.Какой поэт описывает гибель Кенесары?

10.Какое историческое значение имело восстание?

6.Домашнее задание 1 мин

Параграф 26 пересказ, Записи в тетради выучить.



© 2010-2022