- Преподавателю
- История
- Технологическая карта урока по теме Начало феодальной раздробленности на Руси (6 класс)
Технологическая карта урока по теме Начало феодальной раздробленности на Руси (6 класс)
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Артамонов М.А. |
Дата | 09.11.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
УРОК ПО ИСТОРИИ РОССИИ: 6 КЛАССУчитель
Артамонов М.А.
Тема урока
Начало феодальной раздробленности на Руси
Цель урока:
Формирование исторического сознания и стиля мышления школьников на основе глубокого осмысления причин политической раздробленности Руси
Планируемые ОР
Ученик по окончанию изучения темы:
- даёт собственную оценку такому явлению как политическая раздробленность государства;
- называет причины раздробления Древней Руси;
- показывает на карте основные политические центры удельной Руси;
- даёт определение основным понятиям;
- объясняет, почему раздробление Руси не привело к её исчезновению;
- рассказывает о Любеческим съезде, объясняет его значение;
- показывает на карте город Любеч;
- называет годы правления Владимира Мономаха, узнаёт его на портрете;
- даёт краткую характеристику Владимиру Мономаху;
- анализирует информацию, делает выводы;
- формулирует вопросы, направляющие познавательную активность;
Программные требования
Личностные результаты
Метапредметные
Предметные
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
-владение умением работать с различной информацией (анализировать и обобщать факты, … формулировать и обосновывать выводы и т.д.)
- владение целостным представлением об историческом пути своей страны и человечества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа
Мировоззренческая идея
Раздробленность государства- закономерный процесс экономического усиления и политической обособленности удельных владений. Сила любого государства в охранении его единства.
Программное содержание
Политическая раздробленность: причины и последствия.
План изучения нового материала
-
Причины раздробленности Руси.
-
Любеческий съезд князей.
-
Правление Владимира Мономаха в Киеве.
-
Государственное правление в период раздробленности.
Основные понятия
уделы, экономика, эксплуатация
Основные даты
1113-1125гг. - правление Владимира Мономаха в Киеве
Имена исторических деятелей
Владимир Мономах
Географические объекты
Киевское, Черниговское, Северское, Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское, Полоцкое, Смоленское княжества, Новгородская земля
Тип урока
изучение нового материала
Форма урока
традиционная
Технология
объяснительно-иллюстративного обучения
Мизансцена урока
традиционная
Оборудование урока
Учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России: 6 класс»; атлас, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация, мультимедийные редства
Домашнее задание
§9, вопросы и задания, заполнение контурной карты
ХОД УРОКАПланируемые ОР
Деятельность учителя
Деятельность уч-ся
-
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2-3 мин)
Приветствие учащихся.
Отметка отсутствующих на уроке.
Проверка готовности к уроку: учебник, тетрадь, дневник, атлас, письменные принадлежности (ручка, карандаш)
Стоя
дежурный
-
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ (10 мин.)
- анализирует информацию, делает выводы;
- формулирует вопросы, направляющие познавательную активность;
-показывает на карте основные политические центры удельной Руси;
- формулирует вопросы, направляющие познавательную активность;
Работа с картой: Сравнительный анализ двух карт
- Как называется карта на с.33? (Древняя Русь в XI в.)
- Каким цветом обозначена на карте территория Древнерусского государства? (зелёным)
- Что это означает? (территория и границы государства)
- Как называется карта на с. 88 учебника? (Русь в XII- начале XIIIв.)
- Каким цветом на ней обозначена территория Руси?
- Что это значит?
- Какие княжества образовались на территории Киевской Руси в этот период? Назовите княжества с их центрами: Новгородская земля - Новгород; Полоцкое - Полоцк; Смоленское - Смоленск; Владимиро-Суздальское - Владимир на Клязьме; Черниговское - Чернигов; Киевское - Киев и др.
Вывод: С начала ХIIв. Русь уже не единое государство, она раздроблена на отдельные «отчины» (14 княжеств и Новгородская земля), и на карте мы видим не единую цветовую гамму, а разную, как лоскутное одеяло. Страницы летописи под 1136г. сохранили горестное восклицание летописца: «Распалася Русская земля!»
