Урок по всемирной истории Просвещение и литература народов Европы 7 класс

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Всемирная история 7 класс

Тема: «Просвещение и литература народов Европы»

Цель урока:

формирование знаний о просвещении и литературе народов Европы XVI - XVII веков

Задачи урока:

Образовательная:

- выяснить, что для литературы эпохи Возрожде­ния характерны те же гуманистические идеи, какие проявились в изобразительном искусстве: интерес к человеческой личности, критика феодальных порядков и католической церкви;

- показать, что в «Утопии» Т. Мора содержится гневный протест против бедствий, какие несет трудящимся капитализм, и положено начало теории утопического социализма;

Воспитательная:

использовать для нравственного воспита­ния биографии писателей, показав достойные подражании черты характера и поведения и этические идеи их произведений.

Развивающая:

продолжить выра­ботку умений воспринимать и анализировать произведения.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: рассказ, беседа, проблемно - поисковый, иллюстративный,

Методы контроля: устный, фронтальный, индивидуально по карточкам

Оборудование урока: доска, иллюстрации учебника, карточки для индивидуальной работы

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания:

Проверяя знания, выясняем условия, вызвавшие подъем искусства в Германии, Голландии и Испании XVII в. Предлагаем учащимся охарактеризовать выдающиеся произведения Дюрера, Рембрандта и Веласкеса по иллюстрациям в учебнике.

Задания для индивидуальной работы (по карточкам):

1. Подъему искусства в XVI-XVII вв. в каж­дой европейской стране способствовали особые исторические условия.

Чем был вызван подъем культуры в Западной Европе в XVI-XVII вв.? Какие особые исторические условия определили подъем искусства в Германии в начале XVI в., в Голландии и Испа­нии в XVII в.?

2. Рассмотрите гравюру А. Дюрера «Четыре всадника» (учебник, с. 199).

Какие бедствия, грозящие народу, воплощены в четырех всадниках? Какими средствами выра­зил художник основную идею произведения? Чем гравюра Дюрера была созвучна настроениям современников?

3. В качестве сюжета для «Возвращения блуд­ного сына» (учебник, с. 200) Рембрандт использо­вал притчу из Библии. Но его картина восприни­мается не только как иллюстрация к притче, а волнует людей любого времени.

В чем основная мысль картины Рембрандта? Как художник использовал цвет, рисунок, композицию, чтобы эту мысль выразить? Обратите внимание на детали в изображении отца и сына. Чем волнует вас это изображение?

4. Картина «Пряхи» Веласкеса во многом была новаторской в европейской живописи.

В чем проявилась новизна избранной художни­ком темы? Особенно интересна композиция. От­куда падает свет? Кто изображен на первом плане, кто - на втором? Каковы позы работниц, чем занята каждая из них? К чему художник привлек внимание ярким цветом?

III. Изучение нового материала:

План:

1.Томас Мор

2.Сервантес

3.Уильям Шекспир

4.Франсуа Рабле

Изучение творчества крупнейших писателей XVI- XVII вв. проводится на основе изложения учителя. Приступая к рас­сказу, ставим проблемное задание: «Какие черты культуры Возрождения проявились в твор­честве великих писателей XVI-XVII вв.?»

Использовав введение к § 48 в учебнике, переходим к изложе­нию кратких сведений о жизни и личности английского гуманиста Томаса Мора.

Томас Мор родился в 1478 г. в Лондоне в семье судьи. Четырнадцати лет он поступил в Оксфордский университет, где в совершенстве овладел древними языками, читал сочинения своих современников-гуманистов. Отец был против дальнейшего учения Мора в университете и настоял, чтобы сын продолжил образование в спе­циальных юридических школах Лондона. Мор стал адвокатом и обнаружил боль­шие способности. По словам его друга Эразма Роттердамского, Мор как адвокат был «совершенно чужд скаредного корыстолюбия и никогда не отказывал в дру­жеском и добросовестном совете, заботясь больше о чужой выгоде, чем о своей...». Став впоследствии судьей, Томас Мор часто «снижал плату, взимаемую с тяжу­щихся», и тем самым завоевал «величайшую любовь сограждан».

