• Преподавателю
  • История
  • Конспект урока по всеобщей истории в 7 классе по теме: Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях

Конспект урока по всеобщей истории в 7 классе по теме: Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7 класс. Тема I. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация (19ч)

уроки№29-30 Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях.

Дата проведения уроков: 19.12, 22.12


1. Генрих VIII и начало Реформации «сверху». 2. Содержание и методы королевской Реформации. 3. Мария Кровавая и попытки Контрреформации. 4. Елизавета I. Укрепление англиканской церкви и абсолютизма. 5. Борьба с Испанией за морское первенство. 6. Итоги царствования.
Возможная личностно значимая проблема: необходимость религиозной терпимости для общества

Планируемые результаты изучения материала

Учащиеся понимают, что победа Реформации в Англии усиливает абсолютную королевскую власть. Господство на морях постепенно переходило к Англии, превратившейся в сильную морскую державу

Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Проблемный или частично поисковый метод. Варианты проблемных заданий: 1. Подумайте, чем Реформация в Англии отличалась от Реформации в Германии. Найдите общие черты и различия между англиканской и католической церковью. 2. Во время коронационной процессии в 1559 г. Елизавета I Тюдор пообещала своему народу, что будет о нем заботиться: «И пока вы просите меня, чтобы я оставалась вашей доброй госпожой и королевой, вы можете быть уверены, что я буду так стараться для вас, как никакая королева не старалась. У меня хватит воли и, я думаю, хватит власти. И верьте мне, что для безопасности и спокойствия вас всех я не пожалею, если надо, пролить свою кровь. Да отблагодарит Господь вас всех!» Подумайте, выполнила ли королева свое обещание. 3. Подумайте, какие новые методы управления и пропаганды использовала Елизавета I. Почему она была популярна во всех слоях английского общества?
Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы.
Приемы деятельности учителя: объяснение, рассказ, эвристическая беседа, организация работы учащихся с документом, обучение решению учебных проблем.
На уроке используются внутрикурсовые связи (см. § 3, 11, 12)

Развитие умений учащихся

Учащиеся учатся делать сравнительный анализ (сравнивают англиканскую церковь с католической), работать с документом (выписывают в тетрадь мероприятия королевы Елизаветы, обеспечившие успех ее правления), работать с иллюстрациями, решать проблемы, участвовать в дискуссии, делать выводы, оценивать события и явления с разных точек зрения (оценивать с точки зрения представителей разных слоев населения тюдоровской Англии, чем закончился для страны XVI в.)

Основное содержание уроков

Последствия Войны Алой и Белой розы для Англии. Генрих VIII: от защитника веры к религиозной реформе. Особенности Реформации католической церкви в Англии. Англиканская церковь. Попытка Контрреформации: политика Марии Кровавой. «Золотой век Елизаветы I» - укрепление англиканской церкви и государства. Пуритане. Политика предотвращения религиозных войн. Соперничество с Испанией за морское господство. Итоги правления королевы Елизаветы I.

Основные понятия и термины

Англиканская церковь, пуритане, «кровавое законодательство» Тюдоров, «огораживание», Контрреформация, корсар, капер, «Непобедимая армада», англиканская церковь, пуританизм, корсары.

Личности: Генрих VIII, Екатерина Арагонская, Мария Кровавой, Елизавета I, Мария Стюарт,

Даты: 1534г.-введение англиканской церкви, 1553-1558 гг.-правление Марии Католички(Кровавой), 1558-1603 гг.-правление Елизаветы I Тюдор, 1587г.- казнь Марии Стюарт, 1588 г.-разгром Непобедимой армады.

Источники информации: школьные и внешкольные

Учебник, § 13. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Образовательное пространство расширяется за счет чтения художественной и научно-популярной литературы: Энциклопедия для детей: Всемирная история. - М.: Аванта +, 1995. - Т. 1. - С. 364-378. М. Твен. Принц и нищий. С. Цвейг. Мария Стюарт. В. Скотт. Кенилворт. Р. Хаггарт. Хозяйка Блосхолма.
Репродукции портретов Елизаветы I. Дж. Гауэр. Портрет Елизаветы на фоне гибнущей армады

Комментарии к технологической карте

Изучение нового материала на этом уроке опирается на ранее полученные знания об абсолютизме (см. § 3) и о Реформации (см. § 11-12). В связи с этим учащимся предлагается ответить на вопросы, при помощи которых они актуализируют ранее полученные знания об абсолютизме: вспомните, что такое абсолютизм. Укажите основные признаки абсолютной королевской власти. Как вы думаете, можно ли считать абсолютизм явлением, приносящим пользу государству и подданным? Выскажите ваше мнение. Далее беседа продолжается по вопросам методического аппарата § 11 и 12.

Подводя итоги беседы с учащимися, учитель отмечает, что в XVI в. Реформация охватила и Англию. В результате этого движения была создана англиканская (национальная) церковь, укрепилась королевская власть.

