Рабочая программа история 8 класс

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:

Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание: 5-11 классы - М.: Просвещение, 2009:(Программа «История России: 6-9 класс»- авт.Данилов А.А., Косулина Л.Г. )

Программы общеобразовательных учреждений. История.: 6-11 классы - М.: Просвещение, 2009.Авторы: Данилов А.А., .Косулина Л.Г.. ,Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А.Вигасина-А.О.Сороко-Цюпы.5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений-М..Просвещение,2011

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.

Цель и задачи:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

  • формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

  • воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся,

  • формирование личностного отношения к истории своей страны,

  • стимулирование желания самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.

Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарном подходе. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в истории XIX века. Уделяется внимание проблематике истории быта, православной церкви, российской ментальности, национальной политике.

Место предмета в учебном плане школы.

Учебный план МКОУ «Гоноховская СОШ им.Парфенова Е.Е.» предусматривает изучение истории в 8 классе в объеме 70 часов из расчета 2 часа в неделю.

Изменения, внесенные в рабочую программу

По учебно-календарному графику МКОУ «Гоноховская СОШ им.Парфенова Е.Е.» в 8 классе 35 учебных недель. На изучение истории по учебному плану образовательного учреждения отведено 2 часа в неделю, 70 часов в год. История Отечества - 40 часов, всеобщая история - 30 часов.

Содержание рабочей программы полностью соответствует авторской программе, но в распределении часов внесены незначительные изменения. Сокращение часов по темам 1 час из темы «Россия в первой половине XIX в». Изложение материала полностью соответствует Примерной программе Основного общего образования.1 час из темы «Россия во второй половине XIXв. »В содержании Примерной программы Основного общего образования отсутствует тема «Национальный вопрос в царствование Александра II»,оъединены темы: «Родной край в первой половине 19 века», «Повторение и обобщение».В курсе всеобщей истории объединены темы «Наука :создание научной картины мира и «19 век в зеркале художественных исканий»;«Международные отношения:дипломатия или война?» и «Повторение по курсу»

Резервных часов нет.

Формы и методы, технологии обучения:


  • Применение нетрадиционных форм проведения уроков:(урок-деловая игра, урок-соревнование, урок-семинар,урок-экскурсия, интегрированный урок .).

  • Использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой; комбинированные

  • Диалогическое взаимодействие (урок-диалог).

  • Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.).

  • Использование различных форм учебной работы (групповые, индивидуальные, фронтальные и др.).

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

История Нового времени 1800-1913 гг.30 ч

Введение. От традиционного общества к обществу индустриальному.

Модернизация - обновление, изменение традиционного общества за счет заимствования системы ценностей, признанных как приоритетные для современного этапа развития мира.Модернизация с позиции эшелонированного развития капитализма. Основные черты индустриального общества (классического капитализма): свобода, утверждение законности и прав человека, господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, монополизация, непрерывный технический прогресс. Завершение промышленного переворота.

Глава I. Становление индустриального общества в XIX в. 9ч

Тема 1- 2. Индустриальная революция: достижения и проблемы

Завершение промышленного переворота. Достижения Англии в развитии машинно го производства. Изобретения Ж.М.Жаккара. Дальнейшее углубление экономических процессов, связанных с промышленным переворотом. Завершение в Англии аграрной революции. Развитие машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Паровоз. Железнодорожное строительство. Изобретения Эванса, Тревитика. Автомобиль Г.Форда. Дорожное строительство. Братья Монгольфье, Ж.Шарль: создание аэростата. Ф.фон Цеппелин и его изобретение. Военная техника. Новые источники энергии. Открытие электрической энергии и способы её использования. Революция в средствах связи. Развитие транспортных сетей сократило пространство и время. Интеграция мира в единую экономическую систему. Монополистический капитализм, или империализм, его черты.

Тема 3. Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности

Ускорение темпов промышленной революции. Нарастание миграционных процессов. Урбанизация. Индустриальная революция и изменение социальной структуры общества. Изменение политической и экономической сущности аристократии. Развитие новых основных классов капиталистического общества: буржуазия и рабочий класс. Средний класс. Гримасы капитализма: эксплуатация женского и детского труда. Женское движение. Человек в системе капиталистических отношений.

Тема 4. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность

Технический прогресс и повседневность. Городской рельсовый путь. Распространение периодической печати. Газета в городе. Зингер: бытовая швейная машина. Новое представление о комфорте быта. Дальнейшее развитие и совершенствование средств связи. Рост культуры города. Музыка. Велосипед. Фотография. Пишущая машинка. Культура покупателя и продавца. Изменение в моде. Новые развлечения.

Тема 5. Наука: осознание научной картины мира

Причины нарастания открытий в области математики, физики, химии, биологии, медицины вXIX в. Социальный эффект научных открытий и достижений. Социальный эффект открытия электрической энергии. Роль учения Ч. Дарвина для формирования нового мировоззрения. Микробиология. Достижения медицины. Роль и развитие образования в капиталистическом обществе.

Тема 6. XIX век в зеркале художественных исканий.Литература

Кризис традиционных форм культуры, поиск новых. Утрата значимости идей и ценностей эпохи Просвещения. Рационализм и критический реализм. Натурализм. Романтизм. Новое поколение «наследников» Робинзона в произведениях О.Бальзака и Ч.Диккенса. Новые герои Франции Э.Золя.

