- Преподавателю
- История
- Урок по истории Древняя Греция 5 класс
Урок по истории Древняя Греция 5 класс
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ядагаева А.О. |
Дата | 17.12.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: «Территория, природа и население Древней Греции».
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: формирование у учащихся представление о совсем ином, сравнительно со странами древнего Востока, характере природных условий и их влиянии на жизнь и занятия населения Древней Греции и создание условий для развития ключевых компетенций:
Задачи:
1. Предметные: познакомить учащихся с местоположением Древней Греции и с природными особенностями Древней Греции. Научить строить причинно-следственные связи между климатическими условиями и занятиями населения.
2. Метапредметные: развивать умения анализировать информацию, уметь выделять главное, обобщать, делать аргументированные выводы, вести диалог, развивать картографические умения.
3.Личностные: умение учиться работать в группе, вести бесконфликтный обмен мнениями, учиться давать собственную оценку, отстаивать ее и принимать мнение ребят.
Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы (контурными картами и историческими источниками).
Методика: технология критического мышления
Форма работы: фронтальная и групповая
Оборудование: карта «Древняя Греция», атласы и контурные карты учащихся, дидактический материал, слайд-презентация.
Ход урока:
-
Орг. Момент:
Приветствие учащихся.
Хайрете, Пайдей, Калей Кай Агатхой. Я поздоровалась с вами, это что в переводе означает: Здравствуйте, дети, прекрасные и совершенные. Как вы думаете, на каком это языке прозвучало? Чтобы узнать, давайте мы разгадаем слово, ответив на вопросы по теме «Древний Восток».
Итак, какое слово у нас получилось? Правильно - Греция. Таким образом, язык на котором я поздоровалась с вами - греческий. Предположите, с историей, какой страны мы будем знакомиться сегодня на уроке? (ответы детей)
Ребята, у нас проблема. На границе с Западом нас встречает богиня истории Клио. Она может пропустить нас через границу, только если мы покажем свой багаж, багаж знаний о странах Древнего Востока.
Итак, давайте покажем Клио, что мы имеем право пройти через границу. А теперь представьте, что к нам пришло письмо от неё самой… Давайте прочтем письмо.
Тема № 1. Религия
10 - бог солнца в Древнем Египте (Амон - Ра).
20 - считалось, что только они могли подниматься в храм и беседовать с богами (жрецы).
30 - Одна из мировых религий, которая возникла в Индии, основателем её считается Гаутама. (буддизм).
40 - Священная книга евреев (Библия).
Тема № 2. Боги и богини
10 - Бог тьмы в Древнем Египте (Апоп)
20 - Богиня неба в Древнем Египте (Нут)
30 - Богиня любви и плодородия в Древнем Двуречье (Иштар)
50 - Мудрый бог с головой слона в Индии (Ганеша)
Тема № 3.Кто это?
10 - Царь, прославившийся своей мудростью (Соломон)
20 - Какой ассирийский царь собрал большую библиотеку книг (Ашшурбанапал)
30 - Первый властелин единого Китая (Цинь Шихуан)
40 - Каким египетским фараоном были совершены самые крупные завоевания около 1500 г. до н.э. (Тутмос)
50 - Он был самым могущественным царём Вавилонии, оставив о себе память в законах, записанных на» столбе из чёрного камня (Хаммурапи).
-
В 3 веке до н. э. почти все индийские царства он объединил под своей властью (Ашока).
-
Житель древней Индии, основатель одной из мировых религий/Будда/
-
Китайский мудрец/Конфуций/
Тема №4. Письменность
10 - Этот материал был основным материалом для письма, который использовали древние египтяне (папирус)
20 - Письмо древних египтян и китайцев (Иероглифы)
30 - Письменность Двуречья (клинопись)
40 - На чем писали жители Двуречья (глиняные таблички)
50 - В каком государстве был изобретен древнейший алфавит (Финикия)
Тема № 5. Изобретения
10 - В какой стране была изобретена бумага (Китай)
20 - В какой стране было изобретено прозрачное стекло и пурпурные ткани (Финикия)
30 - Какую игру в Древней Индии считали игрой царей (шахматы)
40 - В Древнем Китае считали, что этот напиток снимает усталость, продлевает жизнь и его пили как лекарство (чай)
50 - Один древний путешественник, вернувшийся из Индии рассказал следующее: «Там на кустах растет белая шерсть, из нее делают красивые ткани, а еще индийцы добываю мед без всяких пчел» Что имел ввиду древний путешественник (хлопок и сахар)
Тема № 6. Даты.
