Открытый урок по истории Формирование Древнерусского Государства

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок на тему «Формирование Древнерусского государства»

Цель урока: сформировать у детей представление о процессе образования государства у восточных славян. Задачи урока: 1.расктыть причины и этапы становления государства у восточных славян. 2.сформировать представление о закономерности образования государства. 3.формирование умения работать с картой , иллюстрациями и историческими документами. 4.поддерживать интерес к истории наших предков.

Тип урока: комбинированный.

Основные знания: предпосылки и причины появления Древнерусского государства. Легенда о призвании Рюрика на княжение.

Основные понятия: государство ,князь ,дружина ,полюдье ,путь « из варяг в греки».

Персоналии :Рюрик ,Аскольд , Дир ,Олег ,Кий ,Щек ,Хорив.

Основные даты:862-призвание Рюрика в Новгородскую землю,882-завоевание Киева новгородским князем Олегом, образование Древнерусского государства.

Оборудование урока: учебник по Истории России 6 класс 1 часть параграф 5 «становление Древнерусского государства», карточки с текстом «Повесть временных лет» ,карта в учебнике страница 47.

1. Организационный момент: Сообщение целей , задач урока.

2 .Проверка домашнего задания.

3 .Изучение нового материала.

План. 1.Предпосылки и причины создания древнерусского государства. 2.Варяги в Восточной Европе. 3.Образование Древнерусского государства.

1.Предпосылки и причины создания древнерусского государства. Активизация познавательной деятельности . -Славянские племена торговали с Волжской Булгарией. Оно уже существовало как единое государства. Давайте подумаем , а было ли государство у восточных славян? Работа по формированию понятия. - А по каким признакам мы определяем ,что у народа есть государство ?

(единая система управления ,единая территория, единые законы, единая культура, единая народность).

Работа с учебником.

Давайте посмотрим ,какое определение дается государству в нашем учебнике. Государством называют объединение людей которые живут на определенной территории и признают высший авторитет центральной власти.

Рассказ учителя.

Образование государства-длительный процесс ,и оно возникает тогда ,когда общество осознает в нем необходимость .Это неизбежный ,закономерный процесс, результат разложения родоплеменного строя ,путь к централизованной власти .В 9 веке в жизни восточных славян значение приобретает торговля. Через их земли (по Неве, Ладожскому озеру,Волхову и Днепру) проходил путь «из варяг в греки».

Работа с картой.

- Давайте проследим его на карте . Учебник страница 47.

Учитель рассказывает и показывает путь «из варяг в греки» на карте ,учащиеся следят по книге.

Рассказ учителя. Сжатое сообщение.

-Населенные пункты ,в которых останавливались купцы по дороге ,превращались в крупные города ,куда местные охотники и бортники привозили свою добычу для продажи купцам: Новгород Полоцк, Любеч, Смоленск, Чернигов ,Киев.

Работа с картой .Учитель показывает города на карте .Ученики находят эти города на карте учебника страница 47. Рассказ учителя . Работа с понятиями. Города становятся центрами развития торговли и ремесла .Постепенно города подчиняли себе окрестные территории с живущими на них народами и племенами. Так возникали княжения-территории, признающие власть князя ,правителя города. Княжения существовали у полян, древлян ,кривичей ,дряговичей. Большую роль в стремлении к объединению сыграла внешняя угроза. Торговля- рискованное и прибыльное дело .Торговцы были вынуждены нанимать профессиональных воинов-дружину ,во главе которой стоял военноначальник -князь ,чтобы защитить свой товар от набегов хазар ,печенегов ,норманнов. 2.Варяги в Восточной Европе. -Давайте вспомним кто такие норманны.

- Каковы их основные занятия.

(Скандинавские племена ,совершавшие набеги на Западную Европу в 8-9 веке).

Скандинавы обложили данью фино-угорские племена чудь и мерю ,кривичей, ильменских племен .Финноугры называли норманнов ,поселившихся на земле восточных славян , «роутси», или «русы». Вскоре города начинают приглашать отряды русов за плату для защиты. Наемных скандинавских воинов восточные славяне называли варягами. -Как вы думаете почему?

Впоследствии варяжские князья начинают выполнять и другие обязанности: их стали приглашать в качестве судей в межплеменных спорах. И вскоре из руководителей военных отрядов варяжские князья превращались во властителей. Они обязали население за выполнение своих обязанностей платить им вместо жалования постоянную и более высокую плату - дань.

Образование государственных центров.