Тема7-8. Искусство XIX в. в поисках новой картины мира

Промышленный переворот в Англии и революция во Франции формируют новую эпоху в европейской художественной культуре. Реализация идеи раскрытия трагических противоречий между гармоничной личностью и обществом. Нарастание скорости взаимообмена новым в искусстве. Классицизм в живописи. Эпоха романтизма в живописи: Ф.Гойя как преддверие реализма. Т.Жерико и Э.Делакруа. Карикатура и графика О.Домье. Реализм: Ж.Милле. Критический реализм Г.Курбе. Двенадцать лет истории французского импрессионизма: Э.Мане, К.Моне, К.Писарро, О.Ренуар, Э.Дета, Ж.Сер и П.Синьяк. Конец импрессионизма. Скульптор О.Роден. Постимпрессионизм: П.Сезанн, П.Гоген, Ван Гог. Музыка: Ф.Шопен, Д.Верди, Ж.Бизе, К.Дебюсси. Симфоническое искусство. Театр. Кинематограф. Архитектура Нового времени и Нового Света.

Тема 9-10. Либералы, консерваторы, социалисты:какими должны быть общество и государство

Философы о социальных перспективах общества в эпоху промышленного переворота. Либерализм и консерватизм: альтернативы общественного развития. Социалистические учения первой половины XIX в.: Р.Оуэн, А.Сен-Симон, Ш.Фурье. Утопический социализм о путях преобразования общества. К.Маркс и Ф.Энгельс об устройстве и развитии общества. Революционный социализм - марксизм. Рождение ревизионизма Э.Бернштейн. Анархизм.

Глава II. Строительство новой Европы 8ч

Тема 11. Консульство и образование наполеоновской армии

От Франции революционной к Франции буржуазно. Революционер на троне. Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Завоевательные войны консульства и империи. Французский гражданский кодекс.

Тема 12. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс

Французское общество во времена империи. Франция и Англия. Поход на Россию. Причины ослабления империи. Крушение наполеоновской империи. Освобождение европейских государств. Вступление союзников в Париж. Реставрация Бурбонов. Сто дней императора Наполеона. Венский конгресс. Священный союз и новый европейский порядок. Новая идеология и система международных отношений.

Тема 13. Англия: сложный путь к величию и процветанию

Англия в первой половине XIX в. противоречия и социальные реформы. Билль о реформе. Возвращение партии вигов. Парламентская реформа 1832 г. и её социальные последствия. Чартизм: неоднородность идей, требований. Предотвращение революции в 40-е гг. XIX в. «Эпоха Викторианского компромисса». Окончательное утверждение парламентского режима. Англия - «мастерская мира». Тред-юнионы и их роль в создании основ социального государства. Направления и особенности внешней политики Англии. Величие и достижения внутренней и внешней политики Британской империи.

Тема 14. Франция Бурбонов и Орлеанов:

от революции 1830 г. к новому политическому кризису Промышленная революция продолжается Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после реставрации Бурбонов. Компромисс короля и новой Франции. Герцог Ришелье. Революция 1830 г. Переход французской короны к Орлеанской династии. Упрочнение парламентского строя. Кризис Июльской монархии. Выступление лионских ткачей. Бланкизм. Политический кризис накануне революции 1848 г.

Тема 15. Франция: революция 1848 г. и Вторая империя

Мировой промышленный кризис и его последствия для французской экономики. Вооружённое восстание и победа революции над Июльской монархией. Требование провозглашения республики. Временное правительство и его попытки выйти из кризиса. Учредительное собрание. Социальное недовольство. Вторая республика, Луи Бонапарта Наполеона. Режим Второй империи Наполеона III. Завершение промышленного переворота во Франции. Оформление олигархической власти во Франции. Внешняя политика Второй империи.

Тема 16. Германия: на пути к единству

Германский союз. Экономика, политика и борьба за объединение Германии. Влияние событий во Франции и Италии на политическую ситуацию в Германии. Победа революционного восстание в Берлине. Франкфуртский парламент. Дальнейшая модернизация страны во имя её объединения. Вильгельм I и «железный канцлер». Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Образование Северогерманского союза.

Тема 17. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия»

Раздробленность Италии согласно Венскому конгрессу. Экономическое отставание Италии. Борьба за независимость и национальное объединение Италии. Мировой промышленный кризис и Италия. Начало революции. Национальные герои Италии - Дж. Гарибальди и Д.Мадзини. Поражение итальянской революции и его причины. Усиление Сардинского королевства К.Кавур. Сицилия и Гарибальди. Национальное объединение Италии. Роль Пьемонта.

Тема 14. Война, изменившая карту Европы.

Парижская коммуна

Кризис империи Наполеона III. Отто фон Бисмарк. Западня для Наполеона III. Франко - прусская война и Парижская коммуна. Седанская катастрофа и конец Второй империи во Франции. Третья республика во8Франции и конец франко-прусской войны. Завершение объединения Германии «железом и кровью» и провозглашение Германской империи. Восстание в Париже Парижская коммуна. Попытка реформ. Поражение Коммуны: бунт или подвиг парижан?

Глава III. Страны Западной Европы на рубеже XIX - XX вв.