В последующие годы Мор сблизился с кружком гуманистов в Оксфорде, изучал произведения древних философов и писателей. В 1516 г. была издана книга «Утопия», прославившая его имя на века.

Знакомя учащихся с содержанием первой части «Утопии», про­водим беседу по вопросам: «Какие изменения происходили в англий­ской деревне в XVI в.? Как Мор относился к огораживаниям?» Заслуга Мора в том, что он не ограничился описанием народных бедствий, а пытался выяснить причины несправедливого устройства общества. Он видел их в господстве частной собственности и не­совершенстве государственного устройства.

Во второй части «Утопии» обратим внимание на черты будущего коммунистического строя, которые предвидел Томас Мор: отсутствие частной собственности и эксплуатации (богатства острова при­надлежат всем его гражданам), обязательный труд, распределение продуктов по потребностям, общественное потребление, всестороннее развитие личности. Обусловленность идей Мора исторической об­становкой (ремесло как основа производства, применение труда рабов на грязных и тяжелых работах, скромные потребности утопийцев) можно раскрыть, выполняя следующие задания.

Задания:

1. Жители Утопии, в описании Томаса Мора, трудились в ремесленных мастерских и, чере­дуясь, по два года работали в сельском хозяйстве. Однако в отличие от обычных ремесленников утопийцы изготовленные вещи не продавали в лавках, а сдавали на общественные склады.

Почему, в описании Мора, жители острова Утопия трудились в ремесленных мастерских, а не на мануфактурах или фабриках? Чем они отлича­лись от обычных городских ремесленников?

2. Томас Мор в «Утопии» высказал извест­ные мысли о частной собственности:

«...повсюду, где есть частная собственность, где все изме­ряют деньгами, там едва ли когда-нибудь будет возможно, чтобы государство управлялось справедливо или счастливо»; «...для общественного благополучия имеется один-единствен­ный путь - объявить во всем равенство»; «.. .распределить все поровну и по справедливости, а также счастливо управлять делами человеческими невозможно иначе, как вовсе унич­тожив собственность».

Обсудите, подтвердились ли в ходе дальней­шего развития общества (вплоть до нашего вре­мени) мысли Т. Мора о безусловной ликвидации частной собственности, введении всеобщего ра­венства и о достижении таким путем всеобщего благополучия.

3. На острове Утопия, где нет эксплуатации и существует всеобщее равенство людей, самые тяжелые и грязные работы выполняют рабы из преступников, нарушивших законы.

Подумайте, почему Мор не смог обойтись в «Утопии» без применения труда рабов.

4. Томас Мор подчеркивал, что у жителей Утопии скромные потребности: каждый получает одну шерстяную одежду одинакового цвета на два года, а во время работы утопийцы прикрывают свое тело шкурами животных.

Почему Мор так представлял жизнь жителей Утопии? Чем это можно объяснить?

Значение книги Мора в истории общественной мысли заклю­чается в следующем: Мор был первым мыслителем, который опи­сал будущее справедливое общество, но не указал и не мог указать путей, ведущих к его созданию. Сам писатель мало верил в осуществление своей мечты в феодальной Европе. Он грустно за­мечал: «Я более желаю этого, нежели ожидаю».

После выхода в свет «Утопии» имя Мора стало известно всем образованным людям Европы. Король Генрих VIII приблизил его к себе и назначил председате­лем палаты общин, а затем лордом-канцлером, т. е. первым лицом в государстве после короля. Но, вознесенный на вершины власти, Мор никогда не шел на сделку с собственной совестью.

Томас Мор и его друзья-гуманисты были напуганы Реформацией. В распрост­ранении протестантской литературы они видели поощрение народа к бунту против законных правителей, а в народных движениях лишь проявление смуты, грозившей уничтожить ценимую ими культуру. Поэтому, когда в 1532 г. Генрих VIII порвал с римским папой и провел в Англии Реформацию, Мор подал в отставку, отказавшись от поста лорда-канцлера. Король возбудил против него судебный процесс по обви­нению в государственной измене. Приговоренный судом к смерти, Томас Мор до конца сохранил силу духа и стойкость, даже в последние минуты перед казнью не утратив чувства юмора. Подойдя к эшафоту, он попросил ОДНОГО ИЗ тюремщиков: «Пожалуйста, помогите мне взойти, а сойти вниз я уж постараюсь как нибудь сам». Последние слова Мора были обращены к палачу: «Шея у меня короткая, целься хорошенько, чтобы не осрамиться».