538 г. до н.э.- Вавилон завоёван персами. (Персидский царь Кир)
612 г. до н.э. - гибель Ассирийской державы. (Ашшурбанапал)
1792-1750 гг. до н.э. - царствование Хаммурапи.
2600 г. до н.э. - построена пирамида Хеопса.
1500 г. до н.э. - походы Тутмоса.
221 г. до н.э. - объединение Китая. Воцарение династии Цинь. (Цинь Шихуан)
Ребята, а вы знаете что-нибудь о Древней Греции? А чтобы вы еще хотели узнать об истории этой страны?
- Уважаемые туристы и исследователи! За вашей работой наблюдают эксперты-гости, прибывшие к нам из Египта. У каждого из вас маршрутные листы. Ваша задача: заполнить эти маршрутные листы в ходе путешествия.
Ребята, мы с вами будем работать с документами. Первый документ содержит информацию о месторасположении Египта. Внимательно прочтите и ответьте на вопросы.
-
Работа с историческим источником и с текстом учебника с.70.
Более трёх с половиной тысяч лет назад в Европе, на юге Балканского полуострова, жили греческие племена. Значительную часть Греции- страны, которую они населяли, -покрывают крутые и обрывистые горы. Они делят Грецию на изолированные друг от друга области. Больших и полноводных рек в Греции нет. Со всех сторон, кроме северной, её омывают моря. На морях много островов, самый крупный из них- Крит.
В те далёкие времена в Греции существовали независимые города Микены, Тиринф, Пилос, Афины, во главе которых стояли цари.
Задание 1. Заполнить контурную карту и маршрутные листы.Местоположение
Природа
Климат
Растительный мир
Животный мир
Занятия жителей
2. Работа в группах.
Задание 2. Каждая группа получает документ и к нему вопросы. Прочитав документ, группа должна составить по вопросам небольшой рассказ.
Карточка - группы 1.
Природа Греции.
Из всех частей Средиземного моря, особенно благоприятными условиями, отличалось Эгейское море, лежащее между Балканским полуостровом и Малой Азией.
Греция со всех сторон, кроме северной, окружена морем. В жизни древних греков море играло огромную роль. Во многих местах побережья, особенно восточного, море глубоко вдается в сушу, образуя заливы и удобные бухты, которые удобны для стоянки судов. Море богато рыбой и моллюсками. Еще детьми греки учились плавать, грести, ставить парус, бороться с волнами. В незапамятные времена греки стали морским народом. Они строили корабли, похожие на большие деревянные лодки и имевшие мачту с парусом. Экипаж корабля был довольно многочислен: вдоль бортов сидело 50 гребцов, на корме стоял кормчий (рулевой), управляющий кораблем с помощью большого весла. Плавание было в древние времена каботажным (вдоль берегов).
Вопросы к документу:
-
Какое море омывает Грецию?
-
Почему греки плавали только вдоль берегов?
-
Чему учились греки, будучи детьми?
-
Развитию, какого ремесла способствовали природные условия?
-
Чем было богато море?
Карточка - группы 2.
Природа Греции.
Греция - горная страна. Горные хребты пересекают ее вдоль и поперек. Самая высокая гора Греции - Олимп расположена в северо-восточной части страны. Греки никогда не поднимались на покрытую снегом вершину Олимпа, они верили, что там расположены дворцы богов.
В горах Греции было много полезных ископаемых: руды - железная (во многих местах страны), медная (остров Эвбея) и серебряная (юг Аттики); большие запасы хорошей глины и разнообразные породы строительного камня.
Каменистые склоны гор голы или покрыты кустарниками и низкорослыми деревьями с искривленными стволами. Такой лес не годился для построек. Кора и листья кустарников служили пищей козам и овцам, которые карабкались по крутым склонам. Хвойный строевой лес рос в древности только на севере Греции да кое - где на юге (Пелопоннес), он представлял огромную ценность для населения страны.
В горах в глубокой древности водились кабаны, медведи, волки и даже львы. Хищники нападали на работающих в поле земледельцев, пастухов и скот.
Вопросы к документу:
-
Назовите самую высокую гору Греции?
-
Какими полезными ископаемыми богата Греция?
-
Чем покрыты склоны гор?
-
Развитию, каких видов занятий способствовали природные условия?
-
Какие животные водились?
Карточка - группы 3.
Природа Греции.
В Греции нет полноводных рек, подобных Нилу, Тигру и Евфрату. Когда в марте в горах тают снега, реки переполняются водой, бурлят и клокочут. Подойдешь близко к горной реке - не услышишь собственного голоса. Опасно переправляться через нее и совсем невозможно плыть по ней на лодке. Но уже в мае реки мелеют. А в июле стоит сильная жара (до 40 в тени) - выгорает трава, и склоны гор приобретают желтоватый оттенок. Ищешь горную реку, но где же она? Лишь маленький речек течет по дну русла. Неудивительно поэтому, что источникам и горным ключам воздавались большие почести.