Успехи проблемы индустриального общества 5час

Тема 19. Германская империя в конце XIX - начале XX в.

Борьба за место под солнцем

Пруссия во главе империи. Изменения в политическом устройстве объединенной Германии. Ускорения темпов экономического развития. Направление модернизации экономики. Юнкерство и крестьянство. Монополистический капитализм и его особенности в Германии. Бисмарк и внутренняя оппозиция. «Исключительный закон против социалистов». Политика «нового курса» О.Бисмарка - прогрессивные для Европы социальных реформ. Вильгельм II в стремлении к личной власти. От «нового курса» к «мировой политике». Борьба за место под солнцем. Национализм. Подготовка к войне.

Тема 20. Великобритания: конец Викторианской эпохи

Реформирование - неотъемлемая часть курса английского парламента. Двухпартийная система. Эпоха реформ. У.Гладстон. Бенджамин Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Черты гражданского общества и правового государства. Особенности экономического развития Великобритании. Создание Британской империи: «единый флаг, единый фронт, единая империя, единая корона». Рождение лейбористской партии. Д.Р.Макдональд. Реформы во имя классового мира. Дэвид Ллойд Джордж. Монополистический капитализм по-английски. Ирландский вопрос. Внешняя политика. Колониальный захват.

Тема 21. Франция: третья республика

Последствия франко - прусской войны для Франции. Замедление темпов развития экономики. Проблемы французской деревни. От свободной конкуренции к монополистическому капитализму. Экспорт капиталов. Борьба за республику. третья республика и ее политическое устройство. Демократические реформы. Реформы радикалов. Развитие коррупции во власти. Социальные движения. Франция - колониальная империя. Первое светское государство среди европейских государств. Реванш и подготовка к войне.


Тема 22. Италия: время реформ и колониальных захватов

Цена объединения Италии. Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Роль государства в индустриализации страны. Особенности монополистического капитализма в Италии. «Мирное экономическое проникновение». Эмиграция - плата за отсталость страны. Движение протеста. Эра Дж.Джолитти. Переход к реформам. Внешняя политика. Колониальные войны.

Тема 23. От Австрийской империи к Австро-Венгрии:

поиски выхода из кризиса

Господство старых порядков. Наступление эпохи национального возрождения. Революционный кризис. Поражение революции в Венгрии. Австро-венгерское соглашение: империя Габсбургов преобразуется в двуединую монархию Австро-Венгрии. Политическое устройство Австро-Венгрии. «Лоскутная империя». Ограниченность прав и свобод населения. Начало промышленной революции. Развитие национальных культур и самосознание народов. Начало промышленной революции. Внешняя политика.

Глава IV. Две Америки 3 ч

Тема 24. США в XIX в.: модернизация, отмена рабства

и сохранение республики

США - страна от Атлантики до Тихого океана. «Земельная» и «золотая» лихорадка - увеличение потока переселенцев. особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в. С.Маккормик. Фермер - идеал американца. Плантаторский Юг. Абсолютизм. Восстание Джона Брауна. Конфликт между Севером и Югом. Начало Гражданской войны. Авраам Линкольн. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа северян над Югом. Значение Гражданской войны и политика А.Линкольна.

Тема 25.США: империализм и вступление в мировую политику

Причины быстрого экономического успеха США после Гражданской войны. Отношение к образованию и труду. Расслоение фермерства. Монополистический капитализм: господство трестов, финансовая олигархия. США - президентская республика. Структура неоднородного американского общества. Расизм. Положение рабочих. Американская федерация труда. Теодор Рузвельт и политика реформ на укрепление гражданского общества и правового государства. доктрины: Монро, «открытых дверей», «дипломатии большой дубинки», «дипломатии доллара». Империалистическая внешняя политика США на континенте и за его пределами.

Тема 26. Латинская Америка в XIX - начале XX в.: время перемен

Патриотическое движение креолов. Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки. Время освободителей: С.Боливар. Итоги и значение освободительных войн. Образование и особенности развития независимых государств в Латинской Америке. «Век каудильо» - полоса государственных переворотов и нестабильности. Интернациональность развития экономики. Латиноамериканский «плавильный котел» (тигль). Особенности католичества в Латинской Америке.

Россиия в 19 веке 40 ч

Тема 1. Россия в первой четверти XIX в. 19 ч

Россия на рубеже веков. Территория. Население. Сословия. Экономический строй. Политический строй.

Внутренняя политика в 1801- 1806 гг. Переворот 11 марта 1801 г. и первые преобразования. АлександрI . проект Ф. Лагарпа. «Негласный комитет». Указ о вольных хлебопашцах» реформа народного просвещения. Аграрная реформа в Прибалтике. Реформы М.М. Сперанского. Личность реформатора. «введение к уложению государственных законов.» учреждение государственного совета. Экономические реформы. Отставка Сперанского: причины и последствия.

Внешняя политика в 1801-1812 гг. Международное положение России в начале века. Основные цели и направления внешней политики. Россия в третьей и четвертой антифранцузских коалициях. Войны России с Турцией и Ираном. Расширение российского присутствия на Кавказе. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоедиение к России Финляндии. Разрыв русско-французского союза.

Отечественная война 1812 г. Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Тарутинский маневр. Партизанское движение. Патриотический подъем народа. Герои войны (М.И. Кутузов, П.И. Багратион, Н.Н. Раевский, Д.В. Давыдов.). Партизанское движение. Гибель «Великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков.

