Урок Духовная культура казахского народа

Урок "Духовная культура казахского народа" разработан в соответствии с Государственным стандартом среднего образования Республики Казахстан. В результате работы на уроке учащиеся будут знать основные понятия по теме, имена казахских ораторов; понимать особенности духовной культуры казахского народа, значение духовной культуры в жизни народа; уметь отличать духовное от материального, самостоятельно добывать знания, обобщать, формулировать выводы, сравнивать; оценивать результат учебной деятель...
Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Предмет

История Казахстана

Класс

Дата 2.02.2017

№ урока

Тема занятия

«Духовная культура казахского народа»

Общая цель

учащиеся узнают о значении духовной культуры в жизни казахского народа

Результаты

обучения

К концу урока учащиеся будут:

Знать:

- основные понятия по теме

- имена казахских ораторов

Понимать:

- особенности духовной культуры казахского народа

- значение духовной культуры в жизни народа

Уметь:

- отличать духовное от материального

- самостоятельно добывать знания, обобщать, формулировать выводы, сравнивать.

Оценивать:

-результат учебной деятельности

Ключевые идеи,

значимые для занятия

"Добиться успеха не означает, что вы должны сделать что-либо исключительное. Это означает, что вы должны делать то же, что и все, только исключительно хорошо"

Колин Тернер

Через работу в парах, группах развивать мышление, коммуникативные навыки, культуру речи, навыки взаимооценивания.

Этапы

Время

Виды заданий и действия участников занятия

Процесс оценивания

1. Вызов

1

2





2

1. Эмоциональный настрой (приветствие)

2. Побуждение:

- Ребята, какое событие международного значения состоится в нашей стране в этом году? (ЭКСПО-2017)

- Кто знает, что это такое?

- ЭКСПО - это Всемирная выставка, цель которой продемонстрировать последние технологические, научные достижения. Организовать и принимать миллионы гостей в стране, где она проводится - это огромная честь и ответственность. Тема ЭКСПО- 2017 - «Энергия будущего». И сегодня мы с вами попробуем представить себя организаторами выставки ЭКСПО - 2017. Создадим информационный стенд о духовной культуре казахского народа.

3. Кумулятивная беседа: определение целей и задач урока. (уч-ся дома ознакомились с материалом параграфа). Вопросы для актуализации знаний.

- Что входит в понятие духовная культура?

- Что такое материальная культура?

В течение урока:

Критериальное оценивание (учащиеся):

взаимооценивание работы на уроке по разработанным критериям

Формативное оценивание (учитель):

похвала, поощрение

2. Осмысление

4


1

6









6



5



2

6

Уч-ся получают рабочие листы с заданиями , по которым работают в течение урока.

1. «Историческая мозаика». Задание: Прочитайте пункт 1 параграфа 20 и соотнесите понятия и их определения.

Взаимопроверка (на слайде правильные ответы), проговариваем вслух.

2.«Историческое расследование» Работа с источниками. Задание: Используя текст учебника (пункт 1) и дополнительные источники, ответьте на вопросы:

1 группа: - Назовите казахские народные сказки.

- На какие виды можно разделить казахские сказки?

- О чем говорится в народных казахских сказках?

2 группа: - Перечислите казахские легенды.

- Кто может быть героем легенды?

- О ком говорится в казахских легендах?

3 группа: - Перечислите казахские эпосы.

- О чем говорится в казахских эпосах?

4 группа: - Перечислите названия казахских лиро-эпических сказаний.

- О чем повествуется в лиро-эпических сказаниях?

- Какова роль лиро-эпических произведений?

5 группа: - Приведите примеры казахских пословиц и поговорок.

- О чем говорится в пословицах и поговорках казахского народа?

- Какую роль выполняют пословицы и поговорки?

6 группа: - Приведите примеры казахских загадок.

- На какие виды можно разделить казахские загадки?

- Какую роль выполняют загадки в жизни народа?

Группы представляют результаты своей работы (по одному представителю от группы; регламент 1 минута)

3. «Восстанови текст» Задание: Прочитайте пункт 2, 3. Продолжите утверждения:

1.Ораторы казахского народа были смелыми и ……, хорошо знали …., не робели перед …… 2. Ораторское искусство приобретает особую значимость, когда в жизни страны происходят важные события, когда …….. 3. В годы великого народного бедствия вышли на историческую сцену ……. 4. Речи казахских ораторов отличаются ….. 5. Образцом красноречия может служить наследие, оставленное казахскими биями …..; ораторами ……6. В древние времена каждый казах должен был знать наизусть….. 7. Казахи с особым уважением относились к людям, которые собирали, хранили в памяти, устно передавали из поколения в поколение…… 8. ………… составили родословные, раскрывающие тайны древней истории народа

Работа в парах. Взаимопроверка в парах ( на слайде - правильные ответы)

4. «Задай вопрос». Задание: составить по материалу параграфа 1 «тонкий» и 1 «толстый» вопросы.

