- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории 8 класса
Рабочая программа по истории 8 класса
Раздел | История |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рахматуллина Г.Х. |
Дата | 24.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с.Юнны
муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан
«Рассмотрено»
«Согласовано»
«Утверждаю»
на заседании ШМО
учителей школы
РуководительШМО _______/___________/
Протокол № ____
«__» _________ 2014 г.
Заместитель директора по УВР
_____/Рахматуллина Г.Х./
«__» __________ 2014 г.
Директор школы
_____/Миннигулова Ф.А./
Приказ по школе
№__ от «__»______2014г.
Рабочая программа по истории
для 8 класса
учителя истории Рахматуллиной Г.Х.
на 2014 - 2015 учебный год
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ___________
от «____» __________2014 г.
Пояснительная записка
Авторы программы Данилов Д.Д., Кузнецов А.В., Лисейцев Д.В
Год издания 2011 Издательство «Баласс»
Количество учебных часов 69
Учебно-методический комплект:
Название
Автор
Издательство
Год издания
Учебники
Всеобщая история. История нового времени. Учебник для 8 класса основной школы.
Д.Д.Данилов, А.В.Кузнецов,
С.С.Кузнецова,
Н.С.Павлова,
А.В.Репников,
В.А.Рогожкин
«Баласс»
2010
Российская история. XIX- начало XX века. Учебник для 8 класса основной школы.
Д.Д.Данилов,
В.А.Клоков,
С.С.Кузнецова,
Н.С.Павлова,
В.А.Рогожкин
«Баласс»
2010
Содержание тем учебного курса
Модуль 1. Всеобщая история: Рождение индустриального Запада
Вводная тема
Вопрос о принципиальных отличиях Нового времени. Модернизация -переход от аграрного к индустриальному обществу.
Основные идеи эпохи Просвещения и их реализация в ходе Великой французской революции. Вопрос о целях и средствах в общественном прогрессе.
Тема 1. Особенности западной цивилизации XIX в. 1800-1880-е гг.
Возникновение научной картины мира: атомная теория строения вещества, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, клеточная теория строения живых организмов, эволюционная теория Ч. Дарвина. Изменение взгляда человека на общество и природу: «Мир не храм, а мастерская!» Технический прогресс в Новое время как принципиальное расширение возможностей человечества: паровоз и пароход, телеграф и телефон, система электроосвещения и другие достижения.
Промышленный переворот и его социальные последствия: утверждение капиталистических отношений, развитие фабричного машинного производства и мирового рынка, классы буржуазии и пролетариата и противоречия между ними.
Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма: основные идейные отличия в целях и средствах. Марксизм (К. Маркс и Ф. Энгельс) - вариант социалистического учения, коммунизм.
Культурное наследие Нового времени: смена основных художественных стилей западной цивилизации XIX в.: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Их идейные отличия и основные достижения в литературе и искусстве.
Тема 2. Разрушение аграрного общества Европе. 1799-1849 гг.
Наполеон Бонапарт (годы правления - 1799-1815), судьба и особенности личности. Империя Наполеона во Франции (1804 г.), Гражданский кодекс. Наполеоновские войны в Европе: причины, основные события (1805, 1812, 1815 гг.), последствия: утрата национальной независимости и уничтожение преград на пути перехода от аграрного к индустриальному обществу в Европе.
Венский конгресс 1815 г.: противоречия между великими державами, установление новых границ и правил международных отношений Нового времени. Реставрация дореволюционных монархий и Священный Союз.
Варианты перехода от аграрного к индустриальному обществу в Европе: парламентские реформы и рабочее чартистское движение в Англии, революции в континентальной Европе. Восточный вопрос международных европейских отношений.
Европейские революции 1848-1849 гг.: причины, основные события в разных странах, результаты.
Модуль 2. Всеобщая история: Мировая победа индустрии
Тема 3. Модернизация стран Запада к 1880-м гг.