Заграничный поход русской армии. Внешняя политика в 1813- 1825 гг.

Начало заграничных походов, их цели. «Битва народов» под Лейпцигом.

Разгром Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I. Россия и Америка. Россия - мировая держава.

Внутренняя политика в 1814- 1825 гг. Причины изменения внутриполитического курса Александра I. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н.Н.Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 1820-х гг. Основные итоги внутренней политики Александра I.

Социально- экономическое развитие. Экономический кризис 1812-1825.

Аграрный проект А.А. Аракчеева. Проект крестьянской реформы Д.А. Гурьева. Развитие промышленности и торговли Общественные движения. Предпосылки возникновения и идейные основы

общественных движений. Тайные масонские организации. Союз спасения. Союз благоденствия. Южное и северное общества. Программные проекты П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева. Власть и общественные движения.

Тема 2. Россия во второй четверти XIX века.

Династический кризис 1825 г. Восстание декабристов. Смерть Александра I и династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и его значение. Восстание Черниговского полка на Украине. Историческое значение и последствия восстания декабристов.

Внутренняя политика Николая I. Укрепление роли государственного аппарата. Усиление социальной базы самодержавия. Попытки решения крестьянского вопроса. Ужесточение контроля над обществом (полицейский надзор, цензура). Централизация, бюрократизация государственного управления. Свод законов Российской империи. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями. III отделение царской канцелярии.

Социально-экономическое развитие. Противоречия хозяйственного развития. Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промышленного переворот. Первые железные дороги. Новые Явления в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Финансовая реформа Е.Ф.Канкрина. Реформа управления государственными крестьянами П.Д.Киселева. Рост городов.

Внешняя политика в 1826-1849 гг. Участие России в подавлении революционных движений в европейских странах. Русско-иранская война 1826-1828 г. Русско- турецкая война 1828-1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Россия и Центральная Азия. Восточный вопрос во внешней политике России.

Народы России. Национальная политика самодержавия. Польский вопрос. Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля.

Общественное движение 30-50-х годов. Особенности общественного движения 1830-1850-х гг. Консервативное движение. «Теория официальной народности». С.С.Уварова. Либеральное движение.Западники. Т.Н. Грановский. С.М. Соловьев. Славянофилы. И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. и П.В.

Киреевские. Революционное движение. А.И. Герцен и Н.П. Огарев. Петрашевцы. Теория «общинного социализма».

Крымская война 1853-1856 гг. Обострение восточного вопроса. Цели, силы, планы сторон. Основные этапы войны. Оборона Севастополя. П.С. Нахимов. В.А. Корнилов. В.И. Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги войны.

Культура и быт в первой половине XIXв.

Развитие образования в первой половине XIX в., его сословный характер. Научные открытия. Открытия в биологии. И.А. Двигубского, К.М. Бэра. Дядьковского. Н.И. Пирогов и развитие военно-полевой хирургии. Пулковская обсерватория. Математические открытия М.В. Остроградского и Н.И.Лобачевского. Вклад в развитие физики Б.С.Якоби и Э.Х.ленца. А.А. Воскресенский, Н.И. Зинин и развитие органической химии.

Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции И.Ф. Крузенштерна и Л.Ф.Лисянского, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П.Лазарева. Открытие Антарктиды. Дальневосточные экспедиции Г.И. Невельского и Е.В. Путятина. Русское географическое общество.

Особенности и основные стили в художественной культуре. (Романтизм, классицизм, реализм.)

Литература. В.А. Жуковский. К.Ф. Рылеев. А.И. Одоевский. Золотой век русской поэзии. А.С. Пушкин. М.Ю. Лермонтов. Критический реализм. Н.В. Гоголь. И.С. Тургенев. Д.В. Григорович. Драматургические произведения А.Н. Островского.

Театр. П.С. Мочалов. М.С. Щепкин. А.И. Мартынов.

Музыка. Становление русской национальной музыкальной школы. А.Е. Варламов. А.А. Алябев. М.И.Глинка. А.С. Даргомыжский.

Живопись. К.П. Брюлов. О.А. Кипренский. В.А. Тропинин. А.А. Иванов. П.А. Федотов. А.Г. Венецианов.

Архитектура. Русский ампир. Ансамблевая застройка городов. А.Д. Захаров (здание Адмиралтейства.) А.Н. Воронихин (Казанский собор). К.И. Росси (Русский музей, ансамбль дворцовой площади). О.И. Бове (Триумфальные ворота в Москве, реконструкция Театральной и Красной площадей). Русско-византийский стиль. К.А. Тон (Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата.

Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур.

Родной край в первой половине 19 века. Повторение и обобщение - 1ч

Тема 2. Россия во второй половине XIX в. 18 ч

Отмена крепостного права. Социально-экономические развитие страны к началу 60-х гг.XIXв. Настроения в обществе. Личность Александра II. Начало правления Александра II. Смягчение политического режима. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы. Великий князь Констанин Николаевич. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.

Либеральные реформы 60-70 гг. Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в

области просвещения. Цензурные правила. Значение реформ. Незавершенность реформ. Борьба консервативной и либеральной группировок в правительстве на рубеже 70-80-х гг. XIX в. «Конституция» М.Т. Лорис-Меликова.

