Рабочая программа по истории в 6 классе

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрено на заседании Согласовано Утверждаю

МО гуманитарных дисциплин Зам.директора по УВР Директор школы

дисциплин _________Н.П. Самохвал _______Н.А. Котик

__________Э.М. Аблаева « »____________2015г. « »________2015г.

« »_____________ 2015г.



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Красноярская средняя школа»

Муниципального образования

Черноморский район Республики Крым



Рабочая программа

Асановой Заремы Эльмдаровны

по истории в 6 классе

на 2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета.

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории 6-9 класс для образовательных учреждений и авторских программ А.А.Данилов «История России 6-9 классы», Вигасин А.А. «История средних веков, 6 класс» ( Рабочие Программы общеобразовательных учреждений. История 6-9 классы/ М.: «Просвещение» 2004г.).

Описание места учебного предмета.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственного стандарта, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 340 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования, в том числе: в V, VI, VII, VIII и IX классах по 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. При разработке программы учтены особенности линейной системы обучения.

УМК по истории России состоит из комплекта учебников известных авторов, который освещает все предусмотренные школьной программой вопросы.

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI века: 6 класс.- 256 с.: ил., карты./М.: «Просвещение», 2014.

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца ХVI века: 6 класс: Рабочая тетрадь.- 80 с.: ил. ./М.: «Просвещение», 2014.

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: 6 класс: Поурочные разработки. ./М.: «Просвещение», 2014.

Обучение по комплекту гарантирует глубокие и прочные знания по отечественной истории с момента зарождения российской государственности до событий начала ХХI века. Разноуровневый методический аппарат, многочисленные документы с вопросами и заданиями, иллюстрации и карты позволяют организовать эффективную работу на уроках и дома. Учебно-методический комплект включает рабочие тетради для учащихся с разнообразными познавательными заданиями, методические пособия для учителей с планированием, поурочными разработками и дополнительными материалами.

УМК по истории Средних веков является частью линии УМК по всеобщей истории А.А. Вигасин - О.С. Сороко-Цюпа.

Вигасин А. А.,Годер Г. И.,Ртищева Г. А.История Средних веков:6 класс.- 287 с.: ил., карты. - Пер. /М.: «Просвещение», 2014.

Годер Г. И.,Ртищева Г. А.Рабочая тетрадь по истории Средних веков: 6 класс.- 96 с.: ил., карты. - Обл. ./М.: «Просвещение», 2014.

Годер Г.И. История Средних веков: Методические рекомендации:6 класс./М.: «Просвещение», 2014.

Данный УМК соответствует современному уровню исторической науки и содержанию Федерального образовательного стандарта по истории. В дидактическом и методическом отношении он является продолжением известного учебника для 5 класса по истории Древнего мира авторов А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой. Цивилизационный подход, на котором базируются все учебники комплекта, и тщательный отбор фактического материала позволяют авторам сохранить преемственность между курсами всеобщей истории, изучаемыми в основной школе. В учебно-методический комплект входят рабочие тетради для учащихся с разнообразными познавательными и игровыми заданиями, методические пособия для учителей с различными вариантами проведения уроков, дополнительными вопросами, заданиями, тестами, а также книги для чтения.

При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса История России с древнейших времён до конца XVI века и истории средних веков. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе. В цели курса входят: освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества на этапе XVI века; раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории XVI века; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций. Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарном подходе. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в истории XVI века.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

  • формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

  • подготовка выпускника к успешной жизнедеятельности после окончания школы с учётом сложившихся особенностей региона;

  • формирование у обучающихся знаний и практических навыков проявления заботы о людях, природе и культуре родного края через самоорганизацию своей жизнедеятельности;

  • обеспечение дальнейшего процесса умелого выбора варианта самореализации и самоутверждения.

требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения истории ученик должен

-знать основные этапы и ключевые события истории России с древнейших времён до конца XVI века и выдающихся деятелей истории;

-знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

-знать изученные виды исторических источников;

-уметь определять последовательность и длительность важнейших событий новой истории;

-уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

-уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

-владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;

-уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;

-использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;

-выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

-уметь анализировать исторические явления, процессы факты;

-группировать исторические явления и события по заданному признаку;

-уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;

-выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

-определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

-объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и мира с древнейших времён до конца XVI века, достижениям культуры;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений (в споре, дискуссии и т.п.) об историческом наследии народов мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;

уметь осуществлять самоконтроль и самооценку.



