- Преподавателю
- История
- Урок на тему Новая экономическая политика (9 класс)
Урок на тему Новая экономическая политика (9 класс)
Раздел | История |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Архипова Н.А. |
Дата | 08.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема: Новая экономическая политика
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: урок - семинар
Планируемые результаты:
личностные:
- воспитание российской гражданской идентичности: знание истории своего народа;
- развитие морального сознания: нравственное самоопределение с опорой на общечеловеческие ценности при оценке исторических явлений;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности.
метапредметные:
- умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, работать в группе, находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- владение устной речью.
предметные:
- умением работать с источниками, исторической информацией;
- умение рассказывать о исторических событиях, используя необходимые факты, термины;
- развитие умения самостоятельно анализировать события прошлого, раскрывать причинно - следственные связи;
- раскрывать смысл, значение исторических понятий.
План урока:
1. Причины перехода к новой экономической политике
2. Новая экономическая политика:
а) реформы сельского хозяйства
б) реформы промышленности
в) денежная реформа
3. Итоги новой экономической политики
Домашнее задание:
-
§18
-
заполнить таблицу, сравнивая «военный коммунизм» и нэп
Вопросы для сравнения
«военный коммунизм»
нэп
Меры в с/х
Меры в области промышленного производства
Меры в области товарно-денежных отношений
Меры в области трудовых отношений
Основная экономическая задача
Основная политическая задача
-
задание для размышления (выполняется по желанию учащихся):
стр. 133-134 учебника №1,2
Основные понятия: новая экономическая политика (нэп), продовольственный налог, аренда, свободная торговля, денежная реформа, твердая валюта, золотой червонец, акционерные общества, хозрасчет.
Оборудование урока:
-
Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России XX - начало XXI в. 9 класс. М.: Просвещение, 2011.
-
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XX - начало XXI в. Рабочая тетрадь 9 класс часть 1. М.: Просвещение, 2014.
-
Хрестоматия по истории России 1917-1940 гг. Под ред. Главацкого М.Е. М.: Аспект - пресс, 1995.
-
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b3b11ec3-3229-4c60-80d1-571b6b22713b/%5BIS11IO_3-14%5D_%5BIS_03%5D.swf - интерактивная схема «Новая экономическая политика»
-
history1-35.ucoz.ru/forum/156-1107-1 - Декрет ВЦИК РСФСР, принятый на основе решений Х съезда партии большевиков «О замене развёрстки натуральным налогом», 21 марта 1921 г.
-
leninism.su/works/82-tom-43/1063-x-vserossijskaya-konferencziya-rkpb.html#.D0.9F.D0.A0.D0.9E.D0.95.D0.9A.D0.A2_.D0.A0.D0.95.D0.97.D0.9E.D0.9B.D0.AE.D0.A6.D0.98.D0.98_.D0.9F.D0.9E_.D0.92.D0.9E.D0.9F.D0.A0.D0.9E.D0.A1.D0.90.D0.9C_.D0.9D.D0.9E.D0.92.D0.9E.D0.99_.D0.AD.D0.9A.D0.9E.D0.9D.D0.9E.D0.9C.D0.98.D0.A7.D0.95.D0.A1.D0.9A.D0.9E.D0.99_.D0.9F.D0.9E.D0.9B.D0.98.D0.A2.D0.98.D0.9A.D0.98 - проект резолюции по вопросам новой экономической политики - речь В.И. Ленина от 27-28.05.1921 г.
-
bestpravo.ru/sssr/gn-pravila/q7r.htm - положение о банке РСФСР от 13.10.1921 г.
-
libussr.ru/doc_ussr/ussr_1052.htm - постановление СТО от 12.08.1921 г. «Основные положения о мерах к восстановлению крупной промышленности и поднятию и развитию производства»
Ход урока:
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
Актуализация знаний учащихся путем ответов на поставленные учителем вопросы по пройденной ранее теме
На прошлых уроках мы изучили ситуацию, сложившуюся к началу 20-х годов XXстолетия в нашем государстве. Давайте с вами вспомним:
-
Как называлась экономическая политика Советского государства в годы гражданской войны?
-
Какие меры в области сельского хозяйства были предприняты?
-
Какие меры были предприняты в области промышленности?
-
Какие меры были предприняты в области товарно-денежных отношений?
-
Какие новшества были введены в области трудовых отношений?
-
Перечислите, пожалуйста, черты, характеризующие политику «военного коммунизма».
-
К чему привела политика «военного коммунизма»?
Фронтальная форма работы
Предполагаемые ответы:
-
«Военный коммунизм»
-
Введение продразверстки, т.е. изъятие излишков хлеба сверх установленной нормы.
-
Национализация промышленности, ликвидация частной собственности.
-
Уравниловка в оплате труда, натурализация заработной платы. Отмена свободной торговли.
-
Трудовая мобилизация, создание трудовых армий.
Умение анализировать экономическую ситуацию в государстве, умение делать выводы.
-
Бестоварное производство, государственная форма собственности, принуждение к труду, командно-административная система.