Вопросы складываются в «корзину знаний». Затем учитель задает первый вопрос определенному ученику, тот задает следующему и т.д.

Формативное оценивание (учитель): одобрение

Взаимооценивание: в листах выставляют баллы



Формативное оценивание (учитель):

наблюдение и устное поощрение работы в группах



Взаимооценивание: по критериям оценивания устного ответа (высказываются представители других групп) - выставляют в листы оценивания



Взаимооценивание: в листах выставляют баллы

3. Рефлексия

3



2

Обобщение. А теперь нам необходимо завершить наш выставочный стенд «Культура казахского народа». Вам необходимо на листах рассказать о культуре казахского народа: или одним предложением, или в виде синквейна. Работа в группах .

Презентация своей работы. Один представитель от группы.

Учебная рефлексия. Уч-ся пишут на стикерах свои впечатления об уроке.

Сегодня на уроке я узнал….

Сегодня на уроке я научился…..

Формативное оценивание (учитель):

наблюдение и устное поощрение работы в группах


Рефлексивное самооценивание:

размышления учащихся о пройденном уроке

Суммативное оценивание: уч-ся подсчитывают общее количество баллов. Выставляют оценки.

Ресурсы и оснащение

1. Учебник "Рассказы по истории Казахстана" для 5 класса

2. Слайд-презентация.

3.Рабочие листы

4. дополнительная литература.

5. Ватман, маркеры, стикеры

Раздаточный материал

Загадки о животных

Бытовые загадки

Загадки о природе

Казахский эпос - один из основных жанров устного творчества.

Героический эпос - это сюжетные поэмы, рассказывающие о героической жизни и ратных подвигах батыров, обладавших необычайной силой, защищавших племена и отдельные роды от набегов чужеземцев, спасавших народ от тяжелых бедствий. В устной литературе в понимании народа слово "батыр" означает отважного, справедливого, сильного человека - героя.

Одной из самых крупных и популярных эпических поэм казахского народа является эпос о Кобланды-батыре, составляющий в некоторых вариантах до десяти тысяч строк. В былине рассказывается о рождении, росте и возмужании Кобланды, его женитьбе на умной и красивой девушке Куртке, о резвом тулпаре Тайбурыле и о походе батыра против ханов Казана и Алшагира, исконных врагов кипчакского рода.

Народным характером, большой художественной силой отличается былина "Ер-Таргын". Храбрость, моральные достоинства Ер-Таргына служат делу защиты своей родины от нашествия захватчиков. В былине ясно показаны противоречия между правящей кликой ханов и Ер-Таргыном. Таргын характеризуется как богатырь, заступник народа, а ханы - как вероломные обманщики народа.
Несмотря на то, что Таргын неоднократно спасал страну от калмыцких набегов, хан и его окружение бросают Таргына, получившего увечье в бою, в безлюдной степи. Подвиги Таргына высоко ценит народ и сподвижники батыра.
Языковые средства эпоса "Ер-Таргын" весьма выразительны, он изобилует меткими поэтическими образами; особенно эмоциональны описания единоборства Таргына с тысячными полчищами врага, волнующая песня-переживание девушки Ак-Жунус, борющейся с притязаниями старого насильника Карткожака.







Сказки.

Сказки дают много интересного для понимания общественной жизни и быта, стремлений народа. Многие сказки, сохранившиеся в народной памяти, видоизменялись, обогащались как по содержанию, так и по форме.

Существовали различные сказочные жанры: сказки о животных, фантастические, бытовые, реалистические, сатирические.

Фантастические сказки казахов представляют сочетание шаманских и мусульманских верований и представлений. В этих сказках ясно видно стремление народа разгадать тайны природы, проникнуть за пределы видимого, найти обетованную землю. Фантастические сказки и легенды рассказывают о благородных подвигах и мужественной борьбе охотников, метких стрелков, отдельных батыров (богатырей), красавиц, у которых "рот как месяц, глаза как солнце", мудрых старцев-прорицателей ("Ер-Тостик", "Едил-Жаик", Кула-мерген", "Алтын-сака", "Кара-мерген", "Аламан иЖоламан", "Жупар корыгы", "Асан-кайгы) и др. Батыры, охотники, смельчаки, добиваясь осуществления своих благородных устремлений, преодолевают опасности, борются с враждебными людям силами (семиглавым людоедом, одноглазым драконом, бабой-ягой, лешим, гиеной), всегда находя чудесных помощников. Героям сказок помогают "тулпар" - быстроногий конь, "шестимесячный путь шестью шагами переходящий", "желмая", "самрук" (жар-птица), уносящая батыра в поднебесье.