Вопросы к документу:
-
Были ли здесь такие крупные реки, как Нил?
-
В какое время года реки переполняются?
-
Благодаря чему это происходит?
-
Когда реки мелеют?
-
Развитию, каких занятий у греков способствуют реки?
Задание №1. Заполните контурную карту «Древняя Греция».
Задание 3. Составить схему: «Особенности природы Древней Греции»:
1.Близость моря. Важнейшая природная особенность Греции состоит в том, что с запада, востока и юга она окружена морем, с востока - Эгейское, с запада - Ионическое, с юга - Критское.
2. Другая важная особенность природы Греции состоит в том, что это горная страна. Горная страна богата полезными ископаемыми
3. третья особенность природы Греции заключается в том, что здесь нет полноводных рек, как Нил, Евфрат или Инд. Нет полноводных рек и плодородной земли
4. Мало богатых растительностью пастбищ.
III ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Ребята, Древняя Греция - это родина олимпийских игр. В Древней Греции перед тем как начать состязания атлеты проводили разминку, давайте и мы с вами встанем и разомнемся.
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке (шагаем на месте)Круг почета пробежать (бег на месте),
Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)
Сделать выдох, сделать вдох (вдох-выдох)
Будь атлет всегда готов!
Задание №1. Заполни сравнительную таблицу:
«Природные условия и занятия в древности»Самостоятельная работа с документами и с текстом учебника на с.71.
Задание: Составить схему: «Занятия населения Древней Греции».
1.Мореплавание, рыболовство, добыча соли, морская торговля
2. Добыча полезных ископаемых, развитие различных ремесел
3. Садоводство, виноделие и изготовление оливкового масла
4. Скотоводство, разведение мелкого рогатого скота
(ремесло, рыбная ловля, хлебопашество, торговля).
Учитель: Любая страна интересна не только с точки зрения природы, она славится, прежде всего, людьми. Поэтому мы с вами отправляемся в следующий порт «Мифический».
Эгейское море усеяно множеством островов. Они находятся так близко друг от друга, что с них видны соседние острова. Самый большой остров - Крит. Этот остров считается частью Европы. В III тыс. до н. э. здесь возникло древнейшее в Европе государство, (Слайд №9) с историей которого мы познакомимся, обратившись к мифам « О Тесее и Минотавре» и «О Дедале и Икаре».
А теперь мы снова обращаемся к нашим путевым листам. Задание №3: там записаны имена всех героев наших мифов, но некоторые буквы как непослушные дети, потерялись. Ваша задача восстановить эти имена. Проверка выполнения задания.
Первичное закрепление:
-
Выполнить задание 1 на с. 3 в рабочей тетради. Заполнить пропуски в тексте:
Греция расположена в Европе, в южной части _________________ полуострова.
На морях, омывающих Грецию, много островов, самый большой из них называется_________.
Более трёх с половиной тысяч лет назад в Греции существовали города: ___________________________________________________________________________. Греки называют свою страну __________, а себя _________.
Задание №2. Впишите недостающие буквы в имена героев мифов.
М_ _ _ с - царь Крита
А_ _ _ _ _ а - дочь критского царя.
Э __ _ й - царь Афин.
М_ _ _ _ _ _ р - чудовище, жившее в лабиринте.
Т_ _ _ й - герой, победивший чудовище.
Д_ _ _л- создатель лабиринта.
Домашнее задание:
1 уровень: Выполнить задание 6 на с. 6 в рабочей тетради.
2 уровень: подготовить экскурсию для желающих на о. Крит.
Рефлексия: Наш урок подходит к концу. Давайте снова вернемся мы к нашей таблице З-У-Х и ответим на вопрос:
- Что вы узнали сегодня на уроке о Древней Греции?
-Что показалось интересным? Какие остались вопросы?
(Учитель или ученик по ходу ответов заполняет третий столбик «Узнал» таблицы З-У-Х, из-за нехватки времени можно провести эту работу устно).
-На интересующие вас вопросы, ответы можете найти в Интернете, энциклопедиях.
В ваших путевых листах остался только один не заполненный квадратик, выберите цвет и закрасьте квадратик тем цветом, который выражает вашу активность на сегодняшнем уроке, как вы сами оцениваете свою работу сегодня, каким цветом. Сдайте путевые листы. Спасибо всем за работу.
-