Урок по истории Древняя Греция 5 класс

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Территория, природа и население Древней Греции».

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: формирование у учащихся представление о совсем ином, сравнительно со странами древнего Востока, характере природных условий и их влиянии на жизнь и занятия населения Древней Греции и создание условий для развития ключевых компетенций:

Задачи:

1. Предметные: познакомить учащихся с местоположением Древней Греции и с природными особенностями Древней Греции. Научить строить причинно-следственные связи между климатическими условиями и занятиями населения.

2. Метапредметные: развивать умения анализировать информацию, уметь выделять главное, обобщать, делать аргументированные выводы, вести диалог, развивать картографические умения.

3.Личностные: умение учиться работать в группе, вести бесконфликтный обмен мнениями, учиться давать собственную оценку, отстаивать ее и принимать мнение ребят.

Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы (контурными картами и историческими источниками).

Методика: технология критического мышления

Форма работы: фронтальная и групповая

Оборудование: карта «Древняя Греция», атласы и контурные карты учащихся, дидактический материал, слайд-презентация.

Ход урока:

  1. Орг. Момент:

Приветствие учащихся.

Хайрете, Пайдей, Калей Кай Агатхой. Я поздоровалась с вами, это что в переводе означает: Здравствуйте, дети, прекрасные и совершенные. Как вы думаете, на каком это языке прозвучало? Чтобы узнать, давайте мы разгадаем слово, ответив на вопросы по теме «Древний Восток».

Итак, какое слово у нас получилось? Правильно - Греция. Таким образом, язык на котором я поздоровалась с вами - греческий. Предположите, с историей, какой страны мы будем знакомиться сегодня на уроке? (ответы детей)

Ребята, у нас проблема. На границе с Западом нас встречает богиня истории Клио. Она может пропустить нас через границу, только если мы покажем свой багаж, багаж знаний о странах Древнего Востока.

Итак, давайте покажем Клио, что мы имеем право пройти через границу. А теперь представьте, что к нам пришло письмо от неё самой… Давайте прочтем письмо.

Тема № 1. Религия

10 - бог солнца в Древнем Египте (Амон - Ра).

20 - считалось, что только они могли подниматься в храм и беседовать с богами (жрецы).

30 - Одна из мировых религий, которая возникла в Индии, основателем её считается Гаутама. (буддизм).

40 - Священная книга евреев (Библия).

Тема № 2. Боги и богини

10 - Бог тьмы в Древнем Египте (Апоп)

20 - Богиня неба в Древнем Египте (Нут)

30 - Богиня любви и плодородия в Древнем Двуречье (Иштар)

50 - Мудрый бог с головой слона в Индии (Ганеша)

Тема № 3.Кто это?

10 - Царь, прославившийся своей мудростью (Соломон)

20 - Какой ассирийский царь собрал большую библиотеку книг (Ашшурбанапал)

30 - Первый властелин единого Китая (Цинь Шихуан)

40 - Каким египетским фараоном были совершены самые крупные завоевания около 1500 г. до н.э. (Тутмос)

50 - Он был самым могущественным царём Вавилонии, оставив о себе память в законах, записанных на» столбе из чёрного камня (Хаммурапи).

  1. В 3 веке до н. э. почти все индийские царства он объединил под своей властью (Ашока).


  1. Житель древней Индии, основатель одной из мировых религий/Будда/



  1. Китайский мудрец/Конфуций/

Тема №4. Письменность

10 - Этот материал был основным материалом для письма, который использовали древние египтяне (папирус)

20 - Письмо древних египтян и китайцев (Иероглифы)

30 - Письменность Двуречья (клинопись)

40 - На чем писали жители Двуречья (глиняные таблички)

50 - В каком государстве был изобретен древнейший алфавит (Финикия)

Тема № 5. Изобретения

10 - В какой стране была изобретена бумага (Китай)

20 - В какой стране было изобретено прозрачное стекло и пурпурные ткани (Финикия)

30 - Какую игру в Древней Индии считали игрой царей (шахматы)

40 - В Древнем Китае считали, что этот напиток снимает усталость, продлевает жизнь и его пили как лекарство (чай)

50 - Один древний путешественник, вернувшийся из Индии рассказал следующее: «Там на кустах растет белая шерсть, из нее делают красивые ткани, а еще индийцы добываю мед без всяких пчел» Что имел ввиду древний путешественник (хлопок и сахар)

Тема № 6. Даты.

538 г. до н.э.- Вавилон завоёван персами. (Персидский царь Кир)

612 г. до н.э. - гибель Ассирийской державы. (Ашшурбанапал)

1792-1750 гг. до н.э. - царствование Хаммурапи.