Тематический план


№ п/п

Наименование разделов и тем

Учебные часы

Контроль (контрольные, проверочные, самостоятельные, практические, лабораторные работы и т.д.)

Практическая часть

История средних веков

34


Введение

Что изучает история средних веков. История средних веков- часть всемирной истории. Исторические источники по истории средневековья

Раздел I.

Становление средневекового общества: христианский и исламский мир

Франки создают государство в Галлии

Из законов франков Григорий Турский - историк франков.Христианская церковь в раннее Средневековье.. Наследница Римской империи - Византия.4.

Византия при императоре Юстиниане (527-565 годы)

Загадка крупнейшего византийского историка Прокопия Кесарийского

«Греческий огонь».Споры между почитателями икон и иконоборцами (VIII-IX века). Новая религия - ислам

Пять обязанностей мусульман Коран - священная книга мусульман Мечеть. Арабский халифат. Религиозный раскол между мусульманами. Завоевание мусульманами Пиренейского полуострова

Школы и книги в странах Халифата. Франкское государство во времена «ленивых королей».Обряд помазания.«Константинов дар». Империя Карла Великого. Карл Великий - человек и государь. «Каролингское возрождение». Свободные крестьяне становятся зависимыми. Описание страшного голода. Усиление власти землевладельцев. Образец королевской грамоты, жалующей сеньору особые права

Из средневековой книги о вассальной служб.

Норманны и их походы. Как хоронили знатных норманнов. Империя германских государей.. Оттоновское возрождение»

Из сборника пословиц, предназначенного детям. Государства славянских народов

Великие славянские просветители Кирилл и Мефодий

Контрольная работа

Раздел П. Средневековые общества Индии и Китая

В средневековой Индии. Рассказ о горшечнике, пожелавшем стать воином.

Сказания о Кришне.«Хождение за три моря».

В средневековом Китае. Марко Поло - европеец в Китае.

В средневековой Японии

Раздел III. Средневековое общество Европы: сословия, повседневная жизнь, культура

Средневековые рыцари и их жизнь. Замок - дом сеньора и его крепость. Вооружение рыцаря и приемы конного боя. Рыцарские турниры. Рыцарские романы. Поэма «Песнь о Роланде». Из стихов рыцаря и поэта Бертрана де Борна (XII век) . Средневековые крестьяне и их жизнь. Освоение новых земель и новые способы их обработки .

Средневековые горожане и их жизнь. Городской собор и ратуша. Торговля в Средние века. Венеция - богатейший торговый город Европы. Рост могущества церкви в Западной Европе. Основные различия между католической и православной церквями. Еретики и нищенствующие монахи. Из стихов Франциска Ассизского. Как средневековые европейцы представляли себе мир.

Средневековые школы и университеты

Строительное искусство в Средние века

Контрольная работа

Раздел IV. Средневековое общество: христианские и исламские государства

Нормандское завоевание Англии. Франция и Англия при первых Капетингах и Плантагенетах. Алиенора Аквитанская - жена двух королей. Король Франции Людовик IX Святой. Священная Римская империя в XII веке. Как в Европе появилось новое государство - Швейцария .

Крестовые походы. Военно-монашеские ордены

Король Англии Ричард Львиное Сердце

Как крестоносцы изменили делу освобождения Святой земли. Начало парламента и Генеральных штатов

Как Филипп IV Красивый пополнял казну

Реконкиста и возникновение королевств Испания и Португалия. Начало Столетней войны Огнестрельное оружие в Столетней войне. Времена бедствий. Окончание Столетней войны. Война Алой и Белой розы в Англии (1455-1485 годы) . Франция после победы в Столетней войне.

Филипп де Коммин о последних годах жизни Людовика XI .Чехия в конце Средних веков

Городская жизнь в Италии XIV-XV веков

Поэт Данте и художник Джотто - предвестники Возрождения .Первый человек эпохи Возрождения - Франческо Петрарка

Турецкие завоевания и падение Византии

Контрольная работа

История России с древнейших времен до конца 14 века (34 часа)

Введение.

