• Преподавателю
  • История
  • План-конспект урока истории по теме: «Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты (7 класс)

План-конспект урока истории по теме: «Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты (7 класс)

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока (история 7 класс)

Тема: «Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты».

Цель: сформировать у учащихся целостное представление об эпохе Великих географических событий как о культурно-историческом значении.

Задачи:

Образовательные: формировать у учащихся представление об основных факторах, повлиявших на Великие географические открытия, знания о социальных и экономических последствиях и значении эпохи в мировой истории для дальнейшего развития европейской цивилизации.

Развивающие: формировать у учащихся умения работы с исторической картой, документом, хронологической и сравнительной таблицами, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую последовательность событий.

Воспитательные: формирование интереса к предмету, уважения к культуре и достижениям науки других народов, формирование и аргументация своей точки зрения на изученный материал, высказывание оценочных суждений.

Тип урока: лабораторно-практическое занятие с элементами групповой работы.

Оборудование:

Всеобщая история. 7 класс. В.В.Носков, Т.П. Андреевская -М.:Вентана-Граф, 2015, §1-2.

История средних веков. Хрестоматия. ч.2 / Сост. В.Е.Степанова, А.Я. Шевеленко. -М.: Просвещение, 1988

Персональный компьютер, мультимедиа, белая доска, интернет, ЭОР (электронные образовательные ресурсы):

Интерактивная карта «Географические открытия XV-XVI веков»(file:///E:/Maps/Medieval_Geography+.html);

интерактивные задания и схемы (school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%C2%E5%EB%E8%EA%E8%E5+%E3%E5%EE%E3%F0%E0%F4%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E5+%EE%F2%EA%F0%FB%F2%E8%FF&submit=%CD%E0%E9%F2%E8)

видеоролик « Эпоха Великих географических открытий 15 -17 вв.»

(youtube.com/watch?v=LBwlE9pNeNk)

Ход урока.Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Мотивацион-ный

Активизация познавательной деятельности -приёмы «Удивляй» и «Отсроченная отгадка»

На берегу Атлантического океана учёные нашли выброшенную волной бутылку с таинственным текстом внутри:

«…Высокие договаривающиеся стороны …условились и согласились во избежание сомнений и споров относительно островов и земель, уже открытых или те, которые будут открыты в море-океане, чтобы проведена была прямая линия от …полюса арктического до полюса антарктического с севера на юг, в 370 лигах к Западу от острова Зелёного мыса…» (с.123 История средних веков. Хрестоматия. ч.2 / Сост. В.Е.Степанова, А.Я. Шевеленко. -М.: Просвещение, 1988)

Это пока всё, что удалось дешифровать учёным. Внизу документа сохранилась расплывчатая дата: 7 июня 199…

Ребята! Давайте поможем учёным и проведём собственное расследование.

Позитивный настрой на восприятие материала











выдвижение гипотез:

  1. Документ подписали страны, чьи территории выходили на берег Атлантического океана;

  2. Документ подписали страны, открывшие новые острова и земли;

2-3 мину-ты

Целеполага-ние

Подведение учащихся к формулировке темы урока и постановки цели, задач и проблемного вопроса:

Как мы сформулируем с вами тему урока? (обращает внимание учащихся на карту)

Что станет предметом нашего исследования? На какие вопросы мы должны будем найти ответы?

Подведение учащихся к формулировке вопросов по решению проблемы - приём «Мозговой штурм»

Определение темы и цели урока,

постановка проблемного вопроса: Открытие или завоевание новых земель?

Определяют вопросы, на которые им нужно найти ответ:

  1. Когда и почему началось открытие новых земель?

  2. Какие страны снаряжали экспедиции, и какие территории ими были открыты?

  3. Почему эти страны заключили такой договор?

  4. К каким последствиям привело открытие новых земель?

Определяют алгоритм действий (работа в группах)

2-3 минуты

Изучение-исследование

Координация работы учащихся по группам, распределение заданий между группами в соответствии с поставленными ими вопросами - стратегия РАФТ- (Роль-Аудитория-Форма -Тема)

1группа. Проблемная ситуация:

Вы-участники конференции, где обсуждается проблема, к какой эпохе относятся Великие географические открытия - к Средневековью или Новому времени. Выскажите свою точку зрения и аргументируйте ее.

Выявление предпосылок и причин Великих географических открытий при работе с учебником с.6-8 и просмотре видеоролика.



2и 3 группы. Создание проблемной ситуации:

За всю историю своего существования человечество совершило много открытий, но только открытия конца XV- начала XVI вв. получили название Великих.

Пользуясь материалами учебника с.8-11, и предложенными документами хрестоматии, интерактивную карту,

1) проложите маршруты мореплавателей на Востоке (2 группа) и на Западе (3 группа) от Атлантики, отметьте открытые земли - данные занесите в хронологическую таблицу;

2) почему именно эти страны первыми встали на путь первооткрывателей?



