• Преподавателю
  • История
  • Технологическая карта урока по истории Правление князя Владимира. Крещение Руси. (6 класс по учебнику А. В. Торкунова)

Технологическая карта урока по истории Правление князя Владимира. Крещение Руси. (6 класс по учебнику А. В. Торкунова)

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК 10. ПРАВЛЕНИЕ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА. КРЕЩЕНИЕ РУСИ (§ 6)


Тема урока

Правление князя Владимира. Крещение Руси.

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Дать представление об историческом значении принятия Русью христианства; значении русской летописи «Повесть временных лет» в истории России; познакомить с основными направлениями и итогами деятельности великих русских князей ,причинами и последствиями принятия восточнославянским обществом христианства.

Образовательные
ресурсы

Учебник, § 6. Карта «Древнерусское государство-Киевская Русь.».

Фрагмент «Повести временных лет» о выборе веры князем Владимиром, презентация, видеофрагмент « Крещение Руси» 015 из цикла история государства Российского ,тесты для закрепления.

План урока

  1. Начало правления князя Владимира Святославича

  2. Причины принятия христианства

  3. Крещение Руси

  4. Значение принятия христианства

Личностно значимая проблема

« Владимир Красное Солнышко.. Славный воитель, защитник Русской Земли, могущественный князь, которому служили доблестные богатыри Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич…

Политический деятель. который вел в качестве государственной религии христианство….Многие историки считают ,что период правления Владимира занимает особенное место в российской истории. Так, историк Г.В. Вернадский писал: «Обращение в христианскую веру- одна из наиболее важных вех в истории русского народа. Это не было чисто религиозное событие : христианство для Руси в это время означало более высокую цивилизацию»

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия и термины

Усобица, оборонительные рубежи, христианство, десятина, двоеверие, патриарх, митрополит.

Основные даты

980-1015 гг. - правление князя Владимира Святославича в Киеве.

988 г. - принятие христианства на Руси

Персоналии

Владимир I

Домашнее задание

§ 6 учебника. Дифференцированное задание 1-4.стр 56.


Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока


Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения


Деятельность учителя


Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия


Универсальные

учебные действия

(УУД)


Формы

контроля

I.Мотивация

к учебной

деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная

работа

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II. Актуализация знаний

Фронтальный опрос






Формулировка темы задания

«Мозговой штурм»: Запись предположений учащихся на доске - формирование «корзины идей»

Целеполагание и определение путей достижения цели

- Организует мыслительную деятельность обучающихся, ведёт беседу с классом, обеспечивает самостоятельный выбор различных вариантов ответов, создаёт условия для формулирования темы урока,


Организует беседу по вопросамдомашнего задания:

- Покажите на карте походы русских князей?

- Определите цели военных походов, назовите даты походов на Византию?

-Каковы результаты внутренней и внешней политики первых русских князей?

Учитель проводит исторический диктант.(приложение 1)

- Ребята, сегодня мы продолжим путешествие по страницам нашей Родины, знакомство с правлением первых русских князей. Выслушав мое высказывание определите тему урока?

« Владимир Красное Солнышко.. Славный воитель, защитник Русской Земли, могущественный князь, которому служили доблестные богатыри Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич…

Политический деятель. который вел в качестве государственной религии христианство….Многие историки считают ,что период правления Владимира занимает особенное место в российской истории. Так, историк Г.В.Вернадский писал: «Обращение в христианскую веру- одна из наиболее важных вех в истории русского народа. Это не было чисто религиозное событие : христианство для Руси в это время означало более высокую цивилизацию» Изучив новый материал, вы сможете высказать свое отношение к данному суждению.(слайд2)

- Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить?

Учитель: «Совершенно верно, тема сегодняшнего урока…

Подумайте, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы во всем разобраться?

Учитель помогает, задаёт наводящие вопросы

- Определите цель нашего урока. Поставьте к цели задачи.

Совместно с детьми формулируется план

Отвечают на вопросы, работают с картой.




Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение







- Способствует появлению интереса к теме урока, формированию позитивного отношения обучающихся к изучаемым объектам.


Учащиеся записывают в тетрадь тему и план урока.

Фронтальная работа

Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

1. Устные ответы.

2.Письменные ответы


2. Устные ответы

III. Изучение нового материала

Побуждает обучающихся.