2600 г. до н.э. - построена пирамида Хеопса.

1500 г. до н.э. - походы Тутмоса.

221 г. до н.э. - объединение Китая. Воцарение династии Цинь. (Цинь Шихуан)

Ребята, а вы знаете что-нибудь о Древней Греции? А чтобы вы еще хотели узнать об истории этой страны?

Уважаемые туристы и исследователи! За вашей работой наблюдают эксперты-гости, прибывшие к нам из Египта. У каждого из вас маршрутные листы. Ваша задача: заполнить эти маршрутные листы в ходе путешествия.

Ребята, мы с вами будем работать с документами. Первый документ содержит информацию о месторасположении Египта. Внимательно прочтите и ответьте на вопросы.

  1. Работа с историческим источником и с текстом учебника с.70.

Более трёх с половиной тысяч лет назад в Европе, на юге Балканского полуострова, жили греческие племена. Значительную часть Греции- страны, которую они населяли, -покрывают крутые и обрывистые горы. Они делят Грецию на изолированные друг от друга области. Больших и полноводных рек в Греции нет. Со всех сторон, кроме северной, её омывают моря. На морях много островов, самый крупный из них- Крит.

В те далёкие времена в Греции существовали независимые города Микены, Тиринф, Пилос, Афины, во главе которых стояли цари.

Задание 1. Заполнить контурную карту и маршрутные листы.Местоположение

Природа

Климат

Растительный мир

Животный мир

Занятия жителей

2. Работа в группах.

Задание 2. Каждая группа получает документ и к нему вопросы. Прочитав документ, группа должна составить по вопросам небольшой рассказ.

Карточка - группы 1.

Природа Греции.

Из всех частей Средиземного моря, особенно благоприятными условиями, отличалось Эгейское море, лежащее между Балканским полуостровом и Малой Азией.

Греция со всех сторон, кроме северной, окружена морем. В жизни древних греков море играло огромную роль. Во многих местах побережья, особенно восточного, море глубоко вдается в сушу, образуя заливы и удобные бухты, которые удобны для стоянки судов. Море богато рыбой и моллюсками. Еще детьми греки учились плавать, грести, ставить парус, бороться с волнами. В незапамятные времена греки стали морским народом. Они строили корабли, похожие на большие деревянные лодки и имевшие мачту с парусом. Экипаж корабля был довольно многочислен: вдоль бортов сидело 50 гребцов, на корме стоял кормчий (рулевой), управляющий кораблем с помощью большого весла. Плавание было в древние времена каботажным (вдоль берегов).

Вопросы к документу:

  1. Какое море омывает Грецию?

  2. Почему греки плавали только вдоль берегов?

  3. Чему учились греки, будучи детьми?

  4. Развитию, какого ремесла способствовали природные условия?

  5. Чем было богато море?

Карточка - группы 2.

Природа Греции.

Греция - горная страна. Горные хребты пересекают ее вдоль и поперек. Самая высокая гора Греции - Олимп расположена в северо-восточной части страны. Греки никогда не поднимались на покрытую снегом вершину Олимпа, они верили, что там расположены дворцы богов.

В горах Греции было много полезных ископаемых: руды - железная (во многих местах страны), медная (остров Эвбея) и серебряная (юг Аттики); большие запасы хорошей глины и разнообразные породы строительного камня.

Каменистые склоны гор голы или покрыты кустарниками и низкорослыми деревьями с искривленными стволами. Такой лес не годился для построек. Кора и листья кустарников служили пищей козам и овцам, которые карабкались по крутым склонам. Хвойный строевой лес рос в древности только на севере Греции да кое - где на юге (Пелопоннес), он представлял огромную ценность для населения страны.

В горах в глубокой древности водились кабаны, медведи, волки и даже львы. Хищники нападали на работающих в поле земледельцев, пастухов и скот.

Вопросы к документу:

  1. Назовите самую высокую гору Греции?

  2. Какими полезными ископаемыми богата Греция?

  3. Чем покрыты склоны гор?

  4. Развитию, каких видов занятий способствовали природные условия?

  5. Какие животные водились?

Карточка - группы 3.

Природа Греции.

В Греции нет полноводных рек, подобных Нилу, Тигру и Евфрату. Когда в марте в горах тают снега, реки переполняются водой, бурлят и клокочут. Подойдешь близко к горной реке - не услышишь собственного голоса. Опасно переправляться через нее и совсем невозможно плыть по ней на лодке. Но уже в мае реки мелеют. А в июле стоит сильная жара (до 40 в тени) - выгорает трава, и склоны гор приобретают желтоватый оттенок. Ищешь горную реку, но где же она? Лишь маленький речек течет по дну русла. Неудивительно поэтому, что источникам и горным ключам воздавались большие почести.