-
К «малой гражданской войне»: крестьянские выступления и Кронштадтское восстание
3. Изучение нового материала
ПРИЧИНЫ ПЕРЕХОДА К НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ
Подведение итога фронтального опроса, обращение внимания учащихся на причины перехода к нэпу, постановка проблемного задания на урок
В результате гражданской войны и политики «военного коммунизма» произошло:
1) сокращение на селения на 13 млн. человек, промышленного производства - в 7 раз, добычи нефти, угля - на уровне XIX в., продукции с/х - 67% от довоенного уровня, беспризорность - 7 млн. детей;
2) недовольство крестьян продразверсткой, о чем говорят вооруженные выступления крестьян против новой власти;
3) недовольство матросов, солдат, рабочих сложившимся положением.
Т.о. экономическая политика большевиков зашла в тупик, и власть большевиков оказалась под угрозой.
- Какой может быть выход из сложившейся ситуации?
В марте 1921 г. на X съезде РКП (б) В.И. Ленин объявил о переходе к новой экономической политике.
Наша с вами задача на этом уроке:
-
изучить основные мероприятия новой экономической политики;
-
посмотреть, как изменилась жизнь рабочих и крестьян;
-
ответить на вопрос: нэп - это временная мера, которая способна вывести государство из кризиса.
Высказывание предположений, отстаивание своей точки зрения.
Предполагаемый ответ:
- Изменение политики большевиков.
НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Разбиваю класс на группы (4-5 человек), раздаю документы. Оказываю помощь группам (если есть какие-то затруднения) в поиске и обработке информации, корректирую данные, контролирую время работы.
Исторические источники:
а) реформы с/х:
- декрет ВЦИК РСФСР от 21.03.1921 г., принятый на основе решений Х съезда партии большевиков «О замене развёрстки натуральным налогом»
б) реформы промышленности:
- проект резолюции по вопросам новой экономической политики - речь В.И. Ленина от 27-28.05.1921 г.
- постановление СТО от 12.08.1921 г. «Основные положения о мерах к восстановлению крупной промышленности и поднятию и развитию производства»
- декрет ВЦИК и СНК от 10.04.1923г. «О государственных промышленных предприятиях, действующих на началах коммерческого расчета (трестах)»
в) денежная реформа:
- из интервью Г.Я. Сокольникова от 01.02.1924г. «… Твердые цены являются мостом между городом и деревней»
- положение о государственном банке РСФСР от 13.10.1921г.
Заслушивание ответов по документам представителей от групп.
Во время сверки записей в тетради с интерактивной таблицей звучат мои уточнения, если что-то кому-то непонятно - мои краткие объяснения.
Поисково-исследовательский метод обучения. Групповая форма работы:
каждая группа учащихся работает с историческим документом и отвечает на поставленные вопросы к текстам. Формируются навыки групповой работы, навыки работы с документами, умение выделять главное в тексте.
Формируется умение представлять результаты своей работ. Развиваются навыки грамотной устной речи.
Все учащиеся заслушивают докладчиков и одновременно заполняют таблицу (в тетради) «Новая экономическая политика». Формируется умение выделять из доклада самое главное. По окончанию докладов сверяются записи в тетрадях с интерактивной таблицей «Новая экономическая политика».
ИТОГИ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Наиболее быстро приспособилась к нэпу мелкая промышленность, розничная торговля и деревня. После засухи 1921г. и голодного 1922г. с/х стало постепенно увеличивать свои объемы. Медленнее восстанавливалась тяжелая промышленность. Но внедрение хозрасчета, материальной заинтересованности дало свои плоды. К 1928г. страна по основным экономическим показателям достигла уровня 1913г.
Давайте посмотрим, как изменилась жизнь рабочих и крестьян благодаря нэпу.
Совместная работа с историческими документом и текстом в рабочей тетради.
- из письма в «Крестьянскую газету» 1925г. (текст находится в рабочей тетради);
- из письма В.М. Молотову от 14.11.1926г. «… нам рабочим плохо…»
И все-таки производимые в стране промышленные товары не могли удовлетворить растущий спрос. Это вело к повышению цен, что, в свою очередь, тормозило рост жизненного уровня населения. В 1927 году из-за нехватки промышленных товаров для обмена на зерно, низких государственных цен, неурожая в ряде регионов сократилась продажа зерна и других продуктов государству. Ситуацию усугубили дипломатические конфликты с европейскими странами. В воздухе, как говориться, запахло войной. Горожане бросились раскупать товары первой необходимости. План вывоза зерна за границу был сорван, страна недополучила валюту - в результате пришлось сокращать промышленные программы. Резко подскочили цены. Осенью 1927г. для ликвидации кризиса были предприняты чрезвычайные меры. В деревню для выколачивания хлеба направили 30 тыс. членов партии. На поиски спрятанного зерна вновь приглашалась «беднота».
Ничего не напоминает эта ситуация?
Все эти предпринятые меры не принесли ожидаемых результатов. В 1929г. были введены карточки на хлеб. К концу года карточная система распространилась на все продовольственные, а затем и на промышленные товары. Стало ясно, что требуется очередная немедленная корректировка экономической политики. И на этом новая экономическая политика можно сказать закончилась.
Вывод учителя.
