- Преподавателю
- История
- Урок по всемирной истории на тему: Начало Второй мировой и Великой Отечественной войны
Урок по всемирной истории на тему: Начало Второй мировой и Великой Отечественной войны
Раздел | История |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шушкевич Л.С. |
Дата | 01.01.2017 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Шушкевич Лилия Сергеевна
ПЛАН-КОНСПЕКТ
по всемирной истории
Тема: Начало Второй мировой и Великой Отечественной войны
Цель: охарактеризовать период начала Второй мировой и Великой Отечественной войны
Задачи урока:
Образовательные: Охарактеризовать внешнеполитическую обстановку в конце 1930-х гг., причины Второй мировой войны;
Развивающие: Развить навыки критического анализа и оценки первого и второго этапа войны;
Воспитательные: Формировать негативное отношение к войне
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: Всемирная история Новейшего времени: 1918-1945 гг.: учеб. пособие для 10-го класса учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения/ под ред. А.Г. Космача. - Минск: Нар. Асвета, 2012.; раздаточный материал;
Ход урока
1. Организационный момент (1-2 мин): проверка наличия учащихся с отметкой отсутствующих в журнале, проверка санитарного состояния аудитории
2. Подготовка к восприятию нового материала (3-5 мин.)
Задание учащимся: «Дополните фразу: «Для того, чтобы победило зло…(нужно всего лишь ничего не делать)»»
«Мир долго готовился к войне, но она была неизбежной. Все страны снова погрузились в хаос войны, ставшей самой кровопролитной и жестокой в истории человечества».
3. Сообщение нового материала и его осмысление (40-50 мин.)
1. Причины и этапы войны
Задание 1. Письменно ответьте на вопросы
-
В каких государствах в 1920-30-е гг. установился фашистский режим? Укажите имена фашистских диктаторов. ( Ит.: Б.Муссолини; Г.: А.Гитлер; Исп.: Ф. Франко; Яп.: Т. Гиити)
-
Какое название получила коалиция (объединение) фашистских государств? Когда она была создана? («Ось Берлин-Рим-Токио», 1936-39 гг.)
-
Какую организацию в 1933 г. покинули фашистские государства? (ЛН)
-
Какую политику проводили страны Западной Европы в отношении фашистских государств? Почему? Приведите примеры. («Политику умиротворения»: боязнь новой войны, недооценка А.Гитлера. Захват Австрии, Чехословакии)
-
Какую позицию заняли США в отношении фашистской агрессии? (невмешательства)
-
Почему не сложилась система коллективной безопасности в Европе до начала войны? (на конф. в Москве Англ и Фр отказались, хотели направить удар на СССР)
-
С какими государствами Германия заключила договоры о ненападении? Почему? (Англ., Фр., СССР; время для подготовки к войне)
Причины войны:
-
Прямое соперничество ведущих мировых держав
-
Недочеты Версальско-Вашингтонской системы
-
Приход к власти фашистов в ряде государств
-
Политика «умиротворения» агрессоров
-
Нежелание создать систему международной безопасности в Европе
С начала военных действий сложились 2 коалиции (политический или военный союз государств): «Тройственный союз» (Ит., Г., Яп.) и Антанта (Фр., Англ., СССР, США)
2. Нападение на Польшу. Начало войны
- 31 августа - 1 сент. 1939 г. - «Глейвицкий инцидент», нападение на Польшу
(учащиеся читают документ)
- 3 сентября 1939 г. - «странная война»
-
Как вы думаете, почему война называется «странной»
- 17 сент. 1939 г. - нападение СССР на Польшу
-
Как вы оцените действие Сталина в отношении Польши?
3. Нападение Германии на Францию и Англию
(работа с историческим документом «Из выступления А.Гитлера» на стр. 158-159)
- апрель-июнь 1940 г. - Г. захв. Данию и Новрегию
- Май 1940 - Германия оккупировала Фр., Бельгию, Нидрланды и Люксембург
-22 июня 1940 г. - нападение на Францию
! Франция сдалась через 6 дней. Компьенское перемирие (стр. 153 работа с иллюстрацией)
-
Подумайте, почему Гитлер выбрал именно Компьенский лес для подписания капитуляции Франции?
- Август-окт. 1940 - операция Зеелове («Морской лев») по захвату Англии. Бессмысленное уничтожение городов. (работа с иллюстрацией на стр. 154)
- Авг 1940 - Г. вторглась в Югославию
27 сент. 1940 г. - фашистские государства заключили «Тройственный пакт» (Г+Ит+Яп +Венгрия+Рум+Словакия+Болг+Хорватия+Маньчжоу-го)
- Окт. 1940 - Ит. напала на Грецию
- 7 дек. 1941 - Япония напала на США
Работа по карте:
-
Отметить фаш. гос-ва (Г, Ит, Исп.)
-
Гос-ва, ставшие союзниками Г (Финл., Венгр., Румыния, Болгария)
-
Гос-ва, захв. фашистами (Чехослов., Австрия, Польша)
4. Нападение Германии на СССР
18 дек. 1940 г. - Гитлер подписывает план нападения на СССР «План Барбаросса» («блицкриг»-молниеносная война)
22 июня 1941 г. - нападение на СССР
Составление схемы:
План «Ост» - план физического уничтожения славянского населения (35% - уничтожить)
(работа с историческим документом на стр. 167)
За первые месяцы войны КА лишилась около половины танков и самолетов, а также значительной части своего личного состава. Была оккупирована территория, на которой находилась почти половина всех промышленных предприятий страны. Под оккупацией оказалось 60 млн человек, 3,8 млн военнослужащих попали в плен
ГКО - гос. комитет обороны; Совет по эвакуации; Ставка Главного Командования
(работа с историческим документом на стр. 168)
С началом войны весь народ поднялся на войну (гимн «Священная война» и плакат «Родина-мать зовет»)
30 сент 1941-янв. 1942 г. - битва под Москвой (Г.К. Жуков)
(работа с рубрикой «исторический портрет» на стр. 166)
1 янв 1942 г. - Декларация Объединенных наций
4. Закрепление материала (6-8 мин.)
Вопросы для размышления:
-
Для захвата всей ЗЕ Германии понадобилось немногим больше года, понеся при этом незначительные потери. Почему западноевропейские государства, имевшие развитую промышленность, не смогли противостоять Германии?
-
Существует мнение о том, что Гитлер и Сталин готовились к войне в Европе, преследуя свои цели. Поэтому они в равной степени несут ответственность за развязывание Второй мировой войны. На этом основании отрицается освободительный характер Великой Отечественной войны. А как вы считаете, кто виновен в развязывании 2МВ?
5. Домашнее задание и подведение итогов урока (2-3 мин.)