Национальные идеи и образование единых государств в Германии (1871 г.) и Италии (1861 г.): причины, основные события и результаты (Итальянское королевство и Германская империя). Роль О. фон Бисмарка (особенности личности и политических взглядов). Роль Д. Гарибальди. Борьба народов Юго-Восточной Европы за независимость от Османской империи и образование национальных государств.
Ускорение модернизации и формирование индустриального общества в ведущих европейских странах. Социальный реформизм во второй половине XIX в.: расширение избирательных прав, появление профсоюзов рабочих и рост их влияния. Рост общественных противоречий: парламентская борьба в Англии, Парижская коммуна, социал-демократическая партия Германии.
Превращение США в великую державу. Гражданская война в США (1861-1865 гг.): причины противоречий Севера и Юга, основные события, результаты (отмена рабства и ускорение модернизации юга). Роль А. Линкольна (особенности личности и политические взгляды).
Тема 4. Мир за пределами Западной цивилизации. 1800-1880-е гг.
Индустриальный Запад и аграрный Восток в XIX в.: колонизация и создание колониальных империй. Судьба тропической Африки. Провозглашение независимых государств в Латинской Америке (Симон Боливар, полуколониальное положение).
Нарастание кризисных явлений в традиционных аграрных обществах Востока: проникновение европейцев и их порядков в страны исламского мира, превращение Индии в колонию Британской империи (причины и последствия), принудительное «открытие» Китая и Японии для контактов с европейцами. Черты модернизации в странах Востока.
Начало модернизации в Японии: причины и цели, восстановление власти императора (Муцухито), основные реформы Мейдзи (с 1868 г.), первые результаты и особенности японской модернизации.
Тема 5. На пороге общечеловеческой цивилизациии. Рубеж XIX-XX вв.
Научно-технический прогресс на рубеже XIX-XX вв. и рост возможностей человечества (двигатель внутреннего сгорания, революция в естествознании и другие достижения). Монополистический капитализм: монополии, финансовая олигархия, массовое производство. Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX-XX вв.: противоречия между высокой культурой («модерн») и запросами массовой культуры, снижение значения моральных ценностей в условиях монополистического капитализма.
Обострение противоречий в развитии индустриального общества в условиях монополистического капитализма: экономические кризисы, рост социального недовольства, борьба за демократизацию общества, усиление популярности социалистических идей иразделение социалистов на революционное и реформистское крыло. Социальный реформизм в начале XX в.: расширение избирательных прав, деятельности профсоюзов и массовых политических партий, начало создания государственной системы социального обеспечения и регуляции отношений труда и капитала.
Кризис традиционного аграрного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX вв. и рост антиколониальных выступлений: революции в Турции и Иране, массовое движение в Индии, революция в Китае (с 1911 г.).
Завершение колониального раздела мира и противоречия между великими державами в колониях и в Европе. Начало борьбы за передел мира: первые войны за передел мира, образование противостоящих блоков Тройственного союза (к 1882 г.) и Антанты (к 1907 г.). Гонка вооружений и усиление военных настроений.
Модуль 3. Российская история: нужна ли России модернизация?
Тема 6. Выбор пути развития России при Александре I. 1801-1825 гг.
Вопрос о месте России в системе мировых цивилизаций. Уровень модернизации России к началу XIX в. И сдерживающие факторы (крепостничество, крестьянская община, сословный строй, привилегии дворян-помещиков и т.д.).
Внутренняя политика Александра I (1801-1825 гг.): попытка либеральной модернизации (указ о вольных хлебопашцах, ослабление цензуры, проект Конституции). Роль М.М. Сперанского (особенности личности и взглядов).
Основные направления и цели внешней политики России в XIX в.
Отечественная война 1812 г.: причины, основные события, Бородинское сражение, роль М.И. Кутузова и героизма простого народа, результаты и значение. Заграничный поход русской армии. Россия и образование Священного Союза.