Вопросы к документу:

  1. Были ли здесь такие крупные реки, как Нил?

  2. В какое время года реки переполняются?

  3. Благодаря чему это происходит?

  4. Когда реки мелеют?

  5. Развитию, каких занятий у греков способствуют реки?

Задание №1. Заполните контурную карту «Древняя Греция».

Задание 3. Составить схему: «Особенности природы Древней Греции»:

1.Близость моря. Важнейшая природная особенность Греции состоит в том, что с запада, востока и юга она окружена морем, с востока - Эгейское, с запада - Ионическое, с юга - Критское.

2. Другая важная особенность природы Греции состоит в том, что это горная страна. Горная страна богата полезными ископаемыми

3. третья особенность природы Греции заключается в том, что здесь нет полноводных рек, как Нил, Евфрат или Инд. Нет полноводных рек и плодородной земли

4. Мало богатых растительностью пастбищ.

III ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Ребята, Древняя Греция - это родина олимпийских игр. В Древней Греции перед тем как начать состязания атлеты проводили разминку, давайте и мы с вами встанем и разомнемся.

Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке (шагаем на месте)

Круг почета пробежать (бег на месте),

Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)

Сделать выдох, сделать вдох (вдох-выдох)

Будь атлет всегда готов!

Задание №1. Заполни сравнительную таблицу:

«Природные условия и занятия в древности»Самостоятельная работа с документами и с текстом учебника на с.71.

Задание: Составить схему: «Занятия населения Древней Греции».

1.Мореплавание, рыболовство, добыча соли, морская торговля

2. Добыча полезных ископаемых, развитие различных ремесел

3. Садоводство, виноделие и изготовление оливкового масла

4. Скотоводство, разведение мелкого рогатого скота

(ремесло, рыбная ловля, хлебопашество, торговля).

Учитель: Любая страна интересна не только с точки зрения природы, она славится, прежде всего, людьми. Поэтому мы с вами отправляемся в следующий порт «Мифический».

Эгейское море усеяно множеством островов. Они находятся так близко друг от друга, что с них видны соседние острова. Самый большой остров - Крит. Этот остров считается частью Европы. В III тыс. до н. э. здесь возникло древнейшее в Европе государство, (Слайд №9) с историей которого мы познакомимся, обратившись к мифам « О Тесее и Минотавре» и «О Дедале и Икаре».

А теперь мы снова обращаемся к нашим путевым листам. Задание №3: там записаны имена всех героев наших мифов, но некоторые буквы как непослушные дети, потерялись. Ваша задача восстановить эти имена. Проверка выполнения задания.

Первичное закрепление:

  1. Выполнить задание 1 на с. 3 в рабочей тетради. Заполнить пропуски в тексте:

Греция расположена в Европе, в южной части _________________ полуострова.

На морях, омывающих Грецию, много островов, самый большой из них называется_________.

Более трёх с половиной тысяч лет назад в Греции существовали города: ___________________________________________________________________________. Греки называют свою страну __________, а себя _________.

Задание №2. Впишите недостающие буквы в имена героев мифов.

М_ _ _ с - царь Крита

А_ _ _ _ _ а - дочь критского царя.

Э __ _ й - царь Афин.

М_ _ _ _ _ _ р - чудовище, жившее в лабиринте.

Т_ _ _ й - герой, победивший чудовище.

Д_ _ _л- создатель лабиринта.

Домашнее задание:

1 уровень: Выполнить задание 6 на с. 6 в рабочей тетради.

2 уровень: подготовить экскурсию для желающих на о. Крит.

Рефлексия: Наш урок подходит к концу. Давайте снова вернемся мы к нашей таблице З-У-Х и ответим на вопрос:

- Что вы узнали сегодня на уроке о Древней Греции?

-Что показалось интересным? Какие остались вопросы?

(Учитель или ученик по ходу ответов заполняет третий столбик «Узнал» таблицы З-У-Х, из-за нехватки времени можно провести эту работу устно).

-На интересующие вас вопросы, ответы можете найти в Интернете, энциклопедиях.

В ваших путевых листах остался только один не заполненный квадратик, выберите цвет и закрасьте квадратик тем цветом, который выражает вашу активность на сегодняшнем уроке, как вы сами оцениваете свою работу сегодня, каким цветом. Сдайте путевые листы. Спасибо всем за работу.


© 2010-2022