Программа элективного курса Мы живем на священной земле Сталинграда

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа элективного курса

«Мы живём на священной земле Сталинграда».

Пояснительная записка.

Концепция организации российского образования определила основные задачи образования и воспитания школьников. Её реализация призвана способствовать исторической преемственности поколений, развитию национальной культуры, Воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, формированию у учащихся понимания ценностей демократического общества.

Особую значимость в этой связи приобретает обращение к истории родного края, малой родины. Изучение краеведческого материала позволяет ученику осознать свою причастность к истории, узнать свои исторические корни, сохранить и развить связь поколений. Всё это делает жизнь человека более значимой, воспитывает качества гражданина и патриота своей страны.

В соответствии с современной государственной стратегией модернизации российского образования, основными результатами деятельности общеобразовательной школы должен стать не сам по себе набор знаний, умений и навыков, а ключевые компетентности в интеллектуальной, гражданско-правовой, информационно-коммуникативной и других сферах жизни.

Общекультурная компетенция продолжает формирование опыта деятельности с документами по проблемам общечеловеческой культуры.

Учебно-познавательная компетенция включает в себя развитие креативных навыков продуктивной деятельности: получение информации на основе сравнительного анализа документов, умения участвовать в эвристической беседе на основе документальной информации.

Информационная компетенция формирует систему умений: отбор информации, необходимой для решения учебной проблемы; частично-поисковый и творческий уровни деятельности.

Такая модель образования предполагает выработку способов самостоятельных действий, позволяющих человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной сферах.

Становление и развитие личности происходит на протяжении всей жизни, но особенно чётко этот процесс прослеживается в подростковом возрасте. Именно в это время закладываются многие нормы, правила, которые будут служить ориентиром для дальнейшего развития личности. В подростковом возрасте, ребёнок должен осознать себя гражданином России, жителем легендарной Волгоградской области, способным уважать и преумножать славу своей малой Родины. Поэтому данный курс, безусловно, актуален.

Цели курса:

1. Формирование гуманистической направленности личности учащихся, приобщение их к духовным ценностям, накопленным жителями нашей области в её историческом развитии.

2. Воспитание патриотических чувств, формирование гражданской позиции, ценностно-ориентированной личности, способной к самоопределению и самореализации.

3. Формирование интереса к изучению исторических персоналий.

4. Расширение кругозора учащихся и их познавательных возможностей.

После окончания элективного курса учащиеся

будут знать:

- фактический материал, касающийся Сталинградской битвы и вклада сталинградцев в общую победу;

- историю создания Сталинградского ополчения;

- подвиг;

будут уметь:

- работать с различными источниками информации, используя различные методы обработки информации;

- формировать свою собственную позицию по вопросам, рассматриваемым в рамках курса;

- анализировать первоисточники;

- вырабатывать коммуникативные навыки: создавать тексты и презентации публичных выступлений, вести дискуссию.

Формы организации занятий:

Мини-лекция, мозговой штурм, групповая работа и работа в парах, дискуссия, проектная деятельность, ролевая игра, экскурсия, круглый стол.

Контроль знаний и умений (основные виды заданий):

  1. Анализ биографий военачальников и героев Сталинградской битвы (ролевые игры, технология погружения).

  2. Анализ боевых операций (штабные игры).

  3. Составление карт боевых действий.

  4. Устные сообщения учащихся с последующей дискуссией.

  5. Работа с дидактическим и раздаточным материалом.

  6. Практические работы (компьютерные презентации, элементы стратегии «Сталинград»).

  7. Составление типологических таблиц «Подвиг железнодорожников», «Подвиг речников», «Партизанское движение», «Подвиг чекистов» и т.д.

  8. Проект из цикла «Сталинград живёт в душе моей».

Курс рассчитан на 17 часов.

Учебно-тематический план.


Рокада

«Саратов - Иловля 2»


Встреча с ветеранами

Интервью

7

Партизанское движение на территории Сталинградской области

1

Групповая работа

Очерк для «Боевого листка»

8

Юные герои Сталинграда

1

Читательская конференция

Эссе

9-10

Полководцы великой битвы

2

Мультимедийная презентация

Подготовка рефератов

11

Операции «Уран» и «Сатурн»

1

Штабная игра

Сводка боевых действий

12

Операция «Кольцо»

1

Штабная игра

Сводка боевых действий

13-15

Герои Сталинградской битвы

3

Презентации

Сообщение

16

Комсомольцы-добровольцы города Камышина

1

Выездная экскурсия в парк комсомольцев-добровольцев


17

Презентация проектов

« Сталинград живёт в душе моей»

1

Урок-презентация


Содержание программы.

  1. Введение. Вклад жителей Сталинграда и области в Великую победу (1 час).