Национальный вопрос в царствование Александра II. Польское восстание 1863 г.Рост национального самосознания народов Украины и Белоруссии. Усиление русификаторской политики. Расширение автономии Финляндии. Еврейский вопрос. «Культурнистическая русификация» народов Поволжья.

Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. Железнодорожная горячка». Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата.

Общественное движение. Особенности российского либерализма середины 50-начала 60-х годов. Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либеральном движении. Земский конститунационализм. Консерваторы и реформы. М.Н. Катков. Причины роста революционного движения в пореформенный период. Н.Г. Чернышевский. Теоретики революционного народничества: М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев Народнические организации второй половины 1860-1870 -х. гг. С.Г. Нечаев и «Нечаевщина». «Хождение в народ», «Земля и Воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и Воля». «Народная воля» Убийство Александра II.

Внешняя политика Александра II. Основные направления внешней политики России в 1860-1870- х гг. А. М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Причины и ход военных действий, итоги. М.Д. Скобелев. И.В. Гурко. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига

Внутренняя политика Александра III. Личность Александра III. Начало нового царствования. К.П.Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление репрессивной политики. Политика в области просвещения и печати. укрепление позиции дворянства. наступление на местное самоуправление. Национальная религиозная политика Александра III.

Экономическое развитие страны в 80-90 гг. Общая характеристика экономической политики Александра III. Деятельность Н.Х. Бунге. Экономическая политика Вышнеградского. Начало государственной деятельности С.Ю.Витте. Золотое десятилетие русской промышленности. Состояние сельского хозяйства.

Положение основных слоев российского общества. Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Положение и роль Духовенства. Разночинная интеллигенция. крестьянская община.

Усиление процесса расслоения русского крестьянства. Казачество. Особенности российского пролетариата.

Общественное движение в 80-90 -х гг. Кризис революционного народничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиции консерваторов. Распространение марксизма в России.

Внешняя политика Александра III. Приоритеты и основные направления во внешней политике Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сближение России и Франции. Азиатская политика России. Политика России.

Развитие культуры во второй половине XIX в. Подъем российской демократической культуры. Просвещение во второй половине 19 в. Школьная реформа. Развитие естественных и общественных наук. Успехи физико-математических, прикладных и химических наук. Географы и путешественники. Сельскохозяйственная наука. Историческая наука. Критический реализм в литературе (Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский). Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература. Русское искусство. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка» и П.И. Чайковский, их значение для развитие русской и зарубежной музыки. Русская опера. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Развитие и взаимовлияние культур народов России. Роль Русской культуры в развитии мировой культуры.

Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения.

Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «Верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.

Родной край во второй половине XIX века.1ч

Итоговое повторение и обобщение. Россия и мир на пороге XX I в.1ч







Планируемые образовательные результаты обучающихся

  • результате изучения истории ученик должен знать и уметь:

  • знать основные этапы и ключевые события истории России и мира в XIX веке и выдающихся деятелей истории;

  • знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • знать изученные виды исторических источников;

  • уметь определять последовательность и длительность важнейших событий новой истории;

  • уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;

  • уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;

  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;

  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

  • объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

  • уметь анализировать исторические явления, процессы факты;

  • группировать исторические явления и события по заданному признаку;

  • уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;

  • выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и мира в XIX веке, достижениям культуры;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  • высказывания собственных суждений (в споре, дискуссии и т.п.) об историческом наследии народов мира;

  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

  • использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;

  • уметь осуществлять самоконтроль и самооценку. определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

Индикатор освоения

Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

  • использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

  • способствовать сохранению памятников истории и культуры








УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


  • Программы общеобразовательных учреждений. История.: 6-11 классы - М.: Просвещение, 2009.Авторы: Данилов А.А., .Косулина Л.Г.. .

  • Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А.Вигасина-А.О.Сороко-Цюпы.5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений-М..Просвещение,2011

  • Учебник «Всеобщая история. История Нового Времени 1800-1913» 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011

  • Учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX век. 8 класс: / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. - М.: Просвещение, 2012

  • А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России XIX век. Рабочая тетрадь. 8 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2008

  • А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина. История нового времени. Рабочая тетрадь. 1800-1900. 8 класс. В 2-х частях М.: Просвещение, 2012

  • А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России. XIX в.Поурочные разработки 8 класс. - М.: Просвещение, 2014

  • А.В.Иванов, И.А.Гиниятуллина, Н.А.Левина. История России. Тестовые задания. 8 класс. -М.:Просвещение, 2014

  • Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина. Поурочные разработки к учебнику «Новая история». 1800-1913. 8 класс - М.:Просвещение, 2002






Исторические карты.

  1. Россия 1861-1900 гг.

  2. Гражданская война в США(1861 - 1865 гг)

  3. Раздел мира 1876 - 1914 гг.

  4. Образование независимых государств в Латинской Америке в начале XIX в.

  5. Европа с 1799 до 11815 г.

  6. Отечественная война 1812 г.

  7. Объединение Германии. Объединение Италии.

  8. Индия, Китай, Япония в XVII - начале ХХ века.

  9. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

10. Крымская война 1853-1856 гг.

11. Российская империя в конце XIX - начале ХХ века

12. Европа 1815 - 1849 гг.



