- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории (5 класс)
Рабочая программа по истории (5 класс)
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Стеценко М.А. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рассмотрено
Руководитель МО
__________/ /
Протокол № ___ от «__»
____________20___г.
Согласовано
Заведующая _____________/ /
«__»____________20___г.
Утверждаю
Директор
__________/ /
Приказ № ___ от «__»____20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
ПО ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ
.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «__»_________20__ г.
2015 - 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории для 5 класса составлена в соответствии с ФГОС на основе авторских программ по истории: А.А. Вигасина, Г.И. Годера., И. С. Свенцицкой. «История Древнего мира» М.: Просвещение, 2012 год.
В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивилизаций древности, их наименования и определение сущности являются спорными и неустановленными).
Курс ставит своей целью дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.
В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса - формировать историческое мышление - дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
В цели курса входит:
-
осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;
-
показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
-
охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий - буддизма и христианства);
-
раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
Курс дает возможность вести работу по формированию у учащихся:
-
умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;
-
умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различие;
-
умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;
-
умения спорить и отстаивать свои взгляды;
-
умения анализировать исторический источник;
-
умения оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова;
-
умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.
Универсальные учебные действия.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Функции универсальных учебных действий включают:
-
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
-
создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
-
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1)учебные мотивы, 2)учебную цель, 3)учебную задачу, 4)учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Содержание курса «История Древнего мира».
Что изучает история - проблема предназначения исторической науки. Источники знаний о прошлом (виды, проблема датировок и понимания). Счет лет в истории: понятие об эре как точке отсчета и правила ориентировки в историческом времени. Деление всемирной истории на периоды (Первобытный мир, Древний мир и т.д.)
Тема 1. Жизнь первобытных людей:
Научный и религиозный взгляд на происхождение человека. Появление вида «человек умелый» (более 2 млн. л.н.) и его развитие к со-временному виду людей - «человек разумный разумный». Расселение древнейшего человека (прародина, направление расселения и образование рас). Историческая карта как источник исторических сведений (чтение карты и извлечение информации). Приспособление людей к изменению климата в Ледниковую эпоху. Родоплеменные отношения: взаимозависимость людей и управление внутри родовой общины и в племени. Значение религиозных верований и искусства для первобытных людей. Развитие орудий труда и занятий первобытного человека: от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству (ок. 10 тыс. л.н.), зарождение ремесла (гончарное, ткачество, металлообработка) и торговли.
Переход от первобытного общества на ступень цивилизации (около 5 тыс. л.н.): образование соседских общин и расслоение, возникновение городов и государств (признаки понятия), изобретение письменности.
Тема 2. Древний Восток
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Египта (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Образование Древнеегипетского государства около 3000 г. до н.э. Власть и положение фараона. Слои древнеегипетского общества, различие их занятий, прав, быта. Особенности древней религии Египта (боги и люди в зеркале мифов и легенд, роль жрецов, представление о загробном мире). Культурное наследие Древнего Египта: иероглифическая письменность, пирамида Хеопса, научные знания, календарь. Бронзовый век в Египте, расцвет могущества Древнеегипетского государства.
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Междуречья (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Отличительные особенности Междуречья и второе значение понятия «цивилизация» (культурная общность). Законы Хаммурапи. Образование древних народов и государств Западной Азии (Передней Азии). Начало «железного века» в Западной Азии около X в. до н.э. и проблема нравственных ценностей. Завоевания Ассирии. Значение Персидской державы. Культурное наследие Западной Азии и зарождение древних религий: научные знания жрецов Междуречья (шестидесятиричная система счета), алфавит, Библия и религия древних евреев (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), архитектурные памятники Вавилона.
Переход на ступень цивилизации жителей Древней Индии, занятия жителей, возникновение государства. Особенности цивилизации Древней Индии (варны, представление о перерождении души, отношения государства и общины). Культурное наследие Древней Индии: Будда и буддизм (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), боги и люди в зеркале мифов и поэм, десятичная система счета.
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Китая, занятия жителей и зарождение государства. Особенности их цивилизации (роль орошаемого земледелия и государства). Культурное наследие Древнего Китая: Конфуций и конфуцианство (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), Великая Китайская стена, иероглифическая письменность, бумага и др. Общие черты цивилизаций Древнего Востока.
