- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории. 6 класс
Рабочая программа по истории. 6 класс
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тищенко В.И. |
Дата | 05.09.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Комитет администрации Косихинского района Алтайского края по образованию и делам молодёжи
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Косихинская средняя общеобразовательная школа»
Принято методическим
объединением
учителей общественных дисциплин
Протокол
№___ от «____» ________ 201__ г
Утверждаю:
Директор школы ________Н.А. Костенкова
Приказ № ______ от ______ 201__г
Рабочая программа по истории
6 класс
(2 часа в неделю, всего 68 часов)
Рабочая программа общеобразовательных учреждений. Всеобщая история 5-9 классы. Предметная линия учебников А.А.Вигасина - О.С.Сороко - Цюпы; Москва «Просвещение» 2014 год. Рабочая программа А. А. Данилов. О. Н. Журавлева, И. Е, Барыкина История России. 6-9 класс. Москва «Просвещение» 2016 год.
Составитель:
учитель истории и обществознания Тищенко В. И.
учитель высшей квалификационной категории
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по истории разработана на основе федерального Государственного стандарта, рабочей программы общеобразовательных учреждений. Всеобщая история 5-9 классы. Предметная линия учебников А.А.Вигасина - О.С.Сороко - Цюпы; Москва «Просвещение» 2014 год и рабочей программы А. А. Данилов. О. Н. Журавлева, И. Е, Барыкина История России. 6-9 класс. Москва «Просвещение» 2016 год.
Особенностью программы является ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности.
Цель изучения курса «История средних веков» - это формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. При этом, учитывая небольшой объем времени, выделяемый на всеобщую историю, делается акцент на определяющих (значимых) явлениях, помогающих, в первую очередь понять и объяснять современный мир. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории средних веков, которые, так или иначе, вошли в современную цивилизацию.
Цель преподавания курса «Истории России с древнейших времен до конца XVI века»- детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Соответственно изучение зарубежной истории, помогает нам понять место России в общем потоке истории человечества, увидеть наши особенности и то, что нас сближает с другими.
Цели курса:
-
Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху средневековья, связывая различные факты и понятия Средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом.
-
Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познание окружающей действительности, самопознание и самореализация на основе цивилизационно-гуманитарном подходе в преподавании.
Задачи курса:
-
Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать их общие черты и различия;
-
Охарактеризовать наиболее яркие личности России и мира, их роль в истории и культуре;
-
Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).
-
Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), составлять план. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.). С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Место предмета в базисном учебном плане
История средних веков 28 часов и история России 40 часов, 2 часа в неделю.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории
К личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
-
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
-
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
-
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
-
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
-
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
-
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
-
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории включают:
-
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
-
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
-
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
-
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
-
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Взаимосвязь курсов истории с другими предметами осуществляется на разной сюжетной, понятийной и фактической основе, при различной степени обобщения знаний и сформированности умений. Образовательное значение внутрипредметных и межпредметных связей заключается в том, что опора на эти связи, постоянное обращение к ранее усвоенным историческим, обществоведческим, литературоведческим, географическим и другим понятиям позволяет при правильной организации учебного процесса сформировать у уч-ся целостную систему знаний об обществе, существенно повысить уровень и качество знаний. Реализуя внутрипредметные связи при изучении конкретного материала организовывается сравнение, сопоставление, противопоставление конкретных фактов, помогая увидеть в них общие черты, объяснить особенности их проявления.
Используемые технологии, методы и формы обучения учащихся:
-
развивающий, компетентностный подход;
-
современные образовательные технологии и методики: проблемного обучения, критического мышления;
-
информационно- коммуникационные технологии;
-
объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый методы.
Формами промежуточной аттестации являются повторительно-обобщающие уроки.
На уроках используются следующие формы контроля: устный опрос, индивидуальные задания, самоконтроль.
