• Преподавателю
  • История
  • Урок обобщения по истории России на тему Древняя Русь в конце Х – первой половине ХI вв. (6 класс)

Урок обобщения по истории России на тему Древняя Русь в конце Х – первой половине ХI вв. (6 класс)

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Колодезянская ОШ I-III ступеней


История России

6класс

урок обобщения

по теме


«Древняя Русь

в конце Х - первой половине ХIв.»


конспект урока


Учитель Серова А.В.







Урок обобщения и систематизации знаний и умений

по теме «Древняя Русь в конце Х - первой половине ХI в.».

Ожидаемые результаты урока

После этого урока учащиеся смогут:

  • устанавливать хронологическую последовательность событий;

  • сравнивать границы Древней Руси в период расцвета;

  • называть соседние государства;

  • обобщать информацию письменных источников;

  • сравнивать деятельность князей и делать выводы;

  • сравнивать памятники культуры, распознавать и описывать их;

  • классифицировать и применять понятия и термины;

  • оценивать и высказывать свое мнение о наиболее важных событиях эпохи;

  • подготовиться к тематическому оцениванию по данной теме.

Ход урока


Учитель заранее предупреждает учащихся об обобщающем уроке и обязательно обращает внимание на каких исторических фактах, процессах, именах они должны активизировать память. Так, для этого урока учащиеся должны повторить основные даты и понятия темы «Древняя Русь в конце Х - первой половине ХI в.», а также основные события.

На уроке обобщается тема и используются различные формы повторения: индивидуальную задания, коллективную работу, письменные и устные ответы учащихся.

Мотивация учебной деятельности


В начале урока учитель спрашивает у детей, для чего нужны уроки обобщения. Как правило семиклассники без проблем предлагают различные варианты ответов на этот вопрос. Учителю важно подчеркнуть, что обобщающие уроки позволяют учащимся активно использовать приобретенные знания и умения в разных ситуациях.

Далее учитель обращает внимание учащихся, что для достижения наилучшего результата на уроке мы работаем по следующим правилам

  • мы уважаем права других членов группы и ценим их старания

  • мы делимся средствами, материалами, мыслями

  • мы делаем ошибки, но мы на них учимся

  • мы всегда помогаем по просьбе

  • мы слушаем, что хотят нам сказать другие, и если надо, спрашиваем

Вступительное слово учителя.

Наше государство прошло в своем развитии долгий путь. Наиболее яркой частью этого нелегкого пути является существование государства Древняя Русь.

Учитель демонстрирует таблицу «Основные этапы развития российской государственности» и показывает ту ее часть, которая иллюстрирует этап существования государства Древняя Русь.

Первый этап - работа над повторением основных понятий темы

  • Монархия - единоличная наследственная власть правителя государства

  • Монах - член религиозной общины, который живет в монастыре и прошел обряд пострижения

  • Вира - штраф

  • Мозаика - изображение из разноцветных кусочков стекла, мрамора, камешков

  • Бояре - представители правящего сословия в Древней Руси, занимавшие, после князей, господствующее положение

  • Купцы - представители социального сословия в Древней Руси, занимавшиеся торговлей

  • Смерды - свободные крестьяне, имевшие свое хозяйство, владевшие землей, выплачивавшие государству дань, выполнявшие в его пользу определенные повинности

  • Канонизация - причисление к лику святых

  • Законы - установленные государством или обычаем правила, обязательные для исполнения

  • «Русская правда» - первое собрание норм русского права

  • Церковный устав - правила, предусматривавшие выделение десятины из разных доходов для содержания церквей, разрешения семейных споров, организации суда о языческих обрядах

  • Христианство - одна из мировых религий, принятая при Владимире Великом

  • Книжные миниатюры - рисунки, украшавшие письменные источники в Древней Руси и пояснявшие события о которых рассказывалось

  • Гривна - слиток серебра весом ок.160 гр., служащий денежной и весовой единицей

Учащиеся получают карточки с понятиями, которые поясняют. Затем эти карточки развешивают на «древе познания».

Второй этап - работа над основными датами темы

  • 980-1015г.г. - княжение Владимира Святославича

  • конец Х - начало ХI в. - начало чеканки в Руси собственных монет; 1019-1054г.г. - княжение Ярослава Мудрого

  • 1051г. - основание Киево-Печерского монастыря

  • 1037г. - сооружение храма Св.Софии в Киеве

  • 996г. - завершение строительства Десятинной церкви

  • 1016г. - создание «Правды Ярослава»

  • середина ХI в. - создание Остромирова Евангелия

  • около 988г.- проведение Владимиром административной реформы

  • 80-е годы Х в.- создание града «Владимира» в Киеве

  • 988г. - провозглашение христианства государственной религией

  • начало ХIв. - строительство городов-крепостей и земляных валов на юге

Учащиеся определяют с помощью хронологических карточек какой дате соответствовало какое событие. Карточки с датами размещают на «ленте времени».

Третий этап - письменная работа в тетради


Учащиеся слушают обобщения по теме, которые делает учитель и выписывают в тетрадь основные направления развития государства Древняя Русь в конце Х - первой половине ХIв. .