Как видим, в целом задумка нэпа В.И. Лениным была не так уж и плоха. Нэп - реабилитировал и исправил сложившуюся в результате политики «военного коммунизма» критическую ситуацию в Советском государстве. Мы с вами на уроке:
-
изучили основные мероприятия новой экономической политики;
-
посмотрели, как изменилась жизнь рабочих и крестьян.
Как вы считаете, на Ваш взгляд нэп - это временная мера, которая способна вывести государство из кризиса. Свой ответ аргументируйте.
Работа с историческими источниками и дают ответы на поставленные вопросы. Формирование навыков работы с документами. Развиваются навыки грамотной устной речи.
Сравнение с ранее изученным материалом. Предполагаемый ответ: политика «военного коммунизма»
Высказывание учащимися своих мнений и отстаивание своих точек зрения.
4. Подведение итог работы на уроке и выставление оценок
5. Рефлексия
Индивидуальная форма работы. Учащиеся заполняют листы самостоятельно.
6. Домашнее задание
Поясняю, как выполнять домашнее задание.
Записывают в дневниках
Декрет ВЦИК РСФСР, принятый на основе решений Х съезда партии большевиков «О замене развёрстки натуральным налогом», 21 марта 1921 г.
О введении продналога
«1. Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельца продуктами своего труда и своими хозяйственными средствами, для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его производительности, а также в целях точного установления падающих на земледельцев государственных обязательств, развёрстка, как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража, заменяется натуральным налогом.
2. Этот налог должен быть меньше налагавшегося до сих пор путём развёрстки обложения. Сумма налога должна быть исчислена так, чтобы покрыть самые необходимые потребности армии, городских
рабочих и неземледельческого населения. Общая сумма налога должна быть постоянно уменьшаема, по мере того как восстановление транспорта и промышленности позволит Советской власти получать продукты сельского хозяйства в обмен на фабрично-заводские и кустарные продукты.
3. Налог взимается в виде процентного или долевого отчисления от произведённых в хозяйстве продуктов, исходя из учёта урожая, числа едоков в хозяйстве и наличия скота в нём.
4. Налог должен быть прогрессивным; процент отчисления для хозяйств середняков, маломощных хозяев и для хозяйств городских рабочих должен быть пониженным. Хозяйства беднейших крестьян могут быть освобождаемы от некоторых, а в исключительных случаях и от всех видов натурального налога. Старательные хозяева-крестьяне, увеличивающие площади засева в своих хозяйствах, а равно увеличивающие производительность хозяйств в целом, получают льготы по выполнению натурального
налога. <…>
7. Ответственность за выполнение налога возлагается на каждого отдельного хозяина, и органам Советской власти поручается налагать взыскания на каждого, кто не выполнил налога. Круговая
ответственность отменяется. Для контроля за применением и выполнением налога образуются организации местных крестьян по группам плательщиков разных размеров налога.
8. Все запасы продовольствия, сырья и фуража, остающиеся у земледельцев после выполнения ими налога, находятся в полном их распоряжении и могут быть используемы ими для улучшения и
укрепления своего хозяйства, для повышения личного потребления и для обмена на продукты фабрично-заводской и кустарной промышленности и сельскохозяйственного производства. Обмен допускается в пределах местного хозяйственного оборота, как через кооперативные организации, так и на рынках и базарах.
9. Тем земледельцам, которые остающиеся у них после выполнения налога излишки пожелают сдать государству, в обмен на эти добровольно сдаваемые излишки должны быть предоставлены предметы
широкого потребления и сельскохозяйственного инвентаря. Для этого создаётся государственный постоянный запас сельскохозяйственного инвентаря и предметов широкого потребления, как из продуктов внутреннего производства, так и из продуктов, закупленных за границей. Для последней цели выделяется часть государственного золотого фонда и часть заготовленного сырья.
10. Снабжение беднейшего сельского населения производится в государственном порядке по особым правилам…»
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-
Что такое «продналог»?
-
В чем принципиальное различие между продразверсткой и продналогом?
-
Как распределялся продналог между крестьянскими хозяйствами?
-
Как вы считаете, как введение продналога могло повлиять на развитие с/х? Свой ответ аргументируйте.
Написано 27-28 мая 1921 г. Впервые напечатано в 1932 г. в Ленинском сборнике XX Печатается по тексту корректурного оттиска с поправками В. И. Ленина
ПРОЕКТ РЕЗОЛЮЦИИ ПО ВОПРОСАМ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
1. Коренная политическая задача момента состоит в полном усвоении и точном проведении всеми партийными и советскими работниками новой экономической политики. Эту политику партия признает установленной на долгий, рядом лет измеряемый, период времени и требует от всех проведения ее с безусловной тщательностью и добросовестностью.
2. На первое место выдвигается товарообмен, как основной рычаг новой экономической политики. Правильные взаимоотношения между пролетариатом и крестьянством, создание вполне устойчивой формы экономического союза обоих этих классов на период перехода от капитализма к социализму невозможны без установления систематического товарообмена или продуктообмена между промышленностью и земледелием. В частности, осуществление товарообмена необходимо как стимул к расширению крестьянских посевов и к улучшению крестьянского земледелия. Предприимчивость и самодеятельность мест должны быть во что бы то ни стало всесторонне поддерживаемы и развиваемы. Губернии с наибольшим количеством хлебных излишков должны быть признаны ударными для проведения в них товарообмена в первую очередь.