Учебно-методическое обеспечение:
Рабочая программа общеобразовательных учреждений. Всеобщая история 5-9 классы. Предметная линия учебников А.А.Вигасина - О.С.Сороко - Цюпы; Москва «Просвещение» 2014 год.
Рабочая программа А. А. Данилов. О. Н. Журавлева, И. Е, Барыкина История России. 6-9 класс. Москва «Просвещение» 2016 год.
Агибалова Е.В. История Средних веков. 6 кл. - М.: Просвещение, 2014
Игнатов А. В. Всеобщая история. История Средних веков. Методические рекомендации. 6 класс
Крючкова Е. А. Всеобщая история. История Средних веков. Рабочая тетрадь. 6 класс.
Крючкова Е. А.Всеобщая история. История Средних веков. Проверочные и контрольные работы. 6 класс
Артемов В. В., Соколова Л. А. Всеобщая история. История Средних веков. Тетрадь для проектов и творческих работ. 6 класс.
Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. и др. / Под ред. А. В. Торкунова История России. 6 класс.
Мерзликин А. Ю., Старкова И. Г. История России. Иллюстрированный атлас. 6 класс.
Артасов И. А. История России. Контрольные работы. 6 класс
Учебно-тематический план
программа
рабочая
программа
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
История Средних веков (28)
Введение.
Становление средневековой Европы.
Византийская империя и славяне.
Арабы.
Феодалы и крестьяне.
Средневековый город в Западной и Центральной Европе.
Католическая церковь и крестовые походы.
Образование централизованных государств в Западной Европе.
Славянские государства и Византия.
Культура Западной Европы в Средние века.
Народы Азии, Африки и Америки в средние века.
Итоговое повторение.
История России (40)
Введение.
Народы и государства на территории нашей страны в древности
Русь в IX - первой половине XII в.
Русь в середине ХII - начале XIII в.
Русские земли в середине XIII - XIV в.
Формирование единого Русского государства.
1
4
2
1
2
2
2
6
2
3
2
1
1
5
11
5
10
8
1
4
2
1
2
2
2
6
2
3
2
1
1
5
11
5
10
8
1
1
1
Содержание предмета (курса) полностью соответствует программе.
В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать
- основные этапы и ключевые события истории России и мира в средние века; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории этого периода;
-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
-изученные виды исторических источников;
уметь:
-соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
-показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
-рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
-соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
-объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми разных культур, национальной и религиозной принадлежности.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-предоставления результатов изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, доклада, других творческих работ;
-осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;
-участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
Список литературы:
Книга для чтения по истории Средних веков / Под ред. В. П. Будановой. - М., 1999.
Рассказы по истории Средних веков / Под ред. А. А. Сванидзе. - М., 1996.
Российская империя. Занимательная история. НТВ; 2009.
Начало Руси. Иловайский Д.И. (1832-1920) -М. 2002.
Загадки первых русских князей. Королев А.С. -М. 2002.
Великий путь из варяг в греки. Тысячелетняя загадка истории. Звягин Ю.Ю. - М. 2009.
Рождение Руси. Рыбаков Б.А. (1908-2001) -М. 2004.
Образование Киевской Руси. Егоров К.Л. -М. 2000.
Александр Невский. Кто победил в Ледовом побоище. Нестеренко А.Н. - М. 2006.
Эпоха Куликовской битвы. Быков А.В., Кузьмина О.В. - М. 2004.
Рюриковичи. История династии. Пчелов Е.В. - М. 2001.Тема урока
Пункт учебника
Дата
Виды контроля и
обратной
связи
Информационные ресурсы
1.
История Средних веков
Введение.
02.09
Материалы учебника.
2.
Становление средневековой Европы (4 ч.)
Образование варварских королевств. Государство франков в 6-8 вв. Христианская церковь в раннее Средневековье.
1,2
06.09
Схема «Управление государством франков».
3.
Возникновение и распад империи Карла Великого.
