Урок для 5 класса по истории

В этом уроке мы научим детей: объяснить содержание понятия «историческая карта», научить различать условные обозначения на исторической карте, находить на карте ответ на вопрос учителя; убедить учеников в важности изучения предмета «история».Тип урока: комбинированный.Оборудование: учебник, настенная карта, атлас, раздаточный материал.Основные понятия: историческая карта, легенда карты.Ход урокаI. Организационный этапII. Проверка домашнего заданияВариант 1Метод «Сообразительный карандаш»Впишите ...
Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Историческая карта

Цель: объяснить смысл понятия «историческая карта», научить различать условные обозначения на исторической карте, находить на карте ответ на вопрос учителя; убедить учеников в важности изучения предмета «история».

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, настенная карта, атлас, раздаточный материал.

Основные понятия: историческая карта, легенда карты.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Проверка домашнего задания

Вариант 1

Метод «Сообразительный карандаш»

Впишите пропущенные буквы и объясните содержание понятий, которые вы изучили с предыдущей темы.

Х _ _ _ _ _ _ ГИЯ, Т _ _ _ _ _ _ _ тия, С _ _ _ _ тия, Е _А, Р_К.

Ответ: хронология, тысячелетия, века, эра, год.

Хронологическая задача

1. Отметьте на линии времени:

1) год провозглашения независимости Украины;

2) текущий год.

2. Сколько лет исполнилось нашей Родине в этом году?

Презентация пословиц, поговорок и загадок

Ученики по желанию зачитывают найдены пословицы, поговорки и загадки о времени.

Примеры загадок

1. В книге шесть листов простых, седьмой золотой. (Неделя, дни недели)

2. Семь братьев возрастом уровне, именами разные. (Дни недели)

3. Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг друга не касаются. (Месяцы года)

4. Летел птица на двенадцати ногах и одно яйцо снес. (Год и месяцы)

5. Получалось двенадцать молодцов, выпускало пятидесяти двух соколы и триста шестьдесят пять лебедей. (Луны, недели, дни года)

Вариант 2

Тестовые задания

1 вариант

1. Хронология - это наука, изучающая способы исчисления времени.

А да

Б нет

2. Расположите сроки для обозначения отрезков времени от меньшего к большему: 1 - тысячелетия, 2 - год, 3 - эра, 4 - век.

А 2, 4, 1, 3

Б 3, 1, 4, 2

В 2, 3, 4, 1

3. Определите начало и конец VIII века.

А 1401-1500 гг.

Б 701-800 гг.

В 801-900 гг.

4. Вспомните год собственного рождения. Определите, в каком веке вы родились.

А XIX в.

Б ХХ в.

В XXI в.

5. На линии времени обозначьте год провозглашения независимости Украины. Сколько лет исполнилось нашему государству в 2013?

А 18 лет

Б 20 лет

В 22 года

2 вариант

1. Существуют римские и арабские цифры. Римскими обозначают века, а арабскими - годы.

А да

Б нет

2. Расположите сроки для обозначения древних единиц измерения времени от большего к меньшему: 1 - неделя, 2 - год, 3 - сутки, 4 - месяц.

А 3, 1, 4, 2

Б 2, 4, 1, 3

В 4, 1, 3, 2

3. Определите начало и конец ХII век.

А 201-300 гг.

Б 1201-1300 гг.

В 1101-1200 гг.

4. Вспомните год рождения ваших родителей. Определите, в каком веке они родились.

А XIX в.

Б ХХ в.

В XXI в.

5. На линии времени обозначьте год принятия Конституции Украины. Сколько лет исполнилось Основному Закону государства в 2013?

А 16 лет

Б 10 лет

В 17 лет

III. Актуализация опорных знаний

Беседа

1. Объясните понятие «карта».

2. Для чего нужны карты?

IV. Мотивация учебной деятельности

Загадка

Страны без людей,

Города без домов,

Леса без деревьев,

Моря без воды.

(Карта)

Обобщение учителя

Итак, тема нашего урока - «Историческая карта». При изучении данной темы мы научимся читать легенду исторической карты, то есть различать на ней условные обозначения, и находить на карте территорию Украины и ее столицу.

V. Восприятие и осознание учебного материала

План изучения нового материала

1. Историческая карта.

2. Легенда карты.

3. Контурная карта.

Задача

Задайте вопрос, на которые должны найти ответ, рассмотрев пункт плана.

рассказ учителя

Изучать историю помогает, кроме хронологии, также карта. Что такое «карты» и когда они возникли? Карта - уменьшенное изображение на бумаге поверхности Земли или ее части. Возникли карты тогда, когда люди начали познавать окружающий мир и путешествовать. Путешественники воспроизводили пространство, видели в виде рисунка.

Изучение истории без карт является неполноценным. Карты бывают разные: географические, исторические, синоптические и тому подобное. На уроках истории необходимо работать с исторической картой. Знание карты помогает установить временную связь между старым миром и настоящим. Образно говоря, действия мирового истории происходят на одной и той же сцене - на земном шаре.

Словарь

Карта - уменьшенное изображение на бумаге поверхности Земли или ее части.

Работа с картой

1) Рассмотрите историческую карту, помещенную в учебнике или атласе.