Дата


Тема урока


Часов

Вид урока

Учебные действия

НОВАЯ ИСТОРИЯ 1800 -1913 (30часов)


Глава 1. Становление традиционного общества. Человек в новую эпоху.

9



1

2

1.09

6.09

Индустриальная революция: достижения и проблемы.

Завршение в Англии промышленного переворота.

2

Вводный урок

ИНМ

Доказывать с помощью фактов,то пп завершился. Группировать достижения по рейтингу социальной значимости,рассказывать об открытиях и их значимости для общнства,выделять главное в тексте; анализировать документы.

3

8.09

Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности

1

ИНМ

выделять главное в тексте; анализировать документы.

4

13.09

Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность.

1

ИНМ

Выявлять социальную сторону технического прогресса. Доказывать, что среда человека стала разнообразнее и его развитие ускорилось. Рассказывать об изменении отношений в обществе.

5



15.09

Наука: создание научной картины мира. XIX век в зеркале художественных исканий. Литература.

1

Практикум

Объяснять причины ускорения развития математики, физики, химии, биологии, медицины в XIX в.( обосновывать примерами). Раскрывать в общих чертах сущность научной картины мира. Объяснять, что на смену традиционному обществу идет новое с новыми ценностями и идеалами (приводить примеры из летартуры). Разрабывать проект о новом образе буржуа в произведениях XIX в.

6

20.09

Искусство XIX в. в поисках новой картины мира.

2


Выявлять и комментировать новые явления и тенденции в искусстве. Сравнивать искусство XIX в. с периодами Возраждения, Просвещения. Обозначать характерные признаки классицизма, романтизма, импрессионазма, приводить примеры.

7

22.09

Архитерктура Нового времени и Нового Света


8

9

27.09

Либералы, и социалисты: каким должно быть общество и государство

Консерваторы:каким должно быть общество и государство

1

Практикум

Выделять главное в рассказе учителя и в тексте; составлять таблицы; сравнивать исторические явления. Объяснять понятия: либеразим, консерватизм. Характеризовать учения, выделять их особенностию объяснять причины многообразия социально-политических учений. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

Строительство новой Европы

7



10

4.10

Консульство и образование наполеоновскаой империи во Франции

1

ИНМ

Выделять главное в рассказе учителя и в тексте; работать с картой; составлять устный рассказ по сюжету. Оценивать роль Наполеона в изменении французского общества, страны в целом. Характеризовать внутреннюю политику в стране. Анализировать изменения положения низших слоев общества.

11


Разгром империи Наполеона. Венский конгресс.

1

КУ

Анализировать положение общества, состояние экономики в эпоху республики и империи. Оценивать достижения курса Наполеона в социальнйо политике. Рассказывать о Венском когрессе и его предназначении.

12


Англия: сложный путь к величию и процветанию

1

Практикум

Устанавливать причинно-следственные связи; работать с учебником. рассказывать о попытках Англии уйти от социального противостояния объяснять особенности установления парламентского режима в Англии. Раскрывать условия формирования гражданского общества.

13


Франция Бурбонов и Орлеанов от революции 1830к новому политическому кризису

1

КУ

Самостоятельно работать с учебником и документами; пользоваться иллюстрациями. Рассказывать об особенностях промышленной революции во Франции. Характеризовать общество, политической курс правительства накануне и после 1830 г. формулировать свое отношение к политике Ришелье, аргументировать его фактами.

14


Франция: революция 1848 года и Вторая империя

1

КУ

Сравнивать исторические явления разных периодов, делать выводы. Раскрывать причины революции 1848 г. и ее социальные и политические последствия. Сравнивать ежим Первой и Второй республик во Франции. Доказывать, что во Франции промышленной переворот завершился.

15



Германия: на пути к единству

1

КУ

Устанавливать причинно-следственные связи; работать с учебником, работать с картой. Анализировать ситуацию в Европе и ее влияние на развитие Германии. Называть причины, цели, состав участников, итоги революции. Оценивать значение образования Северогерманского союза.

16


«Нужна ли нам единая и неделимая Италия?»

1

ИНМ

Устанавливать причинно-следственные связи; работать с учебником, работать с картой Сравнивать исторические явления. Объяснять причины раздробленности Италии. Оценивать поступки национальных лидеров Италии. Выделять факторы, обеспечившие национальное объединения Италии.

17


Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна.

1



ИНМ

Устанавливать причинно-следственные связи; работать с учебником, работать с картой. Объяснять причины Франко-прусской войны и ее последствия для Франции и Германии. Анализировать роль Коммуны в политическом преобразовании Франции. Давать оценку происходящим событиям с позиции рядового гражданина, О.Бисмарка. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

Глава 3.Страны Западной Европы на рубеже 19-20вв. Успехи и проблемы индустриального общества




18


Германская империя в конце XIX -начале ХХ в.: борьба за место под солнцем

1

Лекция

Составлять план ответа на вопрос; объяснять термины и понятия, работать с картой. Характеризовать политический курс О.Бисмарка. анализировать политические мер Бисмарка с позиции их прогрессивности для Европы. Объяснятьпричины подготовки Германии к войне.