Постепенный отказ Александра I от либеральных планов (Аракчеев, военные поселения). Зарождение движения декабристов, их цели и средства.
Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.: цели, средства, результаты. Вопрос об оценке выступления декабристов.
Тема 7. Консервативный путь развития Россия при Николае I. 1825-1855 гг.
Крепостнический характер экономики (рост оброков и барщины) и зарождение буржуазных отношений (втягивание помещичьих хозяйств в рынок, развитие промышленности и торговли). Начало промышленного переворота: 1830-1840-е гг., первые русские фабрики, железная дорога Москва-Санкт-Петербург (1851 г.).
Внутренняя политика Николая I (1825-1855): русский консерватизм, укрепление абсолютной монархии (III Отделение, «Свод законов»). Вопрос об оценке курса Николая I.Общественная мысль во второй четверти XIX в.: официальная государственная идеология: консервативная «теория официальной народности», западники и славянофилы (варианты либеральной оппозиции - общее и различия), утопический социализм: идеи А.И. Герцена.
Светский, рациональный характер культуры: наука (мировое значение открытий Н.И. Лобачевского), образование (увеличение числа университетов и школ, сдерживание этого процесса). Золотой век русской литературы и искусства: значение А.С. Пушкина, национальные достижения русской культуры, созданные в разных общеевропейских стилях (классицизм, ампир, романтизм, реализм). Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры.
Великодержавная внешняя политика Николая I. Присоединение Кавказа: причины, ход, начало Кавказской войны (1817-1864 гг.), имам Шамиль.
Модуль 4. Российская история: ускоренная модернизация России
Тема 8. Освободительные реформы Александра II. 1855-1881 гг.
Крымская война (1853-1856 гг.): причины, участники, основные события, оборона Севастополя, героизм русских воинов и причины поражения России.
Кризис николаевской системы и вступление на престол Александра II (1855-1881), особенности личности. Подготовка реформ либеральной правительственной группировкой и представителями общества.
Великие реформы 1860-1870-х гг. Отмена крепостного права (19 февраля 1861 г.) и его условия: выкуп, временообязанные, отрезки. Земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы: земские собрания и городские думы. Судебная реформа (1864 г.): суды присяжных и другие черты. Военная реформа (1874 г.): всеобщая воинская повинность. Реформы образования и печати. Значение реформ для ликвидации сословного строя и других преград на пути модернизации России. Частичный отказ от либеральной политики правительства после покушения Каракозова (1866 г.).
Завершение промышленного переворота к 1890-м гг., формирование классов индустриального общества (буржуазия и пролетариат). Противоречия и непоследовательность ускоренной модернизации в городе и деревне.
Общественные движения второй половины XIX в.: оценка консерваторами, либералами и социалистами великих реформ. Народничество и его революционно-террористическое крыло («хождение в народ» и общество «Земля и воля»). Проблема целей и средств для русской интеллигенции XIX в.
Восстановление положения России как великой державы: присоединения в Средней Азии, на Дальнем Востоке, Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Правительственный кризис на рубеже 1870-1880-х гг.: выбор между консервативной и либеральной линией,террор «Народной воли» (цели, средства, результаты). Убийство Александра II 1 марта 1881 г.
Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры - достижения второй половины XIX в.: расширение системы образования, научные открытия (Д.И. Менделеев), вклад в национальную и мировую культуру творчества Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, художников-передвижников, русских композиторов и т.д.
Тема 9. Россия на рубеже XIX-XX вв.: между реформами и революцией
Александр III (1881-1894): особенности личности и контрреформы, усиление полицейского контроля. Ужесточение национальной политики и рост антиимперских настроений на окраинах. С.Ю. Витте (личность и взгляды) и продолжение экономический модернизации.
Промышленный подъем на рубеже XIX-XX вв. и формирование монополий. Государственный капитализм. Иностранный капитал в России. Обострение социальных противоречий в условиях форсированной модернизации: крестьянский вопрос и рабочий вопрос, национальный вопрос, политический вопрос. Проблема неизбежности революции.