3
09.09
Устный опрос
Карта «Раздел империи Карла Великого».
4.
Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв.
4
13.09
Устный опрос
Материалы учебника.
Схема «Феодальная лестница».
5.
Англия в раннее Средневековье.
5
16.09
Устный опрос
Карта «Европа в конце IX-XI в.».
6.
Византийская империя и славяне в 6-11 вв. (2 ч.)
Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии.
6,7
20.09
Устный опрос
Карта «Византийская империя в IV-XI вв.»
Видеофрагмент «Собор Святой Софии».
7.
Образование славянских государств.
8
23.09
Устный опрос
8.
Арабы в 6-11 веках (1 ч.)
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.
Культура стран халифата.
9,10
27.09
Устный опрос
Карта «Арабы в VII-IX вв.»
9.
Феодалы и крестьяне (2 ч.)
Средневековая деревня и ее обитатели.
11
30.09
Устный опрос
Материалы учебника.
10.
В рыцарском замке.
12
04.10
Устный опрос
Презентация.
11.
Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 ч.)
Формирование средневековых городов. Городское ремесло. Горожане и их образ жизни.
13,15
07.10
Устный опрос
Материалы учебника.
Тест.
12.
Торговля в Средние века.
14
11.10
Устный опрос
Материалы учебника.
13.
Католическая церковь в 11-13 веках. Крестовые походы (2 ч.)
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.
16
14.10
Устный опрос
Материалы учебника.
14.
Крестовые походы.
17
18.10
Устный опрос
Карты «Крестовые походы
в XI-XI вв.»;
15.
Образование централизованных государств в Западной Европе (6 ч.)
Как происходило объединение Франции.
18
21.10
Устный опрос
Карта «Англия и Франция в XI-XIV вв.».
16.
Что англичане считают началом своих свобод.
19
25.10
Устный опрос
Карта «Англия и Франция XI-XIV вв.».
17.
Столетняя война.
20
28.10
Устный опрос
Карта «Англия и Франция во время Столетней войны».
18.
Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии.
21
08.11
Устный опрос
Карта «Англия и Франция
во 2-й половине XV в.».
19.
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.
22
11.11
Устный опрос
Материалы учебника.
20.
Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в 12-15 вв.
23
15.11
Устный опрос
Материалы учебника.
21.
Славянские государства и Византия в 14-15 веках (2 ч.)
Гуситское движение в Чехии.
24
18.11
Устный опрос
Карта «Развитие ремесла и торговли в Европе в XIV в.»
«Чехия и Польша в XIV-XV вв.».
22.
Завоевание турками-османами Балканского полуострова.
25
22.11
Устный опрос
Карта «Османская империя в XIV-XV вв.».
23.
Культура Западной Европы в Средние века (3 ч.)
Образование и философия. Средневековая литература.
26,27
25.11
Устный опрос
Фото и видеоматериалы по истории культуры.
24.
Культура раннего Возрождения в Италии. Средневековое искусство.
28,29
29.11
Устный опрос
Фото и видеоматериалы по истории культуры.
25.
Научные открытия и изобретения.
30
02.12
Устный опрос
Презентация
26.
Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (2 ч.)
Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.
31
06.12
Устный опрос
Материалы учебника.
Карта «Индия и Италия в Средние века».
Таблица «Достижения индийской культуры».
27.
Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.
32
09.12
Устный опрос
Материалы учебника.
Карта «Географические открытия и колониальные захваты в XV-середине XVII вв.».
28.
Итоговое повторение.
-
13.12
проекты
1
История России
Тема I. Народы и государства на территории нашей страны в древности (5 ч)
Наша Родина - Россия.
16.12
2
Древние люди и их стоянки на территории современной России.
1
20.12
атлас
3
Неолитическая революция.
Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники.
-
23.12
Устный опрос
4
Образование первых государств.
2
27.12
Устный опрос
атлас
5
Восточные славяне и их соседи.
3
10.01
Карта «Расселения восточных славян».