1. Быстрое расширение территориальных границ государства, существование на присоединенных землях почти независимой от Киева местной власти таили угрозу его неуправляемости и распада. Чтобы избежать этого, Владимир Великий вводит наместничество, заменившее родоплеменной принцип деления государства территориальным и значительно ослабившее позиции племенной знати. Появляются княжества-наместничества, возглавляемые Рюриковичами. Это способствовало усилению роли центра. Однако остро встал вопрос о престолонаследовании. Ярослав Мудрый своим завещанием внедряет в политическую жизнь принцип старшинства - княжеский стол должен был последовательно переходить к старшему по возрасту брату.

В тетрадь - укрепление центральной власти способствовало утверждению единовластия великого князя, а следовательно, монархической формы правления.

2. Активная политика присоединения к Древней Руси завоеванных земель обусловила превращение ее в средневековую империю, на территории которой проживало свыше 20 народов славянского и неславянского происхождения. Абсолютное большинство из них подчинялось Киеву, выплачивая дань.

В тетрадь - Древняя Русь превратилась в мощное государство.

3. Средневековые общественные отношения на Руси, в отличие от Центральной и Западной Европы, начинают оформляться в целостную систему. Их особенности проявлялись в господстве государственной собственности на землю, более медленном развитии частного землевладения знати (феод), неразвитости системы вассальной зависимости.

В тетрадь - начало формирования средневековых общественных отношений.

4. Введение Владимиром христианства стало определяющим событием в истории Древней Руси. Именно христианство обеспечивало законность ее существования в глазах европейских правителей-христиан. Считалось, что только христианский правитель христианского государства мог стать носителем норм и обязанностей международного права. Через христианство из Византии великие князья заимствовали идею божественной основы своей власти. Оно служило идеологическому укреплению центральной власти, сохранению целостности государства. Христианство стало источником неизвестных ранее моральных ценностей, создавало новый духовный мир, закладывало фундамент качественно нового семейного уклада.

В тетрадь - огромное влияние на развитие государства и общества оказало христианство.

5. Содержание внешней политики Древней Руси заключалось в достижении следующих целей:

- расширение территориальных границ государства. Владимир и Ярослав присоединили к нему многие земли на западе, севере и северо-востоке, усилили его влияние на юге, что привело к образованию Тмутараканского княжества;

- организация системы эффективной защиты южных рубежей от печенегов. В связи с этим великими князьями строится мощная линия обороны из городов-крепостей и валов, которая должна была предотвратить превращение кочевниками южноруских земель в собственные угодья;

- заключенные с соседними и другими государствами выгодных договоров, которые признавали бы территориальные приобретения Древней Руси и ее государственные интересы.

Главными направлениями внешней политики были южное и западное. Владимир Великий основное внимание уделял первому. А Ярослав Мудрый впервые в истории Древней Руси переориентируется на отношения с западными странами. Именно при его правлении формируется дипломатия как целенаправленная, рассчитанная на длительное время внешнеполитическая деятельность по отстаиванию государственных интересов.

В тетрадь - происходит укрепление внешнеполитического влияния Древней Руси.

6. Интенсивное развитие этнических и языковых процессов, принятие христианства, укрепление государства создали благоприятные условия для развития культуры. Вводится славянский алфавит, появляются церковнославянский и письменно-литературный языки, закладываются основы собственной литературы, организовывается школьное обучение. Под влиянием христианства обогащается изобразительное искусство (мозаика, фрески, иконопись и книжная миниатюра). До уровня западноевропейских достижений поднимается художественное ремесло, особенно в технике эмали и черни, развивается музыка.

В тетрадь - период расцвета переживает культура Древней Руси.

Физкультминутка.



Четвертый этап - викторина «Сказка ложь, да в ней намек…»


по фрагментам из м/ф «Князь Владимир», «Алеша Попович и Тугарин Змей».

  1. фрагмент «Ростов» - Входил ли Ростов в состав Древней Руси в данный период

  2. фрагмент «пир в Киеве» - Тугарин Змей собирательный образ, а какие племена действительно представляли угрозу границам Древней Руси.

  3. фрагмент «летопись» - Откуда мы узнаем о событиях тех далеких лет, происходивших в Древней Руси.

  4. фрагмент «женщины» - Не «девичье дело» идти в поход, а что считалось «девичьим делом».

  5. фрагмент «варяги» - Назовите северных соседей Древней Руси, которые считались самыми лучшими воинами того времени и часто состояли на воинской службе у киевских князей.

  6. фрагмент «масленица» - Этот праздник считался одним из самых почитаемых. К какому хронологическому периоду вы бы отнесли данный эпизод.

  7. фрагмент «Царьград» - Назовите город в котором, возможно, происходили подобные события, а также имя принцессы. Какова ее дальнейшая судьба.

Пятый этап - подведение итогов урока


Заключительное слово учителя

Судьба каждого отдельного человека - это краткий миг по сравнению с теми историческими периодами, которые мы с вами изучаем и еще будем изучать на протяжении всего школьного курса. Наше государство еще очень молодо и в то же время имеет такую древнюю и славную историю. Думаю, что выскажу ваше общее мнение, что мы должны знать эту историю, использовать свои знания в жизни, не повторять тех ошибок, которые были сделаны в далеком прошлом.


  • Выставление оценок.

  • Домашнее задание подготовиться к тематическому оцениванию по теме «Древняя Русь в конце Х - первой половине ХI в. ».











© 2010-2022