Рабочая программа по истории 7 класс специальной (коррекционной) школы

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по истории составлена на основе нормативных документов:

- региональный базисный план общеобразовательных учреждений Нижегородской области;

- учебный план МКОУ «Уренская коррекционная школа-интернат»;

- программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 5-9 классы, Сборник 1, Москва, «Владос», 2013 год.

- «История России», учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 7 класс, Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина, 2011 год

История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.

Представляется, что в курсе «Истории России» для детей с нарушением интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчётливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности.

Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учётом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

Весь исторический материал представлен отечественной историей, историей региональной и краеведческой. Учитель имеет право использовать в процессе изучения материала информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа.

Важной составной частью курса «История России» являются историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. Предполагается изучение истории с древности до нашего времени.

На уроках истории в образовательной специальной коррекционной школе используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с исторической картой, картиной, схемами, «Лентой времени», просмотр и разбор кинокольцовок, отдельных фрагментов кино, диафильмов.

Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории. Рассказ учителя об исторических событиях должен быть исторически точным инее слишком длинным. Сообщая новый материал, учитель показать его взаимосвязь с изучением ранее.

Усвоение исторических событий значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий.

Создавая историческую картину того или иного события, учитель должен включать в рассказ культурно-бытовые сведения, способствующие формированию правильных исторических представлений (внешний вид города, села, характеристика жилища, одежды, орудий труда, оружия соответствующей эпохи).

Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов из учебной книги, детских журналов, книг и других источников. Особое внимание уделить умению учащихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать развитию мыслительной деятельности и речи. Такой подход является существенной частью коррекционной работы на уроках истории.

Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определённую историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов - важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.

При изучении истории важно вести специальную работу по использованию хронологии. Этому помогают «лента времени», игры, викторины с использованием исторических дат.

Созданию ярких, отчётливых образов содействуют хорошо подготовленные и проведённые экскурсии. Внимание учащихся на экскурсиях и при обработке материала надо привлекать к наиболее существенным, значимым объектам.

При характеристике определённой исторической формации учитель должен раскрыть вопросы культуры, взаимоотношений людей в обществе. В отличие от программ массовых общеобразовательных школ, в которых весь исторический материал периодизируется, во вспомогательных школах такая периодизация не имеет смысла.

Особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала. Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских качеств ученика.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курсов истории в 7 классе для учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Программа направлена на всестороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, особое внимание

обращено на коррекцию имеющихся специфических нарушений.

Программа курса «История России» рассчитана на 65 часов в год, 2 часа в неделю.

Цель: сформировать у обучающихся способность изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности.

Задачи:

образовательные:

1. усвоить важнейшие факты истории;

2. создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;

3. усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития;

4. овладеть умением применять знания по истории в жизни;

5. выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.

воспитательные:

1. гражданское воспитание учащихся;

2. патриотическое воспитание;

3. воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей;

4. нравственное воспитание;

5. эстетическое воспитание;

6. трудовое воспитание;

7. правовое воспитание;

8. формирование мировоззрения учащихся.

коррекционно - развивающие:

1. развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы. Учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости.

2. Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.

3. Расширять лексический запас. Развивать связную речь.

2. Основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам.

Введение (7ч.)

Что такое история. Что изучает история.

Как пользоваться книгой по истории

Как и по каким источникам мы узнаем о жизни людей в про­шлом. Устные, вещественные и письменные памятники истории.

Наша Родина - Россия. Кто живет рядом и вокруг России. Наша страна на карте. Государственные символы России.

Глава нашей страны. Россия - наша родина. Что изучает родословная людей. Счёт лет в истории. «Лента время».

История нашей страны древнейшего периода (12 ч.)

Кто такие восточные славяне. Легендарная история происхож­дения славян и земли русской.

Роды и племена восточных славян и их старейшины.

Как жили наши предки - восточные славяне в далеком прошлом.

Славянская семья и славянский посёлок. Хозяйство, основные занятия и быт восточных славян.

Обычаи и верования восточных славян, их мудрецы и старцы-предсказа­тели (волхвы, вещуны и кудесники). Соседи восточных славян, тор­говые отношения с ними. Славянские войны и богатыри. Оружие и доспехи восточных славян. Дружинники.

Объединение восточных славян под началом князя Рюрика.

Киевская Русь (15 ч.)

Образование государства восточных славян - Киевской Руси или Древней Руси. Первые русские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав.

Княжеская дружина и укрепление единой верховной власти кня­зя. С кем воевала Киевская Русь: древляне, печенеги, хазары, греки.