6
История заселения территории родного края в древности.
-
13.01
7
Тема II. Русь в IX - первой половине XII в. (11 ч)
Первые известия о Руси.
4
17.01
8-9
Становление Древнерусского государства.
5
20.01
Устный опрос
Карта «Киевская Русь в IX-XII».
10.
Правление князя Владимира. Крещение Руси.
6
24.01
Устный опрос
документы
11.
Русское государство при Ярославе Мудром.
7
27.01
Устный опрос
«Русская правда»
12.
Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.
8
31.01
Устный опрос
документы
13.
Общественный строй и церковная организация на Руси.
9
03.02
Устный опрос
14.
Культурное пространство Европы и культура Древней Руси.
10
07.02
Устный опрос
презентация
15.
Повседневная жизнь населения.
11
10.02
Устный опрос
16.
Место и роль Руси в Европе. Повторительно-обобщающий
урок по теме II.
-
14.02
Письменная работа
тесты
17.
Урок истории и культуры родного края в древности
-
17.02
18.
Тема III. Русь в середине ХII - начале XIII в. (5 ч)
Политическая раздробленность в Европе и на Руси.
12
21.02
Карта «Русские земли в 12-начале 13 вв.».
19.
Владимиро-Суздальское княжество.
13
24.02
Устный опрос
Карта «Русские земли в 12-начале 13 вв.».
20.
Новгородская республика.
14
28.02
Устный опрос
Карта «Русские земли в 12-начале 13 вв.».
21.
Южные и юго-западные русские княжества
-
03.03
Устный опрос
Карта «Русские земли в 12-начале 13 вв.».
22.
Повторительно-обобщающий урок по теме III
-
07.03
Письменная работа
23.
Тема IV. Русские земли в середине XIII - XIV в. (10 ч)
Монгольская империя и изменение политической картины мира.
15
10.03
Карта «Русские земли в 12-начале 13 вв.».
24.
Батыево нашествие на Русь.
16
14.03
Устный опрос
Карта «Русские земли в 12-начале 13 вв.».
25.
Северо-Западная Русь между Востоком и Западом.
17
17.03
Устный опрос
Карта «Русские земли в 12-13 вв.». Схема «Система управления Золотой Ордой».
26.
Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура.
18
21.03
Устный опрос
Карта «Русские земли в 12-13 вв.».
27.
Литовское государство и Русь.
19
24.03
Устный опрос
28.
Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси.
20
04.04
Карта «Образование и расширение Российского государства (14-16 вв.).
29.
Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.
21
07.04
Карта «Образование и расширение Российского государства (14-16 вв.).
30.
Развитие культуры в русских землях во второй половине
XIII - XIV в.
22
11.04
Устный опрос
презентация
31.
Родной край в истории и культуре Руси.
-
14.04
Устный опрос
32.
Повторительно-обобщающий урок по теме IV.
-
18.04
Письменная работа
33.
Тема V. Формирование единого Русского государства
(8 ч)
Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.
23
21.04
34.
Московское княжество в первой половине XV в.
24
25.04
Устный опрос
Карта «Образование и расширение Российского государства (14-16 вв.).
35.
Распад Золотой Орды и его последствия.
25
28.04
Устный опрос
Карта «Распад Золотой орды»
36.
Московское государство и его соседи во второй половине XV в.
26
05.05
Устный опрос
Карта «Образование…»
37.
Русская православная церковь в XV - начале XVI в.
-
12.05
Устный опрос
презентация
38.
Человек в Российском государстве второй половины XV в.
-
16.05
Устный опрос
39.
Формирование культурного пространства единого Российского государства.
27
19.05
Устный опрос
40.
Урок истории и культуры родного края.
-
23.05
Творческая работа
Лист корректировки рабочей программы по истории 6 класс (2016-2017 учебный год)
Дата
проведения
по плану
Причина корректировки
Корректирующие мероприятия
Дата
проведения
по факту