Нарастание общественных противоречий в начале правления Николая II (1894-1917), формирование подпольных партий: социал-демократы (большевики и меньшевики), социалисты-революционеры. В.И. Ленин (особенности личности и политических взглядов).
Россия в военно-политических блоках: противостояние с Тройственным союзом и создание Антанты (1894-1907), Русско-японская война (1904-1905 гг.): причины поражения русских войск и героизм русских воинов, итоги.
Революция 1905-1907 гг.: причины, основные этапы, события 9 января 1905 г., Манифест 17 октября и его значение, отношения правительства и Государственной думы, окончание и значение революции для модернизации России.
Политические партии России: черносотенцы, либералы (кадеты и октябристы), социалисты: различия в подходах к решению основных общественных противоречий.
Стабилизация социально-экономической и политической ситуации в 1907-1913 гг. П.А. Столыпин (особенности личности и политических взглядов). Аграрная реформа Столыпина: основные черты и значение.
Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры: достижения науки (нобелевские премии - Павлова и Мечников) и высокой культуры «серебряного века» (модерн, авангард). Демократизация культурной жизни на рубеже XIX-XX вв.: рост грамотности, появление массовой культуры.
Требования к уровню подготовки учащихся
1-я и 2-я линии развития. Умение объяснять разнообразие современного мира.
-
Учиться добывать, сопоставлять и критически проверять историческую информацию, полученную из различных источников (в том числе из Интернет, СМИ и т.д.).
-
Разделять российскую и всеобщую историю Нового времени на этапы и объяснять выбранное деление.
-
Определять уровень развития общества, используя понятия «аграрное общество»,«модернизация», «индустриальное общество».
-
Определять и доказывать собственное мнение о цели и значении модернизации России XIX - начала XX в.
-
В ходе решения учебных задач классифицировать и обобщать понятия (явления), развившиеся в эпоху Нового времени: в экономике - капиталистические отношения, промышленный переворот; в общественном делении - классы, гражданское общество; в государственной жизни - революция, реформы, консерватизм, либерализм, социализм; в культуре - научная картина мира и т.д.
3-я линия развития. Умение рассматривать общественные процессы в развитии.
-
Определять основные причины и следствия модернизации в странах Запада, в России и на Востоке, а также реформ, революций и колониальных войн.
-
Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей, так и представителей различных общественных слоев и цивилизаций Нового времени.
4-я линия развития. Нравственное самоопределение.
-
Давать нравственную оценку (и объяснять ее с позиции гуманистических духовных ценностей) использованию власти, поступкам различных общественных деятелей во времена реформ, революций, войн XIX - начала XX в.
5-я линия развития. Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.
-
Давать и подтверждать аргументами и фактами собственные оценки действиям деятелей всеобщей и российской истории (в том числе безымянным) по защите своей родины, изменению общественных порядков.
-
Вступать в дискуссию с теми, кто придерживается иных взглядов и оценок прошлого. Различать в исторических текстах (речи): мнения, доказательства (аргументы), факты, гипотезы (предположения). Отстаивая свою позицию, выдвигать контраргументы и перефразировать мысль. Уметь взглянуть на ситуацию с другой позиции, договариваться с людьми.
-
Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Нового времени. Находить или предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.
Календарно-тематическое планирование
№
урока
Тема урока
Количество
часов
Дата проведения урока по плану
Фактическая дата проведения урока
1
2
3
4
Наука превращает природу в мастерскую.
Капитал определяет экономику.
Спор о будущем общества.
«Зеркало» меняющейся жизни.
1
1
1
1
2.09
3.09
9.09
10.09
5
6
7
8
9
10
Создание империи Наполеона.
Крах империи Наполеона.
Правила Венского конгресса.
Варианты развития европейских стран.
Европейские революции 1848-1849 годов.
Повторение. «Рождение индустриального Запада».
