Технологическая карта урока по истории Древнего мира, тема Древнее Двуречье

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Карта урока для 5 класса.

Тема: Древнее Двуречье.

Этапы урока

Основные понятия и даты

Деятельность обучающихся и учителя в процессе выполнения заданий



  1. Определение темы урока, цели, задач.

5 000 лет назад

Определение темы учениками:

Плоской была страна между Тигром и Евфратом. Лишь кое-где возвышались холмы, над которыми свирепствовали смерчи; в течение столетий наметали они дюны из чёрной земли, чтобы потом уничтожить плоды собственных трудов.

Наводящие вопросы:

  1. Как можно было бы назвать страну между двух рек?

  2. Какая страна Древнего мира вам известна? (Египет)

  3. Сколько рек протекает в Египте? (Нил)

  4. Египет можно было бы назвать Одноречье. Как называется территория, историю которой мы начинаем изучать сегодня? (Междуречье, Двуречье)

Определение цели учениками:

Цель: сравнить природные условия Древнего Двуречья и Египта, занятия людей, их религиозные верования, письменность.


  1. Изучение месторасположения Двуречья

Древнее Двуречье

РАБОТА С КАРТОЙ

Ученики сравнивают природу и климат Двуречья с климатом и природными условиями Египта. Заполняется таблица (см. «Опорная таблица»).

  1. Изучение климата и природных условий. Страна двух рек.

Евфрат

Тигр

Шадуф

Канал

Дамба

Насыпь

Фараон

Царь

Сначала чтение вслух материалов учебника. Затем заполнение опорной таблицы в процессе обсуждения.

РАБОТА В ПАРАХ

Природные условия Египта и Междуречья.



Линии сравнения

Междуречье

Египет

Климат (карта)

Нечастые сезонные дожди, нерегулярные разливы рек, жаркий климат, болота, отсутствие лесов

Отсутствие дождей, жаркое солнце, превращавшее землю в пустыню, регулярные разливы Нила, приносящего плодородный ил, приспособленные для земледелия, располагались вдоль реки

Реки и их разливы (карта)

Евфрат, Тигр. Разливались нечасто

Нил разливался ежегодно

Итог: Двуречье и Египет похожи, но имеют различия. Ребята делают вывод о том, что в Двуречье было больше возможностей заниматься земледелием и скотоводством (разведение овец, т.к. много пастбищ).



  1. Города из глиняных кирпичей



















  1. Башни от земли до неба



Папирус

Глина

Камень









Определение наиболее распространённых занятий населения Двуречья. Далее продолжается работа по заполнению опорной таблицы при изучении нового материала. Ребята внимательно рассматривают картину на слайде, выясняют, какие занятия были известны жителям Древнего Двуречья, выявляют различия между занятиями в Двуречье и в Египте. Сходство в наличие земледелия с использованием оросительной системы, но без регулярного разлива рек в Двуречье. Различие в наличии скотоводства (разведение овец) в Двуречье, т.к. в отличие от Египта наличие пастбищ позволяло разводить овец в селениях.

Занятия людей(картинка)

Земледелие, ремесло, торговля, скотоводство

Строительство каналов, водохранилищ, насыпей, плотин, дамб,

Использование водоподъёмных машин и насосов

Земледелие, ремесло, торговля, скотоводство

Строительство каналов, использование шадуфов для подъёма воды.





РАБОТА В ГРУППАХ

Каждый ряд получает определённый текст с вопросами, на которые коллективно отвечают ребята.

Текст 1. Группа 1.

В наши дни люди используют различные материалы: дерево, камень, металлы, пластмассу, стекло и многое другое. Между тем в Двуречье буквально у всех под ногами, причём в колоссальных количествах, находился замечательный природный материал. Из него строили дома, делали печи и печные трубы, посуду, бочки для хранения зерна, растительного масла и вина, детские игрушки, на нём писали. По мифам из этого материала боги создали первого человека.

Определите материал и сравните с распространёнными материалами в Египте.