Много казахских сказок посвящено животным. Друзьями и помощниками человека в них показаны домашние животные - верблюд, лошадь, овца, коза, а врагами - волк, лиса, медведь, тигр, змея. Некоторые из этих сказок повествуют о скакунах-тулпарах, завоевавших первенство на состязаниях ("Тепен-кок", "Сыртгандар"), или о скорби верблюдицы, потерявшей верблюжонка ("Боз инген") и т.п.

Как и в сказках многих других народов, в том числе и русских, лиса неизменно выводится лукавой, медведь - увальнем, но грубым насильником, волк - жадным хищником. В большинстве сказок домашние животные -друзья человека - побеждают коварных хищников.

Сказки об Аяз-бие, Жиренше и другие изображают выходцев из народа - Аяз-бия, Жиренше и его супругу красавицу Карашаш, а также Алдар Косе, Кожанасыра, Шопана- тазшу - красноречивыми, остроумными, сметливыми людьми. Их остроумие и смекалка направлены на изобличение и высмеивание самодуров-ханов, жадных баев, несправедливых биев.

Алдар Косе, безбородый насмешник, остроумный и находчивый, выступает в сказке носителем народного юмора, направленного против эксплуататоров. Он обманывает ненавистных народу хана-самодура, скупого бая, ходжей и мулл, знахарей, шаманов и даже дьявола, высмеивает догмы ислама.

Жиренше-шешен (Жиренше-острослов) дал обет жениться на девушке, которая превзойдет его в красноречии и остроумии. Такой оказалась красавица Карашаш, и они поженились. Злой хан пожелал отнять Карашаш у Жиренше. Он дал ему труднейшее поручение, грозящее смертью. Благодаря своему уму и находчивости, а также помощи Карашаш Жиренше побеждает. Ханский двор в сказках о Жиренше представлен коварным и враждебным по отношению к одаренным людям из народа.

Лиро-эпические сказания.

Основная тема в лирических поэмах - тема любви, страдания молодых людей, борющихся за свое счастье с препятствиями. Значительное место в лирических поэмах отводится описанию быта, обычаев, традиций народа. К казахским социально-бытовым поэмам относятся: "Козы Корпеш и Баян Сулу", "Кыз-Жибек", "Кульше-кыз", "Назымбек", "Сулушаш", "Макбал-кыз", "Колан" и др.

Наиболее популярной является поэма "Козы Корпеш и Баян Сулу". В ней воспевается трогательная взаимная любовь Козы Корпеша и Баян Сулу. Как и другие лирические поэмы, построенные на романтической, психологической основе, свои сюжетные мотивы она черпает из реальной жизни, из обычного права феодально-родового общества. Отец Баян Сулу -Карабай, отец Корпеша - Сарыбай, находясь однажды на охоте, поклялись в дружбе и дали друг другу обет о женитьбе своих детей. Вскоре Сарыбай скончался. Отец Баян Сулу - скряга Карабай, не желая выдать свою дочь замуж за сироту, откочевал в дальние края. Прошли годы. Баян и Козы Корпеш стали взрослыми. Хотя они ни разу не виделись, но, узнав о сговоре своих родителей, полюбили друг друга. С каждым днем их любовь возрастала. Однако Карабай решает выдать Баян Сулу замуж за силача Кодара, спасшего его многочисленные табуны лошадей в безводной пустыне. Козы Корпеш, преодолевая большие трудности, находит Баян Сулу. Когда же влюбленные захотели сочетаться браком, Карабай и Кодар злодейски убивают Козы Корпеша. Тогда Баян Сулу закалывает Кодара, а затем убивает себя.

Поэма отражает горькую долю влюбленных молодых людей в условиях господства патриархально-феодальных отношений, воспевает любовь как свободное человеческое чувство, как неотъемлемое право человека на свое счастье.

Поэму "Козы Корпеш и Баян Сулу" заслуженно относят к шедеврам мировой поэзии, называя ее казахской "Ромео и Джульетта".

Очень популярна лирическая поэма "Кыз-Жибек", поэма о жизни и любви красавицы Жибек. В ней рассказывается о том, как молодой джигит Тулеген отправился в путь в поисках достойной себе невесты и как он нашел красавицу Жибек, которой до него не нравился ни один из сватавшихся к ней женихов. Тулеген и Жибек полюбили друг друга, но жестокий феодал Базарбай, отец Тулегена, не разрешил ему жениться на Жибек. Джигит Бекежан, влюбленный в Жибек, но отвергнутый ею, подстерег Тулегена и предательски убил его. Гуси, свидетели убийства, известили об этом Жибек, и братья Жибек по ее требованию убили Бекежана. Так проходит несколько лет. На аул отца Жибек, хана Сырлыбая, напал калмыцкий хан Корен. Он требует от Сырлыбая выдачи Жибек замуж за него. К этому моменту подоспел младший брат Тулегена - Сансызбай. Он побеждает врага и по традиции женится на Жибек.







© 2010-2022