В IX веке восточные славяне создавали несколько княжений, во главе которых стояли приглашенные варяжские князья. Однако из них- на севере, в Приильменье, с центром в Новгороде, другое - на юге, в Приднепровье, с центром в Киеве. Сейчас мы с вами посмотрим , ка это происходило .

Работа с документом.
Мы с вами будем работать с документом - отрывком из «Повести временных лет». Ваша задача: прочитать текст и дать ответы на вопросы к нему. Вопросы для каждой группы свои. Работать вы будете в парах, можете совещаться друг с другом. На выполнение задания у вас пять минут.

Ответы на вопросы.

- Скажите как автор « Повести временных лет» объясняет происхождение названия Древнерусского государства - Русь?

Свидетельства «Повести о временных лет» о строительстве Киева и призвании варягов породили в научной среде спор, когда возникло государство у восточных славян. Сторонники норманнской теории, авторами которой являются немецкие ученые Г.З Байер, Г.Ф. Миллер, считают, что славяне не смогли бы создавать свое государство без помощи из вне.

Русский ученный М.В Ломоносов - автор другой теории , антинорманнской, по которой государство у восточных славян вкладывалось постепенно, а варяги не сыграли никакой роли. А на Балтике жили племена западных славян их называли Варинами их столицей был город Рерик варяги и варины могли быть одним народом.

3.Образование древнерусского государства.

Рассказ учителя

Во второй половине IX века соперничество между северными и южными центрами усилилось . Стремясь взять под контроль южную часть пути «из варяг в греки» в 882 ча году князь Олег, ставший правителем Новгорода после Рюрика, захватил Киев. Подробнее о том, как это произошло, вы познакомитесь дома, прочитав в п.5 3часть .

882 год - год образования Древнерусского государства .

Олег объявил Киев столицей своих земель, а себя стал величать великим князем, в правлении опирался на дружину, собирал с подвластных племен дань - полюдье.

Народным ополчением руководил воевода. Важнейшие дела по- прежнему решались на вече. В некоторых землях сохранилась власть местных князей , опиравшихся на собственных дружинников, старейшин , и начальников народного ополчения - тысяцких. Таким образом, в конце IX века на землях восточных славян сложилось государство , получившее название Русь.

Закрепление.

Ребята, обратите внимание на то, что в учебнике у вас очень много иллюстраций . Рассмотрите их, пожалуйста , и попробуйте ответить, какое у вас складывается впечатление о первом русском государстве на основании этих иллюстраций в учебнике. Ответ можете представить в любой форме : будь то рисунок, четверостишие, схема.

Высказывается самый смелый.

Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели процесс образования Древнерусского государства у восточных славян, охарактеризовали предпосылки и причины его возникновения.

Домашние задание: п 5. Ответить на вопросы после параграфа

В конце урока давайте сочиним синквейн чтобы закрепить тему урока.

Русь, народ, варяк.

Изначальное, великий, вещий.

Торговать, защищать, воевать.

Все это привело к образованию государства Русь.





Из «Повести временных лет»

В лето 862. Изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и были между ними усобицы, и начали воевать сами с собой. И сказали они себе: « Поищем себе князя, который управлял бы нами и судил по праву». И пошли за море к варягам , к руси, ибо так звались те варяги - русь, как другие зовутся шведы, иные же норманы, англы, другие готы, эти же - так. Сказали руси чудь, словяне, кривичи…: «Земля наша велика и обильная, а наряда( порядка) в ней нет. Приходите княжить и управлять нами». И избрались три брата со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришла к словенам, и срубили город Ладогу, и сел в Ладоге старейший Рюрик, а другой - Синеус - на Белоозере, а третий Трувор- в Изборске. И от тех варягов прозвались Русская земля…Два года спустя умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик … И было у него два мужа ( служивших у него), не племени его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились они по Днепру, и, проходя мимо, увидели на горе городок. И спросили они « Чей это городок?» И сказали им : «Было три брата: Кий , Щек и Хорив, которые построили городок этот и погибли, а мы, их потомки, сидим здесь и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали около себя много варягов и стали управлять землей полян. Рюрик же в это время княжил в Новгороде.

Вопрос к документу: как летописец объясняет, почему начались усобицы между племенами? К кому обратились за помощью северные племена?

Вопрос к документу: как звали варягов, согласившихся княжить на Руси? Где они обосновались?

Вопрос к документу : какие функции должен был выполнять варяжский князь? Как и почему варяжские князья оказались в Киеве?





© 2010-2022