Структурирует предложенные формулировки






Решение проблемного вопроса


Беседа с классом

Работа текстом учебника: составьте план ответа на вопрос

Беседа с классом



Вопросы учащимся







Беседа с учащимися по вопросам



Работа с документом.



Динамическая

пауза

1.Начало правления князя Владимира. (слайд3)

Учитель-Период правления Владимира на Руси называют лучшим временем в истории страны, «золотым веком . Так ли это? Исследуем этот период и сделаем собственные выводы.

Итак, мы отправляемся в Х век во времена Владимира Святославича.

1.Вспомните при каких обстоятельствах погиб князь Святослав?

2.Какие сыновья претендовали на киевский престол?

3. Кто из сыновей победил в борьбе за Киев?»

Вывод: победа Владимира в борьбе за Киев. (слайд 4.5)

Учитель: - Перед князьями стояли задачи: (слайд 6)

1) укрепление обороны государства;

2) четкой организации сбора налогов;

3) усиление княжеской власти;

4) повышение международного авторитета государства с целью ведения более успешной внешней торговли.

Прочитайте п 1.параграфа и составьте план -тезис «Основные направления политики князя Владимира» (слайд7)

Каким образом Владимир укрепил границы Своего государства? Покажите на карте земли, которые вошли в состав Древнерусского государства при Владимире?

-Оцените начало княжения Владимира. С какими проблемами в развитии Древнерусского государства ему удалось справиться, а с какими нет?

2.Причины принятия христианства на Руси.(слайд8)

-Характеризуя Древнерусское государство на рубеже Х -ХI вв, мы выяснили ,что перед Владимиром остро встала задача укрепления государственной власти.

Он пытается это сделать, посадив своих сыновей наместников в крупные города:

  • Святослава-в древлянские земли

  • Ярослава-в Новгорол

  • Бориса-в Ростов

  • Глеба в Муром

  • Всеволода -во Владимир на Волыни

  • Мстислава-в Тмутаракань.

Однако княжичи не ладили между собой. Люди разных племен не хотели признавать верховенства Киева над другими городами. Подобные процессы мы уже наблюдали в истории других стран и народов

.-Что могло объединить разные племена под властью великого князя?

- Какие религии основываются на единобожии?

-Какие причины заставили князя Владимира задуматься о принятии новой веры?

-Осознав необходимость принятия новой веры, Владимир поначалу решил создать пантеон языческих богов во главе с Перуном, установив в центре Киева огромную статую верховного языческого бога. Но народу не понравилось, что Перун стал выделяться среди богов. Ведь для язычников боги, как и люди, были равны. А когда Перуну стали приносить человеческие жертвы ,люди и вовсе возмутились: их боги не требовали человеческой крови.

Таким образом, языческая реформа Владимира провалилась.

А между тем Русь окружали страны, где молились одному Богу. Владимиру необходимо было сделать выбор в пользу какой-либо из тех монорелигий, которые уже существовали в мире.( слайд10)

- Внимательно изучите фрагмент летописи «Повесть временных лет» на стр 55 учебника, в котором рассказывается о том как Владимир выбирал новую веру и почему сделал выбор в пользу христианской религии византийского образца, и ответьте на вопросы1-3 к документу.

3.Крещение Руси.(слайд 11-фильм)

-Итак, Владимир определился с выбором веры. Осталось решить, как принять византийскую веру, сохранив в полноте державную самостоятельность Руси. Наиболее распространена следующая версия крещения Руси, которую вы узнаете просмотрев фильм.

Просмотр фильма из серии история государства Российского 015-Крещение Руси

1Какие события предшествовали крещению Руси.

2.Где принял крещение князь Владимир?

3.Когда и как началось крещение Руси?

4.Почему князь Владимир, человек жестокий и грубый, после принятия христианства стал добрым, отзывчивым и смиренным?

2.Что стало меняться в жизни Руси после принятия христианства.

3.Что построено при князе Владимире?

Отвечают на вопросы


учащиеся записывают в тетради

Усобицы - войны между князьями за великокняжеский престол.

Заполняют схему:

Святослав

Ярополк Олег Владимир

(Киев) (Древл. земля) (Новгород)

Запись в тетради

Правление князя Владимира 980-1015гг


Учащиеся работают с учебником и составляют план-тезис.