Тема 3. Древняя Греция.
Переход на ступень цивилизации жителей Древней Греции: Крит и Микены, предание о троянской войне, «темные века», возникновение полисов - городов-государств, отличительные особенности их общественного устройства и управления. Отличия демократических Афин и аристократической Спарты. Формирование народа греков-эллинов. Греческие колонии (причины образования и культурная роль).
Культурное наследие Древней Греции: поэмы Гомера, легенды о людях и богах, отличительные особенности древнегреческой религии (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), значение Олимпийских игр (с 776 г.до н.э.), древнегреческий алфавит, система образования и воспитания.
Греко-персидские войны: причины, основные события (Марафон-ская битва 490 г.до н.э., Ферпопильская и Саламинская битвы 480 г. до н.э.), качества проявленные греками-эллинами, итоги войн.
Роль и принципиальное отличие свободных и рабов в хозяйстве и общественной жизни классической Греции. Расцвет афинской демократии во времена Перикла.
Культурное наследие Древней Греции: особенности древнегреческого искусства (храм Парфенон), возникновение и роль театра, достижения науки, главные философские идеи Сократа, Платона и Аристотеля.
Принципиальные отличия цивилизации Древней Греции от цивилизаций Древнего Востока.
Подчинение Греции Македонии (причины и последствия). Личность Александра Македонского (черты характера, устремления) и его завоевательные походы: причины, основные события. Распад империи Александра Македонского на эллинистические монархии. Создание эллинистической цивилизации, объединившей народы Востока и Запада.
Тема 4. Древний Рим.
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Рима. Особенности римского полиса: деление на патрициев и плебеев, замена царской власти на республику (власть Сената, народное собрание, выборные должности), воинственные легенды и верования. Римские завоевания: Италия, Карфаген, Средиземноморье (причины превращения Рима в мировую державу). Культурное наследие Древнего Рима: латинский алфавит, римские цифры, римские законы. Кризис римской республики, восстания рабов (Спартак), гражданские войны. Личность и диктатура Ю. Цезаря, падение республики.
Античная греко-римская цивилизация
Римская империя: роль Октавиана Августа, расширение территории, общественное устройство, роль рабовладельческих хозяйств. Соседи Римской империи (германцы, предки славян и другие). Культурное наследие античной цивилизации: распространение единой античной культуры, латинского языка среди жителей Средиземноморья.
Возникновение христианства в I веке: евангельский рассказ об Иисусе Христе, отличительные особенности христианства (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе). Внутренний кризис Римской империи и усиление императорской власти при Диоклетиане. Распространение христианства: причины, гонения властей, поддержка Константином (313 г.) и объявление официальной религией, оформление христианской церкви и Нового Завета. Раздел Римской империи на Западную и Восточную (395 г.). Великое переселение народов и падение Западной Римской империи (410 и 476 годы).
Требования к уровню подготовки учащихся в 5-м классе
Умение объяснять разнообразие современного мира.
-
Определять и объяснять временные границы первобытной и древней истории человечества, делить на простые этапы историю подробно изученных древних государств и цивилизаций.
-
Определять и доказывать, какое человеческое общество находится на ступени первобытности, а какое - взошло на ступень цивилизации.
-
Различать в общемировой культуре черты цивилизации Востока и Запада, сложившиеся в эпоху Древнего мира.
-
Свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Древнего мира: в хозяйственной жизни - орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении - раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни - государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре - религия, наука, искусство, философия.
Умение рассматривать общественные процессы в развитии.
-
Определять основные причины и следствия перехода различных древних народов со ступени первобытности на ступень цивилизации.
-
Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Конфуций, Александр Македонский и др.), так и представителей различных общественных слоев первобытных и древних обществ.
Нравственное самоопределение.
-
Выделять вклад в общечеловеческие нравственные ценности религиозных учений, возникших в эпоху Древнего мира: буддизма, конфуцианства, иудизма, христианства.
-
При оценке таких явлений как порядки древних обществ, завоевания ассирийцев и римлян, набеги варваров, гражданские войны, учения Будды, Иисуса Христа и других, выявлять гуманистические нравственные ценности.
Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.
Давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины (греко-персидские войны, войны Рима), установлению тех или иных порядков (законы древневосточных царей, законы греческих полисов, Римской республики и Римской империи).
-
Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Первобытного и Древнего мира (разноплеменники, рабы и свободные, цивилизованные жители и варвары, империя и подвластные народы и т.д). Предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.
Планируемые знания и умения
В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать
-
основные этапы и ключевые события истории Древнего мира; выдающихся деятелей этого периода;
-
выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
-
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
-
изученные виды исторических источников;
уметь
-
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
-
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
-
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
-
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
-
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; ---определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
-
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
-
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
-
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
-
использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
«История Древнего мира» в 5 классе
Распределение учебного материала курса
Контрольные работы
№
Наименование раздела
Количество часов
Тема
Дата
1
Введение.
2
Жизнь первобытных людей
2
Жизнь первобытных людей
6
Древний Восток
3
Древний Восток
21
Древняя Греция
4
Древняя Греция
20
Древний Рим
5
Древний Рим
19
Эпоха Древнего мира.
Итого
68
Итого
Учебно- тематическое планирование
по исторИИ
Классы - 5
Учитель -
Количество часов - 68 часов
Всего __68___ часов; в неделю __2__ часа.
Плановых контрольных уроков _4__
Планирование составлено на основе ___________________________________________
Учебник «История Древнего мира» ,Москва, «Просвещение», 2013
Дополнительная
литература __________-________________
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА 5 класс
№ урока
Наименование разделов и тем
Количество
часов
1
Вводный урок.
1
2
Счет лет в истории.
1
3
Древнейшие люди
1
4
Родовые общины охотников и собирателей
1
5
Возникновение искусства и религиозных верований
1
6
Возникновение земледелия и скотоводства
1
7
Появление неравенства и знати
1
8
Обобщение по теме : «Жизнь первобытных людей»
1
9
Государство на берегах Нила
1
10
Как жили земледельцы и ремесленники в Египте
1
11
Жизнь египетского вельможи
1
12
Военные походы фараонов
1
13
Религия древних египтян
1
14
Искусство Древнего Египта
1
15
Письменность и знания древних египтян
1
16
Обобщающее повторение по теме
« Древний Египет»
1
17
Древнее Двуречье
1
18
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
1
19
Финикийские мореплаватели
1
20
Библейские сказания
1
21
Древнееврейское царство
1
22
Ассирийская держава
1
23
Персидская держава «царя царей»
1
24
Природа и люди Древней Индии
1
25
Индийские касты
1
26
Чему учил китайский мудрец Конфуций
1
27
Первый властелин единого Китая
1
28-29
Обобщающее повторение по теме «Древний Восток»
2
30
Греки и критяне
1
31
Микены и Троя
1
32
Поэма Гомера «Илиада»
1
33
Поэма Гомера «Одиссея»
1
34
Религия древних греков
1
35
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу
1
36
Зарождение демократии в Афинах
1
37
Древняя Спарта
1
38
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей
1
39
Олимпийские игры в древности
1
40
Марафонская битва. Нашествие персов на Элладу.
1
41
В гаванях афинского порта Пирей
1
42
В городе богини Афины
1
43
В афинских школах и гимнасиях.
1
44
В театре Диониса
1
45
Афинская демократия при Перикле
1
46
Города Эллады подчиняются Македонии
1
47
Поход Александра Македонского на Восток
1
48
В Александрии Египетской
1
49
Обобщение по теме «Древняя Греция»
1
50
Древнейший Рим
1
51
Завоевание Римом Италии
1
52
Устройство Римской республики
1
53
Вторая война Рима с Карфагеном
1
54
Установление господства Рима во всем Средиземноморье
1
55
Рабство в Древнем Риме
1
56
Земельный закон братьев Гракхов
1
57
Восстание Спартака
1
58
Единовластие Цезаря
1
59
Установление империи
1
60
Знаменитые императоры: Нерон и Траяна
1
61
Первые христиане и их учение
1
62
Расцвет Римской империи во II в.
1
63
«Вечный город» и его жители
1
64
Римская империя при Константине.