1
1
1
1
1
1
16.09
17.09
23.09
24.09
30.09
1.10
11
12
13
Пробуждение новых нации.
Индустриальный бум Европы.
США на пути к мировой державе.
1
1
1
7.10
8.10
14.10
14
15
16
17
18
Западные колонизаторы делят мир.
Исламский Восток: борьба с колонизаторами.
Индия- «жемчужина Британской империи»
Китай: от империи к полуколонии.
Япония: от закрытия к модернизации.
1
1
1
1
1
15.10
21.10
22.10
28.10
29.10
19
20
21
22
23
24
Перемены на индустриальном Западе.
Демократизация стран Запада.
Успехи модернизации в колониальном мире.
Путь к мировой войне.
Повторение. «Мировая победа индустрии».
Обобщающее повторение. «История Нового времени».
1
1
1
1
1
1
5.11
11.11
12.11
18.11
19.11
25.11
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Введение.
Либеральные реформы Александра 1.
Направления внешней политики Александра 1.
Начало Отечественной войны 1812 года.
Победа в Отечественной войне 1812 года.
Россия после победы над Наполеоном.
Восстание декабристов.
Повторение. «Россия при Александре I».
1
1
1
1
1
1
2
1
26.11
2.12
3.12
9.12
10.12
16.12
17.12
23.12
24.12
34
35
36
37
38
39
40
Начало промышленного переворота в России.
Абсолютизм Николая 1.
Осмелившиеся противостоять «николаевской системе».
Начало «золотого века» русской культуры.
Войны Николая 1.
Повторение. «Россия при Николае I».
1
1
2
1
1
1
30.12
20.01
21.01
27.01
28.01
3.02
4.02
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
Крымская война.
Подготовка освободительных реформ.
Отмена крепостного права.
От освобождения крестьян к освободительным реформам 1860-1870 гг.
Первые результаты освободительных реформ.
Расширение Российской империи при Александре Втором.
Наследники «золотого века» российской культуры.
Споры о путях развития пореформенной России.
Завершение эпохи освободительных реформ.
Повторение. «Россия при Александре II».
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
10.02
11.02
17.02
18.02
24.02
25.02
3.03
4.03
10.03
11.03
17.03
18.03
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
Консервативный курс Александра Третьего.
Российские деревни и города.
От Александра Третьего к Николаю Второму: будет ли революция.
Победы и поражения России на рубеже 19-20веков.
Начало первой российской революции.
К чему стремились политические партии России?
Самодержавное правительство и революционный парламент.
Столыпинские реформы.
«Серебряный век» русской культуры.
Повторение. «Россия при Александре III».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1.04
7.04
8.04
14.04
15.04
21.04
22.04
28.04
29.04
5.05
63
64
65
66
67
68
69
Повторение. «Россия при Александре I».
Повторение. «Россия при Николае I».
Повторение. «Россия при Александре II».
Повторение. «Россия при Александре III».
Обобщающее повторение. «Российская история. XIX-начало XX века».
1
1
1
1
3
6.05
12.05
13.05
19.05
20.05
26.05
27.05
Список литературы
1. Д.Д.Данилов, А.В.Кузнецов, С.С.Кузнецова,Н.С.Павлова,А.В.Репников,
В.А.Рогожкин. Всеобщая история. История Нового времени. Учебник для 8 класса основной школы.-М.:Баласс,2010.-304 с.
2. Д.Д.Данилов, В.А.Клоков,С.С.Кузнецова,Н.С.Павлова,В.А.Рогожкин. Российская история. XIX- начало XX века. Учебник для 8 класса основной школы.-М.: Баласс, 2010.- 368 с.
3.Э.В.Уткина. Школьные олимпиады. История.5-9 классы.-М.:Айрис-пресс,2004.-224 с.
4. Нестандартные уроки в школе. История(8-11 классы).-Волгоград: Учитель, 2002.-80 с.