Восточные славяне .

Что изучает история Отечества. История Рос¬сии - часть всемирной истории. История региона - часть исто¬рии России. Исторические источники по истории нашей Родины.

Восточные славяне и их соседи. Древние люди на территории нашей страны. Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Происхождение восточ¬ных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. За¬нятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения. Взаимоотношения восточных славян с соседними пле¬менами и государствами.

Основные понятия темы:

Присваивающее и производящее хозяйства, пашенное земледе-лие, родоплеменная организация, союз племен, соседская община, вече, дань, народное ополчение, язычество

Русь в IX - п.п.XII в.

Формирование Древнерусского государства. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершен-ствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, по¬явление городов. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности - Новгород и Киев. Обра¬зование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманн¬ский вопрос в исторической литературе.

Первые русские князья. Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерус¬ского государства. Походы Святослава.

Князь Владимир. Крещение Руси. Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христиан¬ства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Земельные отношения. Ос-новные социальные слои древнерусского, общества. Зависимые ка¬тегории населения. Политический строй Древнерусского государст¬ва. Укрепление княжеской власти. Военная организация. Вечевая организация. Система местного управления. Внешняя политика Ярослава Мудрого.

Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Междукня¬жеские усобицы. Любечский съезд князей. Князь Владимир Моно-мах. Правление Владимира Мономаха в Киеве. «Устав» Владимира Мономаха.

Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древ¬нерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусст¬ва. Устное народное творчество. Возникновение письменности. На¬чало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусст-во. Комплексный характер художественного оформления архитек¬турных сооружений (мозаика и фрески, иконы, книги, прикладное искусство). Ценностные ориентации древнерусского общества. Зна-чение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.

Быт и нравы Древней Руси. Формирование древнерусской на¬родности. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни зем¬ледельческого населения.

Основные понятия темы:

Государство, княжеская власть, дружина, бояре, полюдье, пра-вославие, митрополит, монахи, монастыри, вотчина, смерд, за-куп, рядович, холоп, Русская Правда, усобица, летопись, былина, патриотизм

Контрольная работа

ГЛАВА II. ПОЛИТИЧЕСКАЯ

РАЗДРОБЛЕННОСТЬ НА РУСИ

Русь во вт.п. XII-XIII в.

Раздробление Древнерусского государства. Социально-эко¬номические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образование самостоя¬тельных княжеств и земель. Характер политической власти в пе¬риод раздробленности. Междукняжеские отношения и междоусоб¬ные войны. Идея единства Руси. Последствия раздробления Древнерусского государства.

Владимиро -Суздальское княжество. Освоение Северо-Вос¬точной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества.

Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли.

Галицко-Волынская земля. Особенности географического по¬ложения. Занятие населения. Рост вотчинной собственности на землю. Объединение Волыни и Галича. Взаимоотношения между боярами и князем. Даниил Галицкий.

Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. По¬ход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашест¬вие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борь¬ба русского народа против завоевателей и ее историческое значение.

Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливон¬ский и Тевтонский ордена. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

Русь и Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зави¬симость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Послед¬ствия ордынского владычества.

Русь и Литва. Формирование Литовско-Русского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовско-Русского государства. Конфессио¬нальная политика литовских князей. Значение присоединения рус¬ских земель к Литве.

Культура русских земель. Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Резьба по кам¬ню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Сло¬во о полку Игореве».

Основные понятия темы

Удел, посадник, ордынское владычество, баскак, ордынский вы¬ход, ярлык.

Родной край в древности

ГЛАВА III

РУСЬ МОСКОВСКАЯ

Образование единого русского государства (6 ч)

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Ру¬си. Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Соци-ально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Политиче¬ское устройство Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Моск¬вы. Княжеская власть и церковь. Митрополит Алексей. Сергий Ра¬донежский. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.

Московское княжество и его соседи в конце XIV-середине XV в. Василий I. Московская усобица, ее значение для процесса объедине¬ния русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.

Создание единого Русского государства. Конец ордынского владычества. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Лик¬видация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель. Василий III. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства. Изменения в политическом строе и управлении. Уси¬ление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчин¬ное и церковное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение сво¬боды крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы.

Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Ере-си. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва - Третий Рим».

Культура и быт в XIV-начале XVI в. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV-начале XVI в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва - центр складывающейся культуры великорусской народности. Отражение в литературе политических тенденций. «Сказание о князьях Владимирских». Исторические повести. Па¬мятники куликовского цикла. «Задонщина». «Сказание о Мамае¬вом побоище». Житийная литература. «Хождение...» Афанасия Ни¬китина. Главные сооружения Московского Кремля. Феофан Грек. Национальная школа живописи. Андрей Рублев.

Основные социальные слои Российского государства в XIV - начале XVI в: «Знатные люди» Российского государства. Хозяйство и быт светских и духовных землевладельцев. Быт русского крестья¬нина. Образ жизни тяглого населения русских городов.

Основные понятия темы : Боярская дума, самодержавие, судебник, местничество, корм-ление, поместье, помещик, служилые люди, феодально-крепостни¬ческая система, Юрьев день, пожилое, крестьяне владельческие, крестьяне дворцовые, крестьяне черносошные, тягло, уния, народ-ность, ересь.

Московское государство

в XVI веке (6 ч)

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 50-х гг. XVI в. Социально-экономические и политические итоги раз¬вития Русского государства в начале XVI в. Ослабление центральной

власти. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Вос¬стание 1547 г. Избранная рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало Зем¬ских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местно¬го управления. Стоглавый собор. Военные реформы.

Внешняя политика Ивана IV. Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана.

Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири.

Опричнина. Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического кур¬са. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Пози-ция православной церкви. Ликвидация последних уделов. Поход Ивана IV на Новгород. Итоги опричной политики.

Социально-экономические последствия опричнины и Ливон-ской войны.

Культура и быт в XVI в. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Публицистика. Четьи-Минеи. Исторические повести. Житийная литература. Стро¬ительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Ди¬онисий. Произведения декоративно-прикладного искусства. Быт и нравы. «Домострой».

Основные понятия темы

Централизованное государство, сословно-представительная мо-нархия, реформа, приказная система, Земский собор, дворяне, казачество, стрелецкое войско, опричнина, заповедные лета, Цер-ковный собор.

Родной край в XIV-XVI вв.

Контрольная работа

Итоговое повторение и обобщение.

Общее и особен¬ное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Запад¬ной Еропы

1

12





1

3


5





1

10





1


2



7































1






8































1


14

























































1

1

2



Итого

70

6


Нормы оценки знаний учащихся по истории.

Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе. Критерии оценки по истории являются следующие за устные ответы:

Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью, ответ ученика глубокий с привлечением дополнительного материала. Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности. Твердое знание материала в пределах программных требований.

Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки. Отсутствует самостоятельность суждения.

Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, наличие в ответе грубых ошибок, проявление непонимания сути, выводов и обобщений нет.


Календарно-тематическое планирование истории в 6 классе

№ п/п

Сроки выполнения

Название раздела (количество часов),

Темы уроков

УДД

Формыи темы контроля

Практическая часть

Оборудование

план

факт

1.



История средних веков(34)

Введение

Вводный урок

Сформировать у учащихся представление о Средневековье как об одном из периодов Всеобщей истории, сформировать у учащихся представление о времени Великого переселения народов.

Задания с кратким ответом

Работа над проектом «Роль личности в истории»

2.




Раздел I.

Становление средневекового общества: христианский и исламский мир

Франки создают государство в Галлии

Подвести учащихся к пониманию причин возникновения государства у франков

Вопросы

Работа над проектом «Роль личности в истории»

Мультимедийная презентация

3



Христианская церковь в раннее Средневековье

Показать роль христианской церкви в формировании мировоззрения жителей Средневековья и подвести к пониманию причин широкого распространения христианства.

Вопросы

Работа над проектом «Роль личности в истории»

Мультимедийная презентация

4



Наследница Римской империи - Византия

Подвести учащихся к пониманию того, почему Византийская империя стала центром мира в период раннего Средневековья

Задания с развёрнутым ответом.

Работа над проектом «Роль личности в истории»

Мультимедийная презентация

5



Византия при императоре Юстиниане (527-565 годы)

Раскрыть особенности императорской власти в Византийской империи на примере императора Юстиниана, познакомить с основными достижениями Византии в её «золотой век», показать высокий уровень её культуры

Задания с развёрнутым ответом.