1
65
Соседи Римской империи
1
66
Взятие Рима варварами
1
67
Обобщение по теме «Древний Рим»
1
68
Итоговое повторение по курсу.
1
Учебно-методическое обеспечение:
1. История Древнего мира : учеб.для 5 кл.общеобразоват.учреждений/ А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С. Свенцицкая - М.:Просвещение, 2013.
2. Большая серия знаний. Древний мир. Средневековье / М.:ООО «ТД «Издательство Мир книги», - 2006.
3.Электронное учебное пособие. / Электронная библиотека ПРОСВЕЩЕНИЕ.- 5 класс.
Учебно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией данной программы, планируемыми результатами. Учебно-методическое обеспечение включает:
-
Учебники: программа составлена применительно к федеральному учебнику авторов А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкой «История Древнего мира», издательство «Просвещение», 2009 г.
-
Дидактические материалы:
-
Хрестоматия по истории древнего мира: пособие для учителя. Составитель Е.А. Черкасова, издательство «Просвещение», 2005 г.;
-
Кулагина Г. «Сто игр по истории»;
-
«Дидактические игры для 5-6 классов» авторов В. Сухова, Э. Абдулаева.
Список литературы:
-
Рабочие тетради в 2 выпусках под редакцией Г.И. Годер, издательство «Просвещение», 2010 г.
-
Учебники: программа составлена применительно к федеральному учебнику авторов А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкой «История Древнего мира», издательство «Просвещение», 2009 г.
-
«Атлас Древнего мира», для 5 класса.
13. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
Предполагается, что изучение курса истории Древнего мира способствует развитию у учащихся значительного круга компетенций:
-
учебно-познавательной; -
информационно-коммуникативной; -
социально-адаптивной.
При изучении курса планируются следующие результаты:
1. Хронологические знания и умения:
-
называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов; -
применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, в т. ч. относящимися к периоду до рождества Христова, определять последовательность и длительность важнейших исторических событий.
2. Знание фактов:
-
называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий Древнего мира.
3. Работа с источниками:
-
читать историческую карту с опорой на легенду; -
проводить поиск необходимой информации в одном источнике; -
сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
-
рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; -
на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока и Античного мира; -
составлять характеристику деятельности исторической личности.
5. Анализ, объяснение:
-
объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий; -
сравнивать исторические события и явления, природные условия, деятельность личностей в странах Древнего Востока и Античного мира, определяя в них общее и различия; -
излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий.
6. Версии, оценки:
-
излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе; -
оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю; -
определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории Древнего мира.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
-
использовать знания об истории и культуре народов Древнего мира в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде.
Подростковый возраст (5 класс)
Виды универсальных учебных действий.
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока: 1)личностный; 2)регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3)познавательный; 4)коммуникативный. В основу учебной программы положен личностно-ориентированный подход к младшему подростку на основе компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания» + «деятельность». Представим названные блоки УУД несколько подробнее, исходя из возрастных особенностей учащихся, структурирования содержания курса истории и выбора приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса.
Универсальные учебные действия
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Развитие:
- умения соотносить поступки и события с принятыми
этическими принципами;
- знания моральных норм;
- умения выделять нравственный аспект поведения;
- ориентация в межличностных отношениях;
- устанавливать связь
между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Формирование умения:
- ставить учебную задачу
на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
- планировать;
- прогнозировать;
- контролировать (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона);
- корректировать;
- оценивать.
Развитие:
- способности к мобилизации сил и энергии;
-способности к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта);
- способности к преодолению препятствий.
Развитие:
-умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
-структурировать знания;
-синтезировать;
-умения работать с текстом.
Формирование:
-умения рефлексировать способы действия;
-умения контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
-ориентации не только на правила, но и на условия их применимости;
-выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-умения выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Формирование:
- умения сознательно ориентироваться на позиции других людей (прежде всего партнера по общению или деятельности);
- умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
- умения постановки вопросов - инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации;
- умения разрешения конфликтов;
- умения принимать решение и реализовывать его.
Развитие:
- умения участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- умения интегрироваться в группу сверстников;
- строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- умения формулировать несложные выводов.