1.Владимир начал свое княжение с наведения порядка в государстве

а) вернул вятичей под власть Киева

б) окончательно покорил радимичей

в)подчинил Полоцкое княжество на Западной Двине

г)Возглавил поход в Волжскую Булгарию, заключил с ними мир выгодный для Руси.

г)Разбил войско польского короля и присоединил захваченные ранее поляками Червень и Перемышль.

д)для борьбы с печенегами были построены оборонительные рубежи на левобережье Днепра

Печенеги - тюркоязычный кочевой народ

-уч-ся высказывают свое мнение.


Слушают учителя и отвечают на вопросы:

- принять единую религию

христианство, ислам, иудаизм

Учащиеся отвечают, учитель рисует схему.

Причины принятия новой веры.

  • Необходимость укрепления власти киевского князя и потребность в государственном объединении на духовной основе.

  • Необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, духовным и культурным ценностям.

  • Оправдание социального неравенства

Внимательно изучают документ и отвечают на вопросы


Просматривают к/ф и отвечают на вопросы


Запись в тетради даты-988г крещение Руси.

1. Индивидуальная работа.


2. Работа в группах.


3. Фронтальная работа.


4. Индивидуальная работа.


5. Фронтальная работа






6. Групповая работа

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно
с учителем обнаруживают
и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Познавательные: извлекают необходимую информацию
из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

1. Устные ответы.


2. Устные ответы.


3. Устные ответы.



4. Письменные задания.


5. Устные ответы





6. Устные ответы






Беседа по таблице.

4.Значение принятия христианства.

На основе текста учебника стр 54 определить значение принятия христианства и заполнить таблицу «Значение принятия христианства на Руси».(слайд12)



Заполнение таблицы в тетради

Индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации

Устные ответы и письменные записи

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного









V. Итоги урока.

Рефлексия




























Обобщение полученных на уроке сведений





Рефлексия.

Проводит беседу по вопросам:

- Время уходит, много загадочного и тайного оставляя в прошлом. Стираются в памяти незначительные события, но имена великих правителей, их величайшие деяния сохранились навеки. Среди тех, кто навсегда вошел в историю нашей великой Родины, князь Владимир. Чем дальше уходит время, тем весомее становится это событие, открывшее для Руси пути дальнейшего продвижения вперед.

- Давайте вернемся к вопросу нашего урока: историк Г.В. Вернадский писал: «Обращение в христианскую веру- одна из наиболее важных вех в истории русского народа. Это не было чисто религиозное событие : христианство для Руси в это время означало более высокую цивилизацию».

Согласны ли вы с этой точкой зрения? Свой ответ аргументируйте.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов дальнейшего исторического развития Руси

Проводится тестирование, затем

взаимопроверка правильности решения теста. (слайд13)

Учитель обращает внимание на вопросы, поставленные в начале урока. Уточняет, на все ли вопросы ответили.

Что мы с вами делали, чтобы получить ответы на эти вопросы, подберите ряд глаголов (работали с источниками, с картой, текстом учебника, составляли схему и таблицу, работали в парах, в группах)




Учащиеся высказывают свое мнение используя все введенные на уроке понятия

Аргументировать точку зрения с помощью примеров.

Выражать уважительное отношение к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох.

Выполняют

тест ( 5 заданий)


Выявлять затруднения при выполнении заданий, оценивать результаты своей познавательной деятельности


Фронтальная работа






Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за

работу на уроке


Домашнее

задание

§ 6, выучить термины и даты.

Дифференцированное задание 1.сравнить христианство и язычество.2.задание -3 стр 56.

3.подготовить презентацию «Князь Владимир- Красное Солнышко»

Записывают

домашнее задание

Индивидуальная работа

Приложение1.

Исторический диктант

1.Дата объединения Новгорода и Киева(882г)

2.Имя первого князя Древнерусского государства(Олег)

3.Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани?(полюдье)

4.Народное собрание для решения важных вопросов на Руси?(вече)

5.Дата восстания древлян , на котором был убит князь Игорь?(945)

6. Что такое урок?(размер дани)

7.Что такое погост ?(место сбора дани)

8.Кто предупреждал своих врагов словами: «Иду на ВЫ !»(Святослав)

9.кто первый в княжеском роду принял христианство( княгиня Ольга)

10 какое государство перестало существовать после разгрома Святослава?(Хазарский каганат)




© 2010-2022