3. Считая кооперацию основным аппаратом для проведения товарообмена - признать правильной политику заключения договоров органами Компрода с органами кооперации и передачу первыми последней товарообменных фондов для выполнения заданий государственной власти и под ее контролем. Предоставить кооперации широкую возможность производства заготовок и всестороннего развития местной промышленности и подъема хозяйственной жизни вообще. Поддержка кредитных операций кооперации. Борьба с анархическим (т. е. ускользающим от всякого контроля и надзора государства) товарообменом путем сосредоточения его преимущественно в руках кооперации, отнюдь не стесняя правильной свободной торговли. Изучение рынка.
4. Поддержка мелких и средних (частных и кооперативных) предприятий, по преимуществу не требующих снабжения из государственных запасов сырьем, топливом и продовольствием. Допущение сдачи в аренду частным лицам, кооперативам, артелям и товариществам государственных предприятий. Право местных хозяйственных органов заключать такие договоры без разрешения высших. Обязательное осведомление СТО о каждом таком случае.
5. Пересмотр (в известной части) производственных программ крупной промышленности в направлении усиления производства предметов широкого потребления и крестьянского обихода. Расширение самостоятельности и инициативы каждого крупного предприятия в деле распоряжения финансовыми средствами и материальными ресурсами. Внесение соответствующего точного постановления на утверждение Совнаркома.
6. Развитие системы натурпремирования и установление в виде опыта коллективного снабжения. Установление более правильного распределения продовольственных продуктов в целях повышения производительности труда.
7. Необходимость сохранения и усиления аппарата для быстрого, полного и повсеместного сбора продналога. Обеспечение продорганам для этой цели необходимого партийного авторитета. Сохранение и усиление централизации продаппарата.
8. Сосредоточение всех предыдущих мер на практической боевой задаче текущего года: собрать не меньше 400 000 000 пудов хлебного фонда как базу для восстановления крупной промышленности и осуществления плана электрификации.
9. Принять в принципе проект наказа СТО, поручив фракции ВЦИК превратить его в закон. Признать безусловной и первоочередной задачей партии добиться строжайшего исполнения этого наказа вообще и в особенности выдвигания на работу и привлечения к работе беспартийных.
10. Установить особую ответственность центральных учреждений за тормоз по отношению к местной инициативе и за недостаточную ее поддержку. Поручить фракции ВЦИК выработать соответствующее постановление и провести его на ближайшей же сессии.
11. Конференция поручает Τ TTC и всем организациям партии провести систематический ряд мер по усилению агитации и пропаганды, а равно соответствующую передвижку партийных сил для полного уяснения и планомерного проведения всех вышеизложенных задач.
12. Поставить, как, безусловно, важнейшую задачу партии, внимательное и всестороннее освещение и изучение - как в прессе, так и на собраниях, конференциях, съездах, профессиональных, советских, партийных и т. п. - практического опыта мест и центра в деле хозяйственного строительства.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-
Почему «товарообмен» был назван рычагом новой экономической политики?
-
Какие изменения в промышленности должны были произойти?
-
Как вы считаете, как должны были отразиться эти новшества на жизни рабочих и крестьян? Свой ответ аргументируйте.
Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 10.04.1923
О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ,
ДЕЙСТВУЮЩИХ НА НАЧАЛАХ КОММЕРЧЕСКОГО РАСЧЕТА (ТРЕСТАХ)
<…>
«I. Общее положение
1. Государственными трестами признаются государственные промышленные предприятия, которым государство предоставляет самостоятельность в производстве своих операций, согласно утвержденного для каждого из них устава, и которые действуют на началах коммерческого расчета с целью извлечения прибыли. Государственные тресты несут ответственность по своим обязательствам лишь в пределах состоящего в их распоряжении имущества (ст. 17). Государственная казна за долги трестов не отвечает.
2. Государственный трест со дня регистрации приобретает права юридического лица (Гражданский Кодекс Р.С.Ф.С.Р., ст. 13 и 1-я часть ст. 19).
3. Каждый трест является единым предприятием, в состав которого входят несколько производственных единиц (заведений, как-то: фабрик, заводов, промыслов отделений, магазинов и т.п.), перечисленных в его уставе. Примечание. Настоящий декрет может быть применяем и к предприятиям, в состав которых входит лишь одна производственная единица.
4. Тресты могут организовываться Высшим Советом Народного Хозяйства и другими народными комиссариатами и состоять в ведении Высшего Совета Народного Хозяйства или соответствующего народного комиссариата. <…>
5. Право распоряжения имуществом треста осуществляется Советом Труда и Обороны и Высшим Советом Народного Хозяйства, с соблюдением правил ст. ст. 28, п. "ж", 48, 49, 51, 52 и 53 настоящего декрета. За означенным исключением ни одно государственное учреждение или предприятие не может получить от треста его имущество или продукцию иначе, как по соглашению с ним.
