• Преподавателю
  • История
  • Конспект интегрированного урока по истории и географии на тему Золотое кольцо (9 класс)

Конспект интегрированного урока по истории и географии на тему Золотое кольцо (9 класс)

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок

Интегрированный урок по географии и истории в 9 классе.

Тема урока: Путешествие по «Золотому кольцу» России.

Урок посвящен 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского.

Учитель географии МБОУ СОШ №78 п.Гигант - Филимонова Н.Ю.

Учитель истории МБОУ СОШ №78 п.Гигант - Данько Т.В.

Цели урока:

1) Образовательные: познакомить обучающихся с туристическим маршрутом по городам «Золотого кольца» России; применять информационно - коммуникативные технологии; осуществлять межпредметные связи;

2) Развивающие: способствовать развитию памяти, мышления обучающихся, умению слушать рассказчика, организации учебного труда, владеть собой, формировать познавательный интерес к предметам, совершенствовать навыки самостоятельной работы; навыки исследовательской деятельности; навыки работы с компьютером;

3) Воспитательные: Прививать любовь к Родине, бережному отношению к её духовным и материальным богатствам, способствовать духовно- нравственному формированию личности.

Методы

В ходе урока активно применяются технология интегрированного обучения, технология критического мышления, проблемно-поисковый метод, информационно-коммуникационные технологии, связанные с использованием метода презентации.

Технические средства: компьютер, средства мультимедиа, интерактивная доска.

К конспекту урока прилагается компьютерная презентация.

Программы, использованные для подготовки презентации к уроку

Программа Office Word

Программа Microsoft POWER POINT

Программы работы с музыкальными файлами: WINDOWS проигрыватель.

Для создания презентации использован шрифт Times New Roman, анимационные эффекты, эффект наложения звука, видео- и аудио файлы, гиперссылки. Презентация содержит 35 слайдов. Слайды 1 - 12, 32 - 35 демонстрируются автоматически и по щелчку, 33 слайд - только автоматически с длительным промежутком для работы с интерактивной доской. Что бы продолжить просмотр нужно воспользоваться гиперссылкой. На слайды наложены эффекты звука и музыки, предназначены для совместного просмотра на экране. Слайды 13 - 31 скрыты, предназначены для работы учащихся в группах и для иллюстрации рассказов, переход к ним осуществляется с помощью гиперссылок на слайде 12.

Технические устройства, использованные для подготовки урока

1. Компьютер

2. Мультимедийный проектор

3. Интерактивная доска

Технологическая карта урока

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: интегрированный (бинарный) с применением ИКТ.

география - история

Цели урока:

1) Образовательные: познакомить обучающихся с туристическим маршрутом по городам «Золотого кольца» России; применять информационно - коммуникативные технологии; осуществлять межпредметные связи;

2) Развивающие: способствовать развитию памяти, мышления обучающихся, умению слушать рассказчика, организации учебного труда, владеть собой, формировать познавательный интерес к предметам, совершенствовать навыки самостоятельной работы; навыки исследовательской деятельности; навыки работы с компьютером;

3) Воспитательные: Прививать любовь к Родине, бережному отношению к её духовным и материальным богатствам, способствовать духовно- нравственному формированию личности.

План урока

1. Туристический маршрут «Золотое кольцо России».

2. Святой Сергий Радонежский.

3. Закрепление. Великие дела Преподобного Сергия.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор; интерактивная доска; презентация «ПО золотому кольцу России», выполненная в программе POWER POINT, карточки с заданиями, смайлики пяти цветов для распределения учащихся по группам.




Ход урока

Организационный момент.

Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы объединили два предмета - географию и историю. И это не случайно. Ведь эти предметы тесно связаны между собой. Но прежде чем начнём урок, давайте друг другу пожелаем удачи. Станьте в круг лицом друг к другу. А теперь улыбнитесь и скажем дружно: «Удачи! Три четыре»

(дети улыбаются и желают удачи)

Учитель: А теперь прежде чем садиться, возьмите со стола смайлик, переверните его, они разноцветные. Пройдите и сядьте за стол, где расположился смайлик вашего цвета.

(учащиеся делятся на пять групп)

Учитель: Начнем наш урок. На протяжении нескольких уроков мы изучали социально- экономическое и политическое развитие России XIV - XV веков.