Работа над проектом «Роль личности в истории»

Мультимедийная презентация

6




Новая религия - ислам

Рассмотреть особенности жизни арабских племён и проследить пути возникновения государства у арабов. Сформировать представление о новой мировой религии

Вопросы

Работа над проектом «Роль личности в истории»

Мультимедийная презентация

7



Арабский халифат

Подвести учащихся к пониманию причин распада Арабского халифата, раскрыть особенности взаимоотношений победителей арабов и народов завоёванных стран, сформировать у учащихся яркий образ культуры мусульманского мира

Вопросы

Работа над проектом «Роль личности в истории»

Мультимедийная презентация

8



Франкское государство во времена «ленивых королей»

Проследить процесс образования государства франков, раскрыть роль союза франкских королей и римской церкви в укреплении государственности

Вопросы

Работа над проектом «Роль личности в истории»

Мультимедийная презентация

9



Империя Карла Великого

Подвести учащихся к пониманию основных направлений политики Карла Великого, показать значение его деятельности для государства франков

Вопросы

Работа над проектом «Роль личности в истории»

Мультимедийная презентация

10



Свободные крестьяне становятся зависимыми

Сформировать у учащихся представление о средневековых сословиях, выяснить причины потери независимости крестьянами и охарактеризовать основные виды крестьянских повинностей

схема

Работа над проектом «Роль личности в истории»

Мультимедийная презентация

11



Усиление власти землевладельцев

Сформировать у учащихся представление о земле как главной ценности в Средневековье, определить главных держателей земли и подчеркнуть различия между ними, раскрыть смысл и значение вассальных отношений в эпоху Средневековья

Схема «Феодальная лестница».

Работа над проектом «Роль личности в истории»

Мультимедийная презентация

12




Норманны и их походы

Познакомить учащихся с географией путешествий и завоеваний викингов, сформировать представление об особенностях уклада жизни, занятиях и мифологии норманнов

Задания с развёрнутым ответом.

Работа над проектом «Роль личности в истории»

Мультимедийная презентация

13



14.Империя германских государей

Раскрыть особенности складывания германской державы -Священной Римской империи

Вопросы

Работа над проектом «Роль личности в истории»

Мультимедийная презентация

14



15.Государства славянских народов

Раскрыть особенности возникновения государственности у славянских народов, познакомить с занятиями и образом жизни славян в первые века

тестирование

Работа над проектом «Роль личности в истории»

Мультимедийная презентация

15



16.В средневековой Индии

Создать у учащихся яркий образ индийской культуры и религии, подвести к пониманию того, почему завоеватели разных стран устремились в Индию.

вопросы

Работа над проектом «Роль личности в истории»

Мультимедийная презентация

16



Контрольная работа

Актуализация необходимых знаний учащихся из курса истории Древнего мира, контроль остаточных знаний

контрольная работа

Работа над проектом «Роль личности в истории»


17




Раздел П. Средневековые общества Индии и Китая

В средневековом Китае

Раскрыть особенности складывания китайского государства и управления им в Средневековье, познакомить учащихся с достижениями китайской культуры, показав их значение в мировой истории

тестирование

Работа над проектом «Роль личности в истории»

Мультимедийная презентация

18



Средневековые рыцари и их жизнь

Сформировать у учащихся яркое, образное представление о средневековых рыцарях и правилах рыцарского поведения, вооружении рыцарей, замках, турнирах

схема

Работа над проектом «Роль личности в истории»

Мультимедийная презентация

19



Раздел III. Средневековое общество Европы: сословия, повседневная жизнь, культура

Средневековые крестьяне и их жизнь

Раскрыть причины постепенного освобождения крестьян от личной зависимости, познакомить с занятиями и образом жизни, дать понятия натурального хозяйства

Задания с развёрнутым ответом.

Работа над проектом «Роль личности в истории»

Мультимедийная презентация

20



Средневековые горожане и их жизнь

Раскрыть пути образования западноевропейских городов в Средние века, сформировать представление о торговых путях и центрах в Европе, познакомить с объединениями ремесленников- цехами.

Сформировать образное представление об облике средневекового города, его управлении.

