• Преподавателю
  • История
  • Технологическая карта урока по теме Начало феодальной раздробленности на Руси (6 класс)

Технологическая карта урока по теме Начало феодальной раздробленности на Руси (6 класс)

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК ПО ИСТОРИИ РОССИИ: 6 КЛАССУчитель

Артамонов М.А.

Тема урока

Начало феодальной раздробленности на Руси

Цель урока:

Формирование исторического сознания и стиля мышления школьников на основе глубокого осмысления причин политической раздробленности Руси

Планируемые ОР

Ученик по окончанию изучения темы:

- даёт собственную оценку такому явлению как политическая раздробленность государства;

- называет причины раздробления Древней Руси;

- показывает на карте основные политические центры удельной Руси;

- даёт определение основным понятиям;

- объясняет, почему раздробление Руси не привело к её исчезновению;

- рассказывает о Любеческим съезде, объясняет его значение;

- показывает на карте город Любеч;

- называет годы правления Владимира Мономаха, узнаёт его на портрете;

- даёт краткую характеристику Владимиру Мономаху;

- анализирует информацию, делает выводы;

- формулирует вопросы, направляющие познавательную активность;

Программные требования


Личностные результаты

Метапредметные

Предметные

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

-владение умением работать с различной информацией (анализировать и обобщать факты, … формулировать и обосновывать выводы и т.д.)

- владение целостным представлением об историческом пути своей страны и человечества;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа

Мировоззренческая идея

Раздробленность государства- закономерный процесс экономического усиления и политической обособленности удельных владений. Сила любого государства в охранении его единства.

Программное содержание

Политическая раздробленность: причины и последствия.

План изучения нового материала

  1. Причины раздробленности Руси.

  2. Любеческий съезд князей.

  3. Правление Владимира Мономаха в Киеве.

  4. Государственное правление в период раздробленности.

Основные понятия

уделы, экономика, эксплуатация

Основные даты

1113-1125гг. - правление Владимира Мономаха в Киеве

Имена исторических деятелей

Владимир Мономах

Географические объекты

Киевское, Черниговское, Северское, Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское, Полоцкое, Смоленское княжества, Новгородская земля

Тип урока

изучение нового материала

Форма урока

традиционная

Технология

объяснительно-иллюстративного обучения

Мизансцена урока

традиционная

Оборудование урока

Учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России: 6 класс»; атлас, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация, мультимедийные редства

Домашнее задание

§9, вопросы и задания, заполнение контурной карты


ХОД УРОКАПланируемые ОР

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2-3 мин)


Приветствие учащихся.

Отметка отсутствующих на уроке.

Проверка готовности к уроку: учебник, тетрадь, дневник, атлас, письменные принадлежности (ручка, карандаш)

Стоя

дежурный

  1. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ (10 мин.)


- анализирует информацию, делает выводы;

- формулирует вопросы, направляющие познавательную активность;

-показывает на карте основные политические центры удельной Руси;

- формулирует вопросы, направляющие познавательную активность;

Работа с картой: Сравнительный анализ двух карт

- Как называется карта на с.33? (Древняя Русь в XI в.)

- Каким цветом обозначена на карте территория Древнерусского государства? (зелёным)

- Что это означает? (территория и границы государства)

- Как называется карта на с. 88 учебника? (Русь в XII- начале XIIIв.)

- Каким цветом на ней обозначена территория Руси?

- Что это значит?

- Какие княжества образовались на территории Киевской Руси в этот период? Назовите княжества с их центрами: Новгородская земля - Новгород; Полоцкое - Полоцк; Смоленское - Смоленск; Владимиро-Суздальское - Владимир на Клязьме; Черниговское - Чернигов; Киевское - Киев и др.

Вывод: С начала ХIIв. Русь уже не единое государство, она раздроблена на отдельные «отчины» (14 княжеств и Новгородская земля), и на карте мы видим не единую цветовую гамму, а разную, как лоскутное одеяло. Страницы летописи под 1136г. сохранили горестное восклицание летописца: «Распалася Русская земля!»

