- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории 7 класс специальной (коррекционной) школы
Рабочая программа по истории 7 класс специальной (коррекционной) школы
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Смирнова Н.Н. |
Дата | 11.10.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по истории составлена на основе нормативных документов:
- региональный базисный план общеобразовательных учреждений Нижегородской области;
- учебный план МКОУ «Уренская коррекционная школа-интернат»;
- программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 5-9 классы, Сборник 1, Москва, «Владос», 2013 год.
- «История России», учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 7 класс, Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина, 2011 год
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
Представляется, что в курсе «Истории России» для детей с нарушением интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчётливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности.
Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учётом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
Весь исторический материал представлен отечественной историей, историей региональной и краеведческой. Учитель имеет право использовать в процессе изучения материала информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа.
Важной составной частью курса «История России» являются историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. Предполагается изучение истории с древности до нашего времени.
На уроках истории в образовательной специальной коррекционной школе используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с исторической картой, картиной, схемами, «Лентой времени», просмотр и разбор кинокольцовок, отдельных фрагментов кино, диафильмов.
Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории. Рассказ учителя об исторических событиях должен быть исторически точным инее слишком длинным. Сообщая новый материал, учитель показать его взаимосвязь с изучением ранее.
Усвоение исторических событий значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий.
Создавая историческую картину того или иного события, учитель должен включать в рассказ культурно-бытовые сведения, способствующие формированию правильных исторических представлений (внешний вид города, села, характеристика жилища, одежды, орудий труда, оружия соответствующей эпохи).
Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов из учебной книги, детских журналов, книг и других источников. Особое внимание уделить умению учащихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать развитию мыслительной деятельности и речи. Такой подход является существенной частью коррекционной работы на уроках истории.
Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определённую историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов - важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.
При изучении истории важно вести специальную работу по использованию хронологии. Этому помогают «лента времени», игры, викторины с использованием исторических дат.
Созданию ярких, отчётливых образов содействуют хорошо подготовленные и проведённые экскурсии. Внимание учащихся на экскурсиях и при обработке материала надо привлекать к наиболее существенным, значимым объектам.
При характеристике определённой исторической формации учитель должен раскрыть вопросы культуры, взаимоотношений людей в обществе. В отличие от программ массовых общеобразовательных школ, в которых весь исторический материал периодизируется, во вспомогательных школах такая периодизация не имеет смысла.
Особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала. Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских качеств ученика.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курсов истории в 7 классе для учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Программа направлена на всестороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, особое внимание
обращено на коррекцию имеющихся специфических нарушений.
Программа курса «История России» рассчитана на 65 часов в год, 2 часа в неделю.
Цель: сформировать у обучающихся способность изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности.
Задачи:
образовательные:
1. усвоить важнейшие факты истории;
2. создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;
3. усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития;
4. овладеть умением применять знания по истории в жизни;
5. выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.
воспитательные:
1. гражданское воспитание учащихся;
2. патриотическое воспитание;
3. воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей;
4. нравственное воспитание;
5. эстетическое воспитание;
6. трудовое воспитание;
7. правовое воспитание;
8. формирование мировоззрения учащихся.
коррекционно - развивающие:
1. развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы. Учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости.
2. Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.
3. Расширять лексический запас. Развивать связную речь.
2. Основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам.
Введение (7ч.)
Что такое история. Что изучает история.
Как пользоваться книгой по истории
Как и по каким источникам мы узнаем о жизни людей в прошлом. Устные, вещественные и письменные памятники истории.
Наша Родина - Россия. Кто живет рядом и вокруг России. Наша страна на карте. Государственные символы России.
Глава нашей страны. Россия - наша родина. Что изучает родословная людей. Счёт лет в истории. «Лента время».
История нашей страны древнейшего периода (12 ч.)
Кто такие восточные славяне. Легендарная история происхождения славян и земли русской.
Роды и племена восточных славян и их старейшины.
Как жили наши предки - восточные славяне в далеком прошлом.
Славянская семья и славянский посёлок. Хозяйство, основные занятия и быт восточных славян.
Обычаи и верования восточных славян, их мудрецы и старцы-предсказатели (волхвы, вещуны и кудесники). Соседи восточных славян, торговые отношения с ними. Славянские войны и богатыри. Оружие и доспехи восточных славян. Дружинники.
Объединение восточных славян под началом князя Рюрика.
Киевская Русь (15 ч.)
Образование государства восточных славян - Киевской Руси или Древней Руси. Первые русские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав.