Задания с развёрнутым ответом.

Работа над проектом «Роль личности в истории»

Мультимедийная презентация

21



Рост могущества церкви в Западной Европе

Раскрыть суть взаимоотношений светской и духовной власти в средневековой Европе, показать основные этапы борьбы пап и германских императоров, сформировать представление о причинах возникающих ересей и способах борьбы католической церкви с ними

вопросы

Работа над проектом «Роль личности в истории»

Мультимедийная презентация

22



Как средневековые европейцы представляли себе мир

Сформировать у учащихся представление об уровне образования европейцев в Средние века, его своеобразии. Показать роль университетов, познакомить с бытовой культурой, особенностями архитектуры.

Тестирование

Работа над проектом «Роль личности в истории»

Мультимедийная презентация

23



Нормандское завоевание Англии

Определить причины усиления королевской власти в Англии

Задания с кратким ответом

Работа над проектом «Роль личности в истории»

Мультимедийная презентация

24



Контрольная работа

Актуализация необходимых знаний учащихся из курса истории Древнего мира, контроль остаточных знаний

контрольная работа

Работа над проектом «Роль личности в истории»

25



Раздел IV. Средневековое общество: христианские и исламские государства

Франция и Англия при первых Капетингах и Плантагенетах

Раскрыть особенности формирования государственности в Англии и Франции и роли королевской власти в государствах

Вопросы

Работа над проектом «Роль личности в истории»

Мультимедийная презентация

26




Крестовые походы

Подвести учащихся к пониманию причин, по которым различные сословия и группы населения участвовали в крестовых походах, определить основные события первого, второго, третьего и четвёртого крестовых походов.

Хронологическая таблица

Работа над проектом «Роль личности в истории»

Мультимедийная презентация

27



Начало парламента и Генеральных

штатов

Сформировать представление о

сословных органах в Англии и Франции, определить причины возникновения парламента и Генеральных штатов

Задания с кратким ответом

Работа над проектом

«Роль личности в истории»

Мультимедийная

презентация

28



Начало Столетней войны

Сформировать представление об одной из наиболее продолжительных войн в европейской истории, описать основные события войны и героическую роль в ней Жанны дАрк, подвести учащихся к пониманию причин начавшегося движения за реформирование церкви

Хронологическая таблица

Работа над проектом «Роль личности в истории»

Мультимедийная презентация

29



Окончание Столетней войны

Сформировать представление об одной из наиболее продолжительных войн в европейской истории, описать основные события войны и героическую роль в ней Жанны дАрк, подвести учащихся к пониманию причин начавшегося движения за реформирование церкви

Подвести учащихся к пониманию значения победы в Столетней войне для образования централизованного государства во Франции

Хронологическая таблица

Работа над проектом «Роль личности в истории»

Мультимедийная презентация

30



Франция после победы в Столетней войне

Задания с кратким ответом

Работа над проектом «Роль личности в истории»

Мультимедийная презентация

31



Городская жизнь в Италии XIV-XV веков

Подвести учащихся к пониманию причин подъёма культуры в Италии в XIV веке , обеспечить усвоение учащимися понятия «Культура Возрождения»

Задания с развёрнутым ответом

Работа над проектом «Роль личности в истории»

Мультимедийная презентация

32



Турецкие завоевания и падение Византии

Подвести учащихся к пониманию причин быстрого захвата турками -османами Балканского полуострова и причин упадка Османской империи

Хронологическая таблица

Работа над проектом «Роль личности в истории»

Мультимедийная презентация

33



Урок обобщающего повторения

Систематизировать и обобщить знания учащихся за курс истории Средних веков, показывая общие черты и особенности развития стран, закрепить умение работать с различными источниками

Блиц-опрос

Защита проекта «Роль личности в истории»

Мультимедийная презентация

34



Проверочная контрольная работа за курс истории средних веков

Контроль качества знаний учащихся за курс истории Средних веков

Контрольная работа

Защита проекта «Роль личности в истории»

34



Работа над ошибками.

Повторение, систематизация и коррекция знаний

Вопросы

Защита проекта «Роль личности в истории»

35



ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН ДО КОНЦА XVI ВЕКА (34 часа)

ГЛАВА I. РУСЬ ДРЕВНЯЯ (9ч)

Введение.