Могущество любого государства определяется не только политическим и экономическими завоеваниями, но и достижениями в материальной и духовной сфере. Из курса обществознания вспомните, как называется процесс создания человеком материальных и духовных ценностей.

Ученик. Процесс создания человеком материальных и духовных ценностей называется КУЛЬТУРОЙ.

Учитель: Совершенно верно! О духовных ценностях, которые воплотились в архитектуре древних российских городов, о людях - хранителях этих ценностей, мы сегодня поговорим, совершив заочное путешествие по знаменитому на весь мир туристическому маршруту «Золотое кольцо России». Что же это за маршрут? Внимание на экран.

(показ слайдов 1- 4)

На фоне слайда 5 учитель озвучивает. В Москве очень много исторических и культурных достопримечательностей, но сегодня мы посетим другие не менее прекрасные древние города «Золотого кольца». Ваша задача, определить, что или кто связывает эти города? Наш путь лежит в один из древнейших городов России Ростов Великий!

(показ слайдов 6 -10)

Учитель: (слайд10) Так о ком же пойдет речь сегодня на уроке, ребята?

Ученик. О Сергии Радонежском

Учитель: На фоне слайда 11 учитель озвучивает Совершенно верно. Ребята, сегодня на уроке мы с вами поговорим об удивительном и великом человеке, прославившем нашу землю, об известном русском святом - Сергии Радонежском. В 2014 году отмечается 300-летие со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского.

Ученик.

Об этом знать должны все дети:

Давным-давно на белом свете

Жил отрок. Он молился Богу,

Просил в учении подмогу.

……

Открыто людям Божье Слово.

Окончен путь земной Святого,

И Преподобный в вечной жизни

О нашей молится Отчизне.

Угодника нетленно тело -

Живет его святое дело.

Он всем нам показал дорогу,

Которая приводит к Богу.

Сведения о жизни Сергия Равдонжского дошли до нас благодаря Епифанию Премудрому, который в своем произведении «Житие Преподобного Сергия Радонежского» написал о нем такие слова: «Как светило светлое воссиял он в стране Русской посреди тьмы и мрака». Как вы думаете, почему автор называет Преподобного Сергия «светилом светлым»?

(Ответы учащихся)

Учитель: Далее вы будете работать в группах. На смайлике вам расписаны роли в группе (премудрый - капитан группы, отчитывается за всю группу, управляющий - управляет компьютерной мышей, прихожанин - читает текст, отвечает вместе с другими на вопросы). Если вы не согласны с таким распределением, можете в группах сделать корректировку. Капитаны подойдут и выберут карточку с заданием. Далее вы работаете с презентацией. С помощью гиперссылки перейдите в нужную вам тему. Здесь вы видите подборку иллюстраций необходимых для сопровождения рассказа. Нажав нам на слово «текст» вы можете прочитать текст и составить краткий рассказ по заданию. Если что-то непонятно, мы всегда рады помочь. Ну что же удачи всем и за работу. (Приложение №1)

(Работа в группах 10 минут)

Учитель: Используя мультимедийные установки, мы заставляем напряжённо работать наши глаза.

Физпауза -

Вы, наверное, устали?

Встали! Руки вверх подняли!

Подтянулись высоко

И вздохнули глубоко!

Опустили плавно руки…

На уроке - не до скуки!

Теперь за парты сели дружно,

Конечно, поработать нужно.

А теперь заслушаем ваши рассказы о Преподобном Сергии Радонежском.

(Заслушивание оточетов групп. Учащиеса рассказывают, используя иллюстрации презентации по своему заданию.)

Учитель: На фоне слайда 31 учитель озвучивает Ребята, у нас с вами получился серьезный и интересный разговор.

Тихий свет на Маковце - горе

Радугой цветёт над всей землёй:

Это инок Сергий на заре

Молится с небес о нас с тобой.

Учитель: На фоне слайда 32 учитель озвучивает

Четыре великих дела было в жизни Сергия, за которые мы почитаем его как учителя и устроителя России. Давайте вместе определим эти великие дела.

(беседа с учащимися и открытие на слайде 4-х великих дел Сергия)

1 дело. Создание и распространение нового типа монастырей.

Надо отметить, что сам Сергий был образцом в исполнении нового устава.

2 дело: Начало освобождения от татаро-монгольского ига.