Цели и задачи курса. Сталинградская битва - начало коренного перелома в Великой Отечественной войне. Всенародный характер Сталинградской битвы.

2. Боевой путь Донской дивизии ополчения казачьих сотен (1 час).

Объективные предпосылки создания народного ополчения. Общенародный характер войны. Июль 1941 года - начало формирования ополчения в Сталинграде. П.С. Куркин , К.И. Недорубов - предводители казачьего ополчения

3. Оперативная обстановка на Северо-Кавказском направлении летом 1942 года. Стратегическое значение Сталинграда (1 час).

Причины наступления фашистской Германии летом 1942 года на Северо-Кавказском направлении. Соотношение сил. Планы и замыслы сторон. Причины отступления советских войск. Стратегическое значение Сталинграда.

4. Всенародный подъём (1 час).

Народный характер войны. «Всё для фронта, всё для победы!»- не просто призыв, а образ жизни. Сталинградская победа - концентрация всех сил и возможностей советского народа.

5. Подвиги речников и железнодорожников (1 час).

Значимость железнодорожных и речных магистралей для обороны города и последующего контрнаступления. Истоки героизма речников и железнодорожников. Путейцы Хасамдинов, Алексинцев, Сологубов, Карабанов, Кузьменко.

Символы труда и подвига: «Гаситель», «Надёжный», «Парижская коммуна».

6. Рокада «Саратов - Иловля 2» (1 час).

Рокада - жизненная необходимость сражающегося Сталинграда. Рекордные сроки строительства - подвиг или суровая необходимость. Строители рокады: эвакуированные рабочие с западных территорий страны, военные строители, фашистские военнопленные. Строители и первые железнодорожники рокады «Саратов - Иловля 2» - жители села Умёт..

7. Партизанское движение на территории Сталинградской области (1 час).

Ситуация на оккупированных врагом территориях. Тяжёлые условия партизанской войны в Сталинградской области. Причины создания мелких партизанских групп. Результаты деятельности партизанского движения в Сталинградской области..

8. Юные герои Сталинграда (1 час).

И.Фёдоров, А.Филиппов, Л.Радыно, герои вымышленные и реальные в книгах Е.Дроботовой «Босоногий гарнизон» и «Это было в Калаче»

9. Полководцы великой битвы (2 час).

Г.К.Жуков, А.М.Василевский, А.И. Ерёменко, К.К.Рокоссовский, Н.Ф.Ватутин, Р.Я.Малиновский, В.И.Чуйков, А.И.Родимцев, Н.Н.Воронов.

Противники: генерал Паулюс, генерал-фельдмаршал Манштейн

10. Операции «Уран» и «Сатурн»(1 час).

Цели, задачи, решаемые данными операциями. Сроки проведения, задействованные силы. Ход боевых действий. Гениальность советского военного искусства. Праздник - День артиллерии.

11. Операция «Кольцо» (1 час).

Цели, задачи, решаемые данной операцией. Сроки проведения, задействованные силы. Ход боевых действий. Гениальность советского военного искусства. Итоги Сталинградской битвы.

12. Герои Сталинградской битвы (3 часа).

М.Паникаха, В.Зайцев, Р.Ибаррури, Я.Павлов, Г.Королёва, полковник Баданов, Н.Сердюков, гвардейцы полковника Людникова, «Сталинградские панфиловцы», Л.Павлюченко, А.Покальчук,, Е.Буданова, Л.Литвяк, В.Медведев,

13. Комсомольцы-добровольцы города Камышина (1 час).

Вклад жителей города Камышина в Сталинградскую победу: автоматы ППШ, противотанковые зажигательные бутылки с горючей смесью, зажигательные авиационные бомбы, денежные вклады.17 ноября 1942 года уход комсомольцев-добровольцев на защиту Сталинграда.

14. Презентация проектов « Сталинград живёт в душе моей» (1 час).

Повторительно-обобщающий урок - мультимедийные презентации проектов.

Литература:

  1. Шашков З.А. «Речники в боях за Родину».

  2. Сергеев А.П., Абалихин Б.С., Каден Г.С. «Родная земля волгоградская».

  3. Хрестоматия по истории родного края.

  4. «Люби и знай свой край» Волгоград1985 год.

  5. В.А. Красавин «Знаменосцы мужества».

  6. Хроника огненных дней. Волгоград 1992 год.

  7. Великая Отечественная война. 1941 - 1945. Энциклопедия. М., 1985.

  8. Самсонов А.М. Сталинградская битва. Монография. М., «Наука» 1989.

  9. Жуков Г.К. Воспоминания. Размышления. Мемуары. М., 1990.

  10. Чуянов А.С. Сталинградский дневник. Волгоград. 1982.

  11. Битва за Сталинград. Волгоград, 1975.

  12. Героический Сталинград. 1943.




© 2010-2022