19


Великобритания: конец викторианской эпохи

1

КУ

Использовать документы при ответе на вопрос. Доказывать, что реформирование-неотъемлимая часть курса английского парламента. Характеризовать двухпартийную систему. Сравнивать результаты первой и второй избирательных реформ. Находить на карте и комментировать владения Британской империи.

20



Франция: Третья республика

1

КУ

Делать сравнительный анализ исторических явлений. Выявлять и обозначать последствия Франко-прусской войны для французских города, деревни. Объяснять причины установления Третьей республики. Сравнивать курс, достижения Второй и Третьей республик во Франции.

21


Италия: время реформ и колониальных захватов

1

ИНМ

Составлять характеристику историческим деятелям; оценивать явления. Характеризовать преобразования в Италии. Объяснять причины отставания экономики Италии от ведущих европейских стран. Объяснять причины начала колониальных войн Италии.

22


От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиск выхода из кризиса

1

КУ

Составлять характеристику историческим деятелям; оценивать явления. Объяснять причины революционной ситуации в Австрисйкой империи. Характеризовать «лоскутную империю». Выделять особенности промышленной революции. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

Две Америки

3



23


США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики

1

КУ

Выделять главное в тексте; работать с документами. Выделять особенности промышленного переворота в США. Объяснять причины неравномерности развития страны и конфликта между Севером и Югом. Раскрвать понятия: аболиционизм, плантаторство, закон о гостедах, фермер. Называть итоги Гражданской войны и ее уроки.

24



США: империализм и вступление в мировую политику

1

КУ


Составлять характеристику историческим деятелям. Сравнивать борьбу за права в США и Англии в XIX в. Составлять задания для соседа по парте по одному из пунктов параграфа. Рассказывать об особенностях борьбы рабочих за свои права в США. Оценивать курс реформ Т.Рузвельта для дальнейшего развития страны.

25


Латинская Америка в XIX -начале ХХ в.: время перемен 1

1


Выделять главное в тексте; работать с документами. Показывать на карте страны Латинской Америки и давать им общую характеристику. Выделять особенности развития Латинской Америки по сравнению с Северной Америкой. Выделять и обозначатьцели, средства и состав национально-освободительной борьбы. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

Глава 5.Традиционные обществ в19в:новый этап колониализмаый




26


Япония на пути модернизации: «восточная мораль - западная техника».

1

Практикум

Объяснять своеобразие уклада Японии. Устанавливать причины неспособности противостоять натиску западной цивилизации. Раскрывать смысо реформ Мэйдзи и их последствия для общества.

27


Китай: сопротивление реформам.

1

ИНМ

Сравнивать способы и результаты «открытия» Китая и Японии европейцами на конкретных примерах. Рассказывать о попытках модернизации и причинах их неудач. Характеризовать курс Цыси. Анализировать реформы Кан Ю-вэя и их возможные перспективы.

28


Индия: насильственное разрушение традиционного общества.

1

Практикум

Доказывать, что Индия- «жемчужина британской короы». Объяснять пути и методы вхождения Индии в мировой рынок. Рассказывать о деятельности ИНК и Тилака. Составлять словарь терминов по теме урока.

29



Африка: континент в эпоху времени.

1

КУ

Самостоятельно готовить сообщения по заданной теме. Объяснять, пчоему в Африке традиционализм преобладал дольше, чем в других странах. Анализировать развитие, культуру стран Африки. Характеризовать особые пути рахивтия Либерии и Эфиопии. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

Международные отношения в последней трети XIX в.

1



30



Международные отношения: дипломатия или войны. Повторение по курсу

1

ОУ

Устанавливать причинно-следственные связи; оперировать терминами и понятиями. Работать с картой в ходе изучения особенностей междунарожных отношений в эпоху Нового времени. Объянять причины многочисленных войн в эпоху Нового времени. Характеризовать динамичность, интеграцию отношений между странами







19

31

Внутренняя политика Александра I в 1801-1811 гг.

1

ИНМ

Работать с текстом учебника и документами; Давать характеристику внутренней политики и историческим деятелям,планировать деятельность по изучению истории России в19 в.

32

Внешняя политика в 1801-1811 гг.

1

ИНМ

Давать характеристику внешней политики и историческим деятелям,начать составление характеристики личности и деятельности Александра 1

33

Реформаторская деятельность М.М. Сперанского

1

Практикум

Приводить и обосновывать оценку деятельности Сперанского.Работать с дополнительной литературой

34-35

Отечественная война 1812 г.

2

Практикум

Характеризовать, анализировать и оценивать исторические события, работать с картой.Объяснять,в чем заключались непосредственные последствя Отечественной войны 1812г. для российского общества

36

Заграничный поход русской армии. Внешняя политика 1813-1825гг.

1

ПОУ

Приводить и обосновать оценку роли России в европейской политике 1813 1825 гг.Характеризовать исторические события, работать с картой.

37

Внутренняя политика Александра I в 1813-1825 гг.

1

ИНМ

Называть либеральные и консервативные меры Александра1,возможные причины изменения внутриполитического курса.Работать со схемой; составлять и анализировать таблицу; определять актуальность реформ.

38

Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г.

1

Лекция

Характеризовать социально-экономическое развитие России в 1 четверти 19 века, делать выводы, работать с картой.

39

Общественное движение при Александре I

1

Практикум

Раскрывать предпосылки ицели движения декабристов,а нализировать программные документы декабристов.Составлять сравнительную таблицу,делать выводы.

