• Преподавателю
  • История
  • Урок по всемирной истории на тему: Начало Второй мировой и Великой Отечественной войны

Урок по всемирной истории на тему: Начало Второй мировой и Великой Отечественной войны

Раздел История
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Шушкевич Лилия Сергеевна

ПЛАН-КОНСПЕКТ

по всемирной истории

Тема: Начало Второй мировой и Великой Отечественной войны

Цель: охарактеризовать период начала Второй мировой и Великой Отечественной войны

Задачи урока:

Образовательные: Охарактеризовать внешнеполитическую обстановку в конце 1930-х гг., причины Второй мировой войны;

Развивающие: Развить навыки критического анализа и оценки первого и второго этапа войны;

Воспитательные: Формировать негативное отношение к войне

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: Всемирная история Новейшего времени: 1918-1945 гг.: учеб. пособие для 10-го класса учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения/ под ред. А.Г. Космача. - Минск: Нар. Асвета, 2012.; раздаточный материал;

Ход урока

1. Организационный момент (1-2 мин): проверка наличия учащихся с отметкой отсутствующих в журнале, проверка санитарного состояния аудитории

2. Подготовка к восприятию нового материала (3-5 мин.)

Задание учащимся: «Дополните фразу: «Для того, чтобы победило зло…(нужно всего лишь ничего не делать)»»

«Мир долго готовился к войне, но она была неизбежной. Все страны снова погрузились в хаос войны, ставшей самой кровопролитной и жестокой в истории человечества».

3. Сообщение нового материала и его осмысление (40-50 мин.)

1. Причины и этапы войны

Задание 1. Письменно ответьте на вопросы

  1. В каких государствах в 1920-30-е гг. установился фашистский режим? Укажите имена фашистских диктаторов. ( Ит.: Б.Муссолини; Г.: А.Гитлер; Исп.: Ф. Франко; Яп.: Т. Гиити)

  2. Какое название получила коалиция (объединение) фашистских государств? Когда она была создана? («Ось Берлин-Рим-Токио», 1936-39 гг.)

  3. Какую организацию в 1933 г. покинули фашистские государства? (ЛН)

  4. Какую политику проводили страны Западной Европы в отношении фашистских государств? Почему? Приведите примеры. («Политику умиротворения»: боязнь новой войны, недооценка А.Гитлера. Захват Австрии, Чехословакии)

  5. Какую позицию заняли США в отношении фашистской агрессии? (невмешательства)

  6. Почему не сложилась система коллективной безопасности в Европе до начала войны? (на конф. в Москве Англ и Фр отказались, хотели направить удар на СССР)

  7. С какими государствами Германия заключила договоры о ненападении? Почему? (Англ., Фр., СССР; время для подготовки к войне)

Причины войны:

  1. Прямое соперничество ведущих мировых держав

  2. Недочеты Версальско-Вашингтонской системы

  3. Приход к власти фашистов в ряде государств

  4. Политика «умиротворения» агрессоров

  5. Нежелание создать систему международной безопасности в Европе

С начала военных действий сложились 2 коалиции (политический или военный союз государств): «Тройственный союз» (Ит., Г., Яп.) и Антанта (Фр., Англ., СССР, США)

2. Нападение на Польшу. Начало войны

- 31 августа - 1 сент. 1939 г. - «Глейвицкий инцидент», нападение на Польшу

(учащиеся читают документ)

- 3 сентября 1939 г. - «странная война»

  • Как вы думаете, почему война называется «странной»

- 17 сент. 1939 г. - нападение СССР на Польшу

  • Как вы оцените действие Сталина в отношении Польши?

3. Нападение Германии на Францию и Англию

(работа с историческим документом «Из выступления А.Гитлера» на стр. 158-159)

- апрель-июнь 1940 г. - Г. захв. Данию и Новрегию

- Май 1940 - Германия оккупировала Фр., Бельгию, Нидрланды и Люксембург

-22 июня 1940 г. - нападение на Францию

! Франция сдалась через 6 дней. Компьенское перемирие (стр. 153 работа с иллюстрацией)


  • Подумайте, почему Гитлер выбрал именно Компьенский лес для подписания капитуляции Франции?

- Август-окт. 1940 - операция Зеелове («Морской лев») по захвату Англии. Бессмысленное уничтожение городов. (работа с иллюстрацией на стр. 154)

- Авг 1940 - Г. вторглась в Югославию

27 сент. 1940 г. - фашистские государства заключили «Тройственный пакт» (Г+Ит+Яп +Венгрия+Рум+Словакия+Болг+Хорватия+Маньчжоу-го)

- Окт. 1940 - Ит. напала на Грецию

- 7 дек. 1941 - Япония напала на США

Работа по карте:

  • Отметить фаш. гос-ва (Г, Ит, Исп.)

  • Гос-ва, ставшие союзниками Г (Финл., Венгр., Румыния, Болгария)

  • Гос-ва, захв. фашистами (Чехослов., Австрия, Польша)

4. Нападение Германии на СССР

18 дек. 1940 г. - Гитлер подписывает план нападения на СССР «План Барбаросса» («блицкриг»-молниеносная война)

22 июня 1941 г. - нападение на СССР

Составление схемы:


План «Ост» - план физического уничтожения славянского населения (35% - уничтожить)

(работа с историческим документом на стр. 167)

За первые месяцы войны КА лишилась около половины танков и самолетов, а также значительной части своего личного состава. Была оккупирована территория, на которой находилась почти половина всех промышленных предприятий страны. Под оккупацией оказалось 60 млн человек, 3,8 млн военнослужащих попали в плен

ГКО - гос. комитет обороны; Совет по эвакуации; Ставка Главного Командования

(работа с историческим документом на стр. 168)

С началом войны весь народ поднялся на войну (гимн «Священная война» и плакат «Родина-мать зовет»)

30 сент 1941-янв. 1942 г. - битва под Москвой (Г.К. Жуков)

(работа с рубрикой «исторический портрет» на стр. 166)

1 янв 1942 г. - Декларация Объединенных наций

4. Закрепление материала (6-8 мин.)

Вопросы для размышления:

  • Для захвата всей ЗЕ Германии понадобилось немногим больше года, понеся при этом незначительные потери. Почему западноевропейские государства, имевшие развитую промышленность, не смогли противостоять Германии?

  • Существует мнение о том, что Гитлер и Сталин готовились к войне в Европе, преследуя свои цели. Поэтому они в равной степени несут ответственность за развязывание Второй мировой войны. На этом основании отрицается освободительный характер Великой Отечественной войны. А как вы считаете, кто виновен в развязывании 2МВ?

5. Домашнее задание и подведение итогов урока (2-3 мин.)


© 2010-2022