Повторительно обобщающий урок по теме Славные дела Петра Великого

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-суд «Эпоха славных дел Петра»

Тип урока: урок-обобщение пройденного материалаПовторительно обобщающий урок по теме Славные дела Петра Великого

Задачи урока:

- повторить и обобщить пройденный материал по теме «Эпоха Петра Великого»

- пробудить и развить у учащихся интерес к изучению предмета

- способствовать развитию логического мышления при решении познавательных задач

- воспитать у учащихся чувства уважения и гордости за историческое прошлое своего Отечества, культуру и традиции своего народа

Цели урока:

- через оценку личности Петра Великого и характера его правления подвести учеников к осмыслению данной исторической эпохи

- развивать критическое мышление учащихся

- развивать коммуникативные и дискуссионные навыки

- сформировать позитивное отношение к истории

Оборудование урока:

- учебник истории «История России», мультимедийные презентации.

При подготовке к уроку учащиеся выбирают карточки «прокурор», «адвокат», «свидетели защиты», «свидетели обвинения», «судьи». Учитель дает им задание: при помощи дополнительной литературы и Интернет-ресурсов определить положительные и отрицательные стороны деятельности Петра 1

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Слово учителя, который объявляет тему урока, его цели и задачи, а также необычность его проведения (урок-суд).

Повторительно обобщающий урок по теме Славные дела Петра Великого

Затем слово предоставляется прокурору:

- Петр Алексеевич Романов - жестокий и злобный тиран. Недаром русский поэт Пушкин, отзываясь о Петре, сказал, что многие законы «писаны кнутом». В борьбе за власть Петр насильно постриг в монахини и заточил в монастырь свою старшую сестру Софью. В Суздале в заточении находилась его первая жена Евдокия Лопухина, предал он казни и своего старшего сына Алексея. Для продолжения Северной войны Петром были введены новые подати - на корабельную починку, с бань, ульев, подушный налог и т.д. В результате чего резко ухудшилось положение народных масс, усилился крепостной гнет.

Учитель: А теперь, кто желает выступить свидетелем обвинения?

1-й свидетель обвинения:

- Похваляются, что император был мудрым. А в чем мудрость? Затеял подушную подать, а всему народу в изнурение. Мужики поговаривают, что Пётр и нерусский вовсе, раз так опустошает страну. Сколько крестьян погибло на строительстве Петербурга! на человеческих костях построена новая столица!

2-й свидетель:

- Работные люди влачат жалкое существование. Трудятся от зари до зари, по 14-18 часов в день. В рудниках работают по пояс в воде. Строптивых ждут наказания кнутом и каленым железом. Слабые гибнут от непосильных трудов и болезней. Многие бегут в Сибирь, на вольный Яик, или на Север и в тайгу.

3-й свидетель:

- Петр жестоко подавил восстание стрельцов в 1698 году в Москве. Полторы тысячи стрельцов были казнены, некоторые из них повешены у окон кельи царевны Софьи. Многих из приговоренных к смерти стрельцов Петр казнил самолично и приказал боярам своим вершить суд. Жесток был царь, ох жесток! За месяц было повешено более 799 стрельцов.

4-й свидетель:

- Петра Великого называли антихристом. По его приказу с церквей снимали колокола, из которых потом отливали пушки. Церковь он поставил под государственный контроль. После смерти патриарха Адриана в 1700 году , Петр запретил избирать нового.

Учитель: Прокурор упомянул сына Петра Великого - царевича Алексея. О нем расскажет наш докладчик ( далее учащийся, заранее подготовленный, может продемонстрировать презентацию, посвященную царевичу Алексею)

Учитель: у кого есть уточнения, вопросы и дополнения? А сейчас я хочу предоставить слово адвокату

Адвокат:

- Петр Алексеевич принадлежал к числу выдающихся государей и образованнейших людей своего времени. Он был талантливый полководец и флотоводец, правление Петра - время военных и внешне политических успехов России. В результате Северной войны, которая длилась 21 год, Пётр, по выражению Пушкина, «прорубил окно в Европу», завоевав выход в Балтийское море. Он создал регулярную армию.

При продвижении по службе все зависело не от «породистости», т.е. не от знатности и богатства, а от личных заслуг.

Петр большое внимание уделял развитию науки и просвещения. Он умел подбирать способных и верных помощников. Много совсем незнатных людей, благодаря своим способностям, получили должности и звания от царя.

Сын же Петра, Алексей был врагом его дел и замыслов, помышлял как и Софья, захватить престол.

Учитель: Кто из свидетелей желает выступить в защиту ПетраI?

