Поурочный план по Всемирной истории на тему Россия в 17 веке (7 класс)

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата: ___________ Класс: 7 ВИ Урок: ____

Тема: Россия в XVII веке

Цель: Рассказать учащимся, о внутреннем и внешнем положении России

Задачи: Образовательная: Ознакомить с вступлением на престол Бориса Годунова и царствованием династии Романовых

Развивающая: Формирование навыков к изучению культуры, творческого поиска и мышления

Воспитательная: Воспитывать культурные достижения казахстанцев, воспитывать ребят в человеколюбии и гражданском патриотизме

Тип урока: комбинированный

Наглядные пособия:

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка знаний полученных на предыдущих занятиях

-Как Русское государство стало могущественным?

- В чем заключался смысл внутренней политики Ивана IV?

- С какой целью Иван IV проводил политику опричнины?

- Почему в XVI веке хозяйство России переживало упадок?

3. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

План урока

  1. Внутреннее и международное положение России

  2. Вступление на престол Бориса Годунова

  3. Царствование династии Романовых

  4. Русская культура в 17 веке

17 в. -начало капиталистических отношений. ВГО привели к освоению новых земель, расширению рынка. Начало нового периода. Великобритания, Голландия стали промышленно развитые. Испания, Португалия приобрели новые колонии. Укрепились абсолютные и конституционные монархии.

17в.- в России очень сложный период. После смерти царя Ивана IV Грозного в стране разгорелись междоусобицы, царила нестабильность. Царь Алексей Михайлович стал расширять территорию своей империи. В 1654г. Украина вошла в состав России. На юге Украины для защиты от Речи Пасполитой(Польши) установлены пограничные заслоны. На вотоке для защиты поселены казаки. В нчале 17в. на зап Каз-на на берега рек Яик(Урал) переселены казачьи общины-казаки уральские.

17в. Россия монархическая держава.

Сословное общество:

  1. представители власти, аристократической знати

  2. торгово-промышленныеработники, горожане,(купцы, ремесленники, военнослужащие)

  3. крестьяне.

1584- умер Иван 4 Грозный. У него б/3 сына - Иван(сам убил в гневе), Федор(имел психические отклонения), Дмитрий(в 9 лет погиб).

1584г. стал править Федор., но страной фактически управлял брат жены царя Борис Годунов, который в 1598г. б/провозглашен царем.

Борис Годунов был крупным политическим деятелем своего времени. Видя отсталость России по сравнению с европейскими странами, он пригласил из-за границы ученых и высококвалифицированных специалистов по различным отраслям производства направил многих дворянских детей на учебу в другие страны. В целях укрепления религиозной самостоятельности России он поднял роль патриарха в обществе. В ходе войны 1590-1593 годов со шведами вернул России захваченные ранее крепости Иван-Город, Ям, Копорье и другие на побережье Балтийского моря. Для выхода из кризиса внутри страны и прекращения междоусобиц между князьями и боярами Борис Годунов прибегал к жестоким мерам усмирения.

Годунов заботился и о защите границ России, распорядившись построить укрепления: Смоленск - на юге, Белгород, Саратов, Самару - на востоке, Тюмень и Тобольск - в Сибири.

Царствованием Бориса Годунова были крайне недовольны бояре, привилегии которых ущемлялись в процессе усиления центральной власти. Монах Чудова монастыря, бежавший из России в Польшу, объявил себя сыном царя Ивана IV - Дмитрием. При поддержке Польского государства Лжедмитрий собрал войско и отправился в поход на Москву. В этот период в Русском царстве до предела обострилось внутреннее положение: участились мятежи и восстания, вызванные усилением закрепощения крестьян. В такое смутное для страны время Борис Годунов неожиданно умер в 1605 году.

Опираясь на поддержку обманутого им народа, Лжедмитрий объявил себя царем. Но вскоре был разоблачен и убит боярами-заговорщиками.