Текст 2. Группа 2.

Историк Геродот в 5 веке до нашей эры рассказывал об удивительных судах, которые были похожи на большие круглые корзины. Остов судна сплетён был из тростника или ивовых прутьев, а снаружи обтянут чехлом, сшитым из прямоугольных кусков кожи. Чтобы вода не проникала внутрь чехла, швы промазывали природной смолой, которую добывали из земли (асфальтом). Управляли судном с помощью рулевых вёсел. Такое судно легко разбиралось. Прибыв в пункт назначения вниз по течению Евфрата, купцы распродавали товары, остов судна, грузили чехол на привезённого с собой осла и отправлялись домой по сухопутным дорогам

Определите, почему так поступали купцы? Почему они строили такие суда? А из чего строили суда в Египте?

Текст 3. Группа 3.

Жители Южного Двуречья представляли себе «царство мёртвых» страшной, тёмной, полной пыли подземной страной. Там обитают злые духи. Пища умерших горька, вода солона, чистую воду разрешалось пить только павшим в бою и тем умершим, чьи родственники принесли обильные жертвы богам.

Как представляли себе царство мёртвых египтяне? Чем отличаются верования египтян от верований жителей Междуречья?

Завершая работу, снова возвращаемся к сравнению Двуречья и Египта. Ребята делают вывод, что мастера использовали то, что было в природе: в Египте использовали камень (было много) и папирус, в Двуречье - глину.

Эа

Иштар

Шамаш

Син

Изучение системы верований в Двуречье и сравнение системы религии Египта. Установление зависимости религиозной системы от развития и устройства государства. Включается вопрос о структуре власти,

Боги шумерийцев: (слайд)

Солнца

Луны

Воды

Плодородия

Шамаш

Син

Эа

Иштар

Амон-Ра

Исида

Правитель

Царь

Фараон

Государство

В каждом городе Двуречья - свой правитель

Все города подчинялись одному правителю

Итог: существенные различия между Египтом и Двуречьем в структуре власти (в Египте один фараон, а в Двуречье - в каждом городе свой царь, которые воюют между собой).



  1. Письмена на глиняных табличках



Папирус

Писало

Клин

Глина





ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА



Письменность и школы

Клинопись, ученики получали навыки письма и счёта

Иероглифическое письмо, ученики учились писать, считать.

Ответы на вопросы о Египте, запись в таблицу. Вывод о том, что система обучения похожа, уровень значимости образования одинаков (кто знает грамоту, тот приближен к власти), различаются материалы, которые использовались для письма.

Практическая работа с глиняными табличками (таблички сделаны из пластилина, имитирующего глину, вместо клинышков - шпажки для канапе). Задание: написать слово «семья» на языке шумерийцев (слайд). Практическая работа предполагает решение следующих задач: 1) практическая работа с импровизированными клинышками даёт возможность показать учащимся реальные приёмы письма, 2) сам символ, написанный на табличке, имеет особое значение - позволяет обратиться к нравственным ценностям, ценностям семьи, которые на изменяются в течении многих тысячелетий.



  1. Итог урока (рефлексия)

Повторение терминов, изученных во время урока

ИТОГ УРОКА (РЕФЛЕКСИЯ)

Слайд «Закончи предложение». Предложения заканчиваются выводами по каждому вопросу, изученному на уроке.

Древнейшие цивилизации в Западной Азии - государства Двуречья и Египет

Выводы:

  1. Природные условия двух стран схожи.

  2. Занятия зависят от природных условий, поэтому схожи и занятия жителей.

  3. Религиозные верования направлены на поддержание власти правителей.

  4. Различны системы письма (клинопись в Двуречье более совершенная).

  1. Результаты урока, оценивание.



ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

В течение урока ребята за правильные ответы получали стикеры на дневник. В конце урока по количеству стикеров ставится оценка: за 4 - 5 стикеров - «5», за 2 - 3 стикера - «4», за 1 стикер - дополнительный балл на следующий урок.

8


© 2010-2022