4 группа. Создание проблемной ситуации:

Существует мнение: «Каждое историческое событие, явление имеет неоднозначные последствия; за новые достижения на пути своего развития человечеству приходится платить высокую цену».

Анализируя карту и используя материалы учебника с.11-12 и с.18 и предложенные отрывки документов Хрестоматии, выявите последствия и определите значения Великих географических открытий.

Свои аргументы представьте в виде схемы или кластера.

5 группа. Создание проблемной ситуации:

Вы участники пресс-конференции, вам предстоит высказать своё мнение по обсуждаемой проблеме: «Эпоха Великих географических открытий - это «Встреча двух миров» или эпоха завоеваний»?

Анализируя материалы учебника с.15, 17 и документы Хрестоматии, сравните колониальную политику на Востоке и Западе от Атлантики. Полученные данные занесите в сравнительную таблицу.

Изучение материалов учебника§1-2, работа с документами (Хрестоматия), работа с картой.

Просмотр видеоролика youtube.com/watch?v=LBwlE9pNeNk

Составление кластера (Кластер («гроздь»)- выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в виде грозди. Применяется при систематизации информации) - выделяют технические предпосылки:

кормовой руль, каравелла, косой парус, навигационные приборы, компас, астролябия, навигационные карты

и причины:

отсутствие прямого пути на восток, препятствия со стороны Османской империи, нехватка денег в Европе, дух предпринимательства, стремление к роскоши, заинтересованность всех слоёв населения

выдвигают гипотезы:

  1. Эти открытия в корне изменили представления человечества об окружающем мире;

  2. Эти открытия стали рубежом начала новой истории человечества.

Прослеживают по карте маршруты экспедиций, изучают материал учебника, документы хрестоматии: Записки участника первой экспедиции Васко да Гама (с130), Из письма в Испанию (с.124), Из дневника Пигаффеты, спутника Магеллана.(с.135)- составляют хронологическую таблицу.

Открытия на Востоке (2 группа)Дата

мореплаватель

открытие

Открытия на Западе (3 группа)Дата

мореплаватель

открытие



Гипотезы:

  1. Очевидно, это связано с завершением Реконкисты;

  2. Желание достичь «Страны сказочных богатств» было сильнее возможных опасностей;

Подбирают аргументы для подтверждения или опровержения своей гипотезы.

Анализируя карту, используя материал учебника и документы хрестоматии: Из письма Колумба испанским королям. (с.124-125)

Определяют последствия и значение этих открытий (в форме кластера или схемы)

1.Появление новых представлений о мире: Земля - по форме шар
2. Открытие Нового Света
3. Развитие науки: география, астрономия, история
4. Формирование единого мирового рынка
5. Появление новых морских торговых путей и новых портов: Лиссабон, Лондон, Амстердам
6. Появление новых продуктов питания 7. « Революция цен»

Анализируют материалы учебника и документы хрестоматии: Тордесильясский договор (с.123-124), Из дневника первого путешествия (с.124)- составляют сравнительную таблицуИспания

Португалия

Различие

общее

Анализируют полученные данные, делают вывод и отвечают на проблемный вопрос.

10 минут

Усвоение нового материала

Подведение учащихся к пониманию предпосылок, причин, последствий, значений Великих географических открытий- приём Фишбоун (установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора).

План-конспект урока истории по теме: «Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты (7 класс)

Приём направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме

Представление итогов своего исследования по группам - стратегия РАФТ- (Роль-Аудитория-Форма -Тема)

Демонстрируют свои умения в поиске и анализе полученной информации, умении составлять кластеры и таблицы, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и делать выводы, умение общаться с аудиторией и взаимодействовать друг с другом.

15 минут

Рефлексив-ный

Предлагает дать ответ на «Отсроченную загадку» и на проблемный вопрос:

Открытие или завоевание новых земель?

Проводит работу по закреплению материала, используя интерактивные задания: 1) Соотнесите имена мореплавателей и названия открытых ими земель или морей.

2)работа с контурной интерактивной картой на доске. file:///E:/Maps/Medieval_Geography+.html

Игра «Поймай слово» по новым понятиям

Текст в бутылке - это отрывок из Тордесильясского договора между Испанией и Португалией, дата- 1994 год.

Открытие новых земель, которое привело к дальнейшим завоеваниям.

Работа с интерактивными заданиями: Карта « Географические открытия XV-XVI веков» (ответы на тренажёрные задания с подсказкой)



Учащиеся на названный учителем или любым учеником термин, должны дать определение понятия или объяснить его своими словами

7 минут

Подведение итогов урока

выставление оценок в журнал

самооценивание работы в группе

1

минута

Домашнее задание

Определение домашнего задания: §1-2, выучить термины, отметить на контурной карте маршруты мореплавателей на Западе и Востоке от Атлантики. Индивидуальные задания - подготовить презентации мореплавателях-первооткрывателях

Уточняющие вопросы, запись задания

1-2 минуты











Приложение.