- Какой возникает вопрос?

Учебник с. 33 и с.82


Фронтально








Слайд 2


Показ по карте 1 ученик у доски









1-2 ученика

Запись темы и вопроса в тетрадь

Слайд 1

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (20 мин.)

- называет причины раздробления Древней Руси;

- даёт определение основным понятиям;

- объясняет, почему раздробление Руси не привело к её исчезновению;

- рассказывает о Любеческим съезде, объясняет его значение;

- показывает на карте город Любеч;

- называет годы правления Владимира Мономаха, узнаёт его на портрете;

- даёт краткую характеристику Владимиру Мономаху;

- анализирует информацию, делает выводы;

-

  1. Причины раздробленности Руси

Объяснение: Ученые высказывают различные точки зрения на начало раздробления:

  • что он начался со смертью Ярослава Мудрого: разделил страну между 6 наследниками в 1054г.; бесконечная череда княжеских усобиц;

  • правление Владимира Мономаха и Любечский съезд в 1097г.

  • со смертью сына Мономаха Мстислава Великого (1125-1132гг.), когда Русь распалась на несколько самостоятельных частей (удельных, т.е. самостоятельных княжеств)

Объяснение по схеме

Причины раздробления Руси


Политические Экономические

- ослабление Киева; - натуральное хозяйство;

- система местного - рост городов;

Самоуправления - усиление отдельных княжеств;

- княжеские усобицы; - эксплуатация зависимого нас-я

Работа с понятиями: экономика, эксплуатация

  1. Любеческий съезд

Работа с документом

а) чтение документа

б) беда по прочитанному:

- С каким документом познакомились?

- О каком историческом событии говорится в документе?

- Какие решения приняли князья на Съезде?

Показ по карте: Любеч

Выборочное чтение

- Что заставило враждующих между собой князей собраться в городе Любече для переговоров?

- О чём они договорились?

- Какое значение имел съезд в Любече?

- Почему съезд князей не смог их объединить?

  1. Правление В. Мономаха

Введение даты

1113-1125гг. - правление Владимира Мономаха в Киеве

- Почему киевские бояре пригласили на престол В. Мономаха?

Характеристика В.Мономаха (громкое чтение)

Выборочное чтение

- Почему имя В. Мономаха вошло в историю нашей страны?

Вывод: Княжение В.Мономаха и его сына Мстислава стало временем восстановления единства Древнерусского государства.














Слайд 3


Запись в тетрадь




Учебник С.84


Учебник С.83-84

самостоятельно

Слайд 4

Иллюстрация «Съезд князей в Любече»

Фронтально

1 ученик

Учебник С.75-76

фронтально







Запись даты в тетрадь

Портрет В. Мономаха

Учебник С.77

1 ученик

Фронтально

Учебник С.77-78

  1. ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ (7-10 мин.)

-даёт собственную оценку политической раздробленности государства;

- называет причины раздробления Руси;

- показывает на карте основные политические центры Руси;

- даёт определение основным понятиям;

- объясняет, почему раздробление Руси не привело к её исчезновению;

- рассказывает о Любеческим съезде, объясняет его значение;

- показывает на карте город Любеч;

- называет годы правления В. Мономаха;

- даёт краткую характеристику В. Мономаху;

Повторительно-обобщающая беседа

- Что такое «политическая раздробленность Руси»?

- Почему Русь не смогла сохранить свое единство?

- Когда начался период раздробленности Руси?

- Почему Русь данного периода часто называют удельной?

- Что такое «удел»?

- Что вы знает о Любеческом съезде?

- Когда правил в Киеве В. Мономах? Каким он был?

- Какую роль в истории нашей страны сыграл В. Мономах?

- Почему раздробление Руси не привело к её исчезновению?

- Политическая раздробленность Руси - упадок или расцвет государства?

- Какой вывод можно сделать?

Чтение вывода в учебнике

Фронтально

показ по карте















Учебник С. 83

Громкое чтение 1 ученик

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (2 мин.)


Содержательная оценка деятельности и достижений учащихся



© 2010-2022