- Какой возникает вопрос?
Учебник с. 33 и с.82
Фронтально
Слайд 2
Показ по карте 1 ученик у доски
1-2 ученика
Запись темы и вопроса в тетрадь
Слайд 1
-
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (20 мин.)
- называет причины раздробления Древней Руси;
- даёт определение основным понятиям;
- объясняет, почему раздробление Руси не привело к её исчезновению;
- рассказывает о Любеческим съезде, объясняет его значение;
- показывает на карте город Любеч;
- называет годы правления Владимира Мономаха, узнаёт его на портрете;
- даёт краткую характеристику Владимиру Мономаху;
- анализирует информацию, делает выводы;
-
-
Причины раздробленности Руси
Объяснение: Ученые высказывают различные точки зрения на начало раздробления:
-
что он начался со смертью Ярослава Мудрого: разделил страну между 6 наследниками в 1054г.; бесконечная череда княжеских усобиц;
-
правление Владимира Мономаха и Любечский съезд в 1097г.
-
со смертью сына Мономаха Мстислава Великого (1125-1132гг.), когда Русь распалась на несколько самостоятельных частей (удельных, т.е. самостоятельных княжеств)
Объяснение по схеме
Причины раздробления Руси
Политические Экономические
- ослабление Киева; - натуральное хозяйство;
- система местного - рост городов;
Самоуправления - усиление отдельных княжеств;
- княжеские усобицы; - эксплуатация зависимого нас-я
Работа с понятиями: экономика, эксплуатация
-
Любеческий съезд
Работа с документом
а) чтение документа
б) беда по прочитанному:
- С каким документом познакомились?
- О каком историческом событии говорится в документе?
- Какие решения приняли князья на Съезде?
Показ по карте: Любеч
Выборочное чтение
- Что заставило враждующих между собой князей собраться в городе Любече для переговоров?
- О чём они договорились?
- Какое значение имел съезд в Любече?
- Почему съезд князей не смог их объединить?
-
Правление В. Мономаха
Введение даты
1113-1125гг. - правление Владимира Мономаха в Киеве
- Почему киевские бояре пригласили на престол В. Мономаха?
Характеристика В.Мономаха (громкое чтение)
Выборочное чтение
- Почему имя В. Мономаха вошло в историю нашей страны?
Вывод: Княжение В.Мономаха и его сына Мстислава стало временем восстановления единства Древнерусского государства.
Слайд 3
Запись в тетрадь
Учебник С.84
Учебник С.83-84
самостоятельно
Слайд 4
Иллюстрация «Съезд князей в Любече»
Фронтально
1 ученик
Учебник С.75-76
фронтально
Запись даты в тетрадь
Портрет В. Мономаха
Учебник С.77
1 ученик
Фронтально
Учебник С.77-78
-
ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ (7-10 мин.)
-даёт собственную оценку политической раздробленности государства;
- называет причины раздробления Руси;
- показывает на карте основные политические центры Руси;
- даёт определение основным понятиям;
- объясняет, почему раздробление Руси не привело к её исчезновению;
- рассказывает о Любеческим съезде, объясняет его значение;
- показывает на карте город Любеч;
- называет годы правления В. Мономаха;
- даёт краткую характеристику В. Мономаху;
Повторительно-обобщающая беседа
- Что такое «политическая раздробленность Руси»?
- Почему Русь не смогла сохранить свое единство?
- Когда начался период раздробленности Руси?
- Почему Русь данного периода часто называют удельной?
- Что такое «удел»?
- Что вы знает о Любеческом съезде?
- Когда правил в Киеве В. Мономах? Каким он был?
- Какую роль в истории нашей страны сыграл В. Мономах?
- Почему раздробление Руси не привело к её исчезновению?
- Политическая раздробленность Руси - упадок или расцвет государства?
- Какой вывод можно сделать?
Чтение вывода в учебнике
Фронтально
показ по карте
Учебник С. 83
Громкое чтение 1 ученик
-
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (2 мин.)
Содержательная оценка деятельности и достижений учащихся