2) (Продемонстрировать ученикам изображения исторической и географической карт.) Подумайте, чем историческая карта отличается от географической.

Интересно знать

Древнейшей картой, на которой изображен территорию Украины, является фрагмент кожаной обшивки щита (III в.), Найденный при раскопках одного из римских поселений на реке Евфрат. Ученые считают, что этот щит мог принадлежать бывшему морскому пехотинцу. На фрагменте схематично изображено города Западного и Северного Причерноморья.

Рассказ учителя

Историческая карта, в отличие от географической, содержит прежде историческую информацию. Так, на исторической карте обозначены границы государств и населенные пункты, а также важнейшие события, например битвы, войны, революции, происходившие в разное время.

Исторические карты могут быть настенными, а также располагаться в учебнике или состоять в отдельный атлас.

Работа с картой

Методическая совет. Учитель на настенной карте показывает территорию Украины, ее столице - городе Киев, а также места некоторых сражений. При этом учитель учит учеников правильно стоять у карты, не заслоняя ее собой.

2. Легенда карты

Задача

Задайте вопрос, на которые должны найти ответ, рассмотрев пункт плана.

Рассказ учителя

Каждая карта имеет свою легенду. Легенда - это условные обозначения, используемые на карте. С помощью условных обозначений мы можем прочитать информацию, зашифрованную на карте.

Формирование умений читать легенду карты

Методическая совет. Ученики под руководством учителя научатся читать легенду исторической карты, помещенной в учебнике или атласе. Учитель демонстрирует местоположение на карте ее легенды, то есть условных знаков. Другой вариант - учитель предлагает пятиклассникам самостоятельно отыскать расположение условных обозначений на карте.

На следующем этапе на конкретных примерах учитель объясняет ученикам важность научиться читать легенду карты. Это можно сделать двумя путями:

1) от карты к ее легенды. При работе с картой у учащихся должны возникнуть вопрос, что означает та или иная условное обозначение. Некоторые из них ученики способны объяснить самостоятельно, для толкования остальных следует обратиться к легенде карты;

2) от легенды к карте. Сначала ученики знакомятся с условными обозначениями, на следующем этапе приступают к прочтению карты.

Формирование умений работать с картой

Методическая совет. Учитель знакомит учащихся с правилами, которых нужно придерживаться при работе с картой.

Этапы работы с картой на уроках истории

1) Прочитайте название исторической карты.

2) Найдите на карте условные обозначения, необходимые для рассмотрения поставленной задачи.

3) Прочитайте информацию, помещенную на карте.

4) Соотнесите информацию, прочитанную на карте, с рассказом учителя или материалом учебника.

Советы для работы с настенной картой

1) Показывая на карте определенный объект, не нужно по ней водить указкой. Сначала найдите объект глазами, после того покажите с помощью указки.

2) Показывая государство, необходимо указкой обвести ее границы.

3) Показывая на карте города, необходимо указкой прикоснуться к условной отметки.

4) Реку следует показывать по течению от ее истоков до устья.

Работа с картой

Найдите и покажите на карте:

1) Украина;

2) столицу Украины;

3) Днепр;

4) населенный пункт, в котором вы родились;

5) города Украины, которые вы посещали.

3. Контурная карта

Формирование умений работать с контурной картой

Советы для работы с контурной картой

1) Будьте опрятны.

2) Работайте хорошо заостренным карандашом, не используйте краски, фломастеры и маркеры.

3) Окрашивая определенный участок карты, следите, чтобы карандаш не выходил за ее контуры.

4) Помните, что контурная карта закрашивается не ради красоты. Цветом на карте выделяются территории, которые чем-то отличаются друг от друга.

5) Подписи должны быть грамотными.

6) Делайте подписи печатными буквами.

7) Создайте легенду карты. На специально отведенном на контурной карте месте выписывайте условные обозначения и их значение.

Работа с контурной картой

Отметьте на контурной карте:

1) границы Украины;

2) Киев;

3) области Украины и АР Крым.

Проверка выполнения задач на контурной карте

вариант 1

Учитель демонстрирует ученикам одну из заполненных контурных карт и дает задание найти пять ошибок.

вариант 2

Ученики объединяются в пары, обмениваются заполненными контурными картами и проверяют уровень выполнения задания, пользуясь памяткой «Советы для работы с контурной картой».

VI. Закрепление и систематизация изученного материала

вариант 1

Задача

Расположите записаны на доске буквы в правильной последовательности и объясните содержание образуемого понятия.

ТАКАР

Ответ: карта.

Работа с картой

Покажите на карте:

1) границы Украины;

2) границы областей;

3) столицу Украины;

4) города Львов, Харьков, Севастополь.

вариант 2

Творческое задание

Составьте синквейн с понятием «историческая карта».

VII. Итоги урока

Проверка выполнения задач, анализ типичных ошибок.

Основные выводы: историческая карта - это карта, на которой обозначаются границы государств и населенные пункты, а также важнейшие исторические события; легенда карты - это условные обозначения, используемые на карте.

VIII. Домашнее задание

1. Учебник.

2. Творческое задание. Отметьте на контурной карте населенные пункты, которые вы посетили. Подготовьте краткий рассказ об историко-культурных памятниках, с которыми вы познакомились во время пребывания в различных уголках Украины.

© 2010-2022