6. Трест владеет, пользуется и распоряжается предоставленным ему государством имуществом, а равно производит свои операции на общем основании гражданских законов с теми изъятиями, которые установлены или будут установлены в особых законах. Равным образом, на основании гражданских законов (ст. 21 Гражданского Кодекса Р.С.Ф.С.Р.), земля, недры, воды и леса предоставляются тресту на праве пользования.
7. Отношение трестов к профессиональным союзам регулируется действующими и специально на этот предмет издаваемыми постановлениями. <…>
III. Имущество и порядок ответственности треста
15. Капитал, передаваемый государством тресту и фиксированный в уставе последнего, является уставным капиталом треста. Уставный капитал выражается в золотых рублях. <…>
16. Уставный капитал треста распадается: на а) основной и б) оборотный. Под основным капиталом понимается все имущество, которое не уничтожается целиком в одном акте производства, как-то: фабричные и другие строения, машины, оборудование, инструменты, живой и мертвый инвентарь и т.п.
Под оборотным капиталом понимаются деньги, ценные бумаги, продукция, а равно все предметы, которые могут быть только однажды использованы в процессе производства, как-то: топливо, сырье, разные металлы и т.п. <…>
IV. Финансирование трестов
18. Финансирование трестов государством совершается, как правило, в порядке предоставления трестам соответствующих денежных средств. Замена денежных средств иными ценностями может совершаться лишь по соглашению с трестом, с обязательным проведением этих ценностей в качестве денежных средств.
19. Средства, предоставляемые тресту из доходов государства при учреждении на образование уставного капитала (ст. 15), а также в дальнейшем на увеличение последнего, ассигнуются в бюджетном порядке по заявкам Высшего Совета Народного Хозяйства, в порядке бюджетного ассигнования и проводятся по балансу треста по статье "уставный капитал". <…>
20. Если годовой баланс треста будет заключен с убытком и выясняется необходимость восстановления уставного капитала, то Высший Совет Народного Хозяйства может, имея ввиду особое государственное значение работ треста, сделать представление в Совет Труда и Обороны о целесообразности покрытия дефицита треста за счет государственной казны. <…>
22. Долгосрочные ссуды трестам предоставляются правительством по представлению Высшего Совета Народного Хозяйства, передаются трестам на условиях, оговоренных в специально на сей предмет заключаемых договорах и возвращаются непосредственно в государственную казну. Долгосрочные ссуды от других кредитных учреждений могут быть допускаемы с разрешения Высшего Совета Народного Хозяйства. <…>
23. Тресты могут получать краткосрочные ссуды как от государственных, так и от негосударственных кредитных учреждений на общем для частных предприятий основании, с обязательным проведением по своему балансу соответствующих статей по каждому виду кредита отдельно. <…>
25. Привлечение других государственных предприятий и кооперации к участию в уставном капитале треста допускается только в порядке изменения устава треста.
26. Частные капиталисты не могут быть привлечены к участию в тресте иначе, как путем реорганизации его в смешанное акционерное общество в установленном порядке.
V. Органы управления и ревизии
27. Органами управления и ревизии треста являются:
а) Высший Совет Народного Хозяйства;
б) правление;
в) ревизионная комиссия.
А. Высший Совет Народного Хозяйства<…>
VI. Амортизация, резервный капитал, распределение прибыли
44. В каждом тресте ежегодно производится амортизация имущества, входящего в его основной капитал, путем определенного в уставе треста процентного отчисления с первоначальной стоимости этого имущества в капитал погашения имущества, согласно особой инструкции Высшего Совета Народного Хозяйства.
45. Вся прибыль треста вносится в доход казны, за исключением отчисления не менее двадцати процентов в резервный капитал треста, пока последний не достигнет половины уставного капитала, и отчислений на выдачу тантьем (дополнительное вознаграждение из чистой прибыли) членам правления и наградных рабочим и служащим. Размер отчислений в резервный капитал, а также размер тантьем и наградных определяется ежегодно постановлением Высшего Совета Народного Хозяйства; размер же доли прибыли, которая подлежит обязательному внесению в доход казны, определяется Высшим Советом Народного Хозяйства по соглашению с Народным Комиссариатом Финансов.
46. Резервный капитал служит как для покрытия убытков, так и для расширения предприятий.
По достижении резервным капиталом половины уставного капитала. Высший Совет Народного Хозяйства может в порядке изменения устава возбудить вопрос о соответствующем увеличении уставного капитала путем перечисления в него части резервного капитала.
VII. Налоги, цены, занаряживание
47. Тресты облагаются всеми видами налогов, в том числе и подоходным, наравне с частными предприятиями, поскольку иное не установлено в законе.
48. Все тресты обязаны состоять членами биржи и регистрировать на бирже свои оптовые сделки. Продукция трестов реализуется по ценам, назначаемым по соглашению с покупщиком. Обязательные для трестов отпускные цены на товары, предназначенные для свободной продажи, могут быть устанавливаемы в необходимых случаях лишь постановлениями Высшего Совета Народного Хозяйства или Совета Труда и Обороны.