Исход битвы нам известен из уроков истории. Добавлю только, что во время самой битвы Сергий истово молился в Троицком храме и находясь на далёком расстоянии от Куликова поля, видел гибель каждого воина и называя его по имени говорил братии: "Помолитесь за упокой души раба Божии такого-то…". Наконец он возвестил братии о поражении врагов и нашей победе.

3 дело: Осмысливание и распространение на Руси вероучений о Святой Троице.

Это было главным делом Сергия и его главной исторической заслугой. Сергий строит храм Пресвятой троицы, "чтобы постоянным взиранием на него побеждать страх перед ненавистной разделённостью мира".

4 дело: создание духовно-нравственного и культурного центра Руси (Троице-Сергиевой лавры).

Учитель: Отрадно, что ныне возрождаются такие забытые понятия, как человечность, доброта, милосердие. Многие организации, отдельные граждане нашей страны, осуществляют акции милосердия по отношению к воспитанникам детских домов, школ-интернатов, к инвалидам. Не тянется ли эта ниточка, эта преемственность из глубины веков, от таких людей, как преподобный Сергий Радонежский?

Ученик:

Лучами земля опоясана,

Цветами земля опоясана.

Ходите дорогами ясными,

Летайте высокими трассами.

Орбитой любви и привета,

Пусть мчится вся наша планета.

Стремитесь открыть хоть однажды

Звезду человечности в каждом.

- А какие добрые дела можете совершить вы, даже в таком юном возрасте?

(Дети рассуждают)

Учитель: Завершается наша экскурсия. Внимание на экран. (показ слайда 33)

Рефлексия

Учитель: А хотели бы вы продолжить наше путешествие? Какой древний русский город «Золотого кольца России» вы бы посетили? Тот, кто хочет отправиться в путешествие, подойдите к доске и на схеме нарисуйте смайлик возле города, который вы хотите посетить.

(Учащиеся подходят к интерактивной доске и на схеме слайда 33 рисуют смайлики).

Учитель: По количеству смайликов на схеме видно, что вам путешествие понравилось, и тема эта заинтересовала практически всех. Ну что же, внимание на экран.

(демонстрация слайда 34)

Приложение № 1.

Карточки - задания.

Карточка №1.

Детство Сергия Радонежского.

Задания. Используя текст и иллюстрации, составьте краткий рассказ о детстве Сергия Радонежского, ответив на вопросы:

1. Когда родился и кто были родители Сергия Радонежского?

2. Какое имя получил он при крещении.

3. Как учился Варфоломей?

4. Кто и при каких обстоятельствах помог ему в учении?

Карточка №2.

Основание Троице - Сергиевой Лавры.

Задания. Используя текст и иллюстрации, составьте краткий рассказ об основанииТроице - Сергиевой Лавры,ответив на вопросы:

1. Куда переехали родители мальчика?

2. Куда Варфоломей отправился после смерти родителей?

3. Основателем какого монастыря стал Сергий? Как это произошло?

4.В каком городе находится Троице-Сергиева лавра? Какое значение для России имело её создание?

Карточка №3.

Общественное служение Сергия Радонежского

Задания. Используя текст и иллюстрации, составьте краткий рассказ об общественном служении Сергия Радонежского, ответив на вопросы:

1. Какие чудеса совершил Сергий Радонежский? На что они указывают?

2. Приведите примеры того, что Сергий был необычным человеком.

3. Какими качествами обладал Преподобный Сергий?

Карточка №4.

Благословление Дмитрия на борьбу с Мамаем.

Задания. Используя текст и иллюстрации, составьте краткий рассказ об Благословление Дмитрия на борьбу с Мамаем, ответив на вопросы:

1. Как Сергий примирил русских князей?

2.Что сказал Сергий Дмитрию Донскому, когда тот пришел к нему за благословением?

3. Кого и для чего послал Сергий вместе с дружиной Дмитрия Донского?

4. Каков был результат Куликовской битвы?

Карточка №5.

Старость и кончина преподобного Сергия.

Задания. Используя текст и иллюстрации, составьте краткий рассказ о старости и кончине преподобного Сергия, ответив на вопросы:

1. Когда и в каком возрасте скончался Сергий Радонежский?

2. Что завещал Сергий своим ученикам?

3. Какие даты являются днями памяти Сергия Радонежского?

4. Какое значение имеет Святой Сергий для развития самосознания народа?



© 2010-2022