- Преподавателю
- История
- Открытый урок по истории Достижения культуры Древней Руси (6 класс)
Открытый урок по истории Достижения культуры Древней Руси (6 класс)
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Трегубова Н.И. |
Дата | 16.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока по истории 6 класс.
Тема урока: Достижения культуры Древней Руси.
Цель урока: Познакомиться с достижениями культуры в Древней Руси.
Задачи урока по линиям развития личности:
Линии 1-2.Картина мира в фактах и понятиях.
На основании фактов сформировать представление о достижениях Древнерусской культуры.
Линии 3. Историческое мышление.
Выявить взаимосвязь между языческими и христианскими традициями в русском искусстве.
Линии 4-5.Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.
Создать условия для определения роли искусства в жизни русских людей, формирования толерантного отношения к иным оценкам и позициям в процессе работы в группе.
Обязательный минимум содержания: Становление Древнерусской культуры: фольклор, письменность, живопись, зодчество. Религиозно-культурное влияние Византии.
Оборудование: учебник История России. Российская история с древнейших времен до начала XVI века. 6 кл. /А.А.Данилов, Д.Д.Данилов и др.- М.: Баласс, 2014.-272 с. «Школа 2100», ноутбук, интерактивная доска, проектор, электронный диска «Российская и всеобщая история», презентация, бумага формат А3, фломастеры, магниты, карточки.
Ход урока:
Этапы урока
Действия учителя
Действия учеников
Доска (оборудование)
Организационный момент.
Здравствуйте ребята, рада вас видеть, надеюсь, что урок пройдёт интересно и познавательно для вас!
У каждого на столе лежат «листы оценивания» - за каждый вид работы на уроке, вы сами будете ставить себе оценки, а сейчас только впишите в него свою фамилию и имя.
-Записывают фамилию и имя.
Актуализация знаний.
- Вспомните, когда и при ком было принято христианство?
- Какое значение его принятие имело для Руси?
-Итак, действительно после принятия Христианства на Руси появляется много достижений в области культуры - это и будет темой нашего урока «Достижения культуры Древней Руси».
-Записываем число 24.02.16 и тему в тетрадях.
-Можем ли мы с вами сформулировать цель урока?
- Не забываем в листах оценивания себя оценить.
- Христианство было принято при Владимире в 988 году.
- Православие запрещало приносить жертвы, заводить много жён. У византийцев учились искусству каменной кладки и стенной росписи. Появилась письменность (кириллица).
-Записывают число и тему в тетрадях.
- Цель «Познакомиться с достижениями культуры в Древней Руси».
Записана тема на доске.
Создание проблемной ситуации
- Я предлагаю вам прослушать исторические источники, что же они сообщают о нравах людей через столетие после принятия православия?
- Какое противоречие между первым и вторым документом?
- Дети знакомятся с документами и находят противоречие между первым документом и вторым.
Звукозапись исторических источников с электронного диска.
Формулирование проблемы
- Исходя из выявленного противоречия, какой вопрос нам надо решить?
- Русь - страна языческая или христианская?
Основной вопрос записывается на доску и в тетради.
Гипотезы
- Какие у вас есть предположения, гипотезы по решению проблемы?
- Молодцы! Мы к этим гипотезам обратимся в конце урока.
Не забываем в листах оценивания себя оценить.
- Предлагают свои гипотезы (с одобрением принимается любая, даже самая абсурдная).
Гипотезы записываются на доску.
Поиск решения
- Сегодня наше исследование мы проведём по группам, которых будет три. На выполнение задания даётся 5-7 минут. Всем группам даётся задание на карточках, выдаётся лист бумаги (А3) и фломастеры для заполнения схемы или кластера.
Группа 1. Древнерусская литература.
Используйте материал учебника на с.95-98.
Распределите работу, выберите того, кто представит ответ группы.
Определите:
-
Виды литературных произведений в древней Руси. Составь схему или кластер, вписав их названия.
-
Где заметны черты язычества и христианства - в устном народном творчестве и в письменной литературе?
-
О чем писали в произведениях Древней Руси?
Докажите, что памятники литературы Древнерусского государства созданы под влиянием византийской культуры.
Дайте свою оценку произошедшим изменениям.
Группа 2. Древнерусская архитектура.
Используйте материал учебника на с.98-100.
Распределите работу, выберите того, кто представит ответ группы.
Определите:
-
Что и для кого строили в древней Руси? Составь схему или кластер, вписав их названия.
-
В архитектуре Древней Руси было больше византийского влияния или языческого?
-
Выделите архитектурные отличия древнерусских храмов.
Дайте свою оценку, служила ли архитектура интересам простых людей?
Группа 3. Изобразительное искусство.
Используйте материал учебника на с.100-104.
Распределите работу, выберите того, кто представит ответ группы.
Определите:
-
Виды древнерусской живописи. Составь схему или кластер, вписав их названия.
-
Значение иконы в жизни средневекового человека.
-
В живописи было больше языческих традиций или византийского влияния?
Дайте свою оценку, изобразительное искусство служило интересам простых людей?
-Формулирование вывода:
Влияние византийской культуры на русскую культуру очень велико. Но русские мастера не слепо перенимали опыт византийцев, а учились, используя своё мастерство, приспосабливать чужие достижения к своим условиям. Культура связана с православной религией.
До литературы был фольклор - это устное народное творчество, которое передавалось из уста в уста - предания, песни, частушки, эпос, танец.