49. Допускается занаряживание постановлениями Совета Труда и Обороны через Высший Совет Народного Хозяйства продукции треста по ценам ниже рыночных, но не ниже себестоимости, с начислением средней прибыли. Занаряживание производится путем обязания трестов заключить соответствующий договор с государственным органом, в интересах которого дан наряд, причем в случае невыполнения государственным органом денежных обязательств по такому договору ответственной является государственная казна в целом. В случае, если тресту, отпускающему свою продукцию в порядке занаряживания, не будет произведен какой-либо платеж в один из установленных по данному договору сроков, то тресту предоставляется право отказаться от дальнейшей поставки и взыскать свои убытки на общем основании. <…>
55. Декрет распространяется на всю территорию Р.С.Ф.С.Р. и всех союзных с ней республик.»
Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета М.КАЛИНИН
Заместитель Председателя Совета Народных Комиссаров Л.КАМЕНЕВ
Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Т.САПРОНОВ
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-
Что такое «государственный трест»?
-
Какими правами и обязанностями обладали государственные тресты?
-
Каким образом государство влияет на государственные тресты?
Принято 4-й сессией Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета 13 октября 1921 года
О ГОСУДАРСТВЕННОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
«I. Общие положения
Ст. 1. Государственный Банк РСФСР учреждается с целью способствовать кредитом и прочими банковыми операциями развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, а также с целью концентрации денежных оборотов и проведения других мер, направленных к установлению правильного денежного обращения. На Государственный Банк возлагается также производство кассовых операций по исполнению росписи государственных доходов и расходов. Государственный Банк действует по принципу хозяйственного расчета и безубыточности и подчинен Народному Комиссару Финансов. Государственный Банк находится в составе Народного Комиссариата Финансов и подчиняется непосредственно Народному Комиссару Финансов. <…>
III. Управление Банком
Ст. 5. Высшее наблюдение за деятельностью Банка возлагается на Народного Комиссара Финансов, который, в частности, утверждает все основные правила по операциям Банка, дает руководящие указания в направлении деятельности его, утверждает размер процентов и комиссионного вознаграждения и имеет общий надзор за операциями, а также утверждает ежегодную смету расходов и годовой отчет Банка.
Ст. 6. Управление Государственным Банком РСФСР возлагается на Правление Банка, имеющее свое пребывание в Москве. <…>
IV. Местные органы
Ст. 12. Местными органами Банка являются: а) областные конторы, б) отделения и в) агентства, в административно - организационном отношении подчиненные заведующим подлежащих Финансовых Отделов.
Ст. 13. Областные конторы открываются в столичных городах союзных и автономных Республик, а также и других крупных центрах по определению Правления и производят присвоенные Банку операции на основании правил настоящего Положения и инструкций и распоряжений Правления, а также наблюдают за деятельностью отделений и агентств, расположенных в районе их деятельности.
Ст. 14. Во главе областной конторы стоят Управляющий и его товарищи. Управляющий осуществляет общее наблюдение и руководство деятельностью конторы; каждый из товарищей Управляющего ведает особой отраслью деятельности конторы по указаниям Управляющего.
Ст. 15. Управляющий областной конторой и его товарищи назначаются Народным Комиссаром Финансов по представлению Правления Банка и по соглашению с подлежащей местной властью.
Ст. 16. Из должностных лиц областной конторы главный бухгалтер, старший контролер и старший кассир назначаются Правлением Банка, а прочие приглашаются на службу, в пределах установленных штатов, Управляющим конторой. <…>
VII. Операции Банка
Ст. 29. Государственный Банк РСФСР производит операции, вызываемые ходом развития промышленности и товарооборота, открывая кредиты, при условии обеспеченности их и экономической целесообразности, учреждениям и предприятиям крупной государственной промышленности, кооперативным и другим организациям и частным предприятиям, а также сельским хозяйствам и кустарям. <…>
X. Распределение прибыли
Ст. 45. Чистой прибылью считается сумма полученных Банком процентов, комиссии и прочего вознаграждения по операциям, за вычетом уплаченных процентов и комиссии, всех организационных и хозяйственных расходов и подлежащих списанию сомнительных долгов и других убытков по операциям.
Ст. 46. Чистая прибыль Банка, по утверждении Народным Комиссаром Финансов годового отчета (ст. 43), распределяется следующим образом: 50 процентов ее отчисляется в запасный капитал Банка, не более 20 процентов обращается на улучшение быта сотрудников Банка, а остальное обращается в доход Казны. <…>»
Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета М.КАЛИНИН
Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета А.ЕНУКИДЗЕ
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-
Для чего создавался Государственный банк РСФСР?
-
Что представляет собой банковская система 20-х годов?
Постановление Совета Труда и Обороны РСФСРот 12 августа 1921 года
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О МЕРАХ К ВОССТАНОВЛЕНИЮ КРУПНОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ПОДНЯТИЮ И РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОДСТВА
Совет Труда и Обороны постановляет:
I. Наиболее крупные, технически оборудованные, целесообразно организованные и соответственно расположенные предприятия в данной отрасли промышленности могут быть соединены в порядке ст. VIII настоящего Положения в особое объединение, организуемое на началах хозяйственного расчета. На тех же началах могут быть выделены и отделены предприятия.