Учитель знакомит учащихся с темой, планом урока и проблемными заданиями (первое задание выполняют все, второе и третье - по выбору учащихся). Затем учащимся дается задание: по ходу рассказа учителя и работе с документами записать в тетрадь ответ на вопрос «Отличия англиканской церкви от католической». Работу по анализу документа в конце параграфа (Томас Кромвель. «Инструкция английскому духовенству») учащиеся проводят индивидуально (в случае затруднения это может быть комментированное чтение). Дополнительно нескольким учащимся могут быть предложены для анализа карточки с извлечением из Акта о супрематии (верховенстве).

Акт о супрематии (1534)

...Для содействия христианской религии в королевстве Англия, для подавления и уничтожения всех злоупотреблений, существующих в нем до сих пор, да будет властью настоящего парламента установлено, что король, наш верховный государь, его наследники и преемники, короли этого королевства, должен быть принимаем, признаваем, почитаем единственным на свете верховным главой церкви Англии... и должен владеть имперской короной этого королевства и всеми титулами, почестями, достоинствами, привилегиями... и доходами, присущими и принадлежащими достоинству Верховного главы церкви. Нашему верховному государю и его наследникам и преемникам, королям этого королевства, должно принадлежать полное право и власть периодически инспектировать... поддерживать порядок, подавлять, исправлять, реформировать, сдерживать... все те заблуждения, ереси, злоупотребления, проступки и беспорядки, которые всякого рода духовная власть... должна законным образом реформировать... для угождения всемогущему Богу, для успеха христианской религии, для сохранения мира, единства, для спокойствия в королевстве. Употребление каких-либо обычаев другой страны, иностранного закона, иностранной власти, предписаний и тому подобного противоречит вышесказанному...

В результате выполнения задания в тетрадях учащихся должна появиться примерно следующая запись:

Отличия англиканской церкви от католической

7.

Допускались почитание икон и пышные облачения духовенства, органная музыка во время богослужений.

8.

Библия была переведена на английский язык, и богослужения проводились на английском языке.

При подведении итогов выполненного задания следует отметить, что разрыв отношений с Римом стал важным шагом в становлении английского национального государства и в укреплении королевской власти. Монархия в борьбе за власть одержала победу над церковью, к тому же королевская казна получила ее богатства.

Изучение второго пункта плана проходит в пределах учебника. Важно, чтобы учащиеся смогли оценить политику Марии Кровавой как попытку Контрреформации.

Перед рассмотрением последующих событий истории Англии во второй половине XVI в. перед учащимися ставятся проблемные задания, указанные в технологической карте.

Рассказ ведется по учебнику и дополняется обращением к документам. Говоря о Елизавете I как защитнице англиканской церкви и протестантизма, следует подчеркнуть, что королева была далека от религиозного фанатизма. Об этом свидетельствует следующий факт: Елизавета I Тюдор, как и ее отец, Генрих VIII, объявила себя главой англиканской церкви, а протестантизм - официальной религией королевства. Многие приближенные подталкивали ее к дальнейшей реформе англиканской церкви и уничтожению «папистских пережитков». Но Елизавета не стала вводить никаких новшеств и заявила: «Я лучше тысячу раз отстою католическую мессу, чем позволю совершиться тысяче преступлений во имя ее отмены».

Для более полного представления о правлении Елизаветы Тюдор и ее личных качествах учащимся для исследования могут быть предложены карточки с извлечением из речи королевы в Тилбери.

В 1588 г., когда испанцы собрали огромный флот в 130 кораблей для вторжения в Англию, весь народ Англии поднялся на защиту страны. Вооружались и стар и млад. На подступах к столице строились укрепления. Королева Елизавета I направилась к одному из них - форту Тилбери, чтобы воодушевить английских солдат. Она появилась перед ними верхом, в доспехах, с маршальским жезлом в руках и произнесла речь.

Домашнее задание дается по вопросам методического аппарата учебника и проблемным заданиям в технологической карте.




Основное содержание уроков.

Последствия Войны Алой и Белой розы для Англии. Генрих VIII: от защитника веры к религиозной реформе. Особенности Реформации католической церкви в Англии. Англиканская церковь. Попытка Контрреформации: политика Марии Кровавой. «Золотой век Елизаветы I» - укрепление англиканской церкви и государства. Пуритане. Политика предотвращения религиозных войн. Соперничество с Испанией за морское господство. Итоги правления королевы Елизаветы I.

Основные понятия и термины: англиканская церковь, пуритане, «кровавое законодательство» Тюдоров, «огораживание», Контрреформация, корсар, капер, «Непобедимая армада», англиканская церковь, пуританизм, корсары. Личности: Генрих VIII, Екатерина Арагонская, Мария Кровавой, Елизавета I, Мария Стюарт,

Даты: 1534г.-введение англиканской церкви, 1553-1558 гг.-правление Марии Католички(Кровавой), 1558-1603 гг.-правление Елизаветы I Тюдор, 1587г.- казнь Марии Стюарт, 1588 г.-разгром Непобедимой армады.