Биография великого испанского писателя Сервантеса (1547-1616) поучительна в плане нравственного воспитания. Поэ­тому целесообразно на уроке осветить важнейшие события его жизни.

Не менее важен для нравственного воспитания роман Серванте­са «Дон Кихот». Прекрасна цель героя романа - искоренить ца­рящее в мире зло, немедленно помочь страждущим людям, защитить слабых и обиженных. Сервантес всячески подчеркивает самоотверженность, бескорыстие, великодушие Дон Кихота, который в минуты просветления необычайно привлекателен - прост в обхож­дении, человечен и разумен, его речи гуманны и мудры.

Между Дон Кихотом и его слугой Санчо Пансой большое внут­реннее сходство: оба - каждый на свой лад - отличаются доб­ротой, отзывчивостью, чистотой сердца, активностью. Их действия в чем-то сходны: увлеченные своими фантазиями, оба отрываются от семьи и мирной жизни, чтобы найти удачу. Но разница между ними в том, что Дон Кихот пленился мечтой об искоренении зла в мире, а Санчо Панса прельстился целью легкой наживы.

Оба, господин и слуга, оказывают друг на друга значитель­ное нравственное воздействие. Речи Дон Кихота в результате со­прикосновения с жизнью и общения с Санчо Пансой становятся все более мудрыми, он сам относится все более доверчиво к своему оруженосцу, все чаще просит у него совета и помощи. На Санчо Пансу постоянно воздействует пример душевного благородства Дон Кихота. В последний выезд Санчо Панса отправляется не ради выгоды, а из сердечной привязанности к своему господину и не вспоминает больше о жалованье. Под влиянием Дон Кихота Санчо Панса становится добрее и великодушнее, им начинают руководить не жажда наживы (к моменту управления островом он от нее из­лечился), а любовь к справедливости и человечность.

Герои Сервантеса вдохновляли многие поколения людей на добрые дела и борьбу за справедливость в мире.

Прежде чем перейти к изучению творческого пути великого писателя и гуманиста Вильяма Шекспира (1564-1616), следует кратко охарактеризовать английский театр конца XVI в.

К 1600 г. в Лондоне было 9 театров. Даже по современным меркам » это совсем ни мало, тем более для города с населением в 200 тыс. человек. Первое постоянное помещение для, публичных представлений было сооружено за городской чертой в 1576 г. Позднее построили новое здание театра «Глобус», где и работал Шекспир; оно вмещало до 1200 зрителей. Если действующих лиц в пьесе было больше, чем актеров в труппе, то одному актеру приходилось играть две-три роли. Женские роли исполняли юноши. Несмотря на покровительство королевы Елизаветы, актеры были поставлены в тяже­лое положение: по указу парламента каждая труппа должна была найти знатного покровителя, и все ее актеры считались слугами в его свите, иначе они преследова­лись по закону о бродяжничестве; театры могли располагаться лишь за городской чертой, не ближе трех миль от столицы.

Театр остро отзывался на все события политической жизни. Публика живо откликалась на то, что происходило на сцене. Не­редко вспыхивали острые споры о спектакле.

О личности Шекспира сохранились скудные сведения. Отец его был фермером, позже переселился в маленький городок Стратфорд, где занялся торговлей. В этом городке в 1564 г. и родился Вильям; позднее здесь он учился в местной школе. В 1586 г. юноша отправился в Лондон, где стал актером. К началу 90-х гг. XVI в. им были напи­саны первые драматические произведения и поэмы, а вскоре его авторитет как драматурга был общепризнан. С 1612 г. Шекспир больше не пишет пьес и не играет на сцене. Оставаясь пайщиком театра «Глобус», он уехал из Лондона и провел остаток жизни в Стратфорде, где и скончался в возрасте 52 лет.