II. Правление такого рода объединений (и предприятий) организуется в составе или соответственного Главного Управления или при Высшем Совете Народного Хозяйства, в зависимости от размера и характера объединения (предприятия). Форма взаимоотношений между Правлением Объединений (предприятий) и Главным Управлением или Губернским Советом Народного Хозяйства по принадлежности, порядок контроля и степень самостоятельности определяются особой инструкцией Президиума Высшего Совета Народного Хозяйства. Правление Объединения (предприятия) назначается для центра Президиумом Высшего Совета Народного Хозяйства по представлению Главного Управления и соответствующего Центрального Комитета Профессионального Союза и Президиумом Губернского Совета Народного Хозяйства с Губернскими Советами Профессиональных Союзов для мест.
III. Правлению объединения (предприятия) передаются в заведывание соответственные предприятия со всем их оборудованием, материалами, запасами, топливом и сырьем, полуфабрикатами, с необходимыми подсобными предприятиями (Советскими Хозяйствами, сельскохозяйственными угодьями, разработками и т.д.), причем всему передаваемому имуществу составляется опись по оценке, производимой согласно специальной инструкции, утверждаемой Советом Труда и Обороны.
Вся продукция объединения (предприятия), за покрытием расходов по производству, поступает в общий государственный фонд.
Примечание. В основу оценки кладется стоимость зданий, оборудований и пр. инвентаря в золотой валюте, исходя из инвентарных описей с поправкой на износ, материалы и сырье расцениваются применительно к средним ценам западно-европейского рынка (в частности Лондонского).
IV. Правление Объединения (предприятия) представляет в высший руководящий орган по принадлежности проект производственного плана с соответствующей денежной и материальной сметой в общеустановленном порядке.
В целях обеспечения работы объединения (предприятия) денежными знаками, продовольствием, сырьем, топливом и т.д. государство отпускает в пределах плана использования в распоряжение Правления объединения (предприятия) определенные фонды, эквивалируя их частью продукции; для пополнения недостающих ресурсов Правлению Объединения (предприятия) предоставляется право самостоятельной заготовки за счет своей продукции продовольствия, сырья, топлива, материалов и т.д. согласно норм, утверждаемых Советом Труда и Обороны.
Примечание. Для наибольшего достижения хозяйственных мероприятий, предприятиям и группам предприятий не только однородной отрасли промышленности, но и различных производств, предоставляется право объединения по вопросам заготовок топлива, продовольствия, материалов, обработки Советских Хозяйств и т.п.
V. Для улучшения техники производства, покупки машин, вспомогательных материалов и в экстренных случаях для закупки продовольствия и одежды Правлению Объединения (предприятия) предоставляется право закупок за границей с обращением на это части своей продукции или за наличный расчет на основании особых соглашений Высшего Совета Народного Хозяйства и Народного Комиссариата Внешней Торговли и с утверждением Совета Труда и Обороны.
VI. <*> Порядок приема и увольнения, а также норма выработки и условия оплаты труда разрабатываются Правлением объединения (предприятия) по соглашению с соответствующим Профессиональным Союзом и Отделом Труда по принадлежности. Оплата труда должна быть не ниже ставок, установленных производственным союзом для соответствующей категории трудящихся.
VII. Правление объединения (предприятия) находится под контролем соответственного высшего органа и несет полную ответственность за выполнение производственного плана, качество выпускаемых изделий, сохранность имущества, состояние хозяйства и отвечает за свои действия не только в административном порядке, но также и по суду.
Примечание. Порядок отчуждения или сдачи в аренду принадлежащих объединению (предприятию) земель, угодий, зданий, оборудования и т.п. устанавливается Высшим Советом Народного Хозяйства.
VIII. На основании настоящего Положения Президиуму Высшего Совета Народного Хозяйства предоставляется право по соглашению с Президиумом Всероссийского Центрального Совета Профессиональных Союзов утверждать положения о выделении, как целых групп промышленных предприятий, так и отдельных предприятий для управления ими на вышеизложенных началах.
Председатель Совета Труда и Обороны В.УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Секретарь Совета Труда и Обороны Л.ФОТИЕВА
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-
Какие права предоставили предприятиям?
-
Каким образом государство вмешивается в управление предприятий?
-
Как вы считаете, как должна развиваться промышленность после введения в действие данного постановления?