Власть в стране захватили бояре, посадив на трон Василия Шуйского (1606-1610 гг.). В 1608 году польская шляхта (дворянство) вновь выдвинула на возведение на российский престол своего наследника, выдававшего себя за якобы спасшегося царя Лжедмитрия I и организовала поход на Москву. Лжедмитрий II прибыл в село Тушино под Москвой, откуда безуспешно пытался захватить столицу. Бояре не стали оказывать поддержку Шуйскому. А народ был настроен против власти иноземца. Поэтому защиту независимости страны народ взял в свои руки.

В 1609 году польский король внезапно вторгся в Россию. Шуйский вынужден был отречься от власти. Власть перешла в руки созданной Боярской думы из 7 человек - «Семибоярщины». Жители Смоленска потерпели поражение и поляки приблизились к Москве. В такое трудное время дело защиты Отечества в свои руки в 1611 году взяли выходцы из Нижнего Новгорода - князь Дмитрий Пожарский и посадский староста Кузьма Минин. Объединив свои силы, народные ополченцы в 1612 году прибыли в Москву.

В кровопролитном сражении Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский проявили мужество и героизм. В октябре 1612 года Москва была освобождена от иностранных захватчиков. Позднее в Москве, на Красной площади, в честь Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского был сооружен от благодарного народа величественный памятник.

Царствование династии Романовых. После освобожденияМосквы встал вопрос об избрании нового российского царя. В феврале 1613 года в Москве с участием 700 человек было созвано собрание народных представителей - Земский собор. В нем приняли участие бояре, дворяне, церковнослужители, горожане, казаки и крестьяне. Достойным на царский трон сочли 16-летнего Михаила Федоровича Романова.аким образом, в истории России родоначальником наследственной династии Романовых стал молодой царь Михаил Романов. Династия Романовых правила Россией более 300 лет - с 1613 по 1917 год. В 1649 году в стране был принят Свод соборного уложения. Он окончательно законодательно закрепил крепостное право в России, то есть полную зависимость крестьян от помещиков (крупных дворян-землевладельцев).

Русская культура в XVII веке. Русское деревянное зодчество (архитектура) XVII века является одним из наиболее развитых и замечательных направлений национальной культуры. При возведении церквей русские мастера использовали народные традиции деревянного зодчества. Одним из прекрасных образцов русского деревянного зодчества XVII века является кремль, возведенный в селе Коломна (ныне райцентр Московской области). Церкви и соборы облицовывались снаружи красным обожженным кирпичом. Одним из красивейших архитектурных ансамблей мира является Московский Кремль.

Русские художники XVII века украшали стены церквей прекрасными иконами и фресками. Известный мастер Симон художественно живо и достоверно изображал на своих иконах человеческие облики. Русские художники добились величайших успехов в создании портретов.

Многие люди направляли своих детей на учебу в города. В XVII веке в России значительно возросло количество грамотных людей. Большую роль в обучении грамоте и религиозным проповедям сыграла церковь. В России повсеместно были открыты школы, где изучали письмо и арифметику. В открывшейся в 1687 году высшей школе преподавались греческий и латинский языки, религия, геометрия, арифметика, астрономия, грамматика и другие предметы. Это была первая школа высшего статуса, предназначенная для детей чиновников.

В деле оказания медицинской помощи особое место в России занимали народные лекари. По крупицам, веками накапливались сведения о лечебных свойствах различных трав и лечении болезней. В Москве впервые была открыта школа Аптекарского приказа, где стали готовить врачевателей. Ее называли «школой русских лекарей».

Рефлексия

1. Почему XVII век был назван периодом новой истории? Какие перемены он принес российскому обществу?

2. Как расширялась территория России в XVII веке?

3. Какие перемены произошли в XVII веке в социальном развитии России?

4. В чем заключается причина начала смутного времени в России? Расскажите о политике Бориса Годунова.

5. Как началось нашествие поляков против России в XVII веке? Кого бояре возвели на царский престол? Кем являлись Лжедмитрии?

6. В чьих руках находилась политическая власть в России?

7. Когда началась борьба Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского против иноземного нашествия? В чем заслуга этих людей перед русским народом?

Домашнее задание: пр 45перессказ стр 189-193 готовиться к контр работе

Оценки за урок

© 2010-2022