7 класс. Тема «Реформация. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация»

Карточка №1. Объясни термины: Реформация, лютеранская церковь, протестант, Контрреформация, иезуиты.

Ответь на вопрос.

Каковы причины Реформации в Европе, какие слои населения ее поддерживали и почему?

7 класс. Тема «Реформация. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация»

Карточка №1. Объясни термины: Реформация, лютеранская церковь, протестант, Контрреформация, иезуиты.

Ответь на вопрос.

Каковы причины Реформации в Европе, какие слои населения ее поддерживали и почему?

7 класс. Тема «Реформация. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация»

Карточка №2. Объясни термины: индульгенция, индекс, кальвинистская церковь, орден иезуитов, «95 тезисов».

Ответь на вопрос. В чем сходство и отличие между кальвинистской и лютеранской церковью?

7 класс. Тема «Реформация. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация»

Карточка №2. Объясни термины: индульгенция, индекс, кальвинистская церковь, орден иезуитов, «95 тезисов».

Ответь на вопрос. В чем сходство и отличие между кальвинистской и лютеранской церковью?

7 класс. Тема «Реформация. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация»

Карточка №3. Объясни термины: Кальвинизм, пресвитер, пресвитерианская церковь, иезуит, религиозные войны, Контрреформация.

Ответь на вопрос. Какие причины Контрреформации, в чем она проявлялась? Какие группы людей ее поддерживали?

7 класс. Тема «Реформация. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация»

Карточка №3. Объясни термины: Кальвинизм, пресвитер, пресвитерианская церковь, иезуит, религиозные войны, Контрреформация.

Ответь на вопрос. Какие причины Контрреформации, в чем она проявлялась? Какие группы людей ее поддерживали?

7 класс. Тема «Реформация. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация»

Карточка №4. Кто эти люди, кратко охарактеризуй их деятельность?

Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Игнатий Лойола.

7 класс. Тема «Реформация. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация»

Карточка №4. Кто эти люди, кратко охарактеризуй их деятельность?

Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Игнатий Лойола.

7 класс. Тема «Реформация. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация»

Карточка №5. Когда произошли события:

начало Реформации в Европе, крестьянская война в Германии, Аугсбургский религиозный мир, Тридентский собор, образование ордена иезуитов.

Составьте план ответа по теме «Распространение Реформации в Европе. Контрреформация»

7 класс. Тема «Реформация. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация»

Карточка №5. Когда произошли события:

начало Реформации в Европе, крестьянская война в Германии, Аугсбургский религиозный мир, Тридентский собор, образование ордена иезуитов.

Составьте план ответа по теме «Распространение Реформации в Европе. Контрреформация

7 класс. Тема «Реформация. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация»

Карточка №1. Объясни термины: Реформация, лютеранская церковь, протестант, Контрреформация, иезуиты.

Ответь на вопрос.

Каковы причины Реформации в Европе, какие слои населения ее поддерживали и почему?

7 класс. Тема «Реформация. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация»

Карточка №1. Объясни термины: Реформация, лютеранская церковь, протестант, Контрреформация, иезуиты.

Ответь на вопрос.

Каковы причины Реформации в Европе, какие слои населения ее поддерживали и почему?

7 класс. Тема «Реформация. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация»

Карточка №4. Кто эти люди, кратко охарактеризуй их деятельность?

Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Игнатий Лойола.

7 класс. Тема «Реформация. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация»

Карточка №4. Кто эти люди, кратко охарактеризуй их деятельность?

Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Игнатий Лойола.

7 класс. Тема «Реформация. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация»

Карточка №3. Объясни термины: Кальвинизм, пресвитер, пресвитерианская церковь, иезуит, религиозные войны, Контрреформация.

Ответь на вопрос. Какие причины Контрреформации, в чем она проявлялась? Какие группы людей ее поддерживали?

7 класс. Тема «Реформация. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация»

Карточка №3. Объясни термины: Кальвинизм, пресвитер, пресвитерианская церковь, иезуит, религиозные войны, Контрреформация.

Ответь на вопрос. Какие причины Контрреформации, в чем она проявлялась? Какие группы людей ее поддерживали?

Конспект урока по всеобщей истории в 7 классе по теме: Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях.

Мария I Стюарт

Конспект урока по всеобщей истории в 7 классе по теме: Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях.


Мари́я I Тюдо́р (Мария Кровавая

(или Кровавая Мэри,

или Мария Католичка)


Конспект урока по всеобщей истории в 7 классе по теме: Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях.

Елизавета I Тюдор

© 2010-2022