Из интервью Г.Я. Сокольникова
«…ТВЕРДЫЕ ЦЕНЫ ЯВЯТСЯ МОСТОМ МЕЖДУ ГОРОДОМ И ДЕРЕВНЕЙ»
«Наиболее крупными финансовыми мероприятиями текущего года явится денежная реформа и перевод единого сельскохозяйственного налога на деньги. Обе эти меры теснейшим образом связаны одна с другой. Отказа от взимания в деревне налога натурой настоятельно требуют интересы развития как крестьянского, так и всего народного хозяйства. Для крестьянского хозяйства перевод налога на деньги обозначает полную свободу в выборе наиболее выгодных способов для уплаты налога. Крестьянин, не будучи обязан давать налог хлебом, может преимущественно направлять свое хозяйство в сторону развития таких культур, которые по условиям рынка дают наибольшие доходы, или же может собрать необходимые для уплаты налога средства путем подсобных промыслов, отхожих заработков. <…> Однако внесение налога деньгами было сопряжено для крестьянства с большими неудобствами вследствие неустойчивости денег - советских знаков, которыми, главным образом, уплачивается налог. На падении курса денег теряли и крестьянство, и Советское государство. Создание устойчивых денег, таким образом, получает характер неотложной необходимости. <…> Переход к твердым деньгам был начат выпуском червонцев, но это было частичным решением вопроса. Теперь Советское правительство считает возможным сделать дальнейший шаг - выпустить в обращение также и мелкие устойчивые деньги, идя, таким образом, навстречу насущнейшим интересам крестьянских и рабочих масс. Проведение денежной реформы должно было быть проведено с большой осторожностью и по частям, т.к. в противном случае цель реформы, т.е. создание твердых денег, не была бы достигнута и, наоборот, только поколеблено было бы положение червонца. <…>
Выпуск устойчивых денег можно будет начинать в недалеком будущем. Предположительно выпустить билеты достоинством в 3, 5, и 1 рубль золотом. Банки будут беспрепятственно обменивать червонцы на эти твердые разменные деньги и обратно. <…>»
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-
Что представляла собой денежная реформа?
-
Чем была вызвана необходимость ее проведения?
-
Предположите, каким образом реформа могла повлиять на жизнь рабочих и крестьян? Свой ответ аргументируйте.
Из письма в «Крестьянскую газету». 1925г.
«Коммунистическая партия как бы стремиться всех крестьян сделать нищими, поощряет только бедноту, не помогает ей, а только поощряет, и если крестьянину удастся улучшить свое хозяйство и выкарабкаться из бедности, то его клеймят кулаком и считают врагом советской власти, а ведь нет такого крестьянина, который не стремился бы улучшить свое хозяйство и стать в глазах партии кулаком, другими словами говоря, нет такого крестьянина, который не стремился бы сделаться врагом советской власти.»
Л.Н. Калинин: «… нам, рабочим, плохо…» из письма В.М. Молотову от 14.11.1926г.
«… «Переходный» момент превратился уже в длительное строительство, и эта длительность стала давить рабочих. Никакие кампании на деле не отражаются, они, правда, хороши в отчетах, как цифры, они видны Вам, что в N- ской губернии было засеяно в 1923г. N-ное и в 1926г. N-ное , а ведь мне как рабочему видно только одно, что получаю 280 коп. в сутки: квартира стоит 10 рублей в месяц, освещение 3-5 рублей, ботинки в кооперативе 25-20 рублей (и плохого качества), хлеб белый 13-11 коп. 400 гр., папиросы 20 коп. пачка, мясо 35-40 коп. и т.д. Снижение розничных цен - тоже была кампания такова - читаешь: масло подешевело на 1 ½ копейки кило, а мне нужно в размере 100 гр. Конечно, это хорошо, что оно подешевело, но только существует это не для моих 100 гр., а для того кто покупает по 16 кг. Ну-ка, разложите 1 ½ коп. на 10, сколько я получаю скидки? Это кажется мелочь! Да, Вы правы, это мелочь для Вас, а у меня вся жизнь из этих мелочей!.. Вы скажите, что это обывальщина, мелочь, важнее есть дела, - это разобраться, кто вернее понял тезисы тов. Энгельса «О возможности социальной революции в одной из стран» и имел ли Ленин в 1905г. в виду Россию, когда писал свою статью на ту же тему, кто вернее понял - Троцкий или Каменев, Зиновьев или Вы со Сталиным. Да, может, это и важно, но нам важен также и свой желудок, а пока Вы там спорите, у меня семья может с голоду умереть. Да и сам останусь голый и больной от переутомления!!! Мы Вам, пожалуй, скорей можем сказать, а ну, катитесь Вы или занимайтесь делом и бросьте потрясать воздух, припоминая, кто чего писал и как это надо понимать. Вы напоминаете средневековые турниры споров на религиозные темы… Нам это непонятно, мы хотим работать и быть сытыми. <…>
Пока всего, с ком. Приветом
Л.Н. Калинин.
Адрес: клуб Водников, Влади-
Восток, слесарю Калинину.»
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-
Как новая экономическая политика отразилась на жизни крестьян и рабочих?
-
О каком социальном противоречии нэпа идет речь?
РЕФЛЕКСИЯ
НА УРОКЕ Я НАУЧИЛСЯ:
ДА
НЕТ
-
Узнавать политику нэпа по событиям
-
Рассказывать о нэпе
-
Давать определение понятиям: новая экономическая политика (нэп), продовольственный налог, аренда, свободная торговля, денежная реформа, твердая валюта, золотой червонец, акционерные общества, хозрасчет.
-
Приводить примеры из документов
-
Соотносить события
-
Устанавливать причины нэпа
-
Формулировать выводы на основе полученных данных
-
Доказывать свою точку зрения
-
Мое отношение к действиям на уроке
-
Мое отношение к обстановке на уроке