Княжеская дружина и укрепление единой верховной власти князя. С кем воевала Киевская Русь: древляне, печенеги, хазары, греки.
Крещение Руси при Князе Владимире и воеводе Добрыне. Образование Русской Церкви под управлением Константинополя. Священники и проповедники. Образование первых русских монастырей.
Былины - источник знаний о Киевской Руси. Гусляры-сказочники и их былины. Былинные богатыри - спасители земли русской.
Культура и искусство Древней Руси. Древнерусские ремесленники, иконописцы, белокаменное строительство, фресковая живопись, образование и грамотность. Летописи и летописцы. «Повесть временных лет».
Жизнь и быт в Древней Руси: княжеское и боярское подворье, вотчины, быт простых людей - холопов, закупов и смердов. Свободные люди Древней Руси.
Правление Ярослава Мудрого и укрепление единого русского государства. Первые русские монеты. Создание первого русского сборника законов «Русская правда». Первые русские библиотеки Ярослава Мудрого.
Приход к власти Владимира Мономаха в 1113 г. Личность Мономаха - первого русского царя. «Устав Владимира Мономаха» и «Поучения Владимира Мономаха» - советы детям о добре и любви.
Рост и укрепление древнерусских городов. Городское строительство и торговля.
Распад Киевской Руси (15 ч.)
Причины распада Киевской Руси. Рост городов. Появление отдельных 15 крупных княжеств-государств. Период раздробленности: ослабление обороноспособности Руси.
Киевское княжество в XII веке. Борьба князей за титул «великого Киевского князя».
Владимиро - Суздальское княжество. Основатель Москвы князь Юрий Долгорукий. Наследники Юрия Долгорукого - Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо. Дружина Всеволода и её военные походы. Рост богатства и могущества Владимиро - Суздальского княжества при князе Всеволоде.
Господин Великий Новгород. Географическое положение Новгорода. Близость к Северной Европе, странам Прибалтики. Хозяйство новгородской земли. Внешнеторговые связи.
Торговля и ремесла Новгородской земли. Новгородская боярская республика. Новгородское вече и правители Новгорода: посадник, тысяцкий и архиепископ. Новгородский князь - руководитель новгородского войска и организатор обороны города от внешних врагов.
Русская культура в XII-XIII в., летописание. Поэма «Слово о полку Игореве». Берестяные грамоты. Их содержание.
Борьба Руси с иноземными завоевателями (9ч.)
Монголо - татары: жизнь и быт кочевников, основные занятия, торговля, военные походы. Монголо - татарское войско и его вооружение, военная дисциплина. Объединение монголо-татарских орд под властью Чингисхана.
Нашествие монголо-татар на Русь. Походы войск Чингисхана и хана Батыя на Русь. Героическая борьба русских людей против монголо-татар. Подвиг князя Рязанского, Евпатия Коловрата и других. «Злой город Козельск». Русь под монголо - татарским игом. Монголо - татарское государство Золотая орда. Управление Золотой ордой завоёванными землями: сбор дани, назначение ханом великого князя. Сопротивление русских людей монголо - татарам.
Наступление на Русь новых врагов. Рыцари-крестоносцы, их снаряжение и военный опыт. Александр Невский и новгородская дружина. Невская битва и«Ледовое побоище». Героизм и победа новгородцев. Значение этой победы для укрепления православия на русской земле.
Начало объединения русских земель (10 ч.)
Возрождение хозяйства и культуры. Тяжелое положение русского и других народов. Возвышение Москвы при князе Даниле Александровиче. Московский князь Иван Калита, его успехи.
Расширение территории Московского княжества при Иване Калите. Превращение Москвы в духовный центр русской земли.
Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси. Жизнь и быт простых людей.
Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Сергий Радонежский.
Отражение ордынских набегов. Борьба Дмитрия Донского против хана Мамая. Битва на Куликовом поле (1380), итог битвы. Значение Куликовской битвы для русского народа. Отражение героизма сражающихся в повестях, сказаниях. Национальный подъем после Куликовской битвы. Роль Москвы. Распад Золотой Орды.
Иван III (1462-1505 гг.). Освобождение от иноземного ига (1480).
Превращение Московского княжества в Российское государство.
Государь всея Руси - Иван III. Монархия. Принятие единого сборника законов Российского государства - Судебника.
Повторение за год (3 ч.)
3.Требования к уровню подготовки выпускников.
Учащиеся должны знать:
-какие исторические даты называются точными, приблизительными;
-когда произошли события (конкретные, по выбору учителя);
-кто руководил основными сражениями;
Учащиеся должны уметь:
-пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
-пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;
-соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника; пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;
-устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат;
-правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;
-пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту.