Разработка урока Природа и люди Древней Индии

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока. Природа и люди Древней Индии.

Форма урока: комбинированный урок (изучение нового материала с элементами практической работы).

Цель: познакомить учащихся с особенностями географического положения, растительным и животным миром Древней Индии, занятиями ее жителей, особенностями религии.

Задачи:

• Развитие познавательного интереса

• Воспитание у учащихся эстетического вкуса

• Формирование навыка работы с исторической картой и историческими источниками

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Мотивационно-целевой этап.

Об этом государстве в мире ходило много легенд и преданий. Это была сказочная страна с богатой культурой и великой наукой. Ее сокровища манили отважных путешественников, греки называли ее «волшебной страной».

- Как вы думаете, что это за страна?

- Предположите, с чего мы начнем наше знакомство с Древней Индией?

Тема урока: «Природа и люди Древней Индии».

План урока.

  1. Местоположение и природа Древней Индии.

  2. Древнейшие города и поселения Древней Индии.

  3. Верования древних индийцев.

Ребята, сегодня мы с вами знакомимся с новой для нас цивилизацией, во время урока мы узнаем, где и как образовалось индийское государство, какова природа Индии, чем занимались жители этого государства, в чем особенности религии этого государства.

Итак, мы начинаем наше путешествие по Древней Индии. Но для того, чтобы не заблудиться, нам нужно знать, где находится эта страна, и уметь находить ее основные географические объекты.

Географическое положение.

Индия представляет собой огромный полуостров, почти материк, который находится на полуострове Индостан. Он отделен от всего окружающего мира Индийским океаном и величайшим в мире горным хребтом - Гималаями.

Только немногие горные проходы, ущелья и долины соединяют эту страну с соседними государствами и народами. Центральную часть Индии занимает плоскогорье Декан. Оно является родиной древних цивилизаций. Здесь возвышаются холмы, здесь раскинулись степи, саванны.

По земле Индии текут две великие реки - Ганг и Инд. Свое название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии и сейчас считают священными.

Климат полуострова очень жаркий и влажный. Поэтому большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами - джунглями. Там водится множество зверей и птиц. Здесь живут огромные слоны, страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи.

Занятия жителей Индии.

- Каковы же были занятия населения Древней Индии? С.97-98. (земледелие, ткачество, собирательство, скотоводство, охота).

Основным занятием древних индийцев было оседлое земледелие. Обычно люди строили свои деревни вдоль рек. Потому, что речные берега были покрыты плодородной землей. Здесь индийцы распахивали поля, выращивали пшеницу, ячмень, овощи.

Там, где было много воды, разводили рис. Из сахарного тростника, растущего по болотистым берегам рек, получали сладкий порошок - сахар. Это был самый древний сахар в мире.

Люди научились также выращивать хлопчатник. Из него выделывали пряжу и затем ткали легкие, удобные в жарком климате ткани.

С тех давних времен, когда люди занимались собирательством, древние индийцы знали разные растения и цветы, которые можно было употреблять в пищу и из которых можно было получать различные пряности и благовония.

Богатая и щедрая природа Индии давала людям такие растения, каких не было больше нигде. Индийцы научились их возделывать и использовать. Много позже пряности и благовония стали тем товаром, за которым в Индию устремлялись торговцы из разных стран.

Физминутка.

Ребята, вы хорошо потрудились, теперь время немного отдохнуть. Восстановить силы

Так как наш урок посвящен Индии, то и физкультминутка у нас будет сегодня индийская.

В Древней Индии была создана специальная система духовного и физического совершенствования человека - йога. Мы с вами сегодня займемся йогой пальцев.

Мудра - это особое положение пальцев рук.

Мудры лучше всего выполнять сидя. Обязательно условие - спина прямая. Вы не должны испытывать никакого напряжения и боли.

Это благотворно влияет на работу мозга, улучшает память.

Мудра Знания

Указательный палец соединяем с подушечкой большого пальца. Остальные три пальца прямые, но не следует их напрягать.

Мудра ЖИЗНИ

Подушечки безымянного пальца , мизинца и большого пальцев соединяем вместе, указательный и средний палец выпрямлены без напряжения

Мудра ОКО МУДРОСТИ

Безымянный палец руки прижимается первой фалангой большого пальца этой же руки. Остальные пальцы свободно расставлены.

Верования древних индийцев.

Как видно из священных книг индийцев, они обожествляли животных и поклонялись многим богам. Их древняя религия - индуизм - сохранилась до наших дней. Большинство населения Индии и сегодня верят в своих древних богов.

Больше 4 тысячелетий тому назад из множества богов на главное место в индуизме выдвинулись три бога. Они образуют неразрывное единство.

Бог Брахма - творец и правитель мира. Он создал вселенную, людей и дал им законы. Обычно его изображают с четырьмя лицами, обращенными к четырем сторонам света.

Бог Ганеша спасает людей от разных бедствий, например от потопа. Ганеша очень добрый бог, он всегда помогает людям и всем живым существам на Земле.

Бог Шива - грозный носитель сил космоса, который и создает, и разрушает. Шива может погубить, а может и спасти. Обычно Шиву изображают танцующим многоруким и многоглазым. Его священный танец символизирует вечное вращение вселенной.

Ребята, наше путешествие подошло к концу. Давайте подведем итог.

Выполнение задания

Впишите недостающие слова.

1) Индия расположена на юге ….. .

2) Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире. Их название ……. .

3) Берега Индии с запада, с востока и с юга омывает ……… океан.

4) Самые многоводные реки Индии - это ………..

5) Трудные непроходимые леса называют ……..

6) Основные занятия древних индийцев - это ……

7) С давних пор индийцы выращивали на полях

Д/ з: п.20, прочитать легенду о Раме;

«5» Напишите письмо другу о путешествии по Индии.

«4» подготовить исследование по теме «Джунгли: благо или зло?».

«3» ответить на вопросы в рубрике «Проверь себя» с.100.

Рефлексия

Оцените качество полученных знаний на уроке с помощью цветных жетонов, наклеивая их на доске:

белые - «неудовлетворительно»,

жёлтые - «удовлетворительно»,

зелёные - «хорошо»,

красные - «отлично».



© 2010-2022