Материалы для работы в группе:

  1. Записки участника первой экспедиции Васко да Гама (История средних веков. Хрестоматия. ч.2 / Сост. В.Е.Степанова, А.Я. Шевеленко. -М.: Просвещение, 1988, с130)

«В 1497 г. король Мануил Португальский послал 4 корабля для открытий и нахождения пряностей. Командором сих кораблей был Васко да Гама… В воскресенье 8 июля 1497 г . мы снялись с якоря… 1 марта 1498 г . к вечеру мы увидели острова и материк (берег Мозамбика), но отложили обследование до другого дня…

Люди здесь коричневые, хорошего сложения… говорят по-маврски. Платье их изо льна и хлопка, тонкое, многоцветное; все носят тюрбаны с шелковой каймой и золотой пронитью. Занимаются они торговлей и дела ведут с белыми маврами (арабами). Из расспросов выяснилось, что все доставляют им вышеуказанные мавры и все - золото, серебро, гвоздика, перец, жемчуга, рубины, самоцветы просто собирают в корзины там, куда мы направляемся дальше. Далее, рассказывали мавры, будет множество мест, прибрежных городов…»

  1. Из письма в Испанию. (История средних веков. Хрестоматия. ч.2 / Сост. В.Е.Степанова, А.Я. Шевеленко. -М.: Просвещение, 1988, с124)

«Таким образом, из одного лишь того, что было выполнено во время первого путешествия, их высочества могут убедиться, что я дам им столько золота, сколько им нужно, если их высочества окажут мне самую малую помощь; кроме того, пряностей и хлопка - сколько соизволят их высочества повелеть, равно как благовонную смолу… я дам также алоэ и рабов. Сколько будет угодно и сколько мне повелят отправить…».

  1. Из дневника Пигаффеты, спутника Магеллана (История средних веков. Хрестоматия. ч.2 / Сост. В.Е.Степанова, А.Я. Шевеленко. -М.: Просвещение, 1988, с135)

«В среду 28 ноября 1520 г. мы выбрались из этого пролива и вступили в обширное море, названное нами «Тихим». В продолжение трёх месяцев и двадцати дней мы были совершенно лишены свежей пищи. Сухари, которыми мы питались, представляли собой не хлеб, а пыль, смешанную с червями, загаженную мышами и, издававшую поэтому, невыносимое зловоние».

  1. Из письма Колумба испанским королям. (История средних веков. Хрестоматия. ч.2 / Сост. В.Е.Степанова, А.Я. Шевеленко. -М.: Просвещение, 1988, с124-125

«Отсюда можно… отправлять всех рабов, которых окажется возможным продать, и красящее дерево. И если сведения, которыми я располагаю, справедливы, то … можно продать 4000 рабов… В Кастилии, Португалии, Арагоне, Италии и Сицилии, на островах, принадлежащих Португалии и Арагону, и на Канарских островах велик спрос на рабов; и я думаю, что они поступают в недостаточном количестве из Гвинеи. А рабы из этих земель, если их привезут будут стоить втрое дороже гвинейских.

Итак, есть здесь рабы и красящее дерево, которое кажется вещью доходной, и, кроме того, золото.… А плата за перевозку рабов взимается из 1-х же денег, вырученных от их продажи. И пусть даже умирают рабы в пути - все не всем им грозит такая участь…».)

  1. Тордессильясский договор. (История средних веков. Хрестоматия. ч.2 / Сост. В.Е.Степанова, А.Я. Шевеленко. -М.: Просвещение, 1988, с122-125)

«…для того, чтобы названная разделительная линия была проведена правильно и в возможно короткий срок в 370 лигах к западу от островов Зелёного Мыса, высокие договаривающиеся стороны прикажут в течение 10 месяцев, следующих за подписанием этого договора и соглашения, снарядить 2 или 4 каравеллы по одной или по две от каждой сторон, каковы…должны прибыть на остров Гран Канария с пилотами, астрологами и иными лицами…дабы установить румбы, ветры и градусы юга и севера и наметить названные 370 лиг…»

«…ни одна из сторон не будет совершать открытий и завоеваний и будет вести торговлю за разделительной линией, намеченной согласно вышесказанному…»

  1. Из дневника первого путешествия. (История средних веков. Хрестоматия. ч.2 / Сост. В.Е.Степанова, А.Я. Шевеленко. -М.: Просвещение, 1988, с124)

«Впрочем, вашим высочествам, быть может, угодно будет повелеть отправить всех индейцев в Кастилию или оставить их на этом острове пленниками, ибо достаточно пятидесяти человек, чтобы держать их всех в покорности и заставлять делать всё, что угодно».



© 2010-2022