Урок по истории на тему Мировая художественная культура Просвещения

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Мировая художественная культура Просвещения.

Цель: познакомить школьников с художественной культурой Европы эпохи Просвещения.

Задачи:

Образовательная:

  1. Обогатить приобретенные ранее умения и навыки освоения историко-культурного материала.

  2. Знакомство с произведениями искусства Просвещения.

  3. Формирование собственного мнения, выработке личностного отношения к культурному наследию.

Развивающая:

  1. Побуждение к творческому поиску материалов и его восприятию, закрепить и систематизировать приобретенные знания.

  2. Формирование умения логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать его.

  3. Развивать умения и навыки работы с компьютером, ЦОР.

Воспитательная:

  1. Формировать интерес к художественной культуре, воспитывать и развивать эстетический вкус.

Тип урока: комбинированный урок-конференция с применением ИКТ

Методы обучения: частично-поисковые

Приобретаемые навыки детей:

  1. Развитие навыков самостоятельного отбора информации.

  2. Развитие умения выражать свои мысли через презентацию.

  3. Развитие навыков анализа и синтеза полученной визуальной информации.

ТСО: мультимедиапроектор, экран, компьютер.

Ход урока

План:

1. Выдающиеся творцы литературы:

а) Д.Дефо и Д.Свифт;

б) Бомарше, Шиллер и Гете

2. Живописцы:

а) Буше и Ватто;

б) Хогарт и Шарден;

в) Гудон и Давид

3. Музыканты эпохи Просвещения.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Организационный момент.

Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний

Организационный момент.

- Ребята, сегодня мы поговорим художественной культуре Европы эпохи Просвещения.

- Ребята, что такое культура?

- Почему XVIII в. вошел в историю как век Разума?

- Кто такие просветители?

- Против чего (кого) они выступали?

- Каковы их общественные идеалы?

- Каким просветители представляли себе идеального правителя, просвещенного человека?

- Какие средства они предлагали для переустройства общества?

В ходе беседы с учащимися учитель акцентирует внимание на то, что движение просветителей объединяло в своих рядах не только философов, но и творцов искусства, вырабатывавших новый взгляд на место и роль культуры в обществе.

- Учитель объявляет тему конференции и формы работы /слайд №4/

- Цель нашего урока /слайд №2/

- Задачи урока /слайд №3/

- Прочитайте задачи и составьте план урока на основании задач.

/Зачитывают свой план/

Приветствуют учителя, садятся за парты, готовятся слушать учителя.

Отвечают на вопросы.










Составляют план урока на основании задач, /Зачитывают свой план/


  1. Физкультминутка

Физкультминутка /См. Приложение № 1/

Проводят физкультминутку. /См.Приложение№ 1/

3. Этап усвоения новых знаний.


Учитель: Искусство Возрождения и просвещения имеют преемственную связь. Вы уже отчасти знакомы с трудами Вольтера, Руссо, энциклопедистов. Просветители - наследники гуманистов. В их взглядах на мир, человека, природу много общего. Просветители, так же как и гуманисты, верили в безграничные возможности человека, силу его ума, мужество, способность к преобразованию существующей действительности. Свою задачу они видели в просвещении умов, в том, чтобы нести современникам, по образному выражению А.Н.Радищева, «истину, вольность и свет».

Задумайтесь над исторической оценкой взглядов просветителей, неоднозначным отношением к их философской системе?

Не подлежит сомнению, что просветители внесли огромный вклад в мировую фило­софию и культуру, высоко оцененную как современниками, так и потомками. Однако еще в XIX в. сформировалось мне­ние, что многие воззрения просветителей носили утопичес­кий характер (вспомним «утопии» Возрождения), были все­го лишь просветительскими иллюзиями.

- Насколько это суждение объективно?

-Что дало основания для подобной оценки?

Разрешить обозначенную проблему поможет знакомство с миром художественной культуры «просвещенного столетия».

- Сообщения учащихся по темам.

После выступления каждого участника конференции слушатели задают вопросы.

1. Выдающиеся творцы литературы:

а) Д.Дефо и Д.Свифт;

б) Бомарше, Шиллер и Гете.

2. Живописцы:

а) Грез, Буше и Ватто;

б) Хогарт и Шарден;

в) Гудон и Давид;

3. Музыканты эпохи Просвещения.















Учащиеся выступают каждый со своим сообщением.


4. Закрепление полученных знаний

Тестовые задания /См. Приложение № 2/

Выполняют тестовые задания /См. Приложение № 2/

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Подведение итогов

Вывод: - Подводя итог нашей конференции, мне хотелось бы сказать, что художественная культура эпохи Просвещения воспринимала идеалы Возрождения и, творчески переосмыслив их, утверждала гуманистические ценности нового времени. /см. слайд №7 /

Выставляются оценки за работу на уроке.

  1. Что я узнал на уроке?

  2. Чем мне понравился и не понравился урок?

Учитель благодарит учеников за плодотворную работу на уроке. (Можно отметить учеников, которые давали наиболее полные, правильные ответы).




/см. слайд №7 /

Выставляют оценки в дневник.

6. Этап информации учащимся о домашнем задании и инструктаж его выполнения.

Запишите домашнее задание: /См. слайд № 8 /

Просматривают /См. слайд № 8/, делают записи.


Приложение 1

Комплекс физкультминутки

Комплекс 1. Стоя около парты.

1. И.п. - основная стойка, руки на пояс.
1 - руки в стороны; 2 - руки вверх, хлопок над головой; 3 - руки в стороны; 4 - исходное положение.

2. И.п. - стойка ноги врозь, руки вниз.
1 - руки вверх; 2-3 - наклон вперед, хлопки по коленям; 4 - исходное положение.

3. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - поворот вправо, правую руку в сторону; 2 - исходное положение. То же влево.

4. И.п. - основная стойка, руки перед грудью. 1 - руки вверх; 2 - наклон вправо;
3 - выпрямиться; 4 - исходное положение.

5. И.п. - основная стойка, руки перед грудью. 1-4 - вращение кисти одной руки вокруг другой; 5-8 - в другую сторону.







Приложение 2

Тестовые задания

1.Установите соответствие:

Философы, писатели эпохи Просвещения:

а) Ш.Монтескье 1) «Завещание»

б) Ж.Мелье 2) «Женитьба Фигаро»

в) Д.Локк 3) «Путешествие Гулливера»

г) Вольтер 4) «Философские письма»

д) Д.Свифт 5) «О духе законов»

6) «Опыт о человеческом разуме»

2. По какому принципу образованы ряды?

«Реквием», «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта»

3. О ком идет речь?

- На могиле этого писателя написана эпитафия, ранее сочиненная им самим: «Жестокое негодование не может больше терзать его сердце. Иди, путник, и, если можешь, подражай ревностному поборнику мужественной свободы»

Ответы:

1: а-5, б-1, в-6, г-4, д-3

2. произведения В.А.Моцарта

3. Речь идет об авторе «Путешествия Гулливера» - великом английском писателе Джонатане Свифте (1667-1745)



© 2010-2022