Восточные славяне.

Сформировать представление об истории как науке, понять важность изучения предмета, усвоить особенности исторических вспомогательных дисциплин. Сформировать общее представление о предках славян

Вопросы

Работа над проектом «Первые русские князья»

Мультимедийная презентация

36



Соседи восточных славян.

Познакомить с соседями восточных славян, их местонахождением, занятием, уровнем развития, религией.

Задания с развёрнутым ответом, с кратким по карточкам

Работа над проектом «Первые русские князья»

Мультимедийная презентация

37

Русь в IX - п.п.XII в. (7 ч)

Формирование Древнерусского государства.

Дать представление об особенностях складывания государства Русь.

Задания с развёрнутым ответом, с кратким по карточкам

Работа над проектом «Первые русские князья»

Мультимедийная презентация

38



Первые киевские князья

Дать представление об организации власти князя, показать роль походов первых киевских князей в сложении государственности на Руси

Сообщения, генеалогическое древо правления первых князей

Работа над проектом «Первые русские князья»

Мультимедийная презентация

39



Владимир Святославич. Принятие христианства

Выделить особенности внутренней и внешней политики князя Владимира, определить значения принятия христианства для Руси

Задания с развёрнутым ответом, с кратким по карточкам

Работа над проектом «Первые русские князья»

Мультимедийная презентация

40



Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

Определить особенности правления Ярослава Мудрого, показать значение его законодательной деятельности и внешнеполитической по защите и внутреннему сплочению русских земель.

Задания с развёрнутым ответом, с кратким по карточкам

Работа над проектом «Первые русские князья»

Мультимедийная презентация

41



Культура и быт Древней Руси.

Познакомить учащихся с уровнем развития культуры Древней Руси, дать характеристику различным её отраслям.

таблица

Работа над проектом «Первые русские князья»

Мультимедийная презентация

42



Быт и нравы Древней Руси.

Познакомить с городским характером культуры Киевской Руси и быте горожан, начале русской письменности и летописания.

Задания с развёрнутым ответом

Работа над проектом «Первые русские князья»

Мультимедийная презентация

43



Урок обобщения и

Закрепления изученного материала

Сформировать целостное

представление о Киевской Руси, её значении в системе европейских и восточных государств, в системе мировой торговли; показать роль Киевской Руси как государства ставшего колыбелью восточнославянским народам: украинцам, белорусам, русским

Повторить, обобщить и структурировать пройденный материал

тестирование

Защита проекта

«Первые русские князья»

44



ГЛАВА II. ПОЛИТИЧЕСКАЯ

РАЗДРОБЛЕННОСТЬ НА РУСИ (9 ч)

Русь во вт.п. XII-XIII в. (8 ч)

Начало раздробления Древнерусского государства.

Объяснить причины возникновения раздробленности на Руси

Задания с развёрнутым ответом,

Мультимедийная презентация

45



Главные политические центры Руси.

Показать особенности развития основных удельных княжеств, рассказать о борьбе за Киев и великое княжение между отдельными князьями

Историческая схема, тест

Мультимедийная презентация

46



Нашествие с Востока.

Показать причины, ход, последствия монгольского завоевания Руси

Задания с развёрнутым ответом, с кратким по карточкам, тест

Мультимедийная презентация

47



Борьба Руси с западными завоевателями.

Познакомить с борьбой северорусских земель с экспансией крестоносцев, обратить внимание на полководческий талант Александра Невского

Задания с развёрнутым ответом, с кратким по карточкам

Мультимедийная презентация

48



Русь и Золотая Орда.

Дать представление об организации ордынской власти на Руси, рассказать об эксплуатации русских земель завоевателями, определить формы политической и экономической зависимости Руси от монголов

Задания с развёрнутым ответом, с кратким по карточкам

Мультимедийная презентация

49



Русь и Литва.

Дать представление о польско-литовском государстве, деятельности Гедимина, характере государства и его отношениях с Русью.

Вопросы

Мультимедийная презентация

50



Культура русских земель в XII-XIII вв.

Сформировать представление об основных направлениях развития древнерусской культуры, основных видах процветавших на Руси искусств и самых больших достижениях, оценить уровень развития культуры Древней Руси.