40

Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов.

1

ИНМ

Характеризовать цели выступления декабристов.Обобщать события и явления; делать выводы. Работать с дополнительной литературой.Оценивать их деятельность.

41

Внутренняя политика Николая I

1

ИНМ

Рассказывать о преобразованиях в области государственного управления,оценивать их последствия. Давать характеристику преобразованиям.

42

Социально-экономическое развитие в 1820-1850-е гг.

1

Лекция

Рассказывать о начале ПП,используя историческую карту.Обобщать события и явления; делать выводы. Работать с дополнительной литературой.

43

Внешняя политика Николая I в 1825-1849 гг.

1

Практикум

Рассказывать,используя историческую карту.Обобщать события и явления; делать выводы.

44

Общественное движение при Николае I

1

Практикум

Сопоставлять взгляды западников и славянофилов на пути развития России,выявлять в них различия и общие черты.

45

Крымская война 1853-1856

Оборона Севастополя

1

ИНМ

Рассказывать,используя историческую карту о Крымской войне,харктеризовать её итоги,Составлять характеристику защитников Севастополя. Работать с документами, картой.

46

47

Образование .и наука.

Русские первооткрыватели и путешественники.

1

1

Урок-презентация

Комбинированный урок

Характеризовать достижения отечественной науки, проводить поиск информации

48

Художественная культура.Литература.

1

Урок-презентация

Самостоятельно характеризовать произведения искусства, делать выводы

49

Живопись. Архитектура.

1

ОУ

Сравнивать исторические события

50

Родной край в первой половине XIX в.Повторение и обобщение

1

практикум

Анализировать и обобщать исторические явления,,поводить поиск информации о культуре своего края

Россия во второй половине XIX в.

18

51

Накануне отмена крепостного права

1

ИНМ

Сравнивать исторические явления; работать с документами.

52

Крестьянской реформа 1861 г.

1

ИНМ

Работать с документами; самостоятельно анализировать исторические события, составлять исторический портрет Александра2.,называть основные положения крестьянской реформы

53

Либеральные реформы 1860-1870-х гг.

Военные рефомы. Судебная реформа

1

Урок -практикум

Работать с документами; составлять и анализировать таблицу. Приводиь оценки характера и значения реформ 1860-1870-хгг,высказывать и обосновывать свою оценку

54

Социально-экономическое развитие после 1861 г.

1

ИНМ

Характеризовать экономическое развитие страны в пореформенное развитие. Обобщать события и явления; делать выводы.

55

Общественное движение: либералы и консерваторы

1

Практикум

Раскрывать существенные ерты идеологии консерватизма и либерализма. Характеризовать особенности российского либерализма и консерватизма

56

Зарождение революционного народничества и его идеология

1

ИНМ

Работать с документами, составлять и анализировать таблицу,раскрывать существенные черты идеологии народничество

57

Революционное народничество второй половины 1860-начала 1880-х гг.

1

ИНМ

Давать характеристику участников народнического движения, используя материалы учебника

58

Внешняя политика Александра II

1

Практикум

Работать с исторической картой; обосновывать свои выводы фактами,рассказывать о наиболее значительных военных компаниях

59

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

1

Практикум

Работать с исторической картой; обосновывать свои выводы фактам,объяснять причины победы в войне.

60

Внутренняя политика Александра III

1

ИНМ

Давать характеристику личности Александра 3,характеризовать внутреннюю политику А-3,излагать различные оценки деятельности императора,высказывать и аргументировать свою оценку

61

Экономическое развитие в годы правления Александра III

1

Лекция

Сравнивать экономические программы Бунге, Вышнеградского , Витте

62

Положение основных слоев общества

1

ОУ

Раскрывать,в чем заключались изменеия в социальной структуре российского общества

63

Общественное движение в 1880-1890-х гг

1

ИНМ


Сравнивать народничество и марксизм,выявлять общее и различия

64

Внешняя политика Александра III,

1

ИНМ

Анализировать исторические события.

65

Развитие образование и науки во второй половине 19в.

1

Урок- презентация

Характеризировать основные направления внешней олитики Александра 3.Сравнивать развитие образования в 1 и 2 половине 19 века,

66

Литература и журналистика

1

Урок- презентация

Самостоятельно характеризовать произведения искусства, делать выводы

67

Искусство

1

ОУ

Характеризовать произведения искусства,составлять описание памятников культуры,подготовить сообщение о представителе культуры

68

Быт новые черты в жизни города и деревни

1

Практикум

Рассказывать об условиях жизни ,сравнивать условия жизни различных слоев населения

69

Родной край во второй половине XIX в.

1

ОУ

Обобщать и систематизировать изученный материал. Рассказывать об условиях жизни населения края в конце 19 в

70

Россия и мир на пороге XX выв.

1

ПОУ

Обобщать и систематизировать изученный материал.Высказывать и аргументировать о сущности значении основных событий и прцессов отечественной истории 19 в,оценки её деятелей.

Материально - техническое обеспечение

- АРМ учителя

- система голосования

- интерактивная доска

- телевизор

- видеомагнитофон

Лист внесения измененийКорректирующие мероприятия

Реквизиты документа, которым закреплено изменение

Дата проведения по факту


















© 2010-2022