Древнерусская литература:
-легенды, былины, сказки - жития святых
-рукописные книги - хождения
-берестяные грамоты - поучения
-летописи
-Устное народное творчество сохраняло черты язычества, а письменная культура была христианской.
-В сохранившихся памятниках литературы отразились взгляды жителей Руси. Заметно влияние Византии.
Зодчество - это искусство строительства и украшения зданий, сооружений,
Зодчие - это архитекторы.
Древнерусская архитектура:
-крестово-купольные храмы
-галереи для княжеских церемоний
-крещальни
- известняковые белокаменные плиты (строительный материал).
Русские мастера учились у византийских мастеров, но научились применять свой материал и приспособили проекты к местным природным условиям.
-языческого влияния здесь нет.
- Что такое зодчество? (искусство строительства и украшения зданий, сооружений), зодчие -архитекторы.
Изобразительное искусство, живопись:
-фреска
-икона
-мозаика
- миниатюра
-декоративно прикладное искусство
-Писать иконы, фрески и составлять мозаики русские мастера учились у византийских мастеров.
- Искусство иконописи, религиозные фрески и мозаики передавали христианские идеи.
- Светские фрески передавали, в том числе и языческие сюжеты (пляски скоморохов).
- Предметы быта украшались орнаментами и изображениями магического (языческого) содержания.
В процессе работы группы даются определения мозаики, фрески, иконы.
В процессе работы группы, даются и записываются в тетрадь три основных элемента культуры Древней Руси - архитектура, литература, изобразительное искусство.
На доске вывешивается приготовленная схема или кластер.
По каждому заданию показываются слайды со схемами или кластерами названий древнерусской литературы, архитектуры, изобразительного искусства.
Физкультурная минутка.
-Сели, закрыли глазки ребята. Нарисовали глазками словосочетание культура Древней Руси. Дыхательная гимнастика: вдыхаем через нос - 4 вдоха, задерживаем дыхание на - 4 секунды, выдыхаем через рот - 4 выдоха (5 раз). Молодцы!
- Выполняют задания.
Применение нового знания
- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем теперь дать? Какие гипотезы оказались верными?
Не забываем в листах оценивания себя оценить
-После крещения Русь многому научилась у Византии, но её православная культура переплеталась с языческими верованиями.
Вывод - примерное решение учебной проблемы
-Рассмотрите иллюстрации памятников культуры на интерактивной доске, подберите названия к изображениям достижений древнерусской культуры.
-Разделите изображения на христианские и языческие.
На интерактивной доске дети подбирают названия к изображениям достижений древнерусской культуры.
Интерактивная доска с изображениями древнерусской культуры.
Домашнее задание
- Несомненно, что в культуре Древнерусского государства были значительные достижения. Но усобицы князей не прекращаются, даже становятся более ожесточенными. Что будет с землёй русской? Об этом вы прочитаете дома в §10.
Записывают домашнее задание.
Резервное задание
- Предлагает выполнить Тест «Проверь себя», «Синквейн».
- Выполняют задание.
Рефлексия
-Выставляем общую оценку за урок и отвечаем на вопросы рефлексии.
- Выставляют оценки, отвечают на вопросы рефлексии в листах оценивания и сдают учителю.
Приложение № 1
Лист оценивания
Ф.И.__________________________________________
-
№
Вид деятельности
Оценка
1
Постановка темы, проблемы, цели урока
2
Оценка участия в работе группы
3
Активность на уроке
4
Оценка за тест
5
Самооценка за весь урок
Рефлексия
1.Сегодня на уроке я узнал________________________________
_______________________________________________________
2. Сегодня на уроке я научился_____________________________
_______________________________________________________
3. Работать на уроке мне было_____________________________
_______________________________________________________
4. Больше всего мне понравилось__________________________
_______________________________________________________
Приложение № 2
Памятка для работы в группе.
Организация работы в группе:
-
Выберите руководителя.
-
Прочитайте вслух задание.
-
Распределите работу.
-
Найдите ответ на вопрос и обсудите его.
-
Договоритесь о едином мнении группы.
-
Составьте план ответа.
Выберите представителя от группы для выступления.
Приложение № 3
Карточки группам
Древнерусская литература.
Используйте материал учебника на с.95-98.
Распределите работу, выберите того, кто представит ответ группы.
-
Найдите виды литературных произведений в Древней Руси. Составь схему или кластер, вписав их названия.
-
Ответить на вопрос: где заметны черты язычества и христианства - в устном народном творчестве и в письменной литературе?
-
О чем писали в произведениях Древней Руси?
Докажите, что памятники литературы Древней Руси созданы под влиянием византийской культуры.
Дайте свою оценку произошедшим изменениям.
Древнерусская архитектура.
- Используйте материал учебника на с.98-100.
- Распределите работу, выберите того, кто представит ответ группы.
-
Найти и выписать в схему или кластер что и для, кого строили в Древней Руси?
-
Ответить на вопрос: в архитектуре Древней Руси было больше византийского влияния или языческого?
-
Выделите архитектурные отличия древнерусских храмов.
Дайте свою оценку, служила ли архитектура интересам простых людей?
Изобразительное искусство.
- Используйте материал учебника на с.100-104.
- Распределите работу, выберите того, кто представит ответ группы.
-
Найдите виды древнерусской живописи. Составь схему или кластер, вписав их названия.
-
Ответить на вопрос: какое значение иконы в жизни средневекового человека.
-
В живописи было больше языческих традиций или византийского влияния?
Дайте свою оценку, изобразительное искусство служило интересам простых людей?