1-й свидетель защиты:

  • Петр сделал то, что не удалось Ивану Грозному - отвоевал у шведов выход в Балтийское море. Он одержал блестящую победу под Полтавой, лишив шведского короля Карла его армии. Флот Петра, разбив шведов при Гангуте и Гренгаме, стал одним из самых сильных в Европе. После побуди в северной войне в Европе стали считаться с Россией, боялись ее возросшей мощи.

2-й свидетель защиты:

  • Петровские преобразования затронули просвещение и образование. Открывались новые школы, как в Москве и Петербурге (навигацкая, инженерная, артиллерийская), так и в провинции - цифирные школы, горная школа - на Урале.

  • В 1714 году была основана Кунсткамера - первый в России естественнонаучный музей. С 1702 года стала выходить первая печатная газета «Ведомости», ее могли купить все желающие.

3-й свидетель защиты:

  • 24 января 1722 года Петр обнародовал «Табель о рангах», в котором система чинов и порядок продвижения по службе производились за служебные заслуги. Таким образом Петр Великий заботился о том, чтобы принцип родословной, знатности происхождения был заменен принципом личной выслуги. Неслучайно в окружении Петра были люди незнатного происхождения, например, Александр Меньшиков.

4-й свидетель защиты:

  • Петр много сделал для развития русской промышленности. При нем строились металлургические заводы на Урале, текстильные - вокруг Москвы и в Петербурге. Петр хотел видеть Россию экономически развитой, ни в чем не уступающей Европе.

Учитель: Давайте посмотрим презентацию о соратнике и друге Петра Великого Александре Меньшикове ( далее следует показ презентации, подготовленной учащимися)

5-й свидетель защиты: Среди монументов царю следует назвать знаменитые и величественные конные памятники. Первый, весом 180 тонн, воздвигнут по повелению Екатерины Великой в 1782 г. скульптором
Э.-М. Фальконе на Сенатской площади в Петербурге. Второй открыт Павлом I у Михайловского замка в 1800 г. по проекту Б.-К. Растрелли. Это вполне естественно и справедливо. Петр Великий был крупнейшим государственным и политическим деятелем первой четверти XVIII в. Среди глав ведущих государств того времени он резко выделялся как по силе своей личности, так и по тому вкладу в мировую историю, который он оставил нам в наследство. Современники ставили его в один ряд с Людовиком XIV, знаменитым французским «королем-Солнце».

Учитель: Мы рассмотрели личность Петра I как с отрицательной, так и с положительной стороны. А теперь слово предоставляется присяжным заседателям. Мы хотим услышать от них оценки личности Петра I и его правлении.

1-й присяжный:

  • Петр I - фигура неоднозначная в русской истории, противоречивая, сложная. Он осознавали и не раз подчеркивал, что он - абсолютный монарх. Он был искренне убежден, что все что он сделал - только для блага государства и народа. Однако, народ находился в крепостной неволе, был обожжен увеличенными налогами, поборами, принудительными работами. Но нельзя не видеть и огромный вклад Петра в управление государством, его внешнеполитические и военные успехи.

2-й присяжный:

  • Время Петра I , его преобразования, личный вклад в строительство государства, увеличение славы России не могут не вызвать уважения. При всех недостатках и ошибках Петра, Россия при нем заметно продвинулась вперед по пути развития, сократила отставание от других стран Западной Европы. Вполне заслуженно называют Петра - Великим.

3-й присяжный:

  • Проведенные Петром преобразования сделали Россию более сильной и цивилизованной страной. Россия встала в один ряд с европейскими монархиями. То, что сделал Петр за свою не очень-то долгую жизнь для развития экономики, политики, армии и флота, культуры - Россия продолжала развивать в течении двух последующих столетий.

Учитель:

Мы выслушали выступления учащихся и пришли к выводу, что личность Петра I весьма противоречива. Как сказал Александр Герцен «и гений и палач». С одной стороны - это очень жестокий монарх человек. Простому народу жилось очень тяжело. При Петре налоги и подати выросли в 3 раза. Неслучайно, именно в правление Петра прокатилась волна народных выступлений. Примеры этого - восстания в Астрахани, на Дону под руководством Кондратия Булавина.

При Петре I личность была не свободна. Петр ввел обязательную службу. Все были прикованы к государству. Петр мог любому указать и его место и соответствующее дело. Все были на службе у государства. А с другой стороны - Петр был очень талантлив. Говоря словами А.С. Пушкина «то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник».

Подведем итоги урока. Мы изучили личность Петра Великого, познакомились с новыми историческими фактами, научились оценивать историческую личность. За активное участие учащимся ставлю отличные оценки. Урок закончен.

Рефлексия :



© 2010-2022