Таблица, кроссворд

Мультимедийная презентация

51



Родной край в древности (1 ч)

Сформировать представления об особенностях развития края в период Древней Руси

тест

52



Урок итогового повторения

по I , II Главе

Обобщение, повторение, систематизация и контроль знаний по изученной теме

Проверочное тестирование на тему

«Русь древняя», «Политическая раздробленность на Руси»

53

ГЛАВА III

РУСЬ МОСКОВСКАЯ (14 ч) Образование единого русского государства (6 ч)

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.

Сформировать представление о политической ситуации на Руси в данный период, определить причины возвышения Москвы

Задания с развёрнутым ответом, с кратким по карточкам

Мультимедийная презентация

54

Москва- центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

Сформировать представление о б историческом значении Куликовской битвы в истории Руси

Задания с развёрнутым ответом, с кратким по карточкам

Мультимедийная презентация

55

Московское княжество и его соседи в конце XIV - середине XV вв.

Объяснить социально-экономические и политические причины и события, приведшие к образованию единого Русского государства

Вопросы

Мультимедийная презентация

56



Создание единого русского государства и конец ордынского владычества

Определить предпосылки образования единого государства на Руси, выделить основные направления внешней и внутренней политики Ивана III, дать оценку его роли в деле собирания русских земель

Вопросы

Мультимедийная презентация

57



Московское государство в конце XV - начале XVI века

Дать представление о содержании и формах великокняжеской власти. Сформировать представление об особенностях нового централизованного государства

Задания с развёрнутым ответом, с кратким по карточкам

Мультимедийная презентация

58



Церковь и государство в конце XV - начале XVI века

Дать характеристику положения церкви в русском государстве, дать оценку политике Ивана III в отношении к церковным землям, определить суть спора между иосифлянами и нестяжателями

Задания с развёрнутым ответом, с кратким по карточкам

Мультимедийная презентация

59



Московское государство

в XVI веке (6 ч)

Реформы Избранной рады.

Дать представление о первых реформах, проведённых ИваномVI и его сподвижниками; оценить роль Избранной рады в этот период деятельности царя

Задания с развёрнутым ответом, с кратким по карточкам

Мультимедийная презентация

60



Внешняя политика Ивана IV.

Определить основные направления внешней политики Ивана Грозного: западное, юго-восточное; определить особенности присоединения Западной Сибири, объяснить причины поражения России в Ливонской войне; подвести итоги царствования Ивана Грозного

Хронологическая таблица

Мультимедийная презентация



Опричнина.

Определить систему государственного устройства, этапы её оформления ко времени Ивана Грозного, сущность опричнины, её цели.

Задания с развёрнутым ответом, с кратким по карточкам

Мультимедийная презентация

63

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV - XVI веках

Охарактеризовать основные этапы и направления развития, сформировать представление о целостности культуры

Таблица

Мультимедийная презентация

64

Архитектура и живопись в XIV - XVI веках

Познакомить с развитием русского зодчества, живописи и письменности в данный период, охарактеризовать основные этапы и направления развития, сформировать представление о целостности культуры

Таблица

Мультимедийная презентация

65

Быт XV - XVI веков

Определить главные явления русского быта в данный периода, охарактеризовать основные этапы и направления развития

Задания с развёрнутым ответом, с кратким по карточкам

Мультимедийная презентация

66

Родной край в XIV-XVI вв. (1 ч)

Сформировать представления об особенностях развития края в данный период

тест

67

Урок обобщения и систематизации знаний за курс истории России

Повторение пройденного материала за курс Истории с древнейших времён до XVI века, выяснение уровня знаний материала и степени усвоения его учениками

Задания с развёрнутым ответом, с кратким по карточкам, блиц-опрос

Мультимедийная презентация

Итоговая контрольная работа за курс Истории России с древнейших времён до XVI века

Повторение пройденного материала за курс Истории с древнейших времён до XVI века, выяснение уровня знаний материала и степени усвоения его учениками

Контрольная работа

69

Работа над ошибками. Коррекция знаний.

Повторение пройденного материала за курс Истории с древнейших времён до XVI века, выяснение уровня знаний материала и степени усвоения его учениками

Зачёт

70

Итоговое повторение и обобщение



4


© 2010-2022