Жизнь Шекспира небогата значительными событиями, в его пьесах отразились важнейшие потрясения, которые тогда пережи­вала Англия.

Трагические герои Шекспира вступают в конфликт со своей средой, выражают негодование против зла и несправедливости (Гамлет, Отелло, Лир). Они не бессильные жертвы судьбы, а стра­дают и борются, хотя и не способны в одиночку изменить мир. Тем­перамент борца чувствуется в каждой пьесе Шекспира, он стре­мится выразить боевой дух гуманизма: «Изобличи убийцу красо­ты, строфою гневной заклейми грабеж». Шекспир считал, что искусство должно давать обществу уроки жизни, выступать в качестве учителя и судьи. Поэтому его исторические драмы и трагедии за­вершаются поучениями и выводами, которые делают для себя и для зрителей оставшиеся в живых герои.

Мир кажется писателю «тяжело больным», страдающим «мораль­ным недугом». Зло, порожденное отживающим свой век феодализ­мом, неотделимо от зла, вырастающего на почве буржуазного об­щества. Все человеческие пороки Шекспир сводит к жажде богатст­ва и жажде власти. Стремление к обогащению порождает скупость, хитрость, бессердечие, искажает человеческие отношения. В од­ной из пьес Шекспир говорит, что золото может сделать все чернейшее белейшим, все гнусное - прекрасным, всякий грех - прав­дивостью, все низкое - высоким, трусливого - отважным храбре­цом, все старое - и молодым и свежим!

Жажда власти порождает лесть, коварство, вероломство, жес­токость, погоню за показным величием и славой. Подобно Мору, Шекспир устами короля Лира осудил устройство современного ему государства: «Видел ты, как цепной пес лает на нищего, а бродя­га от него удирает? Это символ власти... Пес этот изображает должностное лицо на служебном посту». Самое отвратительное человеческое качество - лицемерие. Шекспир изображает в своих пьесах столкновения между благородством и низостью, правдой и ложью в виде конфликтов, происходящих в жизни отдельных людей.

Шекспир никогда не ставил под сомнение власть монарха и устройство совре­менного ему общества. Он считал, что существующий строй должен основываться на «взаимной полезности» государя, который заботится о подданных, дворянства и народа. Писатель отказывает восставшим низам в разумности действий; как и другие гуманисты, он видел в восставшем народе лишь силу, разрушительную для государства. Но народ в пьесах Шекспира - великая историческая сила, решающая, в конечном счете судьбу борющихся групп.

По словам А. М. Горького, Шекспир - «вели­чайший драматург мира».

Франсуа Рабле (1494-1553 гг.). Творчество одного из крупней­ших представителей литературы эпохи Возрождения Рабле началось с опубликованных в 1532 году во французском городе Лионе «Афо­ризмов» Гиппократа и романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». Он выс­меивал феодальные порядки и выдвигал гуманистические идеи. При создании романа им широко были использованы бытовавшие в наро­де легенды и сказки, которым он придал гуманистический характер. Рабле высмеивал священнослужителей, средневековых правителей и судей. Он предлагал свои методы воспитания для физического и умственного развития людей. В своем романе он также осуждал зах­ватнические феодальные войны. Один из героев книги заявляет, что прежде восхвалявшиеся как героические подвиги, они теперь рас­сматриваются не иначе, как разбой.

При проверке проблемного задания в конце урока учащиеся должны назвать известные им черты гуманистической культуры, отразившиеся в произведениях великих писателей XVI-XVII вв.

IV. Первичное закрепление изученного:

1. Как вы понимаете идеи Томаса Мора?

2. Кого Рабле критиковал в своем романе?

3. Объясните взаимосвязь между героями произведений Шекспира.

4. Что вы цените в образе забавного и мечтательного Дон Кихота?

5. Какие особенности культуры эпохи Возрождения можно проследить по произведениям великих писателей XVI-XVII веков?

V. Подведение итогов урока. Выводы. Оценки.

VI. Задание на дом: §48, ответить на вопросы, тестовые задания.


© 2010-2022