Крещение Руси при Князе Владимире и воеводе Добрыне. Образование Русской Церкви под управлением Константинополя. Священники и проповедники. Образование первых русских монастырей.

Былины - источник знаний о Киевской Руси. Гусляры-сказочники и их былины. Бы­линные богатыри - спасители земли русской.

Культура и искусство Древней Руси. Древнерусские ремесленники, иконописцы, белокаменное строи­тельство, фресковая живопись, образование и грамотность. Летописи и летописцы. «Повесть временных лет».

Жизнь и быт в Древней Руси: княжеское и боярское подворье, вотчины, быт простых людей - холопов, закупов и смердов. Свободные люди Древней Руси.

Правление Ярослава Мудрого и укрепление единого русского государства. Первые русские монеты. Создание первого русского сборника законов «Русская правда». Первые русские библиотеки Ярослава Мудрого.

Приход к власти Владимира Мономаха в 1113 г. Личность Мономаха - первого русского царя. «Устав Владимира Мономаха» и «Поучения Владимира Мономаха» - советы детям о добре и любви.

Рост и укрепление древнерусских городов. Городское строительство и торговля.

Распад Киевской Руси (15 ч.)

Причины распада Киевской Руси. Рост городов. Появление от­дельных 15 крупных княжеств-государств. Период раздробленности: ослабление обороноспособности Руси.

Киевское княжество в XII веке. Борьба князей за титул «великого Киевского князя».

Владимиро - Суздальское княжество. Основатель Москвы князь Юрий Долгорукий. Наследники Юрия Долгорукого - Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо. Дружина Всеволода и её военные походы. Рост богатства и могущества Владимиро - Суздальского княжества при князе Всеволоде.

Господин Великий Новгород. Географическое положение Нов­города. Близость к Северной Европе, странам Прибалтики. Хозяй­ство новгородской земли. Внешнеторговые связи.

Торговля и ремесла Новго­родской земли. Новгородская боярская республика. Новгородское вече и правители Новгорода: посадник, тысяцкий и архиепископ. Новгородский князь - руководитель новгородского войска и организатор обороны города от внешних врагов.

Русская культура в XII-XIII в., летописание. Поэма «Слово о полку Игореве». Берестяные грамоты. Их содержание.

Борьба Руси с иноземными завоевателями (9ч.)

Монголо - татары: жизнь и быт кочевников, основные занятия, торговля, военные походы. Монголо - татарское войско и его вооружение, военная дисциплина. Объединение монголо-татарских орд под властью Чингисхана.

Нашествие монголо-татар на Русь. Походы войск Чингисхана и хана Батыя на Русь. Героическая борьба русских людей против монголо-татар. Подвиг князя Рязанского, Евпатия Коловрата и других. «Злой город Козельск». Русь под монголо - татарским игом. Монголо - татарское государство Золотая орда. Управление Золотой ордой завоёванными землями: сбор дани, назначение ханом великого князя. Сопротивление русских людей монголо - татарам.

Наступление на Русь новых врагов. Рыцари-крестоносцы, их снаряжение и военный опыт. Александр Невский и новгородская дружина. Невская битва и«Ледовое побоище». Героизм и победа новгородцев. Зна­чение этой победы для укрепления православия на русской земле.

Начало объединения русских земель (10 ч.)

Возрождение хозяйства и культуры. Тяжелое положение рус­ского и других народов. Возвышение Москвы при князе Даниле Александровиче. Московский князь Иван Калита, его успехи.

Расширение территории Московского княжества при Иване Калите. Превращение Москвы в духовный центр русской земли.

Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси. Жизнь и быт простых людей.

Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. Проти­востояние Орде. Сергий Радонежский.

Отражение ордынских набегов. Борьба Дмитрия Донского против хана Мамая. Битва на Куликовом поле (1380), итог битвы. Значе­ние Куликовской битвы для русского народа. Отражение героизма сражающихся в повестях, сказаниях. Нацио­нальный подъем после Куликовской битвы. Роль Москвы. Распад Золотой Орды.

Иван III (1462-1505 гг.). Освобождение от иноземного ига (1480).

Превращение Московского княжества в Российское государство.

Государь всея Руси - Иван III. Монархия. Принятие единого сборника законов Российского государства - Судебника.

Повторение за год (3 ч.)

3.Требования к уровню подготовки выпускников.

Учащиеся должны знать:

-какие исторические даты называются точными, приблизительными;

-когда произошли события (конкретные, по выбору учителя);

-кто руководил основными сражениями;

Учащиеся должны уметь:

-пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;

-пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;

-соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника; пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;

-устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат;

-правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;

-пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту.

© 2010-2022